Колизей, Палатин и Римский форум.

Feb 07, 2024 16:47

   
"Bon giorno! Доброе утро! Как у вас дела в Риме? Яши еще нет в клубе, он сегодня будет играть? Наслаждайтесь Колиезеем!" В субботу утром мы с Ирой как раз шли пешком по улицам Рима к Колизею, когда я получил это сообщение от Мартина. Его сын Тим играет с Яшей в одной команде, они даже родились в один день. Мартин иногда помогает тренерам управляться с детьми, мотивирует и держит их в тонусе хорошими шутками, с ним скучно не бывает. Как-то мы вместе с ним и детьми на моей машине поехали на выездную игру. Я тогда Хюндай только купил, только сигнализацию на него поставил. "Это будет не просто поездка, а незабываемый опыт" - повторял я слова продавца в салоне. После игры у машины сработала сигнализация, все заблокировалось, мы час читали инструкцию и смотрели в интернете, как снять блокировку, звонили в техподдержку, нажимали на разные кнопки, и все это с шутками-прибаутками, пока стало несмешно. На серьезную голову снять блокировку удалось чисто случайно, и мы вернулись домой, но опыт получился действительно незабываемый.

"Яша приедет на домашнюю игру сам, на велосипеде," написал я Мартину. Перед отъездом в Рим мы попросили друзей - наших голландских родителей, которые детям как бабушка и дедушка - пожить у нас на время нашего отсутствия. Не то, чтобы дети сами не справились - они и колбасу с яйцом могут пожарить, и гренок французских наделать, и в духовке пиццу магазинную испечь, и еду в микроволновке разогреть. Яша на одних конфетах может неделю прожить, их даже разворачивать не надо - доставай из коробки и ешь. Лена очень дисциплинированная, она встает по будильнику без проблем и Яшу в школу тоже разбудит. А вот от Яшиных будильников просыпаются все в доме, кроме него. Я всегда был за то, чтобы дать ему пару раз проспать школу, но воспитание сына - как в Спарте - не зависит от воли отца: утром я на работе, а материнское сердце пяти будильников не выдерживает, и Ира будит Яшу сама. Но в субботу на футбол мы всегда идем вместе и я бужу сына, поэтому нам нужны были бабушка и дедушка. В Риме не хочется отвлекаться на домашние заботы. Да и вместе веселей. В общем, мы хотели как лучше, а получилось как всегда.

"Мы ему только что позвонили и, по-моему, разбудили его," написал мне Мартин. Позже оказалось, что дедушке, который записал все инструкции насчет субботнего утра, понадобилось срочно вернуться домой, а бабушка была не в курсе, она устала и в это время спала. Cемейный чатик ожил и забурлил короткими сообщениями, полными трагедии, надежды, поддержки и любви. Даже Лена, несмотря на извечное соперничество между братьями и сестрами и раннее для нее время, предлагала свою помощь. Я расстроился. Годами следишь, чтобы у него все было, чтобы заниматься любимым делом, возишь его на тренировки и игры, снимаешь матчи на видео, монтируешь это все часами, но стоит один раз оставить сына одного - и на тебе! Как будто мне это больше всех нужно, а не ему! Яша прилетел в клуб на велосипеде за три минуты до начала матча, и конечно, начал игру на скамейке запасных. А мог бы быть в основе. "На прошлой неделе он был вовремя, но тоже начал игру запасным, так что смысла приезжать раньше нет," - горько пошутил я Мартину в ответ.

С таким настроением я подходил к одному из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до наших дней. За первые три дня в Риме мне только однажды удалось увидеть Колизей издали - он прячется в низине между холмами, хотя казалось, что, как и Эйфелеву башню, его должно быть видно со всех концов города. Став Императором, внук крестьянина и сын всадника Тит Флавий Веспасиан хотел упрочить собственный культ и искоренить память о своем предшественике - деспотичном Нероне, построив на месте его дворцового парка амфитеатр для развлечения народа. Строительство продолжалось 8 лет и завершилось в 80-м году нашей эры - 1944 года назад!!! За это время Колизей служил и местом увесилительных зрелищ с травлей зверей и гладиаторскими боями, и общежитием с мастерскими, и кладбищем, и заводом по производству селитры, страдал от пожаров, землетрясений, нашествий варваров (так раньше называли туристов) и туристов, его разбирали для строительства других зданий в Риме (например, для собора Святого Петра) - он утратил две трети своей первоначальной массы. Но от того, что осталось, даже без мраморной облицовки и цветных узоров, которыми Колизей был украшен раньше, захватывает дух! Через глазницы своих арок он смотрит на окружающую суету и не думает о времени и возрасте. Завидую, без детей он может себе такое позволить.

Экскурсия по Колизею, на которую мы подписались, включала в себя прогулку по Римскому форуму и центральному холму Рима - Палатину. Согласно преданию, на этом холме в восьмом веке до нашей эры были вскормлены волчицей Ромул и Рем, основатели Рима, а построенные здесь в разное время дворцы слились в единый комплекс, ставший резиденцией римских императоров. Слово "палаты" как название русских средневековых сооружений со сводчатыми залами пришло в наш язык как раз отсюда. Форум долгое время был центром политической, религиозной и экономической жизни Рима. Курии (здания для Сената) и храмы, триумфальные арки и статуи строились и разрушались, чтобы построить новые. Здесь стоял дом Цицерона, тут было сожжено тело Гая Юлия Цезаря, этой двери более двух тысяч лет, и она до сих пор функционирует. Рядом с Колизеем стоит триумфальная арка императора Константина, который перенес столицу империи из Рима в Константинополь (сейчас Истанбул). И 1200 лет назад форум утратил свое значение, теперь это пустырь с античными руинами, историю которых невозможно охватить простому человеческому сознанию. Работать здесь экскурсоводом - неблагодарное занятие. Два часа ты делишься на английском знаниями, не путаешь года и века нашей и до нашей эры, показываешь картинки из двухкиллограмовой папки, а туристы (так теперь называют варваров) тебя спрашивают только "где тут туалет?"

В Колизей мы зашли уже в конце экскурсии, здесь нас отпустили гулять свободно. Снаружи он, конечно, лучше выглядит, внутри следы времени хорошо видны. В память о посещении одного из семи современных рукотворных чудес света я купил бронзовую монету с изображением Колизея - систерцию Тита, ее вес приятно чувствуется в руке. Когда матч закончился, Мартин прислал еще одно сообщение. Яша вошел в игру во втором тайме, отдал голевой пас и забил великолепный гол, перебросив мяч через защитника левой ногой и правой послав его с шестнадцати метров с лёта в девятку. Его команда выиграла 5-1. Если он так будет играть, я его вообще не буду будить, пусть просыпает футбол хоть каждую неделю!

С поездки прошло уже четыре месяца, а Рим нет-нет, да напомнит о себе. На днях коллега подарил мне книгу про датских художников девятнадцатого века. Он разбирал вещи умерших родителей жены и при ее виде вспомнил обо мне. Это красочное, уникальное издание 2007-го года, первая книга на английском языке про золотой век датской живописи. До этого в мире вообще не знали, что в Дании пишут картины. Пролистывая ее, я вдруг наткнулся на до боли знакомые виды. Колонны, два фонтана, между ними - египетский обелиск. Да это же площадь Святого Петра! А на другой странице - вид на Палатин и Римский форум сквозь арки Колизея! Все такое травой поросшее, туристы тоже есть, но мало. Оказывается, двести лет назад датская молодежь приезжала в Рим пить, курить и развращаться, всё это подробно в книге показано, а возвращалась одухотворенная и обученная живописи. Вот что вечный город с людьми делает. Я картины не писал, а фотографировал, но в остальном со мной произошло то же самое...

В ресторане напротив нашего отеля - Hotel King. От картины на стене веет чем-то датским. .




Обещаю, дальше будут только приличные фотографии.

Когда античная арена вдруг появляется в конце улицы.




Поймал солнце в фонарь. С этой стороны Колизей почти как в  молодости.




Северная стена высотой в 48 метров. С южной стороны Колизей пониже.







До сих пор при строительстве стадионов входы равномерно располагают по всему периметру по примеру Колизея - благодаря этому публика могла заполнить амфитеатр за 15 минут, а покинуть - за 5.







Много фотографий чуда света не бывает!




Вот эти арки на картине датского художника.




Здания Римского форума на заднем плане.







Без мраморных колонн в Риме вообще ничего не строили.




Храм Антонина и Фаустины. Антонин Пий был императором, и посвятил храм своей умершей супруге Фаустине в 141-м году нашей эры.




В средневековье в античный храм была встроена христианская церковь с сохранением внешней колоннады.




Античная улица, мощёная булыжником, и остатки подиума храма Цезаря на месте, где его сожгли (коричневые камни перед храмом Антонина и Фаустины).




Буквы и узоры на руинах.







И мелкая живность.




Три колонны - "Три сестры" - храма Диоскуров, одного из старейших на форуме, построенного в 484-м году до нашей эры.




Один из наиболее хорошо сохранившихся римских зданий на форуме - храм Ромула, тезки основателя Рима и сына императора Максенция, построен в 309-м году нашей эры с той самой дверью возрастом 2000 лет, которую перенесли из другого, более старого здания.




Храм Ромула - это восьмиугольное здание из кирпича у Священной дороги  - via Sacra, главной дороги Римского форума.




Вид на центральную часть форума с холма Палатин. Три нефа справа остались от базилики Максенция-Константина, самого большого здания, когда-либо построенное на форуме. Это также самая последняя постройка императорского Рима. Император Максенций в 308-м году начал ее строить, а убивший его император Константин, строительство в 312-м году завершил. После этого Константин появился в Риме всего два раза, а в 330-м году официально перенес столицу империи из Рима в Константинополь.







Левая часть форума. В центре фото, с полукруглой крышей - остатки храма Цезаря на месте его сожжения. Справа - храм Антонина и Фаустины, слева - "Три сестры", а над ними - триумфальная арка Септимия Севера, одна из трех сохранившихся арок на форуме. Через нее проходит Священная дорога.




Коричневое здание - это табуларий, государственный архив в Древнем Риме. Перед ним - арка Септимия Севера.







И вот на этом проспекте, проходящем рядом с Римским форумом, в последней части "Миссия невыполнима" произошла перестрелка во время погони по Риму.




И вид направо, в сторону Колизея.




Триумфальная арка Тита - тоже на Священной дороге - частично скрыта деревом. Она была построена в 82-м году нашей эры в память о взятии Иерусалима.




Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.




На Палатин мы поднялись только чтобы посмотреть на форум, а если смотреть в другую сторону, там уже начинались руины дворцов, по карте вроде бы это дворец Калигулы.




Эти колонны окружали храм богинь Венеры (богини красоты и любви) и Ромы (богиня Рима и повелительница Вселенной). От него отстались только развалины не следующем фото.







Перед Колизеем стоит третья - и самая большая - триумфальная арка - арка Константина, построенная в честь победы над Максенцием. Она украшена элементами, снятыми с других древних памятников.




Мы вернулись к Колизею. В 1349-м году землетрясение разрушило южную часть внешней стены, которую разобрали на стройматериалы.




Вот уже можно прикоснуться рукой.




Поднимаешься по темным лестницам, выходишь на свет - и вся чаша амфитеатра перед тобой!







На площадку арены нужно покупать какой-то специальный билет, нас туда не пустили.




Вот не знаю, современные ли это средства поддерживания стены от разрушения или древние.




Чтобы сделать фотографию без людей, нужно быть очень терпеливым.







На местах с лучшим обзором на нижнем ярусе располагались императоров, сенаторы и весталки - жрицы богини очага Весты, пользовавшиеся большим почетом. На среднем ярусе находились места для всадников, а на третьем ярусе - для людей, имеющих право римского гражданства. Позже был достроен еще один уровень для бедных, рабов и женщин. Вход в Колизей был запрещен актерам, могильщикам и бывшим гладиаторам.










Вид с другой стороны.




Внутренние арки Колизея и наружные.










В этот день в Риме прошла крупная забастовка профсоюзов.







Спускаемся со второго яруса на первый.




Колизей, как и другие амфитеатры, представляет собой эллипс, но это самый грандиозный античный амфитеатр. Длина его арены - 88 метров,  ширина 54 метра. Под ареной были расположены коридоры для гладиаторов и диких зверей, подъемные механизмы.







Колизей отлично отражается в глазах.







Отличное место для фото "Я в Колизее". Но как?




Вот так?




Или вот так?




Или вот так? Ой, опять неприличные фотографии...







Триумфальная арка Константина и холм Палатин, последний вид из Колизея.




Арка моложе Колизея на 2,5 века, ей всего 1709 лет.




Полиция для охраны порядка на демонстрации.







Если в "уста истины" вставить руку, то лжецу её откусят. В обычные уста вместо рук лучше вставлять ложки с мороженым.




Тиберина - единственный речной остров на Тибре в Риме.




Машина в очень симпатичном районе Трастевере.




Возвращались в отель уже в сумерках. Испанская лестница на рассвете была почти пустая.







Римская бронзовая монета на память.




И уже такая знакомая площадь Святого Петра на картине датского художника.




У меня ракурс немного другой.




Про Рим всё.

Колизей, подъём на..., Рим, Италия, музей, фотки, история

Previous post Next post
Up