Перед тем, как телепортироваться, Боб втянул живот, придал лицу мужественное выражение и приготовился к тому, что сейчас его оглушат аплодисменты и ослепят софиты. Но на той стороне оказалась лишь небольшая комната, одну из стен которой полностью занимал синий экран.
Прямо перед экраном стояли двенадцать чёрных кубов. В жизни они выглядят не так уж внушительно, подумал он.
- Привет, Боб, - сказала самая красивая телеведущая во вселенной.
- Здравствуйте, Алиса, - ответил он.
- Мы в прямом эфире, и это "Человек против Машины", с вами Алиса Ли, и наш сегодняшний участник, Роберт Прей. Знакомы ли вам правила игры?
- Да, знакомы, - сказал Боб.
- И всё же я должна огласить их: это тоже часть правил.
Перед вами двенадцать совершенно одинаковых чёрных ящиков. В одиннадцати лежит по миллиону долларов, и только один абсолютно пуст. Сейчас вы немного подумаете и откроете любой из них. Ваша задача - всего лишь выбрать любой ящик, кроме пустого - и деньги ваши!
Но наш квантовый суперкомпьютер Когнитрон заранее предсказал, какой выбор вы сделаете, и поставил пустой ящик именно на это место. Ведь Когнитрон сверхразумен, и знает о вас всё.
Или не знает? Одному участнику из ста семидесяти трех уже удалось перехитрить Когнитрон. Но только одному. Возможно, вы сумеете стать вторым.
Ваш ход, Боб. Человек против Машины!
"...Способ перехитрить его должен существовать. Кто-то ведь это уже делал. Что точно понятно - нельзя выбирать случайный. Люди не умеют делать случайный выбор, я об этом читал. Но что, если выбрать ящик так, что мой выбор нельзя предсказать заранее, потому что даже я сам не мог бы это сделать? Допустим, я возьму день рождения жены, прибавлю к нему число букв в кличке моей собаки, и число, образованное двумя последними цифрами номера моей машины, и число семь, для верности. То, что в итоге получится, поделю на 12 с остатком, вот этот остаток и будет номером ящика.
Как Когнитрон мог всё это предвидеть? Допустим, он даже знает день рождения моей жены, и кличку моей собаки, и то, что первым делом мне придет в голову число семь, и всё такое. Ну конечно, он знает. Но как он мог догадаться, что я именно этот набор действий захочу совершить? Ведь это совершенно случайный!... Чёрт.
Хорошо, тогда так. Возьму что-то, чего никто, кроме меня, не знает, и знать не может, и совершу те же действия. Допустим, я прибавлю к результату пять, если по-настоящему, в глубине сердца, люблю жену, и не прибавлю, если нет... Хотя что там, это ему тоже очевидно.
Интересно, получается, у него там, внутри, вся моя память, все мои мысли и знания, все мои чувства. Может быть, получить какую-то новую информацию, которой у меня ещё не было? Вот я сейчас посмотрю на синий экран и посчитаю, сколько раз мой указательный палец поместится на его фоне... Нет, он и до этого тоже мог догадаться.
Почему тут вообще синий экран, а не зрительный зал, который все видят по телевизору? А, ну да. Чтобы никто из них не просигналил мне... хоть что-нибудь. Иначе ему пришлось бы учесть и такие данные. Учесть всё, что знают все зрители, и всё, что могло повлиять на них сегодня утром, и весь мир вообще. А так ему нужно учесть только меня, Алису и эту комнату.
Хм. Когда Когнитрон сделал свой выбор?
Вчера? Но со вчерашнего дня кто-то мог сбить мои мысли, и направить по другому пути. Час назад? Десять минут назад? Всё равно, за это время я успел бы зарядиться какой-нибудь случайностью вселенной.
Получается, он должен был сделать выбор точно в тот момент, когда мы с Алисой вошли в телепортатор, вот когда. Всё, что произойдет потом, происходит в замкнутом и ограниченном помещении, и всё это он может просчитать.
И тут Боба посетило ужасное подозрение. Хотя он смотрел "Человека против Машины" десятки раз и часто прокручивал в уме подобные рассуждения, такая мысль почему-то раньше ни разу не приходила ему в голову.
А когда же были расставлены ящики?
Получается, Боб появляется из телепортатора не мгновенно, а через некоторое время. Пока Когнитрон принимает решение и расставляет ящики, сам Боб существует только в виде пучка частиц.
Когда Когнитрон просчитывает действия Боба, внутри него находится не только идеальная модель комнаты, но и идеальная модель самого Боба. Ни в чём, ни в чём логически не отличающаяся от самого Боба. А если так, то откуда Боб знает, что он - настоящий, а не та самая модель? Да, Боб чувствует, что он не модель, но ведь модель идеальна, и, значит, "чувствует" то же самое.
Похоже, сейчас он сделает свой выбор, увидит миллион, но перестанет существовать. А через несколько секунд, в другой, более реальной реальности, будут расставлены настоящие ящики, более реальная копия, сама того не подозревая, проделает тот же путь, но денег уже не увидит.
- Алиса, - сказал Боб, - А вам самой-то не страшно участвовать в такой игре? Раз за разом, и так каждую неделю?
- Нет, - ответила Алиса. - Чего тут бояться? Вы, участники, часто говорите такие странные вещи! Хотела бы я знать, что делается у вас в головах.
- Кое-кто знает, - заметил Боб, задержал дыхание, и выпалил: - Ладно, номер три!
Ящик открылся, и оказался пустым.
- Увы, - сказала Алиса. - Но посмотрите, Боб смеется! Боб, так здорово встретить человека, который не унывает, несмотря на проигрыш!
- Да, - ответил Боб. - Да.
Интересно, как же всё-таки выиграл тот парень, думал Боб. Он-то что сделал?