Для меня состояние истины - это состояние счастливого атеиста. Почему "счастливого" - понятно. Почему атеиста?
Потому что он один не зависит в своем мировоззрении - от неких воображаемых сил, рулящих миром и им самим, от их милости, активности, интереса к тебе, - существование которых люди принимают на веру.
Существуют они или нет - ему по фигу. Он
(
Read more... )
Reply
И то, что мы понимаем как «есть» - это не то, что «есть» в понимании, скажем, мистика. Поэтому и стала возможна апофатическая теология, которая строится на одних «нет» в процессе определения Бога.
Я вас огорошу: существует вообще ВСЕ! Даже то, что не существует на данный момент в НАШЕМ пространственно-временном континууме и в нашем уме. Так как, раз оно может существовать, то уже существует как возможность, как модальность бытия. А бытие в своей загадочной вневременной эволюции исчерпает все возможности "существования" самого себя.
Следующее. «Предполагаемые» вещи атеиста - это не «предполагаемые» вещи верующего. Атеист предполагает, что есть Австралия, в которой он, скажем, никогда не был - и это предположение так или иначе проверяемо. Из Австралии могут прийти консервы, которые спасут имярека от смерти (пример условен). Он никогда не видел Австралию, он поверил, что она его может спасти, он написал правильное письмо, помощь пришла.
Что такое правильное письмо Богу? Молитва?.. (Хотел написать: не смешите, - но, может, это вас обидит.)
Но на позициях пофигизма я не стою, это опять же могло показаться лишь из-за того, что я именно не хотел в этот раз копаться в дефинициях Бога, лезть в теологический спор. Скажу вам по секрету: я антипофигист. Причем во всем. Вы еще плохо меня знаете.
А что практицизм свойственен так называемым верующим - мне известно. Но меня их самообозначение ничуть не убеждает, скорее - напротив: если это и есть «верующие», тогда я лучше с Томом Сойером.
Reply
Reply
Не соглашусь с вами. С одной стороны, об этом и писал Поппер, вводя понятие "фальсифицируемости". С другой: мы упремся в старый спор номиналистов и реалистов. Или в еще худший спор: что такое реальность?
Все бытие (реальность) и любая его часть - это вещь в себе. И реальность так же бесконечна, как и вселенная. А поэтому нам понадобится бесконечное время для постижения, что она такое. То, что мы воспринимаем, а потом называем реальностью - некая проекция, некая более-менее удобная нам модель бытия. Для кого она не удобна - вешаются или попадают в дурдом. Все мы живем в некоторых своих мифах о мире.
Все вещи и весь внешний мир мы воспринимаем, как мир "для себя", чем искажаем понимание его. Собственно, "вещь в себе" сливается для меня с буддийской "таковостью". Между человеком и миром есть границы: возможности челеловеческого восприятия и его (человека) физическая конечность. В отличие от бесконечности мира. Сама форма вещи есть ее границы. Живое может "выходить" за эти границы с помощью органов чувств. То есть с помощью простейших необходимых для выживания приспособлений. Юнг писал, что зрение появилось только потому, что существует свет. Как можно что-то серьезно утверждать о форме и сути мире при таком примитивном инструментарии?
Видите, что вышло: сам мир оказался предполагаемым. И это «реальный» мир! Что уж там говорить о «нереальном»…
Reply
Reply
Reply
Reply
Конечно, не научностью единой. Ну а чем? Личным опытом, пристрастиями?
А насчет утверждений «Бог есть» или «Бога нет» - я тоже не вижу разницы. Напротив, я признаю, что у нас нет возможности это проверить. Поэтому и говорить не о чем. В это можно верить или нет. И вот тут есть отличие. Потому что человек, который исходит из того, что «Бог есть» - строит в зависимости от этого и свою жизнь. Само понятие, пребывание этой концепции в голове, а не «Бог» - ее существенно (или не очень) меняет. До некоторой степени это аналогично и для того, кто утверждает, что «Бога нет». Хотя его жизненная позиция более свободна и более адекватна «реальности», которая сама есть «проекция», «вещь в себе» и т.д., - и, тем не менее, дана каждому в опыте. Его сознание не раздвоено хотя бы по этому пункту.
Reply
Reply
«объекты научного изучения всегда ограничены» - с чего вы это взяли? Наука уже столько лет изучает строение вселенной и даже момент ее возникновения, или начало жизни, или строение атома или… и т.д. Хотя может заниматься и вполне прикладными вещами. В отличие от религии, которая, в том случае, когда она, в лице своих пастырей, не делит собственность, - занимается фантазиями на тему вечной жизни.
А все остальное - тут нам спорить не о чем.
Reply
Reply
Reply
Reply
Аксиомы - не догматы. Это или логические самоочевидности, либо некие принятые вещи, которые "правильно описывают свойства пространства в рамках человеческого опыта". В науке есть куча предполагаемых вещей, признаваемых за "истинные" - ради отказа от бесконечного регресса в доказательстве каждого положения и основания предыдущего суждения. Они могут меняться, например, математика Лобачевского "отменила" аксиому или постулат прежней геометрии Евклида, что через точку А можно провести лишь одну прямую, которая будет параллельна прямой Б.
А наблюдений в религиозном опыте, может, и много, только выводы из них сделаны ложные, поэтому и не работает все это ни черта.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment