«ГОНЕНИЕ НА КРЕСТ ХРИСТОВ
ЦЕРКОВЬ СВЯТАЯ ИМЕЕТ ТРИ ВИДА КРЕСТА: ЧЕТВЕРОКОНЕЧНЫЙ, ШЕСТИКОНЕЧНЫЙ, ВОСЬМИКОНЕЧНЫЙ (58). ВСЕ ОНИ «СВЯТОЛЕПНО» ЧТУТСЯ И ПРОСЛАВЛЯЮТСЯ. НО КАЖДОМУ ВИДУ УСТАНОВЛЕНО СВОЕ МЕСТО. КРЕСТ ВОСЬМИКОНЕЧНЫЙ ЕСТЬ КРЕСТ СОВЕРШЕННЕЙШИЙ в том смысле, что он полностью представляет собою Крест Голгофский, на котором был распят Христос. О нем именно пророчествовал великий пророк Исаия: «Слава Ливанова к тебе приидет - кипарисом, певгом и кедром вкупе, прославит место святое Мое, и Я прославлю место ног Моих» (Исаии, 60: 13). Как разъясняют церковные учители, прямое древо Креста Христова было из кипариса; поперечное, на котором были пригвождены пречистые руце Спасителя, из певга, и подножие, к которому были прибиты ноги Христовы, - из кедра (59). Собственно, и шестиконечный Крест есть совершенный Крест, именно на шестиконечном был распят Христос, как воспевает Церковь за богослужением: «На кипарисе и певге и кедре вознесся еси Агнче Божий» (60). Два остальных конца восьмиконечного креста составляет титлу, о которой говорится в самом Евангелии: «Пилат же написал и надпись и поставил на Кресте. Написано было: Исус Назарянин, Царь Иудейский» (Иоанна, 19: 19). С этой титлой полнее изображается Голгофское событие (61). ЧЕТВЕРОКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ СЧИТАЕТСЯ «СОКРАЩЕННЫМ»: он применяется в миропомазании, маслопомазании, в священническом или архиерейском осенении рукою или свечами, в ограждении себя рукою, а также на священных облачениях, на покровцах и на других церковных вещах. Восьмиконечный Крест, как полный, ставится или изображается на всех важных и видных местах: на церковных главах, на престолах, антиминсах, на просвирах, на всенощных хлебах, на артусе (62), на панагиарном (63) хлебе и на других многих местах и вещах. На четвероконечном Кресте не изображается распятие Господа, оно имеется лишь на шестиконечном и восьмиконечном Кресте. Шестиконечный Крест, то есть трисоставный, по учению Церкви представляет собой и образ Святой Троицы, как поется за богослужением: «Крест трисоставный честное древо Троицы бо носит трисоставный Образ». Три части Креста (древо прямое, поперечное и подножие) изображают три лица Святой Троицы (64) . Подножие Креста Христова во многих местах богослужебных книг воспевается и прославляется: «Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть», - возглашает прокимен за службой Кресту Христову (65). К четвероконечному кресту это призывание не применимо, так как он не имеет подножия.
Так древлеправославная Церковь всех времен прославляла Крест Христов и каждый из его видов имела на своем месте. После отпадения от Истинной Церкви латинянских западных еретиков (1054 г.) восьмиконечный Крест стал символом Православия, а четвероконечный - символом латинства. Он и получил у нас в России название «латинского» креста, или даже «крыжа» (польское название). В западной латинянской «церкви» нигде теперь не заметишь ни восьмиконечного, ни шестиконечного креста, а лишь один четвероконечный. В России же Крест восьмиконечный получил некоторое преимущество. Он свидетельствовал о совершенстве и чистоте русского Православия и благочестия. Крест восьмиконечный стал выражать собою не только победу Христа над смертью и над диаволом, не только красоту церковную и царям державу, но и торжество Истинного Православия, победу над еретиками и прежде всего - над латинщиками. По выражению одного современного писателя, философски мыслящего, «православно-русский осьмиконечный Крест есть центр вселенной, возводящий на райские высоты» (66). Другой современный писатель, говоря о светильце Кресту, где сказано что «Крест - красота церковная», разъясняет: «ЗДЕСЬ ИМЕЕТСЯ В ВИДУ НЕ ТОЛЬКО ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ КРАСОТЫ КРЕСТА, НО И ВНЕШНЕЕ ИЗЯЩЕСТВО ЭТОЙ КРАСИВЕЙШЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ, УКРАШАЮЩЕЙ ХРАМЫ БОЖИИ ИЗНУТРИ И ИЗВНЕ» (67). Восьмиконечный Крест действительно имеет такую внешнюю красоту, чего нельзя сказать о четвероконечном кресте (68). Русские твердо верили, что святые храмы и затонувшего града Китежа «увенчаны были восьмиконечными крестами» (69) . Всюду во всей России, на всяком подобающем месте возвышались и сияли своим благолепием восьмиконечные кресты Христовы: на святых храмах Божиих, на колокольнях, над входными воротами в ограду церковную, даже над воротами или калитками каждого дома христианского, а внутри церквей - на престолах Господних, на антиминсах, на просвирах, на всенощном хлебе, на артусе, на панагиарном хлебе; возвышался он над хоругвями, сам будучи хоругвию Христианства, над дверями церковными и во всех других местах храма Божия, где полагался Крест; на груди всякого русского человека висел восьмиконечный крестик, хотя и на четвероконечном, как на основе изображенный; на всех могилах умерших православных людей ставился обязательно восьмиконечный крест; на перекрестках проселочных дорог необъятной страны тоже возвышались восьмиконечные кресты и свидетельствовали о благочестии и усердии русского народа. Словом, вся Святая Русь украшена была восьмиконечными крестами.
Так было до никоновского патриаршества. А с этого времени начинается изгнание этого Креста Христова со всех его мест, сначала излегка, постепенно, потом со все более и более усиливающейся настойчивостью и, наконец, с откровенной наглостью, даже с остервенением, с ненавистью и ругательствами. Сбросили его с Храмов Божиих, изгнали с просвир, с артуса, с хлеба всенощного, даже с панагий и антиминсов. Всюду его преследовали и вытравляли. С грустью и скорбью сетовал тогда великий и несокрушимый ратоборец за Древлеправославную Церковь и за Святую Русь богатырь-протопоп Аввакум: «Слышите, братие, - обращался он к верным чадам Святой Церкви, - что апостол Павел приказывает: стойте крепко за Христа. Свободные мы с вами люди: свободил нас Христос от греховного ига, снял с нас кошель сей с червями, пригвоздив е на кресте трисоставном крепко четырьми гвоздьми железными, а не трема, якоже костел римский с никонианы мудрствуют, - ноги прибиты гвоздем одным, на крыже, без подножия. Чему быть? Что велит диавол, то и делают. По апостолу: под игом работы держатся. Впряжены в колесницу четвероконну, везут быстро, все розно тащат еретики из церкви той. Апостолы и седмь Соборов святых отец, и пастыри, и учители о Святем Дусе исполнили святую Церковь догматою, украсив ю, яко невесту, кровию своею, со Христом запечатав, нам продали; а антихристова чад и разграбили, зело разорили и крест с маковицы Христов стащили трисоставный и поставили крыж латинский четвероугольный (70), и из церкви той выбросали и жертву переменили, молитвы и пение, ВСЕ НА АНТИХРИСТОВО ЛИЦЕ УСТРОИЛИ. Чему быть? Дети ево; отцу своему угладили путь. Аще и не пришел он еще ПОСЛЕДНИЙ ЧОРТ, но СКОРО УЖЕ БУДЕТ (БОЛЬШИНСТВО ИСТИННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН-СТАРОВЕРОВ ПРИЗНАЮТ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ АНТИХРИСТОВА ЦАРСТВА СО ВРЕМЕН ПЕТРА ПЕРВОГО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТАВШЕГО ВСКОРЕ ПОСЛЕ НИКОНА И АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ЗАКРЕПИТЕЛЕМ И УСУГУБИТЕЛЕМ ВСЕГО ИХ АНТИХРИСТОВА АПОСТАТСТВА. ПОДРОБНЕЕ О БОГОДУХНОВЕННЫХ СВЯТООТЕЧЕСКИХ НАСТАВЛЕНИЯХ И ТЕОЛОГУМЕНАХ ОБ АНТИХРИСТЕ МОЖНО ПРОЧЕСТЬ ЗДЕСЬ:
http://procvetitel.livejournal.com/31608.html ;
http://procvetitel.livejournal.com/31437.html ;
http://procvetitel.livejournal.com/41612.html ).
Все уготовали предотечи его и ПЕЧАТЬЮ ЛЮДЕЙ БЕДНЫХ, СЛЕПЫХ ПЕРЕПЕЧАТАЛИ, ТРЕМА ПЕРСТЫ И РАЗВРАЩЕННОЮ МАЛАКСОЮ (71). Вы же, братия, НАЗИДАЮЩЕСЯ СВЯТОЮ ВЕРОЮ ВАШЕЮ, СТОЙТЕ КРЕПКО ЗА СВЯТУЮ ЦЕРКОВЬ И ОТЕЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ УМИРАЙТЕ; НЕ ДАВАЙТЕ ГРАБИТЬ ВОРАМ МАТЕРИ СВОЕЯ, В НЕЙ ЖЕ РОДИХОМСЯ ДУХОВНЫМ ПОРОЖДЕНИЕМ» (72). В таком духе призывали и другие пастыри того времени, пораженные этим беспримерным глумлением над крестом шестиконечным, вернее, восьмиконечным, так как Пилатова титла ставилась именно на шестиконечном кресте. На четвероконечном она никогда не ставилась, как нет ее ни в Римской «церкви», ни в никонианской, лишь бумажная надпись встречается.
Особенно возмутительно и нечестиво было изгнание Креста Христова восьмиконечного вида с просвир, с дискоса и с самого Агньца, пресуществляемого в Тело Христово. По старым Служебникам он изображался здесь в кругловидной печати, с тростию, копием, с голгофским возвышением и с Адамовой главой, т. е. изображалось во всей полноте голгофское событие. По определению «соборов» 1666-1667 гг. все это было уничтожено, даже кругловидная печать, символизировавшая, по толкованию св. отец, бесконечность Божества (73) , была устранена, а на месте всей этой догматической печати поставлен четыреугольник без всякого символического обозначения и в нем - четвероконечный крест с надписью по его сторонам: IС ХС с титлами сверху и НИКА. Такой вид креста и с такой надписью был явлен на небе Великому Константину, Императору Римскому, о чем повествуется в его житии и в Историях церковных. Таким образом Голгофская картина заменена на самом даже Агньце видением Константину Императору, причем это новое установление, совершенно неведомое Древней Руси, было закреплено страшными проклятиями и анафемами (74). Было отчего смутиться русскому благочестивому народу и почувствовать ДЫХАНИЕ АНТИХРИСТА ОТ ЭТОЙ ЕРЕТИЧЕСКОЙ «ЧЕТВЕРОКОННОЙ КОЛЕСНИЦЫ», как поименовал Аввакум все это сонмище, восставшее на Крест Христов.
Восьмиконечный Крест Христов был в такой неистовой степени преследуем и ненавидим, что один из «святителей» новой «церкви» именовал его «раскольническим» и «брынским» (75). По требованию собора 1666 г. печати с восьмиконечным Крестом отбирались у просвирниц (76), сами просвирницы держались скованными на цепи за одну только эту вину, что печатали просвиры печатью с восьмиконечным крестом: «Чтобы впредь у просвирниц таких печатей отнюдь не было» (77). «Архиереи» рассылали по епархиям строгие приказы: досматривать, не причащают ли попы «просвирами старыя печати крестов», таковых «отказать от божественныя службы», а просвирниц «держать в монастыре, скованных на цепях» (78). Новопоставленный «епископ» на только что открывшуюся новую Холмогорскую епархию ежегодно требовал от своих сборщиков по епархии наблюдать, чтобы «священники в приходах служили литургию над пятью просфорами, печатанными крестом четвероконечным» (79). По свидетельству современников, «тогда ревнующие о новопреданиях в архиерейских приказах новопоставленные архимандриты, игумены и поповские старосты, и приказные по селам старцы, и иные по их научению, тыя древлеправославные Христианы имаху, вязаху, мучаху различными томлениями, и егда уведяху кия по древлеправославному на просвирах воображаху трисоставный крест Христов, тыя мнози укоряху сице: раскольники и противники, по раскольнически просфоры печатают, и мучаще их за то, разоряху» (80). Когда староверцы того времени запросили одного из виднейших и авторитетнейших «архиереев» новой «церкви», именно Питирима, «митрополита» Нижегородского: «Аще который иерей ныне во святей