ud0d in predu

Статья 1966 г. о заповеднике "Семь островов"

Jun 29, 2016 12:39

Оригинал взят у alexandragor в Статья 1966 г. о заповеднике "Семь островов"

"...Начало июля. Короткое северное лето в разгаре. Наступило время учета гагачьих гнезд и сбора пуха. Выдался ясный тихий день, редкий для этих мест. Научный сотрудник, наблюдатели, студенты и юннаты - все спешно готовятся к предстоящей работе. Приготавливаем мешки и рюкзаки для пуха, записные книжки, большой сачок из дели для отлова гаг, кольца для птиц, заряжаем фотоаппараты. Берем с собой еду на два дня, котелок, плащи и теплые куртки, спускаемся к берегу. Грузимся на моторную лодку, заводим мотор и выезжаем на самый дальний остров - Большой Лицкий, в 22 км от острова Харлов...".

Большая статья, подробно описываяющая полевые работы в заповеднике на островах Баренцева моря, попалась мне в книжке "Охрана природы", М., "Просвещение", 1966 г. Я сочла правильным сканировать и выложить ее не только как историческую редкость, но и как пример того, каким, по моему мнению, должен быть хороший экопрос. Тогда, в 60-х, этого дикого слова еще не знали, но само явление, как это ни парадоксально, было гораздо мощнее и грамотнее, чем сейчас, когда для экологического провещения придумали специальные отделы и должности. По одной простой причине - о работе заповедника писали те, кто в нем работают. Не числятся "просветителями", а реально работают в поле, научные сотрудники. Именно те люди, которые лучше всех знают и природу своего заповедника, и мельчайшие подробности полевых работ, которые каждый день своими глазами видят столько всего интересного и удивительного, сколько и за год не навыдумывает дипломированный пресс-секретарь. В статье Татьяны Васильевны Кошкиной, научного сотрудника заповедника, по-моему, очень чувствуется, что она знает во много раз больше, чем пишет, что ей так хочется рассказать еще вот о том, и еще об этом, и статья все разрастается, надо бы заканчивать, но как же еще и вот об этом не рассказать...

Еще раз - это сугубо моя личная точка зрения, но я убеждена, что писать о заповедниках должны непосредственные участники его работ. Иначе это будет либо пустышка, либо дезинформация. И в 1950-80-х гг, по крайней мере, в Кандалакшском заповеднике, так и было - сохранилась куча популярных публикаций авторства научных сотрудников, и даже лесников, и даже директоров заповедника. И это интересные тексты. Как интересен любой текст, написанный изнутри своего дела.

Тут, конечно, можно возразить, что далеко не все обладают писательским даром, и нельзя требовать... и т.д. Согласна, не все. (Хотя остается непонятным, 50 лет назад людей с писательским даром было больше что ли?). Но и тут есть выход. Не тужиться "экопросвещенцам" писать о том, чего они не знают, а поговорить с научными сотрудниками, записать их рассказы, помочь озвучить для всех те информационные кладези, которые накопили не пишущие, но много видящие и знающие люди. Прекрасным образцом такого подхода является проект, придуманный и реализованный Н.Ф. Штильмарк в Кандалакшском заповеднике в 2008-2009 гг. "Обо всем понемногу. Крылатые, хвостатые, зубастые и все остальные в рассказах заповедных сотрудников".

Ну, и понятно, что есть третий вариант - чтобы штатные экопросвещенцы плотно вовлекались в полевые работы. Насколько этот вариант реально осуществить, другой вопрос, по разному решаемый в разных местах.

Да-с, а статья-то, с которой начались мои пространные рассуждения, вот:
Т.В. Кошкина "Заповедник "Семь островов".
Часть 1>>
Часть 2>>

чтение, литература, биология, допобразование

Previous post Next post
Up