Два месяца уже я собираюсь начать рассказывать про Рим и всё не решаюсь. Боюсь вскрывать пласты почти трехтысячелетней истории Вечного Города. Но расчищать эти "авгиевы конюшни" впечатлений, фотографий, историй, фактов все равно придётся. Удивительно, сколько можно пройти, увидеть, узнать за три с половиной дня! Мой шагомер в телефоне показывал нереальные цифры - 18 тысяч, 28 тысяч, 30 тысяч шагов в день... А ведь про Рим я почти ничего не знал - ни одной улицы, ни одной пьяццы, ни одного понте не было на слуху, только Ватикан да Колизей, Юлий Цезарь да Франческо Тотти. Ехал знакомиться с ним практически вслепую. И хоть визуально город оказался мне немного знаком по блокбастерам последних двух лет, но не всё в кино показали правдиво, теперь я это точно знаю. Мы подходили с Ирой по набережной Тибра к замку Сант-Анджело, мавзолею и крепости второго века постройки, и вдруг - бам! - я его узнал! Сюда же вот по этому мосту подъезжал на машине Дуэйн Джонсон с полицеским эскортом в фильме "Красное уведомление" и гонялся потом по всему замку за Райаном Рейнольдсом. Но мост Сант-Анджело уже 20 лет как пешеходный, а на бетонных столбиках, охраняющих въезд на него, сидят торговцы всяким барахлом для туристов. Первым утром в Риме я встал до восхода солнца, поднялся вверх по улице и вышел к Испанской лестнице, и вдруг - бам! - это же на ней в последней части "Миссия невыполнима" Том Круз кувыркался по ступенькам в желтой машине и кружил вокруг фонтана "Баркачча" у ее подножия вместе с Хейли Этвелл, после того, как пронесся мимо нашего отеля. Только в здании у Колизея, от которого началась погоня, находится школа, а не полиция. Но в плане логики передвижения по улицам города в "Миссии" вроде бы все в порядке, не то что в "Форсаже 10". Там огромный шар с бомбой, попадая на Пьяцца-дель-Пополо с двумя церквями-близнецами и древнеегипетским обелиском Фламинио (старейшим предметом в Риме, ему 3.5 тысячи лет, он был привезен в честь покороения Египта Римской Империей), каким-то волшебным образом поднимается в гору к Испанской лестнице и катится с нее в сторону собора Святого Петра в Ватикане. Теперь меня на мякише не проведешь - такого вообще не может быть! Но самое неожиданное я обнаружил только сейчас, разбирая фотографии. Буквально на втором снимке, сделанном в Риме, на улице Виа Систина, рядом с нашим отелем в доме 131, на доме 125 видна памятная доска, что здесь великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь писал "Мертвые души". Это знак - значит, пора и мне браться за перо.
Чтобы увидеть, как восходит солнце над Римом, лучше всего подняться на второй по высоте римский холм - Яникул, на его восточной стороне, рядом с памятником Гарибальди, есть место, называется Belvedere del Gionicolo. Оттуда открывается лучший вид на центр города с его куполами и колокольнями. Сам я там не был. Я прочитал об этом, когда в рассветных сумерках вышел из отеля и на удачу поднялся по улице, оказавшись на терассе западной стороны римского холма Пинчо, откуда лучше всего наблюдать закат. Чьорт побьери! Я совсем не готовился к поездке в Рим. Все получилось так неожиданно. На День рождения 3 сентября Ира подарила мне экскурсию по Колизею... во время четырехдневного путешествия в столицу Италии на двадцатилетие нашей свадьбы 4 октября. Сняла отель, купила билеты на самолет, в базилику Святого Петра и музей Ватикана. Сентябрь и так выдался загруженный поездками, а всё свободное время я делал дождевую флейту в подарок PJ Harvey, еле успел. "Ты к Риму хоть немножко готовишься?" - спрашивала меня жена, видя как я вожусь со стеблем борщевика. "Конечно, - отвечал я, - вот купил нам билеты на футбольный матч римского клуба АС Рома в Лиге Европы. Там чемпион мира Дибала играет, и Лукаку тоже. Тренер - сам Жозе Моуринью..." Очень РОМАнтично, я считаю, ходить на футбол вдвоём с женой. А встречать рассвет я могу и один, пока она отсыпается. Потом покажу ей фотографии. На железном ограждении терассы рядом с вездесущими замками любви висела оригинальная, очень романтичная табличка: "В этом городе три миллиона жителей, и я продолжаю искать тебя". Лучи восходящего солнца освещали какие-то купола и колокольни. Это, конечно, не центр, но тоже красиво, успокаивал я себя. И только сейчас, разбирая фотографии, я узнаю на них собор Святого Петра - главное здание Ватикана, на купол которой мы потом поднимались.
