Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Лиепайская ВМБ. Осколки двух империй

Jan 08, 2013 16:43

В предыдущей части я показал немного Лиепаи и местный трамвай, а эта - посвящена собственно главной цели осмотра, а именно военного городка Лиепайской ВМБ, заповедника военно-морской истории двух великих государств - СССР и Российской империи. Сейчас этот самый северный район города называется Karosta, район чуть восточнее - Tosmare, а начиналось всё это когда-то с грандиозного строительства новой базы императорского флота в Либаве, получившей тогда название Порт Александра III.

Место это в целом оказалось невезучее - дважды базу отдавали врагу (1915 и 1941), дважды она оказывалась в распоряжении осколка-лимитрофа после распада государственности (1920 и 1991); с самого начала строительства базы (1892) никак не могли определиться с её ролью, постоянно меняя планы. Огромные средства империи тут были в буквальном смысле закопаны в землю: сперва тут строилась мощная крепость, а всего лишь через несколько лет начался её демонтаж. Отсюда ушла в морскую могилу под названием "Цусима" Вторая Тихоокеанская эскадра вице-адмирала Рожественского, произошло несколько восстаний...

И тем не менее, позитивные страницы тут тоже были: имперская Либава стала колыбелью подводного флота России - именно здесь в 1906 г. был сформирован легендарный "Учебный отряд подводного плавания". После войны советская Лиепая стала базой подплава Балтфлота СССР и успешно играла эту роль вплоть до 1991-го.
* * *
Мне с посещением тоже не очень повезло: когда я достиг этого места, начался дождь, то сильный, то утихавший. Он не прекращался до темноты. Кроме того, весьма короткий осенний световой день сильно ограничил мои возможности и поставил перед жёстким выбором осмотра объектов. Слишком велика была территория ВМБ и бывшего гарнизона, волей-неволей пришлось выбирать приоритеты и только наметить точки для более подробного осмотра этого места. Поэтому я осмотрел Тосмаре, центральную часть Каросты с собором, берег канала и царский мост, а также несколько гарнизонных кварталов. Ни мол аванпорта, ни территория Подплава, ни тюрьма, ни ряд других руинированных объектов - детсады, клубы, казармы ВЧ в мой маршрут на этот раз не вошли.
Но то, что увидел - покажу. Военный городок я собрал в два поста - не хочу делить более дробно, поэтому фоторассказ получился весьма объёмным.


Костлявая с косой окончательно настигла военный городок в 1994 году


Однако начнём рассказ с географического обзора местности.
Так вот. Главное, что поражает своей странностью, как только вникаешь в историю этого места - какого вообще рожна была начинать колоссальное строительство стратегического военного порта в 35 вёрстах от границы своего главного соперника по противостоящей коалиции - Второго Рейха?

2. Вот посмотрите карту Балтики 1900-х годов, Либава тут отмечена мною красным пунсоном. С юга территорию подпирает выступ границы кайзеровской Германии с прекрасно оборудованным портом Мемелем и развитой железнодорожной сетью Восточной Пруссии.


В общем, совершенно непонятно, зачем именно тут - при том, что создание порта потребовало рытья судоходного канала, устройства внутренней гавани и масштабных дорогостоящих гидротехнических работ. Была ведь более северная и отдалённая от границы Виндава или, скажем, остров Эзель, более защищённый от нападения. Последующая история наглядно показала, насколько неудачно расположена Либава при таком раскладе: сперва её постоянно обстреливали немцы, располагавшие более мощным флотом и дальнобойной артиллерией; а в апреле 1915-го порт просто оставили, разрушив мост и остатки укреплений, куда затем вошли кайзеровские войска. Затем, в Первую Мировую, Второй Рейх активно использовал бывший царский военный порт - в частности, отсюда был предпринят осенью 1917-го десант на Моонзунд, завершившийся захватом островов.

То же самое и в довоенном СССР: латвийская Лиепая досталась ему в относительной целости и сохранности, однако расположение базы не давало никаких иллюзий. При нападении Германии базу оставили 27-го июня, обороняя её всего пять дней. Для сравнения: Моонзундский архипелаг Советский Союз оставил только 19 октября (аж через полтора месяца после начала блокады Ленинграда), и оттуда же ВВС РККА летали на Берлин и другие объекты, при том, что на северном участке успехи вермахта были очень впечатляющими.

3. Вот тут на атласе, изданном в июне 1940 г., хорошо видно, как уязвима была Лиепая при той конфигурации границ, особенно после того, как Гитлер отжал в марте 1939-го у перепуганной Литвы бывший немецкий порт Мемель. Полноценно безопасной она стала только в послевоенном СССР, после присоединения Восточной Пруссии.


Но как бы то ни было, ценой колоссальных затрат к началу 1900-х тут был сооружён крупный военный порт, крепость с артиллерией, а также военно-морской городок, строившийся по регулярному плану. Территория Порта Александра III была административно отдельной от гражданской Либавы единицей, имевшей свой почтовый индекс и ограниченный доступ.

4. Печально известная 2-я Тихоокеанская эскадра на либавском рейде, готовится отправляться на Тихий океан. 2 октября 1904 года.


