«СУД НАД РУССКОЙ ЦЕРКОВЬЮ 1666-1667
Низложив Никона, «собор» избрал на его место нового «патриарха» - Иоасафа, бывшего до этого «архимандритом» Троице-Сергиевской лавры. Затем «собор» приступил к решению дел, вызванных книжным исправлением и проклятиями Никона и греческих «иерархов», в том числе и заседавшего на соборе Антиохийского «патриарха» Макария, на древние церковные предания и обычаи.
Всеми делами на «соборе» заправлял Паисий Лигарид. От него нельзя было ожидать, что он станет на защиту Старой Веры. Нельзя было ожидать этого и от восточных «патриархов», так как никоновская реформа была совершена греками и в духе новых греческих книг, чинов и обрядов. Кроме того, к этому времени сильно возросло в Москве влияние киевлян. Малороссия была присоединена к Московскому государству, и из нее понаехало в Москву много юго-западных монахов, учителей, политиков и других дельцов. ВСЕ ОНИ БЫЛИ В СИЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ЗАРАЖЕНЫ ЛАТИНСТВОМ. Они приобрели большое значение при царском дворе. В правительственных кругах и при царе упрочивалось влияние и западных веяний. С запада пошли всякие новинки, моды, роскошь, театральные представления. Религиозность, церковность отодвигалась на задний план (38). А ПАИСИЙ ЛИГАРИД ВЕЛ В ЭТО ВРЕМЯ СЕРЬЕЗНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ С РИМОМ О СОЕДИНЕНИИ НОВОВЕРЧЕСКОЙ ЛЖЕЦЕРКВИ С ЛАТИНСКОЙ. Он склонял к этому и восточных «патриархов». Русские же нововерческие «архиереи» во всем были послушны царю. В такое-то время и состоялся «собор» по делу никоновской церковной реформы. Конечно, он осудил всех противников ее, одобрил новые книги богослужебные со всеми их погрешностями и безграмотностями, утвердив введенные Никоном новые чины и обряды, и закрепил их чудовищными проклятиями и анафемами.
Собор проклял православных христиан за то, что они знаменуются двумя перстами. Самое двоеперстие объявил еретическим - не только за выражаемое им исповедание веры, но за естественное различие между собою перстов, за их природное неравенство.
Проклял православных христиан за то, что они в Символе Веры называют Духа Святого «Истинным», признав, что одно это слово есть искажение Символа Веры и подлежит посему анафеме Вселенских Соборов.
Проклял за то, что они говорят за богослужением дважды «аллилуия», а в третий - «слава Тебе, Боже». Самую аллилуию сугубую признал в утвержденной им книге «Жезл» еретической и богомерзкой.
Проклял всех тех, кто не будет знаменаться триперстием. Самое триперстие утвердил как великий и неизменный догмат на вечные времена.
Для священнослужителей, именно для их благословений, собор, кроме триперстия, ввел еще другое, новое перстосложение, прозванное херосложным, или именословным, так как им будто бы изображается имя Icyc Христос: указательным перстом буква «I», великосредним - «с» большим и безымянным, положенными один на другой, - «X» и мизинцем - «с». Это узко-национальное перстосложение, ибо на других языках произносимое имя Спасителя (например, на еврейском - Ишуа, причем еврейскими же буквами, или на китайском и японском их же литерами) этими - да и никакими - пальцами не изобразишь. Собор, тем не менее, провозгласил, что так благословлять славянскими литерами заповедал сам Христос и что таким национальным перстосложением Он благословил Своих апостолов-евреев (см. книгу «Жезл»), тогда как всякому грамотному человеку известно, что тогда, при Христе, не существовало ни славянского языка, ни самих славян.
Проклял собор всех православных христиан за богослужение по старым, дониконовским, книгам.
В заключение собор изрек:
«Сие наше соборное повеление, и завещание, ко всем вышереченным чином, православным, предаем, и повелеваем, всем неизменно хранити и покарятися святой восточной церкве. Аще ли же кто не послушает повелеваемых от нас и не покорится святой восточной церкви и сему освященному собору, или начнет прекословити, и противлятися нам:
И мы такового противника, данною нам властию от всесвятаго, и животворящаго Духа, аще ли будет от освященного чина, извергаем, и обнажаем его всякаго священнодействия, и проклятию предаем. Аще же от мирскаго чина, отлучаем, и чужда сотворяем, от Отца, и Сына, и Святаго Духа: и проклятию, и анафеме предаем, яко еретика, и непокорника: и от православнаго всесочленения, и стада: и от Церкве Божия отсекаем, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием. А кто не уразумится и не возвратится в правду покаянием, и пребудет в упрямстве своем до скончания своего: да будет и по смерти отлучен, и часть его, и душа, со Иудою предателем, и с распеншими Христа жидовия: и со Арием, и с прочими проклятыми еретиками. Железо, камение и древеса, да разрушатся, и да растлятся: а той, да будет не разрешен, и не растлен, И яко тимпан, во веки веков, аминь» (39).
Сие «соборное узаконение» было положено в Успенском соборе в Москве «в вечное утверждение и присное в воспоминание».
Эти необычайные проклятия и анафемы возмутили даже Никона, привыкшего часто проклинать православных христиан. Он заявил, что они положены на весь православный народ и признал их «безразсудными» (40). НА САМОМ ЖЕ ДЕЛЕ ОНИ БЫЛИ НЕ ТОЛЬКО БЕЗРАССУДНЫМИ И БЕЗУМНЫМИ, НО И БЕЗЗАКОННЫМИ И НЕЧЕСТИВЫМИ И ПРЯМО - ЕРЕТИЧЕСКИМИ. «Собор» 1666-1667 гг. объеретичил и проклял всю Русскую Церковь со всеми ее святителями, чудотворцами и огромным сонмом угодников Божиих, так как, начиная с крещения князя Владимира, она учит всему тому, что предал проклятию и объеретичил собор. С самого своего начала Русская Церковь учит знаменаться двоеперстным сложением, с того времени она и Духа Святого именует в Символе Веры «Истинным», провозглашает аллилуию дважды, а в третий раз - «слава Тебе, Боже», совершает богослужение по древним книгам и т. п. Проклял «собор» и древнюю Восточную Церковь, ибо она передала России все те чины, обряды и обычаи, которые «собор» подверг такому неистовому осуждению (41).
Чтобы заставить русский благочестивый народ принять новую веру и новые книги, «собор» «благословил» мучить ослушников «соборных» определений тягчайшими казнями: заточать их в тюрьмы, ссылать, бить говяжьими жилами, отрезать уши, носы, вырезывать языки, отсекать руки и т. п. (42)
Все эти деяния и определения «собора» внесли большую смуту в Русскую Церковь и породили церковный раскол.
ПРИМЕЧАНИЯ
38. Даже в советском академическом издании «Жития» протопопа Аввакума не без удовольствия отмечается, что в то время «на Русь стремительно надвигался Запад с его мирской культурой, с «немецкими обычаями» и пытливой наукой. Все это подрывало те устои, на которых держалась старина с ее религиозным, социальным и экономическим укладом» // Москва, 1933. С. 56.
В наше просвещенное время, когда многие былые «ценности» подверглись переоценке в свете новых событий и течений, многие и нововерческие деятели и писатели начали признавать, что европейское «просвещение» послужило духовной гибели России, что в свое время вожди старообрядчества внутренне, духом прозорливости, почувствовали и предвидели. Так, нововерческий «епископ»-затворник Феофан пишет: «Нас увлекает просвещенная Европа. Да, ТАМ ВПЕРВЫЕ ВОССТАНОВЛЕНЫ ИЗГНАННЫЕ БЫЛО ИЗ МИРА МЕРЗОСТИ ЯЗЫЧЕСКИЕ, ОТКУДА УЖЕ ОНИ ПЕРЕШЛИ И ПЕРЕХОДЯТ К НАМ. ВДОХНУВ В СЕБЯ ЭТОТ АДСКИЙ УГАР, МЫ КРУЖИМСЯ, КАК ПОМЕШАННЫЕ, САМИ СЕБЯ НЕ ПОНИМАЯ». См.: Рождество Христово // «Православная Русь». 1938. № 24. Известный светский писатель-философ В. В. Розанов заявляет в своей книге «Опавшие листья»: «ВСЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ XIX ВЕКА ЕСТЬ МЕДЛЕННОЕ, НЕОДОЛИМОЕ И, НАКОНЕЦ, ВОСТОРЖЕСТВОВАВШЕЕ ПРОСАЧИВАНИЕ ВСЮДУ КАБАКА». «ЕВРОПА, - пишет Розанов, - ЕСТЬ КОНТИНЕНТ ИСПОРЧЕННОЙ КРОВИ», «континент УПАВШЕЙ ДУШИ И ОПАВШИХ КРЫЛЬЕВ». Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. Париж. С. 220 и 223. Не менее резко отзывается о европейской цивилизации, которая уже в царствование Алексея Михайловича заразила русские правящие верхи: «... воздух ее удушлив», это «ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ВАРВАРСТВО», «НА ВЕРШИНАХ ЦИВИЛИЗАЦИИ ПРОИСХОДИТ И ВОЗВРАТ К ПЕРВОБЫТНОЙ ОРДЕ». Зеньковский В. В. О рабстве и свободе человека. Париж. С. 84, 102, 108 и 116. ВЕСЬМА ХАРАКТЕРНО, ЧТО ДАЖЕ ОККУЛЬТИСТЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ ВОСКЛИЦАЮТ: «ДО ЧЕГО НАГЛО И МЕРЗКО ЛИЦО НАШЕЙ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ». Зильберсдорф Е. А. Воспитание духа. Рига, 1936. С. 11. С КАКИМ УЖАСОМ ДОЛЖНЫ БЫЛИ СМОТРЕТЬ НАШИ ДАЛЕКИЕ БЛАГОЧЕСТИВЫЕ ПРЕДКИ НА ЕГО [Запада] «ЛИЦО», КОТОРОЕ В ТО ВРЕМЯ ВЫГЛЯДЫВАЛО СТРАШНОЙ КРОВАВОЙ И ГНУСНОЙ РОЖЕЙ.
КАК ГЛУБОКО ВЕРНО ПОНЯЛ И ОПРЕДЕЛИЛ СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ НОВЫЙ ПИСАТЕЛЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Д. С. МЕРЕЖКОВСКИЙ: «Старообрядчество, - пишет он, - ДРЕВЛЕЕ БЛАГОЧЕСТИЕ СО СВОИМ ДОБРОВОЛЬНЫМ МУЧЕНИЧЕСТВОМ - самосожжениями в срубах, со своим ожиданием конца и второго пришествия, со своим БУНТОМ ПРОТИВ ВСЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ НОВОЙ [...] КАК ВОПЛОЩЕНИЯ «ДУХА АНТИХРИСТОВА» - [...] небывалое во всемирной истории возрождение эсхатологического самочувствия первых веков Христианства. Апокалипсис нигде никогда не [...] если не понят, то почувствован так, как в русском старообрядчестве, т. е. в самой... пламенной религиозной стихии русского народа». Мережковский Д. С. Полное собрание сочинений. Т. XIV. С. 141. (Дополнительное весьма яркое староверческое обличение нововерческого антихристова духа опубликованное Д.С. Мережковским можно найти в душеполезной публикации «ЦАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ ОБ АНТИХРИСТОВОМ ЛЖЕПРИЧАСТИИ»:
http://procvetitel.livejournal.com/56979.html )
39. Приведено это «изречение» «собора», с соблюдением орфографии подлинника, по изданию «Братства св. Петра митрополита» в Москве. 1893. Л. 7.
40. Соловьев С. М. История России. Издание Товарищества Общ. Польза. Т. XI. Стлб. 275.
41. «О, безумие и сумасшествие проклинателей! Не стыдятся произносить анафему. Впрочем, как черви питаются, вращаясь в грязи, так и они, привязавшись к этой мысли, не знают границ и стараются опозорить Святую Церковь, между тем как сами достойны проклятия: потому что благословляющие ее, как говорит Божественное писание, благословенны, а проклинающие ее прокляты». Деяния Вселенских Соборов. Т. VII. С. 269. «Итак, БОЛЕЗНИ ИХ ОБРАТИЛИСЬ НА ГОЛОВЫ ИХ. АНАФЕМА, КОТОРУЮ ОНИ, СУЕСЛОВЯ, ИЗРЕКЛИ, ПРЕБУДЕТ ВЕЧНО НА НИХ САМИХ» (Там же. С. 268).
Когда один из сторонников еретика Нестория произнес такую анафему: «Кто скажет, что Святая Дева есть Богородица, тот анафема», - то несмотря на то, что она произнесена еще на будущее время (кто скажет еще), св. Кирилл Александрийский объяснил, что она простирается и на прошедшее время, ибо и до Нестория Церковь Святая учила почитать Деву Марию именно Богородицей. «Таким образом, - заключает св. Кирилл, - не только на нас и на других епископов всей Вселенской Церкви, еще живых, но и на наших отцов, отшедших к Богу, произнесена анафема». Деяния Вселенских Соборов. Т. I. С. 140. Ясно, что и московские анафемы имеют такое же значение. ЯСНО, ЧТО И ОНИ, В СУЩНОСТИ, ЛЕГЛИ НА САМИХ ПРОКЛИНАТЕЛЕЙ.
42. Книга Деяний «собора» 1666-1667 гг. Лист 81-82.»
Часть 1:
http://procvetitel.livejournal.com/185490.html Часть 2:
http://procvetitel.livejournal.com/186029.html Часть 3:
http://procvetitel.livejournal.com/186445.html Часть 4:
http://procvetitel.livejournal.com/187262.html Часть 5:
http://procvetitel.livejournal.com/187677.html Часть 6:
http://procvetitel.livejournal.com/188910.html Часть 7:
http://procvetitel.livejournal.com/189628.html Часть 8:
http://procvetitel.livejournal.com/191160.html ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