Сегодня я покажу одно из самых красивых мест в Италии, где мне довелось побывать, - картузианский монастырь Certosa di Pavia. Монастырь расположен в нескольких километрах от Павии и до него легко добраться на электричке от вокзала, а от станции до ворот идти примерно минут двадцать, в основном по тенистой аллее у ограды монастыря, миновав парковку, с которой снят верхний и два следующих кадра.
Монастырь ордена картузианцев был основан в конце XIV в. герцогом Джан Галеаццо Висконти, который намеревался устроить в его церкви усыпальницу своего рода. Основные исторические постройки монастыря относятся к XV-началу XVI в., хотя есть и более поздние. Ныне монастырь является действующим, хотя, согласно Википедии, в нём живут монахи цистерцианского, а не картузианского ордена. Монастырь открыт для посещения, причём вместо платы за билет у туристов собираются пожертвования.
Церковь и большой и малый дворики монастыря являются ярчайшими образцами ломбардской ренессансной архитектуры и по богатству убранства сопоставимы разве что с собором в Милане.
Частично сохранился даже ров с водой.
Вид из-за ворот.
Ворота с росписями снаружи и внутри.
Из ворот открывается вид на один из самых фантастических церковных фасадов в Италии.
Трубы ренессансного главного корпуса (кажется, это герцогская резиденция).
Фальшивый балкон над настоящим порталом.
Рассмотрим фасад повнимательнее. Работа над ним продолжалась почти столетие с последней четверти XV по середину XVI в. Строгие классические формы сочетаются с безудержной роскошью убранства, не оставляющей почти ни одного фрагмента "голого" камня. Фасад от цоколя до самого верха украшают рельефы, узоры из мрамора и несколько рядов скульптур. Обрамление окон и перегородки в них также украшены скульптурами.
Цоколь с медальонами и первый ряд рельефов с евангельскими сценами.
Не очень хорошо сохранившийся рельеф с Адамом и Евой у Древа познания (поскольку оно само ни в чём не виновато, то сохранилось полностью).
Окно.
Портал.
Статуи на угловом выступе фасада.
Фальшивое окно.
Фрагмент декора.
Рельефы портала изображают историю основания монастыря.
Никогда не забывайте поднять голову.
Внутри церкви, к сожалению, фотографировать запрещено, так что у меня есть лишь несколько фрагментарных снимков исподтишка. Это простороная трёхнефная готическая базилика с транспетом и несколькими капеллами и куполом над перекрестьем. Своды расписаны фресками.
Изображение монаха в окне.
В целом внутри церковь мне показалась гораздо менее интересной, чем фасад, поэтому вернёмся наружу.
Скульптурная группа в окружении рельефов и узоров.
Ангел.
Святой с книгой (Св. Павел?)
Ещё один (Иоанн Креститель??)
Фрагмент окна.
Сбоку особенно хорошо видно, как густо "населён" фасад.
Один из нижних рельефов - два ангела с гербом (чей герб, выяснить не удалось, хотя геральдические символы кажутся известными).
Отвлечёмся наконец от фасада (но мы ещё к нему вернёмся потом). Лёгкие башенки на крыше церкви.
Вид на церковь сбоку. Галереи с тонкими колоннами и многоярусный купол. Но уже никакой роскоши и вместо мрамора кирпич.
Можно сказать, аскетичный боковой фасад.
Впрочем, башенки разукрашены.
Выйдем в малый дворик (Il chiostro piccolo), примыкающий к церкви. Аркады и колонны с рельефными украшениями из терракоты были построены во второй половине XV в. В открытой части дворика расположены цветочные клумбы и фонтан.
Своды соединяются со стенами капителями с различными изображениями.
Монах с книгой.
Монах с крестом, восседающий на черепе.
Три женщины (?).
Монах с крестом и Бог-отец (?).
Пьета.
Моление о чаше.
Чёрт с остатками росписей.
Старец с черепом.
Из дворика прекрасный вид на церковь.
Из дворика можно попасть в рефекторий, не очень интересный в сравнении с остальным.
Украшения аркад.
Место для омовения с рельефами (евангельская история о самаритянке у колодца).
Музицирующие дети.
Аркады, своды, капители и частично сохранившиеся фрески на стенах.
Аркады снаружи украшают богатые орнаменты и несколько рядов изображений: статуи, как бы поддерживающие арки, горельеф с торсом и на самом верху ряд голов, перемежающихся статуями.
Очередная капитель - младенец с волынкой, а другой его поддерживает мускулистыми ручонками.
А здесь ангел с гербом; опять же, кому именно принадлежит этот орёл с короной, не ясно (уж не германскому ли императору?).
Фасад церкви сзади. Просто голая серая стена.
Галереи и декоративные башенки.
Проход в большой дворик (Il chiostro grande), где находятся отделённые друг от друга дома с кельями монахов. По уставу картузианского ордена монахам полагалось почти всё время пребывать в одиночестве. Большой дворик был построен тогда же, когда и малый, и украшен аналогично.
"Двориком" его можно назвать очень условно, поскольку его размеры огромны - 125 на 100 метров.
Одинаковые постройки с покатыми крышами и высоко торчащими трубами, возвышающиеся над аркадами двора, очень живописны.
Капитель с изображением какого-то святого. Что у него в руках?
Аркады с головками ангелов.
Синее небо, бурая терракота, белые колонны и зелёные листья.
Святой Иероним (? без льва и шляпы не узнать).
Что это за сцена? Глух и нем. Может, вариация на тему искушения Свю Антония?
Ветхозаветный пророк?
Святой Мартин и нищий.
Юдифь с головой Олоферна (эти две капители - наглядная иллюстрация "технологий двойного назначения").
Постройки, отделяющие большой двор от малого.
Уютный дворик одного из монашеских домов.
И вид из него.
Бледная поздняя фреска.
Портал, куда-то ведущий.
Несколько кадров, дающих представление о размерах двора.
Ещё один портал.
Три ангела (или один, запечатлённый по мере перехода от полёта к стоячему положению?).
Помимо церкви и дворов можно посетить главный корпус монастыря. Анфилада комнат с барочными дверями.
Комната с портретами владетельных персон.
Зал с фресками на потолке.
Своеобразный триптих.
Ещё один зал с небезынтересными фресками XVII века.
Особенно хороши ложные атланты, делающие вид, будто подпирают своды. Чтобы облегчить их участь, им пририсованы трогательные подушки на головах.
Круглое окно.
Вернёмся на свежий воздух и полюбуемся напоследок на залитый солнцем фасад монастырской церкви.
Выходя за ворота, бросим прощальный взгляд: