Pavia: San Pietro in Ciel d'Oro

Jan 11, 2016 01:57



В завершение серии о Павии показываю базилику Святого Петра в Золотом небе - возможно, первую по значимости церковь города, знаменитую в первую очередь тем, что в ней покоятся мощи двух великих деятелей поздней античности - отца церкви Святого (в восточной традиции Блаженного) Аврелия Августина (354-430) и признанного католической церковью мучеником за веру философа Северина Боэция (ок. 480-524). Именно Боэцию посвящены выбитые на каменной доске на фасаде церкви строки Данте, изображённые на верхнем снимке:

Плоть, из которой он был изгнан, сиро
Лежит в Чельдоро; сам же он из мук
И заточенья принят в царство мира.
(Paradiso X, 127-129)

Мощи Св. Августина были перенесены в Павию в VIII в., когда местный епископ выкупил их у арабов, захвативших Сардинию, где мощи находились в Кальяри, куда они попали, когда католиков, в свою очередь, изгнали из северной Африки ариане-вандалы.
Церковь Св. Петра упоминается в Павии начиная с VII в.; нынешняя романская постройка сооружена в XI-XII веках, как и базилика Св. Михаила, и следует той же модели.
Мощный главный фасад, ничем не облицованный, с единственным порталом.



Треугольный фронтон с характерными перекрещивающимися арками.



Портал стоит рассмотреть поближе.



На фронтоне - архангел, поддерживаемый двумя людьми.



Резные архивольты с фигурами - звери, птицы, черти, диковинные монстры, в общем, разгул XII в.







Просто колонны; тонкость узора не уступает мавританскому.



Ну какой портал без пышногрудой двухвостой сирены.



Она же вполоборота; вокруг неё буйство флоры и фауны.



И напротив тоже.





Фасад снизу вверх.



Войдём внутрь. Пол церкви находится примерно на метр ниже площади. Внутри это трёхнефная конструкция с трансептом, куполом над перекрестьем, крестовыми сводами и мощными стенами и колоннами. Как и в базилике Сан Микеле, кирпичные стены тёплого красноватого цвета. В поднятой, как принято, над уровнем нефа апсиде расположена роскошная гробница Св. Августина, а за ней - то самое "золотое небо", точнее, его довольно жалкое подобие XIX в.





Внутреннее убранство церкви в основном не сохранилось за время её довольно бурной истории; достаточно сказать, что во время оккупации Ломбардии наполеоновской армией здесь был провиантский склад. Вот фрагменты фресок XV или XVI в.





Разумеется, капители. К сожалению, в церкви довольно темно, так что особенно не поснимаешь.







Поздние росписи на сводах.



Алтарь Святого Сердца (Sacro Cuore) в трансепте (1963).



В противоположном крыле трансепта, оказывается, есть мозаичный пол XI в., но я его не видел.

Ренессансный зал капитула с богато расписанным потолком.





Современная картина.





Может быть, в этом потолочном медальоне изображён Св. Августин за работой?



Изображения и узоры вполне светские. Или нет?



Изображение какого-то Папы.



Фрески XVI в. у входа в зал. Моление о чаше и взятие Христа под стражу.



Романский портал, над ним фреска того же цикла.



Вид из алтарной части на главный неф.



Фреска в апсиде.



Деревянные кресла в апсиде.





Вот и главная реликвия и художественная достопримечательность церкви - готическая мраморная рака Св. Августина, созданная в середине XIV в. и украшенная большим числом скульптур и рельефов.
Осмотрим её со всех сторон и в деталях, благо освещение позволяет.



В нижнем ярусе - статуи святых и апостолов, по углам женские фигуры, аллегорически изображающие добродетели.



На втором ярусе находится надгробие Св. Августина, окружённое шестью статуями, поддерживающими его саван.







Богато украшенный "потолок" над надробием, очевидно, изображает рай с ангелами.





Христос, склонившийся над Августином.





Скульптуры нижнего яруса.





У угловой статуи два лица.





Перейдём к другой стороне гробницы.



В нижнем ярусе - евангелисты Марк и Лука (их можно опознать по сидящим у их ног животным), а в центре апостол Павел с мечом.



Снова взглянем наверх.



В самом верхнем ярусе - барельефы с эпизодами из жизни Св. Августина и истории перемещения его мощей в Павию.



Одно из чудес Св. Августина. Церковь очень напоминает ломбардские.



Св. Августин и калеки.



Прибытие мощей в Павию (слева внизу городские ворота и толпа башен) и внесение их в церковь Св. Петра.



Король лонгобардов Лиутпранд и епископ Пётр везут мощи по морю.



Угловые статуи.



Другая сторона.





















Августин в толпе внемлющих проповеди Св. Амброзия, епископа Медиоланского.



Августин исповедуется Симплициану и читает Послание к Римлянам ("Исповедь", книга 8).



Крещение Августина, его сына Адеодата и друга Алипия Св. Амброзием ("Исповедь", книга 9).



Августин преподаёт в Риме и в Медиолане.



Статуи верхнего яруса.





Барельефы самого верхнего яруса (чудеса Св. Августина).







Снова рай над надгробием.



Общий вид гробницы сбоку.











Купол церкви.



Приоткрытое окно.



Вход в крипту.





Крипта. Кажется, ничего древнего тут не сохранилось.





Гробница Боэция.









Колодец.



Выйдем из крипты. Свет, пробивающийся сквозь узкие окна главного фасада.



Главный неф.



Наконец выйдем наружу во внутренний дворик церкви.







Всё. Спасибо за внимание и терпение :-)

romanesque, renaissance, italia, pavia, quotations, gothic, art, dante, sculpture, st. augustine, photos

Previous post Next post
Up