Certosa di Pavia

Jan 04, 2016 00:46



Сегодня я покажу одно из самых красивых мест в Италии, где мне довелось побывать, - картузианский монастырь Certosa di Pavia. Монастырь расположен в нескольких километрах от Павии и до него легко добраться на электричке от вокзала, а от станции до ворот идти примерно минут двадцать, в основном по тенистой аллее у ограды монастыря, миновав парковку, с которой снят верхний и два следующих кадра.






Монастырь ордена картузианцев был основан в конце XIV в. герцогом Джан Галеаццо Висконти, который намеревался устроить в его церкви усыпальницу своего рода. Основные исторические постройки монастыря относятся к XV-началу XVI в., хотя есть и более поздние. Ныне монастырь является действующим, хотя, согласно Википедии, в нём живут монахи цистерцианского, а не картузианского ордена. Монастырь открыт для посещения, причём вместо платы за билет у туристов собираются пожертвования.
Церковь и большой и малый дворики монастыря являются ярчайшими образцами ломбардской ренессансной архитектуры и по богатству убранства сопоставимы разве что с собором в Милане.



Частично сохранился даже ров с водой.



Вид из-за ворот.





Ворота с росписями снаружи и внутри.











Из ворот открывается вид на один из самых фантастических церковных фасадов в Италии.







Трубы ренессансного главного корпуса (кажется, это герцогская резиденция).





Фальшивый балкон над настоящим порталом.



Рассмотрим фасад повнимательнее. Работа над ним продолжалась почти столетие с последней четверти XV по середину XVI в. Строгие классические формы сочетаются с безудержной роскошью убранства, не оставляющей почти ни одного фрагмента "голого" камня. Фасад от цоколя до самого верха украшают рельефы, узоры из мрамора и несколько рядов скульптур. Обрамление окон и перегородки в них также украшены скульптурами.







Цоколь с медальонами и первый ряд рельефов с евангельскими сценами.







Не очень хорошо сохранившийся рельеф с Адамом и Евой у Древа познания (поскольку оно само ни в чём не виновато, то сохранилось полностью).



Окно.





Портал.





Статуи на угловом выступе фасада.



Фальшивое окно.



Фрагмент декора.





Рельефы портала изображают историю основания монастыря.







Никогда не забывайте поднять голову.



Внутри церкви, к сожалению, фотографировать запрещено, так что у меня есть лишь несколько фрагментарных снимков исподтишка. Это простороная трёхнефная готическая базилика с транспетом и несколькими капеллами и куполом над перекрестьем. Своды расписаны фресками.

















Изображение монаха в окне.



В целом внутри церковь мне показалась гораздо менее интересной, чем фасад, поэтому вернёмся наружу.
Скульптурная группа в окружении рельефов и узоров.



Ангел.



Святой с книгой (Св. Павел?)



Ещё один (Иоанн Креститель??)



Фрагмент окна.



Сбоку особенно хорошо видно, как густо "населён" фасад.









Один из нижних рельефов - два ангела с гербом (чей герб, выяснить не удалось, хотя геральдические символы кажутся известными).



Отвлечёмся наконец от фасада (но мы ещё к нему вернёмся потом). Лёгкие башенки на крыше церкви.



Вид на церковь сбоку. Галереи с тонкими колоннами и многоярусный купол. Но уже никакой роскоши и вместо мрамора кирпич.





Можно сказать, аскетичный боковой фасад.





Впрочем, башенки разукрашены.



Выйдем в малый дворик (Il chiostro piccolo), примыкающий к церкви. Аркады и колонны с рельефными украшениями из терракоты были построены во второй половине XV в. В открытой части дворика расположены цветочные клумбы и фонтан.





Своды соединяются со стенами капителями с различными изображениями.



Монах с книгой.



Монах с крестом, восседающий на черепе.



Три женщины (?).



Монах с крестом и Бог-отец (?).



Пьета.



Моление о чаше.



Чёрт с остатками росписей.



Старец с черепом.



Из дворика прекрасный вид на церковь.







Из дворика можно попасть в рефекторий, не очень интересный в сравнении с остальным.



Украшения аркад.





Место для омовения с рельефами (евангельская история о самаритянке у колодца).







Музицирующие дети.



Аркады, своды, капители и частично сохранившиеся фрески на стенах.





Аркады снаружи украшают богатые орнаменты и несколько рядов изображений: статуи, как бы поддерживающие арки, горельеф с торсом и на самом верху ряд голов, перемежающихся статуями.





Очередная капитель - младенец с волынкой, а другой его поддерживает мускулистыми ручонками.



А здесь ангел с гербом; опять же, кому именно принадлежит этот орёл с короной, не ясно (уж не германскому ли императору?).



Фасад церкви сзади. Просто голая серая стена.



Галереи и декоративные башенки.













Проход в большой дворик (Il chiostro grande), где находятся отделённые друг от друга дома с кельями монахов. По уставу картузианского ордена монахам полагалось почти всё время пребывать в одиночестве. Большой дворик был построен тогда же, когда и малый, и украшен аналогично.



"Двориком" его можно назвать очень условно, поскольку его размеры огромны - 125 на 100 метров.





Одинаковые постройки с покатыми крышами и высоко торчащими трубами, возвышающиеся над аркадами двора, очень живописны.





Капитель с изображением какого-то святого. Что у него в руках?



Аркады с головками ангелов.



Синее небо, бурая терракота, белые колонны и зелёные листья.



Святой Иероним (? без льва и шляпы не узнать).



Что это за сцена? Глух и нем. Может, вариация на тему искушения Свю Антония?





Ветхозаветный пророк?



Святой Мартин и нищий.



Юдифь с головой Олоферна (эти две капители - наглядная иллюстрация "технологий двойного назначения").



Постройки, отделяющие большой двор от малого.









Уютный дворик одного из монашеских домов.



И вид из него.





Бледная поздняя фреска.



Портал, куда-то ведущий.





Несколько кадров, дающих представление о размерах двора.











Ещё один портал.



Три ангела (или один, запечатлённый по мере перехода от полёта к стоячему положению?).



Помимо церкви и дворов можно посетить главный корпус монастыря. Анфилада комнат с барочными дверями.



Комната с портретами владетельных персон.





Зал с фресками на потолке.





Своеобразный триптих.



Ещё один зал с небезынтересными фресками XVII века.







Особенно хороши ложные атланты, делающие вид, будто подпирают своды. Чтобы облегчить их участь, им пририсованы трогательные подушки на головах.

















Круглое окно.



Вернёмся на свежий воздух и полюбуемся напоследок на залитый солнцем фасад монастырской церкви.







































Выходя за ворота, бросим прощальный взгляд:



renaissance, italia, pavia, frescoes, gothic, art, sculpture, photos, barocco

Previous post Next post
Up