Ватикан - самое маленькое в мире государство. Длина его границы с Италией составляет всего 3,2 километра. В основном, это в несколько метров высотой стена древней крепости, окружающая Ватиканский холм. В современном виде государство-город Ватикан возникло в феврале 1929-го года. Из-за малой площади страны посольство Италии в Ватикане расположено не в Ватикане, а в Риме, как и посольства других стран. Вооруженные силы Ватикана, состоящие из 110 солдат швейцарской гвардии - старейшая армия в мире, основанная еще в 1506-м году. Язык гвардии - немецкий, а дизайн красно-сине-желтой формы, говорят, был создан еще Микеланджело, но документальных подтверждений этому нет. А всего здесь проживает около 800 человек. На территории Ватикана есть вертолетная площадка, вокзал и железная дорога протяженностью целых 852 метра, которая соединена с сетью итальянских железных дорог. В Ватикане есть свои радио, телевидение и газета, но главное - почта, которая работает. Открытки, посланные с крыши собора Святого Петра, дошли и до Калининграда, и до деревни Речное за каких-то 3 месяца.
В прошлый раз я рассказал про Рим всё самое интересное, а вот чтобы всё самое интересное показать, не хватило места. Здесь будет отдельный пост про Ватикан - подъем на собор Святого Петра и посещение музея с Секстинской капеллой.
В Нидерландах, недалеко от Бреды,
в деревне Ауденбос, есть базилика, построенная по подобию римского собора, с таким же куполом, но только в два раза меньше. Собор Святого Петра в Риме - самая большая историческая христианская церковь в мире. Слово "историческая" здесь важно - в 90-х годах в столице Кот-д'Ивуара Ямусукро специально построили христианский храм Нотр-Дам-де-ла-Пэ, который по площади лишь немного превышает римский, и поэтому занесен в книгу рекордов Гинесса как самый большой. Кот-д'Ивуар - страна вообще-то мусульманская, постройка храма увеличила внешний долг страны вдвое, но ради рекорда чего не сделаешь.
К собору Святого Петра от набережной Тибра ведет большая широкая улица.
Как будто группа из Сицилианской криминальной школы, отделение мафиози, на экскурсии в Риме.
Пьяцца Сан Пьетро или площадь Святого Петра перед собором - овальной формы и окружена двумя колоннадами, "властно захватывающих площадь своими исполинскими щипцами". По внешней стороне колоннады и проходит граница Ватикана.
Площадь создана по проекту архитектора Джованни Лоренцо Бернини, а колоннады представляют собой шедевр точного моделирования, рассчитанного до последнего сантиметра. На площади есть две точки, отмеченные на мостовой дисками, откуда колоннада во все стороны кажется построенной не из четырёх, а из одного ряда колонн (всего их 284). На крыше колоннад стоят фигуры 140 святых. Очередь у подножия колонн - к металлодетекторам для входа в собор.
От солнца можно спрятаться в тени колонн...
...и в тени двух фонтанов.
Колоннады украшены также гербами римского Папы Александра VII, который содействовал архитектору Бернини в реализации проекта площади.
Перед собором стоят две статуи. Справа - апостол Павел, у него в руках книга.
А слева - апостол Петр, у него в руках ключи от рая.
В собор ведут пять огромных дверей, у каждой есть свое название и значение. Например, крайняя слева дверь называется "Врата смерти", изначально ее использовали только для похоронных процессий, а сейчас через нее впускают народ для подъема к куполу. А это "Святые врата", пройдя через них каждый грешник может получить прощение. Но "Святые врата" открывают только раз в 25 лет в Юбилейный год или в специально назначенный Святой год, делает это лично Папа Римский и первым проходит сквозь них. В 2000-м году был Юбилейный год, в 2015-м - внеочередной Святой год, а в 2025-м будет опять Юбилейный год.
Внутри собора под куполом, главный неф (зал).
Купол - самый высокий в мире, от пола до верхушки креста - 136,5 метров. Строительство собора продолжалось 120 лет, с 1506-го по 1626-й год, руководили им поочередно 6 крупных итальянских архитекторов, среди которых был и Микеланджело. При нем был возведен барабан центрального купола, он из уважения спроектировал купол диаметром на полметра меньше, чем у Пантеона, но достраивали купол уже после смерти Микеланджело.
В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини, над которым он работал почти 10 лет - огромный, высотой 29 метров, киворий, опирающийся на четыре витые колонны, на вершинах которых установлены скульптуры ангелов. Бронзу для кивория собирали со всего Рима, для этого даже в Пантеоне разобрали кровлю пронаоса. Прямо под алтарем, в гротах под собором, находится саркофаг с останками апостола Петра.
Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчёлы семейства Барберини, к которому принадлежал Папа Урбан VIII, по чьему распоряжению создавали это необычное произведение. Колонны сделаны наподобии колонн из внутреннего убранства собора (на заднем плане).
Вид из правого нефа. Во внутренней отделке использовалось 400 сортов мрамора.
Раньше в соборе была своя мозаичная мастерская. Например, эта картина - мозаичная копия картины Микеланджело "Преображение".
Да, мозаичная, в это трудно поверить.
У одной из стен на строительных лесах женщина работала (наверное, реставрировала) с мозаичным рисунком.
В первой капелле справа, за акриловым закаленным стеклом (один сумасшедший как-то попытался ее разбить молотком) находится мраморная "Пьета" Микеланджело. Скульптура изображает Деву Марию и тело Иисуса Христа у нее на коленях. Микеланджело вырезал ее из цельного куска мрамора, на поиски которого он потратил 9 месяцев, когда ему еще не исполнилось и 25 лет (в 1499-м году). На создание скульптуры ушло четыре месяца, еще столько же - на ее полировку. Говорят, что услышав, как зрители приписывают авторство скульптуры какому-то ломбардийскому художнику, флорениец Микеланджело тайно пробрался в капеллу и вырезал на поясе, пересекающем грудь Девы Марии, надпись на латыни "Микиланджело Буонаротти Флорентиец исполнил" (MICHAELA[N]GELUS BONAROTUS FLOREN[TINUS] FACIEBA[T]), допустив ошибку в своем имени.
Еще одна всемирно известная скульптура - сидящий апостол Петр с ключами от рая предположительно XIII века. Автор достоверно не известен. Считается, что приложившись к ногам Петра, можно загадать желание, и оно будет услышано. За 700 лет бронзовые пальцы и сандали на обоих ногах стерлись от прикосновений.
В гротах под собором в гробницах покоятся римские папы, короли и другие важные личности. Иногда их достают на всеобщее обозрение.
Скульптурная композиция гробницы Папы Римского Александра VII по проекту Бернини. Бронзовая Смерть с песочными часами, запутавшаяся в волнах красной сицилийской яшмы, нависающей над входом в гробницу, фигура Папы и четыре женские фигуры, символизирующие добродетели понтифика - милосердие, справедливость, благоразумие и правду. 80-летний Бернини сам, вероятно, работал только над фигурой папы, остальное исполнили помощники под его надзором. Работа была завершена в 1678-м году.
Бернини работал над площадью и украшениями собора более 50-ти лет. Но там есть и работы других мастеров, мне неизвестных, как вот эта трехмерная картина.
Поднимаемся по широкой лестнице на крышу собора. Вид с крыши на купол, в Риме его называют "cupollone" (куполище).
И вид с купола на крышу.
У скульптур на крыше задняя часть без деталей - скульпторы 17-го века не расссчитывали на любопытных туристов с этой стороны.
Нам туда, на самую высокую точку Рима и Ватикана.
Путь наверх проходит через балкон на внутреннем основании купола. Буквы в верхней части фото - высотой 2 метра, а высота от пола - метров 60-70.
Стены здесь покрыты мозаикой.
Внутренняя поверхность купола.
Лестница наверх проходит между внутренней и внешней поверхностью купола, и чем выше поднимаешься, тем наклоннее стены, тем уже проход.
И фантастический вид на площадь и к ней ведущую улицу, и вообще на весь Рим.
Здание, которое левым боком задевает тень от купола - Сикстинская капелла. Это самое дальнее здание от входа в музей Ватикана, к которому она относится.
Вот карта города-государства Ватикан.
В зданиив левом верхнем углу фото находится радиостанция.
Это дворец правительства Ватикана.
Вокзал и два вагона))
Вообще, вид с купола вот такой, чтобы сделать фото без решетки, проиходится руки с телефоном высовывать наружу.
Белый мраморный дворец на площади Венеции.
А вот вид с дворца на купол собора.
Тибр течет через город где-то глубоко внизу, он окружен высокими набережными, рядом с водой мало кто гуляет.
В центре площади стоит гранитный египетский обелиск высотой 40 метров (вместе с постаментом). Он был доставлен в Рим Калигулой в 40-м году нашей эры, но сначала стоял в другом месте. Летом 1586-го года его перевезли сюда. Сначала обелиск положили горизонтально и закрепили на специальной платформе, а затем с помощью лебёдок и катков протянули к месту установки. Для этого потребовалось 800 рабочих, 75 лошадей и 44 лебедки. При помощи дубовых лесов, построенных наподобие огромной пирамиды, обелиск медленно подняли на пьедестал. Вся операция продолжалась 4 месяца!