церкви отслужит литургию, по старопечатным служебникам, на седьми просфорах с воображением Честнаго Креста с подножием и с прочею обычною подписию («Се Агнец Божии, вземляи грехи мира»), будет ли пречистое Тело и кровь Христова или ни?», - тот ответил: «Аще котории попы, невежд и суще, вами прельщеннии и весьма развращеннии, ныне дерзнут тако служити, противящеся восточней и великороссийстей церкви и выше помяновенней соборной клятве, таковии суть прокляти и отлучени и извержени, и весьма священнослужения обнажени. И от таковых собором проклятых и изверженных и священства обнаженных НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СУЩЕЕ СВЯТОЕ ТЕЛО И КРОВЬ ХРИСТОВА ВЕСЬМА» (81). Противящиеся в данном случае лишь в служении на семи просвирах с печатью восьмиконечного Креста (82) - и за это одно они «прокляты и священства обнажены». Не только восьмиконечный Крест был причиною проклятия и недейственности пресуществления просвирного хлеба в Тело Христово, но и изображение копия и трости на просвирной печати (83). Вся Голгофская картина была изгнана с жертвенника алтарного, и не только изгнана, но и осуждена, опозорена, поругана. Другой авторитетный «архиерей» того времени, «архиепископ» Феофилакт Лопатинский, в своей книге «Обличение» восклицает: «Зрите, православнии, коликий смертоносный яд, коликое нечестие сии злокозненнии мужики под осмиконечным крестом своим и под своима двема перстема содержат» (84). Нужно заметить, что такие книги «архипастырские», как только что упомянутое «Обличение» и вышецитированная «Пращица», были голосом всей тогдашней правящей «иерархии»: они издавались с разрешения и «благословения» «святейшего синода», по предварительном их рассмотрении и одобрении. Поход против Креста Христова был делом всей никонианской «церкви». Вся она за него ответственна и повинна.
Церковь Христова с апостольских времен ввела в чин крещения ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ КРЕЩАЕМОМУ - НОСИТЬ КРЕСТ ХРИСТОВ НА СЕБЕ ВСЮ ЖИЗНЬ СВОЮ ПОСТОЯННО И НЕИЗМЕННО. В дониконовских требниках в чине Св. Крещения говорится: «Та же иерей прием крест с гайтаном, и, ограждая им крещаемого, глаголет: «Силою и заступлением Честного Креста Твоего сохрани его, Господи». И приложа ко устам младенца, надевает на выю его. Посем возлагая на него срачицу (85) и пояс, глаголет: «Одевается раб Божий, имярек, одеянием веселия и возрадования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». Никоновские книжные справщики выбросили и крест и пояс, оставили лишь срачицу. В новом никоновском чине «крещения» до сих пор говорится лишь: «И облачая его (крещаемого) в одеяния, глаголет: «Облачается раб Божий, имярек в ризу правды во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь» (86). НИКАКОГО КРЕСТА НА «КРЕЩАЕМОГО» НЕ ВОЗЛАГАЕТСЯ ПО НОВОМУ ЧИНУ - ни восьмиконечного, ни шестиконечного, ни даже четвероконечного. Из всех вышеперечисленных мест изгнанный восьмиконечный крест заменен четвероконечным, а тут, в «таинстве крещения», ничем и никак не заменили его никоновские справщики. Очевидно, ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ ОГРОМНОЕ БОЛЬШИНСТВО НИКОНИАН НЕ ТВОРЯТ НА СЕБЕ НИКАКОГО КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ НИ ПРИ КАКИХ СЛУЧАЯХ. А ОСТАЛЬНЫЕ ЕСЛИ И ТВОРЯТ ЕГО, ТО В ТАКОМ ВИДЕ И С ТАКОЙ НЕБРЕЖНОСТЬЮ, ЧТО, ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА, ТАКОМУ «МАХАНИЮ ЛИШЬ БЕСЫ РАДУЮТСЯ». СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ТАКОЕ «МАХАНИЕ» ТВОРЯТ НА СЕБЕ НЕ ТОЛЬКО МИРЯНЕ, НО И «ДУХОВНЫЕ» ЛИЦА: «СВЯЩЕННИКИ», А ТАК ЖЕ И ДРУГИЕ «ВЫСШИЕ» «ИЕРАРХИ» НИКОНО-ПЕТРОВСКОЙ ЛЖЕЦЕРКВИ.
О Древней Руси до никоновской реформы, т. е. о старообрядческой, Ф. М. Достоевский говорит: «ОНА ПОНИМАЛА, ЧТО НЕСЕТ ВНУТРИ СЕБЯ ДРАГОЦЕННОСТЬ, КОТОРОЙ НЕТ НИГДЕ БОЛЬШЕ - ПРАВОСЛАВИЕ, ЧТО ОНА ХРАНИТЕЛЬНИЦА НАСТОЯЩЕГО ХРИСТОВА ОБРАЗА, ЗАТЕМНИВШЕГОСЯ ВО ВСЕХ ДРУГИХ НАРОДАХ» (87). Никон и все сподвижники его реформы, напротив, объявили эту святую Русь еретической, армянской, проклятой, и поэтому они так бесстыдно и нагло преследовали ее великую драгоценность - настоящий Христов образ, заменив его то «латинским крыжем», то «бесовским маханием» или пустотой.
Неистовое презрение к Кресту Христову и жесточайшее гонение на него привело в наше уже время некоторых архипастырей нововерческой «церкви» к отрицанию его смысла и существенной спасительной его силы. Знаменитейший богослов нововерческой «церкви» и самый выдающийся «митрополит» ее Антоний Храповицкий, председатель «синода» Зарубежной «церкви», учит, что Крест Христов «не имеет искупительной силы», что «искупление совершилось до Креста», в Гефсиманском подвиге Христа. Крест, таким образом, совсем теряет свою спасающую силу. У «митрополита» Антония есть и последователи такого его «догматического учения об искуплении»: «архиепископ» Илларион, бывший инспектор Московской духовной академии, профессор-«протоиерей» Светлов (Киевской духовной академии), писатель «иеромонах» Тарасий и другие. Нам нет надобности разбирать это новое догматствование «архипастырства» нововерческой церкви (88). Мы лишь отмечаем, что такое отрицательное отношение к Кресту Христову есть результат векового гонения никониан против Креста восьмиконечного. Благочестивые люди никоновской эпохи верно почуяли, что изгнание Креста Христова с подобающих ему мест есть действительно ПУТЬ К АНТИХРИСТУ, поэтому они так ревностно, до мучения и смерти, и стояли за Его честь и святость.
ПРИМЕЧАНИЯ
58. В святоотеческой литературе и в богослужебных книгах нет этих названий. Там кресты именуются: двучастным, тричастным, или трисоставным, и четверочастным, соответственно количеству частей, из которых крест состоит. Например, на службе на Воздвижение Честнаго Креста 14 сентября поется: «Четвероконечный мир днесь освящается, четверочастному воздвизаемому Твоему Кресту, Христе Боже наш» (на утренних стихерах). Это именно восьмиконечный Крест Христов.
59. Григория Амиритского в разглаголании с Ерваном. Беседа третьего дня.
60. Октая, в среду и пяток седальны на утрени третьего гласа.
61. В Малом Катихизисе, издания патриарха Иосифа, говорится: «Царем Вечным называет Его (Христа) Ангел, благовествуя (Луки, I): и даст Ему Господь Бог престол Давыда Отца Его, и воцарится в дому Иаковли вовеки и царствию Его не будет конца, яко же и титла, яже на Кресте Его свидетельствует (Иоанн, 10): Исус Назарянин, Царь Иудейский» (лист 7 и об., объяснение 2-го артикула Символа). По эму на крестах восьмиконечных пишется и эта Пилатова надпись». Этого требует и Большой Соборник, глава 48: Слово св. Иоанна Златоустаго в среду Страстной недели, лист 527 об. и 528.
62. Артус, артос (греч. - квасной хлеб) - просфора большая всецелая, освящаемая на первый день Пасхи. Олицетворяет Пасху, Агнца, «вземляюще грехи мира». - Ред.
63. Панагиарный хлеб - Богородичная просфора. - Ред.
