ud0d in predu

Школьники в заповеднике

Jun 28, 2016 16:21

Оригинал взят у alexandragor в Школьники в заповеднике
Ниже моя статья 2014 г. о группе из московской биологической школы №192 и ее работе в заповеднике. В 2014-м был первый сезон работы в заповеднике этой группы. В 2015-м - второй. Третий должен был начаться 6 июля 2016 года. Но не начнется. Почему? Ну как же, ведь вот в Карелии-то дети погибли... Волна проверок и запретов всего, что связано с детьми, идет по стране. И под раздачу попадают лучшие.

Оригинал взят у alexandragor в Школьники в заповеднике

О работе в заповеднике одной школьной группы. Статья А.Горяшко, на основе интервью с Е.Красновой




Работа со школьниками стала своего рода фирменным знаком Кандалакшского заповедника. Первая организованная группа школьников - юннаты биологического кружка под руководством П.Н. Митрофанова (Ленинград) - приехала в заповедник более 60 лет назад, в 1951 г., и работала до 1961 г. В 1964 г., по совету П.Н. Митрофанова, впервые приехала в заповедник другая ленинградская юннатская группа, под руководством Е.А. Нинбурга. Сотрудничество этого коллектива с заповедником оказалось самым продолжительным, в нынешнем году они отмечают Пятидесятилетие Беломорских экспедиций! Чуть позже, в 1968 г. начала работу юннатская группа московской школы №29 под руководством В.И. Кудрявцевой, их сотрудничество с заповедником также продолжалось несколько десятилетий, и сегодня к нам привозят своих учеников выпускники этой группы и продолжатели ее традиций. Мы называем только самых-самых ветеранов, перечислить всех наших юных помощников и сотрудников не позволяет объем статьи. На протяжении многих лет работали в заповеднике юннатские группы не только из Москвы и Петербурга, но и из Кандалакши, Лувеньги, Умбы, Мурманска и других городов. А общее число юннатов, побывавших в заповеднике, составляет на сегодня около 3000. Целый ряд работ заповедника давно уже планируется с расчетом на помощь школьников, да и не мог бы быть выполнен без их участия. Таковы работы по учетам численности и кольцеванию птиц на островах, изучению суточной активности птиц, целый ряд гидробиологических работ и т.д. Результаты этих работ составляют существенную часть “Летописи природы” - главного научного документа заповедника, в котором сконцентрированы основные результаты наблюдений за природными процессами и явлениями в течение года.
Но сотрудничество со школьниками выгодно не только заповеднику. Юннаты получают здесь бесценный опыт настоящей научной работы, биологические знания, которые запоминаются на всю жизнь, учатся ответственности за свои действия и для многих из них работа в заповеднике становится определяющей при выборе будущей профессии. В документальном фильме «Заповедные острова Кандалакшского залива» (2013) В.М. Хайтов, старший научный сотрудник заповедника и одновременно руководитель одной из старейших наших юннатских групп, сказал очень правильные слова: «Заповедники должны заниматься экологическим просвещением. Но многие люди, которые не очень связаны с биологией, экологией, не вполне понимают, что это такое. Многие представляют экологическое просвещение как какие-то демонстрации, экологические акции… Мы считаем, что очень важно дать людям понять, как устроен мир вокруг и как надо с ним взаимодействовать, чтобы это оказало минимальное воздействие. Одно из важных направлений работы нашего заповедника, это приглашение групп школьников, которые приезжают на территорию заповедника, работают на наших научных базах и включаются в реальный процесс работы наших сотрудников. Это позволяет ребятам посмотреть, как люди работают, как они могут жить в заповеднике, не нанося ущерб природе, и вот это вовлечение в реальную природоохранную и научную работу, вот это и есть настоящее экологическое просвещение».

В первый раз

Одним из принципов Кандалакшского заповедника в работе с молодежью является предпочтение, отдаваемое долговременному сотрудничеству перед разовыми посещениями. В постоянно приезжающих юннатских группах складываются свои традиции, возникает преемственность поколений. Даже оказываясь в заповеднике впервые, ребята из таких групп не являются новичками в полном смысле слова, так как уже достаточно хорошо знакомы и с заповедником, и со спецификой работ по опыту старших товарищей, что существенно облегчает работу и для их руководителя, и для сотрудников заповедника. Возникает и своего рода патриотизм по отношению к заповеднику, его принципы и проблемы начинают восприниматься ребятами, как свои. На протяжении последних лет, или даже десятилетий, все юннаты, приезжающие в заповедник, были именно из таких, постоянных групп. Но ведь когда-то каждая из этих групп приехала к нам впервые. Каким путем они попали в заповедник, каковы были их первые впечатления от работы и жизни в нем? В этом году нам представилась возможность узнать об этом. Экспедиция биологических классов московской школы №192 в этом году приехала в заповедник первый раз. О работе этой группы мы говорили с одним из ее руководителей, Еленой Дмитриевной Красновой.



Е.Д. Краснова проводит первую экскурсию со школьниками по беломорскому берегу
- Как появилась идея приехать в заповедник?

- Мне придется начать с себя. В этой школе учатся двое моих дочерей (старшая уже окончила, младшая перешла в 11-й класс) и на протяжении многих лет я помогаю школе в организации практических занятий и полевых выездов. Я биолог, кандидат биологических наук и работаю на Беломорской биостанции МГУ. В последние несколько лет я занимаюсь изучением отделяющихся озер - водоемов, которые когда-то были морскими заливами, но постепенно отделяются от моря и превращаются в озера. Однажды мы ехали с нашими школьниками с очередной полевой практики и разговорились о том, чем я занимаюсь по науке. А дети у нас такие хорошие, им так все интересно, и подумалось, что руками этих детей вполне можно делать даже какую-то науку. Возникла идея, что они могут помогать в моих исследованиях, что для них одновременно будет практическими занятиями. Предполагалось проделать все это на биостанции МГУ, где я работаю. Но для поездки туда нужно было большое дополнительное финансирование, которое найти не удалось. И тогда поступило предложение от заповедника, с которым нас связывают давние научные и дружеские отношения, приехать с ребятами на кордон заповедника в Лувеньгу.



На кордоне Лувеньга. Утренняя планерка, распределение работ на день
У нас собралась довольно большая группа: 15 школьников с 8 по 11 классы (это ребята, которые уже прошли полевые практики, у которых есть опыт полевой, коллективной жизни) и 5 преподавателей. Кроме меня, это Наталья Григорьевна Ракитина и Юрий Артурович Рудик - учителя биологии нашей школы; Анастасия Олеговна Борисанова - учитель школы и одновременно научный сотрудник биологического факультета МГУ, кандидат биологических наук, специалист по морским беспозвоночным и Мария Валерьевна Мардашова, аспирантка биофака МГУ, зоолог беспозвоночных.



Совещаются педагоги
Изначально мы хотели, чтобы дети просто познакомились с фауной Белого моря. Тут ведь живут всякие морские животные, которых невозможно увидеть в тех местах, где мы проводим обычно школьные практики. Но потом мы получили еще несколько заданий от заповедника на выполнение исследований, которые представляли для него интерес. И получилась осмысленная работа. В принципе, даже пригодная для публикации. Не просто побаловаться.



Группа по изучению макрозообентоса обследует отмели у заповедных островов

«Каждый шаг по литорали - это тысячи загубленных жизней»

- Для ребят это первый опыт поездки в заповедник. Какие у них впечатления от работы и жизни здесь?

- Действительно, среди полевых практик, которые есть у нашей школы, нет регулярных практик в заповедниках. Для всех ребят этой группы знакомство с заповедником состоялось впервые. И некоторые вещи были не то, чтоб удивительными, но им пришлось учиться. Например, неожиданным оказалось, что не на всякой лужайке можно бегать, что ходить надо строго по дорожкам… Все правила жизни в заповеднике ребятам надо было объяснить. Впрочем, они приняли это сразу и отнеслись с полным пониманием. Правда, не очень сначала было понятно, почему по этому участку литорали можно ходить, а по этому нельзя, ведь с виду они совершенно одинаковые. Но после первого же занятия, которое мы провели, все четко поняли, что разница есть и запрет ходить по заповедной литорали обоснован. Занятие заключалось в том, что мы сравнивали мейобентос [1] на нетронутой литорали и на литорали, которую чуть-чуть потоптали. На биостанции МГУ бытует поговорка: «Каждый шаг по литорали - это тысячи загубленных жизней». Вот мы и поставили эксперимент, чтобы проверить справедливость этого утверждения. Была взята проба с нетронутой литорали, а потом с того места, где перед этим стоял человек. Не просто стоял, а некоторое время потоптался. Этот человеческий след взяли и сравнили соотношение живых и мертвых животных в нем и на нетронутом участке. И разница оказалась огромной и особенно запоминающейся, потому что животных в пробах ребята считали сами. На нетронутой литорали соотношение живых и мертвых 9 к 1, а там, где человек несколько минут потоптался, это соотношение становится 4 к 1.



Берется проба из-под следа человеческой ноги

- Наверное, не всем понятно, что под животными вы понимаете совсем мелкие организмы, которые люди обычно просто не замечают…

- Некоторых мы замечаем сразу. Когда мы идем по литорали, под ногами слышится хруст. Это рушатся домики улиток, хрустят домики балянусов, морских желудей. Это ущерб, который можно заметить и без специальных исследований. А вот насколько велик этот ущерб, можно оценить, только проведя количественные исследования. Мейобентос замечателен тем, что с ним очень удобно делать количественные работы. На одном квадратном сантиметре может быть несколько сотен организмов. Поэтому сразу видно, что даже несколько шагов приводят к заметным изменениям.



Из пробы нужно выбрать всех животных до единого, определить название и взвесить -
работы так много, что справиться с ней можно только сообща


Для подсчета всех организмов в пробе порой требуется несколько часов работы за микроскопом:
нужно терпение, внимание и заинтересованность
- Под ногами человека погибло несколько сотен организмов. Но они такие крохотные, что человек их даже не заметил. Какое ему дело до их гибели? Почему он должен волноваться за жизнь этих крошечных существ?

- У мейобентоса есть своя роль в экологической системе моря. В частности, этими животными питаются рыбы. Ими же питаются пескожилы, которых, в свою очередь, едят рыбы. Кроме того, мейобентос перерабатывает органические вещества, которые поступают в море с берега. Это как бы передаточное звено, очистные сооружения, благодаря которым происходит очищение моря от натиска береговой органики. Там, где мы все вытопчем, не останется ни рыб, ни птиц. Море будет превращаться в грязную лужу, так как мертвая литораль не будет выполнять своих функций.



На экскурсии к лабиринту. Экскурсию ведет Л.Александрова, сотрудник информационно-туристского центра г. Кандалакша
Знаете, через день после этого исследования, когда ребята увидели, что происходит, когда маленький мальчик потопчется по литорали своими маленькими ножками, мы пошли на экскурсию к Кандалакшскому лабиринту и увидели, что по литорали ездят квадроциклы. И ребята, теперь уже понимающие, пришли в ужас. Потому что, если от ноги маленького мальчика такой ущерб, то что же будет от огромного колеса квадроцикла?!

«Увидеть мир глазами утки»

- Какие исследования вы выполняли по заданию заповедника?

- Поскольку в нашей практике был сделан акцент на гидробиологию, на морских беспозвоночных, заповедник предложил нам посмотреть состав морских беспозвоночных в местах, где постоянно концентрируются утки и сравнить с теми местами, где утки почему-то не концентрируются. В этой работе удачно сочетались учебные и практические интересы. Мы могли научить ребят определенным научным методам, а заповедник - получить интересные ему результаты.

Научный сотрудник заповедника, Елена Васильевна Шутова, показала нам три участка, на которых постоянно, из года в год кормятся три вида уток. Причем, каждый вид на своем участке. Наша задача была сравнить эти кормные участки между собой и с другими, где уток нет. Заранее мы не знали, чем они будут отличаться: количеством корма, его составом, или может быть дело вообще не в корме, а просто уткам там почему-то удобно сидеть и собирать корм... Нам надо было их сравнить, чтобы немножко увидеть мир глазами этой утки, понять, что об этом месте думает утка, чем оно ей нравится. Мы пошли стандартным гидробиологическим путем - отобрали количественные пробы, чтобы узнать, сколько животных приходится на квадратный метр, где их больше, где их меньше, и какие они. Самое удивительное, что мы получили очень броские результаты. Именно в тех местах, где концентрируются утки, мелких беспозвоночных в несколько раз больше, чем в таких же на наш взгляд местах на расстоянии всего в какие-то десять метров. Утки правильно знают, где надо пастись, и узнают это без всяких сложных исследований, методом тыка. Попробовали, запомнили, где было сытно, там и держатся.



Разобранная проба с места питания уток
Еще одной из задач, интересных заповеднику, было проектирование и описание виртуальной экологической тропы на Лувеньгские сопки. И это получилось очень удачно, потому что один из наших преподавателей - ботаник, и ребята-восьмиклассники как раз приехали сюда после ботанической практики. Они только научились определять растения, еще не утратили вкус к этому и им это очень нравится. А кроме того, они должны сделать самостоятельные работы по ботанике, и осенью их защищать в школе. И вот 1-2 работы будут привезены отсюда.



Заглавный кадр отчетной презентации
Экологическая тропа получается очень интересная, потому что, поднимаясь снизу вверх, можно наблюдать как сменяются растительные сообщества. При подъеме в горы они сменяются так же, как если двигаться с юга на север. Сначала идет пояс тайги, потом пояс березового криволесья, кустарничковая тундра, лишайниковая тундра… На одной тропе можно наблюдать эту смену поясов и даже прийти к снежнику, как на какой-нибудь большой горной вершине. Это такая модель горной поясности и наша задача описать ее так, чтобы человек неподготовленный, непрофессиональный, мог увидеть, заметить то, мимо чего сам он бы прошел мимо.



На вершине горы - в конце будущей экологической тропы
Вынуждена сказать, что во время этой работы мы столкнулись с явлением, очень нас огорчившим. В самом начале маршрута, недалеко от дачного поселка, находится очень красивое и интересное болото. Так вот все это болото оказалось буквально перепахано квадроциклами!



Описание болотной растительности
Преподаватель Наталья Григорьевна Ракитина добавила: «Для описания растительности мы обычно берем стандартную ботаническую площадку 10 на 10 метров. Представьте себе, что на этом несчастном болоте мы не смогли найти ни одного участка размером 10 на 10 метров, который не было бы повреждено квадроциклами! Если это будет продолжаться, болото очень быстро погибнет. И не будет ни морошки, ни клюквы, которыми оно так богато…»



Итоговый кадр отчетной презентации

«Нам повезло, а дятлам не повезло»

- Кроме вашей непосредственной работы и знакомства с правилами жизни на заповедной территории, может быть, было еще что-то запомнившееся во время пребывания в заповеднике?

- Научному сотруднику кордона Лувеньга, где мы жили, Елене Васильевне Шутовой, принесли найденных в лесу птенцов дятла, прямо в выпиленном из дерева дупле. Люди увидели поваленное дерево, в дупле которого кричали птенцы, и решили, что их надо спасать. Из самых лучших побуждений… Правильнее всего, конечно, было не трогать этих птенцов, оставить на месте, чтобы родители их докормили. К сожалению, люди этого не знали и переложили бремя выкармливания птенцов на Елену Васильевну. Ей не повезло, дятлам не повезло, а нам повезло. Потому что Елена Васильевна человек занятой, и кормить каждые два часа птенцов человеку, который должен почти круглые сутки проводить, работая в поле, совершенно невозможно. И она попросила делать это ребят.



Кормление дятлят
Ребята взялись с энтузиазмом. И действительно исправно ходили и кормили дятлят. Прямо у нас на глазах птенцы растут. Даже за те две недели, что мы провели в заповеднике, было очень заметно, как они выросли, окрепли, стали понемножку сами брать еду. И все это ребята могли видеть и своими руками в этом поучаствовать. Для них это очень ценный опыт. Думаю, что после этого ни один из наших школьников не понесет домой птенца спасать от его собственных родителей.

- Как Вы оцениваете пользу школьных практик именно в заповеднике?

- Школьные практики можно проводить и в заповедниках, и в других местах. Есть много территорий без заповедного режима, где можно проводить такие же занятия. Но жизнь в заповеднике ценна тем, что приходится все время себя контролировать. То ли ты делаешь, не вредишь ли ты этим? Если ты громко закричишь, не напугаешь ли ты какую-нибудь птицу? Над этим приходится постоянно думать. На мой взгляд, опыт такого самоконтроля совершенно бесценный. В других местах этому трудно научиться, не так ощущается, насколько это важно. А ведь это настоящее проникновение экологической культурой! Приходящее понимание, что ты не просто живешь и работаешь, а еще и должен постоянно отслеживать: не наврежу ли я кому-то тем, что делаю? На обычных практиках этого нет. Обычно ведь как? Приехали в лес, поставили палатку в удобном для палатки месте. А вокруг летает зяблик и кричит «тинь-тинь-тинь!». О как хорошо, заносим зяблика в список встреченных птиц. И не всякий раз приходит в голову, что мы залезли на участок этого зяблика, что у него на этом дереве гнездо, и ему просто страшно от того, что мы здесь. И что лучше бы нам палатку поставить там, где зяблик не пинькает, чтобы он мог спокойно птенцов кормить. В обычной жизни это не часто приходит в голову. А здесь: «А как же иначе? Это же заповедник!»



Отчетная конференция по итогам работы в заповеднике



Ведущая конференции Е.Д. Краснова, научн.сотр. заповедника Е.В. Шутова,
зам.директора по научной работе заповедника Е.Л. Толмачева
И уважение к заповедникам возникает. Вот на опыте с вытаптыванием литорали, о котором я рассказывала, ребята действительно поняли, чем отличается заповедник от не заповедника. И позже, когда нам понадобилось собрать пробы галофитов, мы сначала их брали на незаповедной литорали, все собрали, измерили, видовой состав определили, и думали, что описали картину жизни литоральных галофитов. Но когда потом нам разрешили взять аналогичные пробы на заповедной литорали, мы поняли, что до этого видели не картину жизни, а результат антропогенного воздействия! Оказалось, что на заповедной-то литорали жизнь совершенно по-другому устроена. Только там мы увидели, как это должно быть. Спасибо заповеднику, что он сохранил это место!
И спасибо замечательным людям заповедника! Спасибо за идеи, за помощь, за теплый прием. У всех нас, и ребят, и преподавателей, возникло желание приехать сюда снова и продолжить работы, начатые в этом году.

P.S. За время пребывания в заповедники группа школы №192 выполнила следующие работы:

1. Анна Карань, Карим Загидуллин (10 класс) и Анастасия Масанова (8 класс) - «Исследование особенностей бентоса литорали Кандалакшского заповедника». Научные руководители: Анастасия Олеговна Борисанова, Елена Дмитриевна Краснова, Мария Валерьевна Мардашова.
2. Кирилл Козлов (8 класс) и Вера Черепанова (10 класс) - «Вертикальная зональность в береговой зоне Белого моря». Научный руководитель: Краснова Елена Дмитриевна.
3. Кирилл Козлов (8 класс) - «Исследование антропогенного влияния на мейобентос литорали». Научный руководитель: Елена Дмитриевна Краснова.
4. Юлия Байгузина (8 класс), Дарья Зверева и Анна Воронова (10 класс) -  «Исследование зоопланктона в эстуарии реки Лувеньга (Кандалакшский залив Белого моря)». Научный руководитель: Елена Дмитриевна Краснова.
5. Ксения Замятнина (9 класс), Екатерина Васильева (8 класс) - «Фауна растительности разных зон литорали». Научные руководители: Анастасия Олеговна Борисанова, Елена Дмитриевна Краснова.
6. Дарья Аргунова, Иван Воронов, Мстислав Воробьев, Андрей Меньков, Артем Мишуков (8класс) и Артём Ломакин (10 класс) - «Описание природных сообществ склона г. Лувеньгские тундры». Научный руководитель - Наталья Григорьевна Ракитина.

В статье использованы фотографии Д. Воронова, Н. Ракитиной и А. Горяшко

[1] Мейобентос - мелкие животные, которые живут в грунте, между песчинок.

проблемы, законодательство, биология, обж, допобразование

Previous post Next post
Up