Пару месяцев назад я совершил смешной поступок: пришел в ближайший книжный магазин, подошел к полке с табличкой "История", и купил несколько случайных книжек.
Аналогичная стратегия, примененная к полке "Философия", познакомила бы меня с книгами "Аюрведа: Тайны Загадки Древних Цивилизаций", "Секреты Талмуда" и "Шок: Личная жизнь Маркса и Энгельса". А если бы я вдруг заинтересовался "Медициной", то получил бы прекрасный шанс узнать о методах самолечения овсом и о заговоре производителей прививок. "Психология" учит нас методам продаж и пикапа, "биология", соответственно, технике секса (ФОТО). Та же самая "История", только не ХХ века, а любого другого периода, представлена в основном трудами ак. Фоменко сотоварищи. Примерно так сейчас в России устроен "научпоп".
Тем не менее, оказалось, что современные русские книжки про Великую Отечественную читать очень даже можно. Они, конечно, чудовищно нудные, и им не помешал бы хороший редактор и хороший корректор. Но авторы, как правило, профессиональные военные историки, работали над своими трудами по несколько лет (кто-то вообще с самой перестройки), собирали информацию, сидели в архивах. Стараются писать честно и объективно (политические взгляды авторов не становятся очевидными с первых предложений, никаких фантастических выводов и допущений не заметно, чересчур смелыми аналогиями с концом ХХ - началом XXI века никто не упивается). Корректно указаны источники цитат, список литературы в конце на сотни пунктов, в общем, всё как полагается. Всех, кто думает, что это само собой разумеется, отсылаю перечитать второй абзац.
Почему так? У меня есть следующая теория: дело в книгах Резуна-Суворова, невероятный успех которых настолько задел "настоящих" историков, что те собрались с духом и таки сумели довести собственные труды до публикабельного состояния. При этом интерес к этому периоду в России традиционно большой, а Суворов, в отличие от того же Фоменко, не настолько плодовит, чтобы насытить рынок в одиночку. Пришлось издавать нормальные книжки - раскупают всё равно!
В истории я профан абсолютный и непоправимый (как-то и времени нет, да и особенного желания), поэтому сразу предупреждаю, что остаток поста наполнен невероятными открытиями Капитана Очевидность, очитками, моими домыслами и прочими глупостями. Дочитывать, наверное, стоит только примерно таким же деятелям.
Сначала Q+A.
1. Почему Сталин в самом же начале войны "впал в кому" на трое суток две недели месяц продолжительное время, заперся у себя на даче, и хранил полное молчание? Да нипочему. Это городская легенда. Хрущёв, который сделал её популярной, не называет конкретных дат. Из свидетельств непосредственных участников событий складывается примерно такая картина: с 22-го по 29-е июня Сталин активно пытается что-то делать, но развитие событий его, мягко говоря, не устраивает. 29-го вечером он психует, орет на Жукова так, что тот, между прочим, убегает в слезах, и уезжает к себе на дачу (есть у меня такое подозрение, что они все тогда плотно сидели на амфетаминах, и с психикой у них не очень всё было в порядке). На следующий день к Сталину приезжает целая делегация и уговаривает его вновь возглавить и т.п., 1-го он снова работает.
2. Как так вышло, что Гитлер (мистик, "визионер" и вообще, скажем так, человек не очень близкий к реальности) сумел за короткое время построить боеспособную армию, превзошедшую своих соперников в Европе на две головы? Особенно с учетом того факта, что по итогам Версальских соглашений Германии запрещено было иметь хоть насколько-то серьезную армию, и готовиться хоть к какому-то подобию современной войны. Да просто это не его заслуга. Версальский договор ограничил количество людей и вооружений в рейхсвере, но не запретил запретил набирать туда лучших из лучших. Для
фон Секта делом жизни стало превратить рейхсвер в высокопрофессиональную организацию, которую в любой момент можно было бы за счет рекрутов превратить в армию нормальных размеров, руководствуясь при этом детально разработанным алгоритмом, учитывавшим более-менее все детали. Грубо говоря, если считать по головам, то большая часть военных занимается либо чем-то, чему можно научить призывника максимум за год, если поставить себе такую цель (бежать - стрелять - копать), либо тем же, чем и "на гражданке". Боеспособную армию от небоеспособной при этом отличает подготовка офицеров, унтер-офицеров и военных профессионалов (водители, пилоты, инженеры). Их немного, именно на них и нужно сосредоточиться. Семь лет подряд фон Сект только этим и занимался. Добился, в частности, того, что профессия военного в Германии стала невероятно престижной, конкурсы были такие, что элитные вузы позавидуют. Организовал структуру рейхсвера таким образом, чтобы можно было "нажать на кнопку" и увеличить её в тридцать раз за год. Был фон Сект, судя по всему, монархистом, именно за это его отстранили от руководства в какой-то момент. Знал бы он, для кого всё это готовит!
3. Правда, что Сталин перед войной расстрелял миллиарды буквально всех, кто хоть как-то умел воевать, причем чем ближе к верхушке, тем больший процент? Правда. Поразивший меня факт, свидетельствующий о степени творившегося из-за этого бардака: в начале 1941 года до четверти офицеров Красной Армии не умели читать карту и пользоваться компасом (источник можете посмотреть
здесь).
