По случаю григорианской Епифании и юлианского Рождества показываю, вероятно, самое необычное поклонение волхвов из существующих (по крайней мере, из известных мне) - фрески Беноццо Гоццоли в капелле палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции.
Гоццоли, ученик фра Анджелико, расписал капеллу во дворце Козимо Старого, фактического правителя Флоренции в середине XV в., в 1459-1461 гг. Религиозный сюжет поклонения волхвов предстаёт на них в гипертрофированном и подчёркнуто светском виде - библейская компания трёх волхвов со спутниками превращена Гоццоли в многолюдную процессию, тянущуюся на неопределённо длинное расстояние, а её кульминация - собственно поклонение и подношение даров Младенцу - вообще не изображена. Фактически Гоццоли нарисовал своего рода коллективный портрет современной ему флорентийской знати - в персонажах процессии можно узнать представителей рода Медичи и других знатных семей Флоренции (см., например,
здесь, за ссылку спасибо
quattro_gatti). Предполагается также, что Гоццоли изобразил прибывших на Флорентийский собор 1439 г. византийских императора, патриарха и их челядь, а также других знатных лиц, бывших тогда во Флоренции.
Фрески, покрывающие три стены из четырёх, выглядят чрезвычайно театрально и сделаны с огромным вниманием к деталям облика и поз персонажей, одежды, разного рода атрибутов, и, конечно, пейзажа - тосканского, а не библейского.
Бальтазар, предположительно византийский император Иоанн VIII Палеолог - одежда явно не европейская. За ним тосканские холмы с замками, городами, полями, лесами, зверьём и т.д.
Лучник в разноцветных одеждах.
На простенках около алтарной части нашлось место для пастухов.
Другая часть процессии. В качестве прототипа Мельхиора предлагали константинопольского патриарха Иосифа и германского императора Сигизмунда.
В качестве Каспара Гоццоли, возможно, изобразил Лоренцо де'Медичи - будущего Лоренцо Великолепного.
Фрески в более узкой алтарной части каноничны, на них изображены святые и ангелы.
Картина в алтарной части - копия "Рождества" Филиппо Липпи. Оригинал ныне находится в Берлине.
Роскошный потолок капеллы.
Не менее роскошны пол и нижняя часть стен.
Детали фресок. Трогательное брёвнышко, по которому Мельхиор на коне будет переходить ручей.
Охотничьи звери - сокол с добычей и даже гепард на поводке.
Флорентийцы в шапках.
Юноша с леопардом на поводке.
Процессия с дарами. Навьючены лошади, мулы, верблюды. Куда столько добра?
Птички.
Поющие ангелы.
Почему-то считается, что это три сестры Лоренцо. Как на фресках такого сюжета можно было изобразить женщин в мужском платье, мне неведомо. Скорее уж пажи.
Пейзаж.
Какой-то одинокий всадник.
Святые.
Хвост процессии. Конца её не видно. А в небе летают птицы.
Знатные флорентийцы и их гости. Считается, что пожилой мужчина в синем одеянии и красном колпаке, немного слева от которого изображён африканец, - Козимо Старший, а прямо перед ним - Пьеро де'Медичи. А молодой человек в красной шапке между двумя старцами на втором плане - сам Гоццоли; на его шапке подпись Opus Benotii (крупно см.
здесь.
Охотники.
Роскошный всадник Каспар-Лоренцо.
А эти всадники с мечом и дароносицей вообще-то идут поперёк дороги.
Косуля, спасающаяся от охотников.
Замок на горе. Мне он почему-то больше всего напоминает Rocca Maggiore в Ассизи.
Просто горный пейзаж без людей и животных.
Общий вид алтарной части. Под потолком - символы евангелистов.
Орнамент на стене.
Трава под ногами.
Хищная птица ловит жертву.
Пастухи в задумчивости.
Ещё деталь процессии.
В завершение всего - Агнец, с божественным спокойствием ожидающий своей участи.