Электричка "Карелия" (ЭТ2ЭМ-003). Жалкая подделка под былое великолепие советских времен.

May 03, 2018 00:24

В  моем детстве, которое проходило еще во времена Советского Союза, мы каждое лето ездили на дачу в Комарово. Электричка для нас была постоянным видом транспорта. И уже в дошкольном возрасте я хорошо различал разные виды поездов между собой. Если приезжал поезд с круглой кабиной - таких было большинство - то внутри были жесткие деревянные лавки, а салон внутри был довольно старым, с зеленой краской внутри и деревянными двойными рамами для окон, куда многие любили скидывать шелуху от семечек. Если появлялась электричка с плоской кабиной - нас ждали мягкие комфортные сиденья, а внутренняя отдела вагона была красивой, белой, гладкой. Одна из таких электричек носила собственное имя, и называлась она "Карелия". Очень хорошо подходила поэтому для поездок по Карельскому перешейку. И я с детства помнил ее - а она появлялась в Комарово довольно часто - как радостный и приятный элемент поездки. Если появлялась такая электричка, ехать сразу было вдвойне приятнее, настолько комфортно было внутри.

И вот обратил внимание, что и сейчас есть электричка "Карелия", подражающая той, советской, но сделанная уже в Российской Федерации. Однако за красивым названием, которое должно вызывать ностальгию, скрывается довольно средненькое содержание...





Советская "Карелия"

На фото две типичных электрички советских и ранних российских времен - древняя с круглой кабиной, что слева, и более современная  - с плоской кабиной. Круглые выпускались до 1974 года, потом стали выпускаться плоские. Все они были сделаны на Рижском заводе, в Латвии. И до распада СССР эта республика постоянно снабжала нас поездами.



Источник фото: https://www.trainpix.org/vehicle/10607

Мягкие сиденья в салоне выглядели примерно так. Нет ничего приятнее для того, кто едет в электричке...



Иногда, после капитальных ремонтов салона, они становились чуть потоньше, мягкого материала под кожу клали меньше. Но даже в таком варианте они довольно приятны для пассажиров.



Старую "Карелию", носившую номер ЭР2-1290, сняли с использования в 2011 году, а в 2015 списали. А этой торжокской электричке, построенной в 2006 году, дали имя списанной, и стала она новой "Карелией" в 2014 году. Вместе с ней получили имена еще несколько поездов из Торжка - "Ладога" и "Вуокса". Все они были новыми версиями торжокских электричек, как бы более передовыми. В то же время появились торжокские "Экспрессы", в которых тоже были мягкие сиденья, как в советское время, и даже занавески на окнах - и я тешил себя надеждой, что и эта электричка будет выделяться на общем фоне, раз уж ей дали такое название.

Ну посмотрим, что же есть в нынешней "Карелии".



А есть в ней - убогие пластиковые лавки! Мало того, что они жесткие, так они еще и скользкие - зад с них постоянно съезжает. Поэтому во время поездки не расслабишься. Когда я лет 10 назад ездил на работу в сельскую школу рано утром, то всегда садился так, чтоб ехать спиной вперед, иначе при быстром торможении, которое бывало не так уж и редко, при езде лицом вперед - зад съезжал с пластикового сиденья, можно было упасть на пол.



На маленьких расстояниях особой разницы нет, на чем ехать, но вот когда мы ехали на таких в Торжок, а ехать туда 4 часа, то от данных сидений очень сильно уставал зад. И никак было не задремать, приходилось много раз менять позу, но помогало это мало. В общем - название взяли от старого комфортного поезда, где ехать было просто удовольствием, а начинку напихали самую убогую из всех возможных.

Насколько я понял, вся "модернизация" поездов этой серии состояла в том, чтоб установить энергосберегающее оборудование.



Единственный плюс электрички - в ней есть туалет. В старых рижских он по конструкции тоже был, но почти никогда не работал. В более современных торжокских он с накопителем внизу, и в большинстве случаев работает. Туалет убогий, но лучше чем ничего: на дальних расстояниях без него просто нельзя. К сожалению, РЖД это понимает не всегда, и не особо рвется соблюдать санитарные нормы. На мои письменные обращения к ним, а также в прокуратуру, приходили отписки, что дескать у них нет денег сделать работающими туалеты во  всех поездах. Но здесь,  к счастью, мучаться пассажирам не придется.



Кто-то додумался закрасить темной краской окно. Обычно стекло красят, или делают матовым, так, чтоб все-таки свет сюда мог попадать. А в этом туалете - полумрак. Мне приходилось фотографировать со вспышкой.



Мне кажется, в этой электричке отображены те процессы, что происходят в современной России в последние годы. Постоянная игра на ностальгии по всему советскому, попытки подражать прошлому - но при этом копирование лишь внешних форм, без восстановления содержания. Вот и получается, что за названием, взятым у прежней советской электрички, которую помнили и любили за комфорт, стоят убогие жесткие лавки. Примерно, как в мороженном, носящем название " как раньше" или "сделано в СССР", где и вкус не тот, и вес в полтора раза меньше.

А еще очень жаль, что когда наши заводы научились делать по-настоящему хорошие поезда - ЭТ4М, ДТ, РА-2 - их взяли и позакрывали.

----------------------------------------------------

Сообщество, посвященное достопримечательностям Петербурга и Ленинградской области:  https://vk.com/bestofpiter

железные дороги, ЭТ2М, РЖД, электрички, электричка

Previous post Next post
Up