Моя дочь Лена в этом году купила абонемент на домашние матчи футбольного клуба НАК Бреда. Она уже два раза ездила с другими фанатами на автобусе на выездные матчи и по пятницам надевает футболку клуба, берет шарф и идет болеть на стадион с друзьями. Даже в России она налепила на столб наклейку с эмблемой НАК'a под мой неодобрительный взгляд. Такую же я взял с собой в Рим и пообещал наклеить ее на стадионе - там ей место. "Стадио Олимпико", на котором Месси забивал головой ван дер Сару в финале Лиги чемпионов, является домашней ареной для двух римских клубов - АС Рома и Лацио, поэтому никаких клубных эмблем, клубных цветов там нет, большая, серая, бетонная чаша, и это единственный недостаток. "Ро-о-ма-а, Ро-о-ма-а, Ро-о-ма-а.." - душевно пели гимн клуба фанаты, в первый раз я пожалел, что меня зовут Костя. Ира переживала за мальчишку, который вынужден был прийти с отцом и братом на футбол и сидел на месте рядом с курильщиками, уворачиваясь от сигаретного дыма, передавала деньги за пиво и пиво болельщикам, следила за поведением швейцарских фанатов, для безопасности окруженных стюардами и пустыми секторами. В общем, ничего важного не пропустила. Дибала не играл, хотя я видел его на разминке, Лукаку забил, команда Жозе Моуриньо легко расправилась с маленьким швейцарским клубом Servette FC, победив 4-0. Болельщики были довольны, в знаменитых итальянских футбольных беспорядках поучаствовать не удалось. Яше мы купили футболку Ромы с фамилией Дибала на спине, а наклейку с эмблемой НАК Бреда я забыл в отеле. Чьорт побьери!
Рим офигителен тем, что он выглядит на свой возраст. Нет немецкой отреставрированности и покрашенности. Все как построили - так и оставили. Ходишь либо по отполированным за века камням, либо по мрамору. Даже скутеры, кажется, стояли здесь на улицах еще до Рождества Христова. Но Рим - это еще и тренировочный лагерь, такой курс туриста специального назначения. Если ты его прошел - то тебе другие города не страшны. Мы шли с Ирой в Ватикан и попали на Пьяццо Венеция - площадь с раскопками, церквями, вечным огнем, огромным конем. И над всем этим возвышается мраморный дворец! Поднимаешься к нему по мраморной лестнице, мимо мраморных колонн - оттуда виден и Колизей, и собор Святого Петра, и вся твоя никчемная жизнь! Пятиэтажный торговый комплекс Рынок Траяна, построенный во втором веке, где каждая лавка имела свой выход (vitrina) на улицу - перед тобой как на ладони. Сумасшедшая концентрация впечатлений и вау-эффектов. Спускаешься вниз, ноги уже болят, надо бы передохнуть и перекусить, но некогда - впереди экскурсия.
Чтобы попасть в собор Святого Петра, нужно выстоять на солнцепеке огромную очередь к металлодетекторам. Внутри нельзя упасть на холодный мраморный пол и набираться сил, даже сидеть не дают - слабаков гоняют. А невнимательных - тех, кто не прочел на электронном билете, что экскурсия начинается на улице, ждет штрафной круг с повторным стоянием в очереди. Перед богом и металлодетектором все равны - даже у гидов с экскурсиями нет права внеочередного прохода. В гиды нам попался украинец Володимир, архитектор по образованию. Он очень увлеченно рассказывал, как 120 лет строили собор, как бронзу для него вывозили из Пантеона, а мрамор - из Колизея, как Микеланджело, будучи главным архитектором, из уважения сделал купол диаметром на полметра меньше, чем у Пантеона, что картина Рафаэля "Преображение" - не оригинал, а мозаичная копия! Звезды вокруг Девы Марии где-то под расписанным потолком - невооруженным глазом их не увидишь - выложены из бриллиантов! Внутри собора - 500 колонн, 450 статуй, 400 сортов мрамора в отделке. То, что в самом маленьком государстве в мире находится самая большая историческая христианская церковь в мире, гордым ватиканянам показалось мало. И на полу они сделали отметины, где заканчиваются другие христианские церкви по сравнению с собором Святого Петра. Мелочь, а им приятно. На купол мы поднимались в два этапа - сначала двести ступенек до крыши, где есть магазин и почтовый ящик, открытку нужно отправить прям оттуда: пока сидишь, пишешь - отдыхаешь. У всех скульптур по периметру крыши задняя часть просто плоская - скульпторы 17-го века не расчитывали на любопытных туристов с этой стороны. А потом еще триста ступенек до самой маковки. И вот там наверху, на высоте 136 метров, я вспомнил про Ленину наклейку. Я обещал ее наклеить, и она лежала у меня в рюкзаке. Маленькие окна в стене над головой были уже залеплены разными стикерами - не мне этая идея первому пришла в голову. Я огляделся - никто не обращал на меня внимания, народ смотрел совсем в другую сторону - и раз! - прилепил наклейку НАК Бреда на окно под неодобрительный взгляд жены! "Лена, смотри где она висит - в самой высокой точке Рима и Ватикана!" - Я тут же с гордостью послал дочери фотографию с доказательством. Все-таки ничто не меняет нас сильнее, чем родительство*.
Пока я на крыше собора подписывал две открытки - отцу в деревню Речное и новорожденной племяннице Анне в Калининград - Ира нашла в том же магазине вырезанных вручную маленьких деревянных ангелов, на елку вешать. Все фигурки разные, и недорогие - 3 штуки за 10 евро. Она и выбрала 12 разных ангелочков. Продавщица - пожилая монахиня - каждого ангела завернула в бумажный пакетик, каждый пакетик заклеила скотчем. Все вместе положила в один большой пакет. И тут оказалось, что 10 евро стоит один ангел... "И она их вернула?" - Спрашивают все в этом месте рассказа с надеждой в голосе. Хм... Моя жена может сказать "Чьорт побьери" как минимум на четырех языках, но под кротким взглядом монахини, которая все это заворачивала и упаковывала, Ира молча оплатила покупку. "Подарим кому-нибудь на Рождество, сувениры из Рима..." - не очень уверенно оправдывалась жена. Теперь они висят у нас на елке, рядом, ну, с простыми игрушками...
Под собором находятся Ватиканские гроты, где стоят гробницы королей, принцев, религиозных деятелей и некоторых понтификов. Там вместо обычных свечей можно поставить электрическую свечку, точнее, они уже стоят на столах в пять рядов. Бросаешь монетку, щелкаешь одним из 48 тумблеров - и одна свеча включается. Технический прогресс, однако!
Сикстинская капелла входит в состав музея Ватикана и идти до нее нужно бесконечными залами и лестницами. Мы об этом не знали, прибежали от собора к музею уже перед закатом, уставшие и голодные. Решили - посмотрим только капеллу, и сразу назад - хватит на сегодня. Как она выглядит, мы тоже не знали, вроде бы там Микеланджело расписал стены и потолок пятьсот лет назад. И вот мы переходим из зала в зал - а они все до одного расписаны, и каждый раз ты смотришь наверх, удивляешься масштабам фресок и думаешь - ну, наконец-то, пришли, но указатель упорно отправлял нас дальше. И только через час мы добрались до Сикстинской капеллы - обознаться было невозможно. Вообще, рисовать на потолке - не очень хорошая идея, а на потолке капеллы высотой 12 метров - тем более, с такого расстояния оценить шедевры Микеланджело, которые он создавал 4 года, непросто. Еще одна не очень хорошая идея - запретить фотографировать в капелле. "Но фото, но фото!" - постоянно кричали охранники. Но кто меня с телефоном в руках остановит.. Тем более, там можно было присесть на скамейки у стены и немного передохнуть. Размеры расписанного потолка - 40 на 14 метров, в его центре - одно из наиболее знаменитых изображений в истории живописи, "Сотворение Адама", когда Бог протягивает руку просыпающемуся мужчине, передавая ему жизнь. Эти два протянутых навстречу друг друг пальца нельзя не узнать, каждый видел их где-то в своей жизни. Еще 4 года у Микеланждело ушло на роспись алтарной стены фреской "Страшный суд" размерами 12 на 14 метров! Нагота ее персонажей без прикрытия гениталий долгое время вызывала возмущение, пока ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра не закрасил стыдные места одеждой, за что получил прозвище "Штанишник". Сколько на это ушло времени - неизвестно, ведь там более четырехсот персонажей. Не зря Гёте написал про Микеланджело: "Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек."
