Для меня состояние истины - это состояние счастливого атеиста. Почему "счастливого" - понятно. Почему атеиста?
Потому что он один не зависит в своем мировоззрении - от неких воображаемых сил, рулящих миром и им самим, от их милости, активности, интереса к тебе, - существование которых люди принимают на веру.
Существуют они или нет - ему по фигу. Он
(
Read more... )
Не соглашусь с вами. С одной стороны, об этом и писал Поппер, вводя понятие "фальсифицируемости". С другой: мы упремся в старый спор номиналистов и реалистов. Или в еще худший спор: что такое реальность?
Все бытие (реальность) и любая его часть - это вещь в себе. И реальность так же бесконечна, как и вселенная. А поэтому нам понадобится бесконечное время для постижения, что она такое. То, что мы воспринимаем, а потом называем реальностью - некая проекция, некая более-менее удобная нам модель бытия. Для кого она не удобна - вешаются или попадают в дурдом. Все мы живем в некоторых своих мифах о мире.
Все вещи и весь внешний мир мы воспринимаем, как мир "для себя", чем искажаем понимание его. Собственно, "вещь в себе" сливается для меня с буддийской "таковостью". Между человеком и миром есть границы: возможности челеловеческого восприятия и его (человека) физическая конечность. В отличие от бесконечности мира. Сама форма вещи есть ее границы. Живое может "выходить" за эти границы с помощью органов чувств. То есть с помощью простейших необходимых для выживания приспособлений. Юнг писал, что зрение появилось только потому, что существует свет. Как можно что-то серьезно утверждать о форме и сути мире при таком примитивном инструментарии?
Видите, что вышло: сам мир оказался предполагаемым. И это «реальный» мир! Что уж там говорить о «нереальном»…
Reply
Reply
Reply
Reply
Конечно, не научностью единой. Ну а чем? Личным опытом, пристрастиями?
А насчет утверждений «Бог есть» или «Бога нет» - я тоже не вижу разницы. Напротив, я признаю, что у нас нет возможности это проверить. Поэтому и говорить не о чем. В это можно верить или нет. И вот тут есть отличие. Потому что человек, который исходит из того, что «Бог есть» - строит в зависимости от этого и свою жизнь. Само понятие, пребывание этой концепции в голове, а не «Бог» - ее существенно (или не очень) меняет. До некоторой степени это аналогично и для того, кто утверждает, что «Бога нет». Хотя его жизненная позиция более свободна и более адекватна «реальности», которая сама есть «проекция», «вещь в себе» и т.д., - и, тем не менее, дана каждому в опыте. Его сознание не раздвоено хотя бы по этому пункту.
Reply
Reply
«объекты научного изучения всегда ограничены» - с чего вы это взяли? Наука уже столько лет изучает строение вселенной и даже момент ее возникновения, или начало жизни, или строение атома или… и т.д. Хотя может заниматься и вполне прикладными вещами. В отличие от религии, которая, в том случае, когда она, в лице своих пастырей, не делит собственность, - занимается фантазиями на тему вечной жизни.
А все остальное - тут нам спорить не о чем.
Reply
Reply
Reply
Reply
Аксиомы - не догматы. Это или логические самоочевидности, либо некие принятые вещи, которые "правильно описывают свойства пространства в рамках человеческого опыта". В науке есть куча предполагаемых вещей, признаваемых за "истинные" - ради отказа от бесконечного регресса в доказательстве каждого положения и основания предыдущего суждения. Они могут меняться, например, математика Лобачевского "отменила" аксиому или постулат прежней геометрии Евклида, что через точку А можно провести лишь одну прямую, которая будет параллельна прямой Б.
А наблюдений в религиозном опыте, может, и много, только выводы из них сделаны ложные, поэтому и не работает все это ни черта.
Reply
Reply
Reply
Reply
А дальше уже следует ваша интерпретация смысла прихода этого пророка. Мне она не близка. В науке много чего можно не найти, зато в компенсацию можно поискать в истории, литературе и прочих местах.
Reply
Reply
Leave a comment