Янтарно-Висленский вояж: ч.27, Имперская Либава, от Собора до Канала

Jan 09, 2013 15:51

В предыдущей части мы шли по дороге из Тосмаре в Каросту и смотрели попутно полузаброшенные советские гарнизонные жилгородки. А сейчас мы пройдёмся в основном по той местности, что южней Морского Собора - там, где видны следы имперской Либавы. Она довольно резко отличается от советской Лиепаи и поражает некоторыми своими приметами. Заодно поближе посмотрим и сам этот монументальный собор, и уникальный либавский мост через Канал.


Советская Лиепая и русская Либава ушли в Историю...


2. Но сначала немного о Морском Соборе.


Закладка и начало строительства - июнь 1900 г. Освящение - 22.08 (по стар.ст), 04.09 (по нов.ст) 1903 г. состоялось в присутствии Государя Императора Николая II и его семьи. Проект и общее руководство строительством осуществил Василий Антонович Косяков, известный архитектор из Петербурга. Собор построен Российским военным ведомством. Собирались пожертвования. Главным жертвователем стал Император Николай II с царской семьёй. Контуры храма напоминают корабль. Якорь в основании креста - символ надежды в бурном житейском море.

[...] Внутри собор поражает объемом, заполненным светом. Вместо привычных для храмов такого масштаба колонн, собор имеет четыре дугообразные перекрещивающиеся арки, удерживающие свод с куполом и центральный барабан. Такое архитектурное решение позволило значительно увеличить внутреннее пространство и обеспечило возможность видеть богослужение, находясь в любой точке храма.
(отсюда)

В принципе, судьба Лиепайского морского собора отчасти похожа на судьбу его кронштадтского коллеги. В годы войны - пункт ПВО немцев (в Кронштадте - пункт корректировки огня РККА), после войны - матросский клуб (в Кронштадте - кинотеатр и концертный зал). Однако лиепайский собор, несколько меньшего масштаба, не разгораживался на два яруса, и богослужения в нём возобновились раньше, в декабре 1991-го.

Знаменит собор также тем, что тут происходил молебен моряков 2-й Тихоокеанской эскадры перед выходом их из Либавы в дальний поход на Тихий океан, который кончился через полгода Цусимой.

3. Собор с западной стороны - где вход. Интересно так же то, что ниже главного креста - есть ещё и якорь.


4. Жилгородок охватывает собор с северной стороны, южная же сторона затронута позднейшими стройками лишь немного, бережно и до сих пор сохранила неповторимый имперский колорит. Как видите, ввиду жесточайшего денежного голода на инфраструктуру жители используют для оформления дворов разные импровизированные решения.


5. Вот ещё пример. Ладно, возвращаемся к собору.


6. Подходим к скверу перед ним с западной стороны.


7. Величественный вход.


8. Внутри сьёмка была запрещена, а я, каюсь, поленился идти к батюшке и обьяснять про себя, пытаясь испросить благословение на неё. Поэтому щёлкнул наудачу с поворотного экрана пару кадров, и больше не пытался. Собор весьма нестандартной архитектуры изнутри - две пары плавно изогнутых полуколонн огибают пространство сверху и на потолке обе пары перекрещиваются, оставляя пространство для барабана... впрочем это надо видеть.


9. Взгляд от собора на юг - куда, почти до Канала, ведёт широкая эспланада.


10. Рядом, слева от перспективы - проход к памятнику. Хорошо, что я знал про его существование где-то около собора, а так легко и пропустить. Так что имейте в виду.


11. Памятник поставлен в память моряков Второй Тихоокеанской эскадры. Как мы помним по истории, их одиссея закончилась трагически близ берегов Кореи.


12. Надписи - на "гос"языке и на русском.


13. Сами же либавские перспективы реально поражают: высаженные в строжайшем порядке и интервале деревья на прямых, как стрела, широченных улицах, разрослись за век с небольшим и сейчас представляют собой очень величественное зрелище. Особенно разителен контраст с руинированными и заброшенными зданиями советской и имперской эры.


14. Ну и конечно, в этих зелёных перспективах затаились красивые здания начала XX века. Увы, я не знаю ни их истории, ни их первоначального назначения.


15. Вид на собор от ближнего перекрёстка.


16. Есть и заброшенные имперские здания.


17. Отстатки лепнины, капитальная отделка - всё говорит о том, что это были нерядовые здания. Если учесть то, что в Либаве 1914 года проживало около 110 тысяч чел. - то для Империи это был город масштаба и значения Владивостока. Тогда они были примерно равнозначны, при этом Либава была планировочно и архитектурно устроена лучше. Потом, конечно, судьбы двух городов радикально разошлись путями.


18. Вокруг зданий везде сохранялось достаточное пространство для широких аллей и зелёных насаждений.


19. Кое-где попадаются и немногие реновированные здания той эпохи.


20. Выходим на ещё одну перспективу, вторую, что южней собора.


21. Посмотрим вдаль, на запад. И тут такая же невероятно зелёная и строгая перспектива. Деревья высажены рядами и на фиксированных интервалах.


22. Дальше уже начинаются дома поскромнее.


23. После третьего пересечения, ближе к каналу, стоят уже сталинки. Послевоенные. Они скромные - так как роль Лиепаи в СССР была намного скромней, чем Либавы в поздней Империи.


24. А южная перспектива от Собора сохраняется строгой, прямой и зелёной. Видны следы регулярного и строго соблюдавшегося плана застройки. Удивительно, что несмотря на две мировых войны, две оккупации и перемены хозяев земли всё это сохранилось до сих пор.


25. Дальше, около канала, регулярность теряется и начинается умеренный хаос, мешанина скромных одноэтажек.


26. До канала парадная эспланада немного не доходит и там уже по лесу разбегаются более скромные дороги.


27. А мы выходим на берег канала. Он довольно широкий и сделан по уму: бетонные откосы, а наверху среди сосен проложена твёрдая тропинка, тоже бетонированная.


28. Вдали, на выходе в аванпорт, стоит красивый мост 1906 года постройки, спроектированный по эскизу Гюстава Эйфеля (полагаю, должны знать, кто это такой).


29. Вообще, масштабы произведённых в начале XX века гидротехнических работ просто поражают. Выбросили на эти дела гигантские суммы денег, чтобы создать такие сущности. Вдали слева - экс-стоянка судов Гидрографической службы ВМФ СССР, справа - работает маяк.


30. Теперь идём по тропке к мосту. Он разводной, и обе фермы при разводе поворачиваются на 90 град.


31. Его судьба тоже весьма интересна: построили в 1906-м, аккурат после поражения России в русско-японской войне. В 1915 наступающие немцы его повредили, и он долго - до 1932 г. - простоял недействующий. Потом власти Первой республики ввели его в строй, однако через 9 лет, при обороне советской Лиепаи, в июне 1941-го он опять был повреждён. Восстановлен после войны и долго служил пропускным пунктом на вьезде в закрытую военную часть Лиепаи. В 2006-м в него врезался грузинский танкер, и его снова ремонтировали. В 2009-м он обрёл первоначальный облик.


32. Въезд на мост. Я тут некоторое время стоял и думал, пересечь ли мост и смотреть Северное Предместье, или продолжать осматривать Каросту. В итоге второй вариант победил, несмотря на постоянную морось, и я стал смотреть кварталы западней Морского Собора.


33. За мостом - вид на аванпорт и молы. Именно там в сентябре 1904 г. (северней фарватера, на кадре - правей) собиралась эскадра для похода на Тихий океан.


34. Однако прямой путь по берегу тут преграждает водолазная школа. В отличие от других советских сущностей, она была востребована и постсоветской Латвией, и сейчас работает.


35. Переходим улицу близ моста и идём на север.


36. Либавские "военно-морские аллеи" меня не переставали поражать, своей мощностью!


37. Ещё сталинка на пути.


38. И опять - монументальная зелёная и идеально ровная перспектива! Вот это меня там более всего удивляло.


39. Ещё, останки имперской Либавы. Тут меня издали окликнули местные гопники, но я не стал вступать с ними в беседу, а уверенно пошагал дальше.


40. Дверь ведёт сейчас в никуда. Интересно, куда она вела 110 лет назад?


41. К госпиталю я не пошёл, тем более что он остался в ведении военно-морских сил Латвии, и территория была частично перегорожена. Так что опять свернул на восток, к собору.


42. Вон он, впереди. А за ним, чуть левей - и автобусное кольцо "тройки". Раз уж я не пошёл по мосту, то уеду снова этим же путём.


43. Обхожу дом, а дальше пустырь и автобус.


В целом, поход по Каросте вверг меня в состояние задумчивости, почти на сутки, пока я не покинул Лиепаю. Очень уж тут депрессивно.
Много интереснейших объектов осталось не осмотрено, а к пяти вечера начало ощутимо темнеть - так что придётся сюда вернуться. Но уже более толково - в компании тех, кому также интересна военно-морская история, и на целый день. За три часа на такой территории не много можно успеть, увы.
Когда-нибудь ещё приеду...

Продолжение следует

Янтарно-Висленский вояж
...
25. Лиепайский трамвай
26. Лиепайская ВМБ: осколки двух империй
27. Имперская Либава: от собора до канала
28. Лиепая: окрестности Торгового канала

архитектура, флот, Российская Империя, Лиепая, Латвия, Янтарно-Висленский вояж

Previous post Next post
Up