4. А зачем он это делал? Не знаю. Я не понял. Не уверен, что кто-то это до конца понимает. Если и возможны тут какие-то рациональные объяснения, то как-то это, по-видимому, должно быть связано с тем, что он опасался военного переворота. Странность тут в том, что защищал он себя от такой возможностями далеко не всегда, и не очень-то надежно. Например, когда он "в прострации уехал на дачу" (п. 1), приехавшая за ним делегация имела все шансы его арестовать, если бы им это пришло в голову. По их воспоминаниям, Сталин был удивлен тем, что с ним так не поступили.
5. Так это, готовился он нападать на Европу, или нет? Вряд ли. Если точнее, на 41-42 год ничего похожего в планах не было. Когда-нибудь потом, "вообще" - возможно, и готовился, и даже скорее всего да. А в тот момент советская армия находилась в процессе реорганизации, куча плохо обученных новобранцев, ничего не хватало, многие подразделения существовали только в планах, и т.д. и т.п. Момент крайне неподходящий, причем, что важно, высшему руководству положение дел было прекрасно известно. В частности, Зимняя война (с Финляндией) за год до того показала, насколько наша армия не готова была воевать даже со слабым противником.
6. Правда, что у Советского Союза было больше танков и самолетов, чем у всех остальных стран в мире, вместе взятых? А почему же тогда?.. Когда я обо всём этом читал, я не мог отделаться от ощущения, что стиль руководства Сталина сотоварищи мне что-то смутно напоминает. Вспоминал-вспоминал, и вспомнил. Да это же старая добрая "Цивилизация", то, как мы в неё играли в школе.
...Так, посмотрим. Какой тут у нас сейчас самый крутой юнит? Ага, Танк. Отлично, Москва строит Танк, Ленинград строит Танк, Киев строит Танк, Челябинск строит Танк. Ещё есть Самолёт, он какой-то странный юнит, летает по своим правилам, зато атака большая. Ну ладно, по ходу дела разберемся, Москва строит Самолёт, Липецк строит Самолёт. Что-то медленно строим, вот тут советники подсказывают, что для ускорения строительства Танк нужно построить Завод. Москва строит Завод, Ленинград строит Завод, Челябинск строит Завод. О, тут есть кнопка "надавить на отстающих, часть расстрелять". Она ускоряет производство Танк на 5%. Жмём. Жмём. Жмём. Жмём.
Нам объявили войну!..
И тут Цивилизация неожиданно заканчивается, а начинаются какие-то непонятки. Все наши Танк - в бой! Сколько у нас Танк, где они? Толком неизвестно. Отдаём приказы! Не получается: связи нет. Отдаём тем, с кем есть связь! Не получается: оказывается, для управления Танк требуется танкист, который на нём поездил хотя бы часов восемь. Требуется бензин, боеприпасы, и непрерывное снабжение всем этим. Поскольку Танк - юнит капризный, а ездить придется на черт-те каких режимах, и по бездорожью, требуется тот, кто будет Танк в случае чего чинить и вытягивать из болота, требуются механики и запчасти, требуются автомобили, на которых всё это можно возить, одежда, еда. Нужны офицеры, понимающие, как всё это работает, и хорошо бы, чтобы были они не дураки и не истерики. Насчёт Самолёт я и не говорю, сами можете представить.
И не существует никакого уровня абстракции, позволяющего всё это каким-то волшебным образом проигнорировать. Не бывает способа учитывать количество юнита Танк таким способом, чтобы практика "теперь нужно производить Танк на 10% быстрее, иначе расстреляют" позволяла не просто увеличивать данный показатель, но действительно увеличить боеспособность армии. Реальность - не игра. Ни страной, ни армией невозможно так управлять.
(вспоминаю одну организацию, в которой работал когда-то; даже попытки управлять в таком стиле игроделательной компанией быстро приводят к краху)
Напоследок - пара удививших меня подробностей.
Во-первых, количество точек бифуркации во всей этой истории. Например, во время Французской кампании 1940 года был момент, когда весь успех немецкого плана зависел от того, насколько быстро силы вермахта переправятся через р. Маас. Переправлялись они через один мост. Союзники бомбили его, но безуспешно. Единственная бомба, попавшая в цель, могла бы сорвать всё немецкое наступление. В этом случае мы сейчас не знали бы слово "блицкриг", называли бы Вторую Мировую как-нибудь вроде "Французская авантюра", и считали Гитлера мелким полузабытым политиком середины века.
И такая точка была не одна. Взять, предположим, момент, когда Гитлер вдруг ни с того ни с сего остановил наступление на Дюнкерк, и тем самым спас Англию от полного разгрома. Или (на меньшем масштабе) момент, когда генерал Роммель лично поехал по Франции на одинокой бронемашине, периодически то вступал с французами в бой, то "властно предлагал им сдаться, и они, деморализованные паникой и картиной полного разгрома после недавнего ночного боя, подчинялись, ..., въехал в Авен во главе плененной им колонны из 40 французских военных грузовиков". Там он наконец встретил авангард своей дивизии, что в итоге спасло несколько его батальонов и позволило ему "перевыполнить" свою боевую задачу.
Такие вот творились дела.