64. Противники восьмиконечного Креста пытаются вытолковать образ Святой Троицы в четвероконечном Кресте, несмотря на столь ясное указание в приведенном тексте на трисоставный крест. Св. Григорий Синаит. Канон Кресту, песнь 8-я. [...] на шестиконечный или восьмиконечный, если не считать [...] Крест Четвероконечный имеет четыре конца, как ясно [...] состоит из двух древ, [...] изобразить тричислие, т. е. три лица Святой Троицы. «По древам ли? Но сих два токмо. По концам ли? Но сих четыре суть. По совокуплению ли? Но сие едино есть. Убо како и чем двучастному кресту тричислена именования Святой Троицы изображати, недоумеемся». Поморские Ответы, 69-й ответ. Авторам никонианских книг «Скрижаль», «Пращица» и «Розыск» пришлось прибегать к натяжкам и уловкам, чтобы в двучастном. кресте, имеющем четыре конца, истолковать три Лица Святой Троицы. Одни из них прямое древо разделили надвое и применили эти две части к двум Лицам Святой Троицы, а цельное, поперечное - к третьему Лицу; а другие поперечное древо разделили надвое и отыскали тогда два Лица Святой Троицы, а прямое оставили целым и еще одно Лицо нашли в нем. Но с такой легкостью можно и в одном жезле (единичном предмете) отыскать образ трех Лиц, разделив его просто на три части. Современный парижский богослов эмигрантской «церкви» (евлогианской ориентации) «о». С. Булгаков прибег к иной уловке, чтобы в четвероконечном кресте вытолковать образ Святой Троицы. Он привел сначала текст канона святому Кресту: «Крест трисоставный Троицы бо носит триипостасныя образ». ДО КАКОГО ПОМРАЧЕНИЯ ДАЖЕ В НАШЕ ВРЕМЯ И ДАЖЕ ВЕСЬМА СВОБОДОМЫСЛЯЩИЕ БОГОСЛОВЫ ПРОПИТАНЫ НИКОНИАНСТВОМ, ЧТО НЕ ВИДЯТ ТОГО, ЧТО САМИ ЖЕ ЧИТАЮТ И ПРИВОДЯТ. Ясно же говорится в приведенном тексте о трисоставном кресте, т. е. состоящем из трех частей, в других местах богослужебных книг он называется и тричастным. Именно в нем, в трисоставном, выражается образ Святой Троицы. Зачем же отыскивать этот образ в двучастном, в двухсоставном, т. е. в четвероконечном кресте? Неужели до сих пор еще жива прежняя ненависть к шестиконечному или восьмиконечному Кресту Христову? Вместо креста о. Сергий нарисовал два ватерпаса, обозначив их концы тремя звездочками. Звездочки действительно имеют число три. Потом эти два ватерпаса совокупил вместе их основаниями, получился четвероконечный крест. Может быть, это на современный взгляд и остроумно. Но не отвечает все-таки образу Святой Троицы: ватерпасы еще имеют образ тричислия - каждый в отдельности. Но когда их соединили, то получилось шесть звездочек, что уже не имеет образа Троицы, или, в крайнем случае, - четыре звездочки, что тоже не отвечает тричисленному образу. Но спрашивается: ЗАЧЕМ ЖЕ ВСЯ ЭТА ИГРА? ДЛЯ ЧЕГО ПРИБЕГАТЬ К ТАКИМ ФОКУСАМ? Совершенно верно говорит «о.» Булгаков: «Образ креста действительно есть Троицы Триипостасной образ. Это есть некоторый непосредственный символ, прямая икона триипостасности» // «Православная мысль». Париж, 1928. Вып. I. С. 69. Но это именно трисоставный Крест, а не двусоставный, шестиконечный, а не четвероконечный.
65. Любопытно, что в Четь-Минее Димитрия Ростовского в предисловии к декабрьской книге дается такое объяснение о Кресте Христовом: «Тако предают отцы древнейшие и святый Иустин и св. Ириней, довольно яве сказующий, яко обе нозе Христово стоясте на подножии Креста» (Издание Киево-Печерской лавры).
66. Так выразился известный в эмиграции писатель Л. И. Карсавин; он дал «графический анализ крестного символа» во втором томе своей книги «О началах». К сожалению, у нас нет под руками этой книги, и мы вынуждены процитировать его по примечанию другого эмигрантского писателя, В. Н. Ильина, к его статье «Основные вопросы символики Креста Господня». «Православная Мысль». Вып. I. С. 131.
67. Только что поименованный писатель В. Н. Ильин. Там же. С. 130.
68. ЧЕТВЕРОКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ НАЧАЛИ УРОДОВАТЬ ТЕМ, ЧТО КОНЦЫ ЕГО СТАЛИ ОВАЛЬНЫМИ, И ПОЛУЧАЕТСЯ ИЗ НЕГО УЖЕ НЕ КРЕСТ, А ЦВЕТНИК. ЗАТЕМ НАЧАЛИ ЕГО ИЗОБРАЖАТЬ, ГДЕ ПОПАЛО: НА КАРТАХ ИГРАЛЬНЫХ, НА КОВРАХ, НА ПАРКЕТНЫХ ПОЛАХ, НА ГАЛОШАХ И ТАКИМ ОБРАЗОМ СОВСЕМ ЕГО ОБЕСЦЕНИЛИ И ПОПРАЛИ. Старобелокриницкая «иерархия» в своем «Окружном послании» 1862 г. ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ СВОИХ ЧАД ОТ ТАКОГО ГЛУМЛЕНИЯ НАД КРЕСТОМ ХРИСТОВЫМ.
69. «Священник» Дурылин С. Церковь невидимого града. С. 22.
70. Некоторые никонианские писатели признают такое название четвероконечного креста хулением, даже «синод» считал его «страшным и нестерпимым хулением» // Братское Слово. 1886. Т. I. С. 591. Изъяснение. Но еще соборная книга «Жезл» разъяснила: «Крыж в польстем языце не что ино знаменует, токмо еже славенски - крест, гречески же - ставрос, латински паки - крукс. Несть в самом деле укоризна Кресту Господню именоватися крыжем» // Издание 2-е. Ч. I. Возобл. 23. Л. 51. Даже в наше время от самих никониан не редкость встретить это название: «Крест латинский». Так, нами уже упоминавшийся славянофил И. В. Киреевский писал: «Удивительно, что в русской университетской типографии кресты все латинские» (Цит. по: прот. Четвериков С. Оптина пустынь. С. 142). Даже сам обер-прокурор «синода» К. П. Победоносцев в письме к царю Александру III возмущался: «В Галиции полиция снимает русские шестиконечные кресты и заменяет их латинскими». Письма Победоносцева к Александру III. 1926. Т. II. С. 11. Пожалуй, ПРИ НИКОНЕ ПОБЕДОНОСЦЕВ БЫЛ БЫ АВВАКУМОВЦЕМ.
71. «Малаксою» - значит именословным перстосложением: так прозвали его по имени одного еретического писателя, [мнение] которого никониане приводили в защиту этого перстосложения.
72. Аввакум. Житие... Указ. изд. С. 222, 223.
73. Про то же говорит и философия: «Круг, - замечает Гегель, - всегда считался символом бесконечности, вечности. Круг есть [законченное] [...] пространство, замкнутое в себе, существующее для себя». Цит. по: Фишер. История новой философии. Т. VIII. Ч. I. С. 468. В кругловидной печати на просвирах была надпись: «Се Агнец Божии, вземляи грехи всего мира», - взятая из Евангелия (Иоанна, 1: 29). Круг бесконечности и свидетельствовал о вечности Агньца Божия.
74. Книга деяний «собора» 1666 г. Л. 37; «собора» 1667 г. Л. 2, 6-7.
75. Димитрий, «митрополит» Ростовский. Розыск.
76. Просвирница, просвирня - женщина, занимающаяся выпечкой просфор (просвир). - Ред.
77. Книга Деяний «собора» 1666 г. Л. 38 об.
78. Акты Исторические. Т. IV. № 203. Приведено в книге: Филиппов Т. И. «Современые церковные вопросы». С. 325-326.
79. Архангельские губернские ведомости. 1909. № 5; Христианские чтения. 1906. Ч. 222. С. 81.
80. Керженские ответы. Ответ на 57 вопрос.
81. «Пращица» Питиримова, ответ 212. Была попытка этот ответ направить против так называемых беглых «попов». Но она оказалась несостоятельной. Питирим имел в виду именно нововерческих «попов», служивших в никонианской «церкви» на просфирах с восьмиконечным крестом. Филиппов Т. И. С. 339-342.
82. В определении «собора» 1666 г. сказано: «Аще кто не послушает хотя в едином чесом». Л. 48.
83. Питирим с насмешкой утверждал, что в старых просфирах с печатью восьмиконечного Креста с копием и тростию и главою Адамовой - все это превращается в Тело Христово. Пращица. Первых изданий. Л. 82 об. На это тогда же старообрядцы ответили, что предлежащий на престоле «Агнец пресуществляется в Тело Христово». Керженские Ответы. Ответ 80. Однако глумление Питиримово приводили миссионеры и самого последнего времени, включительно до наших дней, ЗАБЫВАЯ, ЧТО ЭТИ СТРЕЛЫ ОНИ НАПРАВЛЯЮТ И ПРОТИВ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ, И ПРОТИВ «ЕДИТНОВЕРЧЕСКОЙ», И ПРОТИВ СВОЕГО НОВОВЕРЧЕСКОГО «СИНОДА», разрешившего последней служить «литургию» с таковой именно печатью - с копием, тростию и Адамовой главой, и ДАЖЕ ПРОТИВ ВСЕЙ НОВОВЕРЧЕСКОЙ «ЦЕРКВИ»: ведь и в ней же не голый хлеб приносится в алтаре на жертвеннике, а просфора с четыреугольной печатью, с крестом четвероконечным, с надписью IС ХС и HIКА. Превращается ли все это в «тело» или нет? Каждому ясно, что все эти начертания, как и трости, и Адамовой главы, сделаны из теста же, из хлеба и неотделимы от него. Глупо спрашивать о их «пресуществлении», когда на самом деле они же есть хлеб. Не трость же на самом деле, не Адамова же глава, как таковая, превращаются в Тело Христово. В противном случае пришлось бы утверждать, что верующие, съедая просфиру с печатью на ней, едят и крест, и трость, и HIКА, и Адамову главу и все прочее, что изображено на печати, даже самую Голгофу. ДО КАКОЙ НЕЛЕПОСТИ ДОХОДЯТ ВРАГИ ВОСЬМИКОНЕЧНОГО КРЕСТА ХРИСТОВА! Они должны бы знать, что и в их богослужебных книгах прославляются и копие, и трость, которые они так бесцеремонно и ожесточено выбросили с просфор, с дискосов, с Агньца Божьего и за которые прокляли православных христиан. В стихерах на «Господи возвах» четвертой седьмицы Великого Поста, творения св. Феодора Студита, «Поем распятие, копие, губу и трость, ими же нас обессмертив, в прежнюю паки сладости жизнь возвел еси, яко человеколюбец». Приводим по книге «митрополита» Елевферия «Об искуплении». Париж, 1937. С. 59. Не крестом только, но и копием и тростию Господь «обессмертил нас», поэтому они должны быть при Кресте. Совершенно законно они изображаются на просфирных печатях, на дискосе, на Агньце, и изгнание их отсюда, да еще с анафемами, с извержениями, с мучениями и прочими гонениями есть ВЕЛИЧАЙШЕЕ КОЩУНСТВО И НЕСОМНЕННАЯ ЕРЕСЬ САМОГО ХУДОГО СЕКТАНТСТВА.
84. Феофилакт Лопатинский. Обличение. Л. 60.
85. Срачица. Здесь: сорочка, рубашка. - Ред.
86. Требник. «Синодальное» издание. 1911. Ч. I. Лист 28.
87. Мереж(к, н?)овский С. Б. Полное собрание сочинений. Т. XIV. С. 196-197.
88. Весьма основательно это лжеучение Антония опровергнуто «митрополитом» Елевферием в его книге «Об искуплении». Париж, 1937.»
Часть 1:
http://procvetitel.livejournal.com/185490.html Часть 2:
http://procvetitel.livejournal.com/186029.html Часть 3:
http://procvetitel.livejournal.com/186445.html Часть 4:
http://procvetitel.livejournal.com/187262.html Часть 5:
http://procvetitel.livejournal.com/187677.html Часть 6:
http://procvetitel.livejournal.com/188910.html Часть 7:
http://procvetitel.livejournal.com/189628.html Часть 8:
http://procvetitel.livejournal.com/191160.html Часть 9:
http://procvetitel.livejournal.com/191891.html Часть 10:
http://procvetitel.livejournal.com/192519.html Часть 11:
http://procvetitel.livejournal.com/193584.html ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