Спускаться всегда легче.
Говорят, что на стенах коридоров, ведущих на купол и с него, расписываются важные особы. Брешут, наверное, мы нигде не расписывались.
Малый купол, которых Микеланджело задумывал четыре, а построили после его смерти всего два.
Последняя фотка на крыше, спускаемся вниз, в Ватиканские гроты под собором.
Герб первого славянского Папы Римского - Иоанна Павла II.
В гроты можно спуститься прям из собора. По сути, это подвальное помещение, где стоят гробницы королей, принцев и Римских Пап.
Проход к саркофагу с останками апостола Петра под алтарем закрыт.
У кого-то вот такая гробница...
...у кого-то попроще.
Остаток колонны первой базилики, построенной на этом месте в 326-м году в правление первого христианского императора Константина Великого.
Рядом с выходом из гротов - въезд на недоступную для простых смертных территорию Ватикана, который охраняют бравые швейцарцы в яркой форме.
После собора мы пошли в музей Ватикана. У нас были специальные билеты "без очереди". В точке сбора недалеко от входа в музей собралась очередь людей с билетами "без очереди". Работники фирмы, которые продают эти билеты, собирали группы и отводили их в музей. Главное, что у входа в музей очереди вообще не было, но такие группы стекались ко входу со всех сторон. Так мы где-то час своей очереди прождали. Наконец, зашли с группой в музей, прошли металлодетекторы, теперь нужно было ждать, пока работник фирмы возьмет в кассе билеты для нас. А там очередь из работников фирм, которые билеты "без очереди" продают. Когда девушка вернулась с билетами, у нее оказалось на два билета меньше, чем людей. Мы окончания этой истории ждать не стали, схватили первые два билета и побежали в музей.
В Ватикане на закате. Слева - музей, справа - доступные туристам сады, на заднем плане - купол собора Святого Петра.
Во внутреннем дворе стоит вот такая вращающаяся сфера с еще одной сферой внутри.
Самому вращать ее нельзя, это делает специальный дядечка.
Так как уже было поздно, а мы весь день на ногах, решили посмотреть только Секстинскую капеллу. Кто же знал, что из 54 залов и галарей музея капелла находится в самом конце. Мы шли по указателю, переходили из зала в зал, один красивее другого, стены и потолки везде расписаны, а капеллы все нет и нет. Вот, например, галерея со скульптурами.
Эротичная мозаика.
Расписные потолки.
Свет заходящего солнца накрыл город.
И проник в музей.
Внутренний двор музея.
Опять роспись во всю стену и потолок - и опять не Сикстинская капелла.
После часа следования указателям мы дошли до Сикстинской капеллы. Фотографировать там нельзя и вот почему. Спонсором последней реставрации, продлившейся почти двадцать лет, с 1980-го по 1999-й год, была японская телекомпания. В обмен на спонсирование эта компания получила экслюзивное право на съемку внутри Сикстинской капеллы. И туристам запретили фотографировать. Срок этого права уже истек, а запрет для туристов до сих пор не снят. Когда у каждого есть телефон с камерой, запрещать снимать в общественном месте бессмысленно. Вот доказательство.
Микеланджело в одиночку расписал потолок (1508-1512 гг) и алтарную стену - фреска "Страшный суд" (1536-1541 гг). Фрески на других стенах были написаны в 1841-1843 годах группой художников. Размеры расписанного потолка - 40 на 14 метров, в его центре - одно из наиболее знаменитых изображений в истории живописи, "Сотворение Адама", когда Бог протягивает руку просыпающемуся мужчине, передавая ему жизнь. Эти два протянутых навстречу друг друг пальца нельзя не узнать, каждый видел их где-то в своей жизни. Говорят, что самое главное в этой композиции - глаза: Адам смотрит на Бога, Бог и Ева - на Адама, но после реставрации глазницы оказались пустыми. Проверить это трудно - детали на потолке высотой 12 метров не разглядеть.
В сувенирном магазине.
Спиральная лестница на выход из музея.
После ужина, когда уже совсем стемнело, по дороге к отелю мы проходили мимо площади Святого Петра. В ночи это место выглядит совсем по-другому, но так же впечатляюще. Купол собора прячется за массивным фасадом.
А вот издалека он хорошо виден.
Самй высокий купол в мире.
Окончание про Колизей следует....