Полуживые мы вышли из музея и сели ужинать в ближайшем кафе. Что было более романтичным - прокатиться на автобусе до стадиона и обратно и два часа посидеть рядом друг с другом на футбольном матче или вместе целый день до изнеможения бродить по Риму? Таких вопросов нет в нашей жизни. Это всё лучше любой романтики! Я хотел небольшой рассказ написать, а вон какая простыня получилась. Это Гоголь во всем виноват. Пока я над ней корпел две недели, успел "Мертвые души" прочитать. Тоже ужасно длинное произведение, хорошо еще, что второй и третий том отсутствуют. Про Рим-то я еще пару частей напишу, если не сгорят или не потеряются, про Колизей надо обязательно рассказать, а вот рядом с великими русскими писателями больше селиться не буду. Ну, если только с Чеховым, в палате номер семь или в доме с мезонином. Это же он говорил, что у таланта есть три сестры, главная из которых - краткость. Осталось разузнать про две другие...
*Это предложение взято из рассказа Дарьи Алавидзе "Лаго Маджоре", книга "Подорожник".
Через 20 лет после свадьбы.
В день свадьбы.
Перелет над Альпами. Я сидел у окна, Ира пыталась спать, но ей мешала молодая голландская монахиня на сиденье позади нас, бурно дискутировавшая с соседом об устройстве мира.
Первое фото в Риме, по дороге к отелю.
Второе фото в Риме, рядом с отелем, где жил Гоголь.
Фонтан Треви, самый большой в Риме. Мимо него мы проходили каждый день, точнее, протискивались сквозь людей, кидавших монетки в фонтан левой рукой через правое плечо. Каждый день из фонтана достают около трех тысяч евро.
Про римские фонари можно сделать отдельный пост. Они, кажется, тоже появились в Риме до Рождества Христова.
От Пантеона начинался наш первый маршрут по городу из путеводителя. Даже не зная, что это крупнейшее в мире купольное здание из неармированного бетона, построенное 1800 лет назад, что внутри находится гробница Рафаэля, чувствуешь его исторический вес. Мне довелось только прикоснуться к его колоннам.
На площади Piazza della Maddalena, через одну улицу от Пантеона, находится закусочная All'Antico Vinaio с шикарными бутебродами на вынос.
Фонарь выглядит ровесником Пантеона. В подписях к своим работам Рембрандт часто ставил после своего имени
букву f от латинского слова fecit, что означало "сделано Рембрандтом".
Базилика Святого Августина на Марсовом поле, недалеко от Пьяцца Навона. В 15-м веке для ее строительства использовали материал из полуразрушенного Колизея. Сюда нас привел путеводитель, потому что внутри, в первой капелле слева, находится картина Караваджо "Мадонна ди Лорето" ("Мадонна Пилигримов"), одна из лучших работ художника.
В образе Мадонны Караваджо изобразил свою любовницу Магдалену Антоньетти, которую называл... Леной. Реализм в картинах Караваджо, которые он писал сразу на холсте, без рисунков и эскизов, оказал огромное влияние на европейскую живопись вообще и на голландских/фламандских мастеров в частности. Контраст между светлыми и темными участками на своих картинах по примеру Караваджо мастерски использовал и Рембрандт.
На ступенях базилики мы немного потренировались в съемках автопортретов. Тихий, спокойный, шикарный уголок в центре вечернего Рима.
На площади Пьяцца Навона аргентино-бразильский артист давал представление с обручем.
Имя артиста осталось неизвестным.
В первый день мы до темноты бродили по волшебным улочкам центрального района Рима.
Современное искусство)))
После концерта уличного музыканта у Понте Систо повернули в сторону отеля.
Следующим утром на рассвете. Terrazza Viale del Belvedere. Чуть левее от центра фотографии виден мраморный дворец на площади Пьяцца Венеция.
Табличка с романтичной надписью про "три миллиона жителей".
Собор Святого Петра. Теперь я его узнаю, а в то утро он просто немного выделялся на фоне города, поэтому и попал в кадр.
У нас недалеко от Бреды,
в деревне Oudenbosch, стоит базилика, построенная по подобию римского собора Святого Петра, но в два раза меньше.
В Риме более 900 церквей!
Слева - Виа Систина с нашим отелем, оттуда выскочила желтая машина Тома Круза в последней части "Миссии", с улицы справа от дома выехал броневик его преследователя, на этом перекрестке они столкнулись и съехали по Испанской лестнице за моей спиной.
Фонтан Баркачча у подножия Испанской лестницы.
С такими ограждениями фонтанов у Дарьи Алавидзе не было бы криминальной истории, связанной с Римом (читать сборник рассказов "Подорожник").
Церкви-близнецы на Пьяццо-дель-Пополо.
Огромные, старинные ворота, от которых начиналась построенная во втором веке до нашей эры Фламиниевая дорога из Древнего Рима на север Италии. И обелиск Фламинио.
Такой вариант фотографии тоже есть. Я там раз двадцать туда сюда бегал, устанавливая телефон для разных поз и ракурсов. Самая контрастная с реальностью фотография.
У замка Сант-Анджело.
Вот он еще с соседнего моста. Прямо к замку ведет пешеходный мост. На машине по нему ездить можно только в кино.
Мы шли по набережной Тибра и вдруг из-за поворота появился собор Святого Петра. Там - Ватикан, но это у нас на завтра по плану.
Из окна отеля. Собираемся на стадион.
Год назад Рома во главе с Жозе Моуриньо выиграла Лигу Конференций - третий по значимости европейский клубный турнир. Теперь нацелилась на победу в Лиге Европы.
На стадио Олимпико за полтора часа до игры.
И перед началом матча.
Roma, Roma, Roma - гимн в исполнении болельщиков.
Click to view
Францеско Тотти до сих пор кумир болельщиков.
День третий. Направляемся в Ватикан, знакомый купол уже виден.
Но попадаем на Пьяццу Венецию на северном склоне Капитолийского холма.
Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата.
Рынок Траяна или то, что от него осталось.
С первого дня в Риме я искал глазами Колизей, мне казалось, что он должен быть виден отовсюду. И только на третий день я его наконец увидел, поднявшись к мраморному дворцу.
Архитектурный монстр.
Пограничный столб между Италией и Ватиканом.
Пьяцца Сан Пьетро или площадь Святого Петра перед собором в Ватикане окружена двумя колоннадами. Очередь к металлодетекторам начинается здесь.
Я, наверное, сделаю про Ватикан отдельный пост. Купол собора Святого Петра изнутри.
Мозаичная копия картины Рафаэля "Преображение".
Да, мозаичная, это трудно представить и понять. При соборе работала своя мозаичная мастерская.
Звезды из бриллиантов.
Вид с балкона у основания купола. Вот эти буквы в верхней части фото - высотой два метра.
На крыше даже два магазина - сувенирный и продуктовый.
Интересно, дойдут открытки до России или нет. Пока не дошли.
Купленные Ирой ангелы на нашей ёлке.
Плоские спины скульптур.
НАК Бреда! Если бы там не было наклеек, я бы тоже не стал лепить.
Но какой оттуда открывается вид!!!
Здание, которое левым боком задевает тень от купола, и есть Сикстинская капелла. Вход в музей - слева нискосок от капеллы, на другом конце архитектурного прямоугольника, у светлого здания с круглой аркой.
Гробницы понтификов в гротах под собором.
Электрические свечи.
В садах Ватикана мы не успели побывать, только в музее.
Огромный, вращающийся шар.
Потолок в одном из залов музея.
Стена и своды в другом зале.
Центральная часть потолка Сикстинской капеллы с картиной "Сотворение Адама" (художник расписывал потолок с 1508-го по 1512-й год).
Вид на всю капеллу из самого угла. На заднем плане - фреска "Страшный суд" на алтарной стене (она была нарисована через 25 лет, в 1536-1541 годах). Микеланджело построил специальные леса, упирающиеся в стены, чтобы его работа не мешала проведению церковных служб. И разрисовывал потолок стоя, запрокинув голову назад. Когда римский папа заметил, что фрески на потолке выглядят бледно, в них мало дорогих синего и золотого цветов, Микеланджело ответил, что на своде изображены святые люди, а они не были богатыми. Посмотреть на "бледные" фрески приходят десять тысяч человек в день.
Продолжение следует...