* * *
Ну ладно, от небольшого экскурса в историю перейдём к современности - от начала октября 1904-го к середине октября 2012-го.

5. Вот фрагмент карты современной Лиепаи. Кароста и Тосмаре - это самый север города, стрелочками показан мой путь до Морского Собора. Правда, начиная от Тосмаре (перелом направления с северо-запада на запад), я его проделал пешком. Выступ судоходного канала на север и западный его берег - это и есть район Учебного Отряда подводного плавания (основан в 1906 г.), затем его занимали подводники советского Балтфлота. Восточная часть - тут был СРЗ и сухие доки для ремонта кораблей флота. Крест - это Морской Собор.


6. Что сразу же привлекает внимание на местности - это пронизанность её ж/д путями, которые тут приходят к береговой линии буквально везде. Здесь показан вид на подходы к портовому нефтетерминалу, он расположен на южном берегу канала.


7. Далее автобус №3 следует на север. Когда он огибает тупиковую часть гавани, у поворота дороги на запад, к Каросте, сразу же начинаются старые дома Порта Александра III. И хотя начал крапать дождик, я тут же и сошёл, чтобы смотреть устройство военного городка с самой его границы.


8. Итак, вышли и идём вдоль типовых царских капитальных домов, видимо, сооружённых для служащих судоремонтного завода или офицеров базы. Понятное дело, что все улицы сейчас тотально переименованы лимитрофной Латвией на свой лад, и эта называется им. Генерала Баложа. Вот вдоль неё мы и пойдём.


9. Вывески кое-где, тут и в жилгородках, остались ещё советские - независимая Латвия в этой страшной дыре особо не заморачивается полной вычисткой русского духа, как в других, более цивилизованных местах.


10. Магазины также размещаются в царском казённом фонде. Обратите внимание, что и тут на вывеске в оформлении попадаются русские слова.


11. Идём дальше вдоль улицы. Некоторые дома заброшены полностью, а некоторые ещё жилые.


12. "Музей" истории базы тут может попадаться практически во всех местах - например, в сохранившихся старых заборах.


13. Подъездных путей и тут много, проходят прямо через жилые районы.


14. Есть и полуразрушенные дома.


15. Посмотрим один из них изнутри.


16. Мощение во многих дворах и переходах старое, каменное, начала века. Видно, что строили надолго, основательно.


17. А вот жилой дом, в хорошем состоянии.


18. Двери, мелкие детали - многое уцелело ещё Бог знает с каких времён. Заглянем внутрь?


19. Изнутри тоже фактурно. Сохранились и лестничные перила с коваными элементами, и двери, опять же, оригинальные. Несмотря на то, что пережили много хозяев, оккупаций и войн.


20. Вдоль улицы с южной стороны также сохранился царский производственный фонд.


21. Есть с этой стороны и жильё, немного.


22. А вот дальше, типовое советское здание 1970-х - бывшее заводоуправление СРЗ-29, здесь же была и проходная, можно было пройти до внутренней гавани.


23. Однако мы сейчас перейдём опять улицу на северную сторону и углубимся в жилгородок Тосмаре, где располагалась советская в/ч 54605.


24. Показывать этот жилгородок я не буду, ввиду ограниченности объёма поста; более подробно мы осмотрим такие же здания в Каросте. Просто выходим оттуда и перпендикулярной улицей опять выходим на основную улицу. Этот 2-этажный дом, кстати, тоже частично заброшен.


25. Напротив, на южной стороне, уже видны припортовые сооружения внутреннего бассейна. Высокие краны - со стороны СРЗ, восточной, а западная сторона (правей кадра) - территория Подплава.


26. Здесь же есть и демонтированные линии, при том, что многочисленные пересечения оставшихся веток я просто не показываю - они все похожи друг на друга (см. кадр №13).


27. Идём по каростинской дороге на запад дальше. Сейчас виден парк, а далее будет гарнизонное кладбище.


28. Завернул и на гарнизонное кладбище. Фамилии почти все русские, украинские, немного татарские, подписи кириллицей. В центре стоит военный мемориал 1941-45 гг.


29. К сожалению, в этот момент дождь буквально полил, поэтому вышло нерезко. Но выбора у меня не было, Каросту надо было смотреть обязательно сегодня, т.к. завтра с утра надо было покидать Лиепаю - сообщение с Литвой тут мизерное, висит буквально на тонкой ниточке.


30. Дальше на дороге стоит ровесница Цусимы - 37-метровая главная водонапорная башня с насосной станцией, 1905 г. постройки.


31. Напротив неё - принципиальная развилка. Идти ли на Подплав (в кадре - направление прямо), с риском не успеть из-за темноты осмотреть центр гарнизона, или всё-таки к Собору с мостом и каналом? Я подумал, и выбрал второе. К тому же дождь шпарит, намокнешь весь в руинах и развалинах...


32. Так что идём в основной жилгородок гарнизона, где собор. Вон он, уже показался из-за домов.


33. Взгляд назад, на главную Водонапорку. Прямая дорога ведёт на Тосмаре и далее в город.


34. А мы вступаем в гарнизонный жилгородок и сворачиваем с главной дороги направо. К собору подойдём позже.


35. Примерно треть домов тут заброшена, некоторые - заброшены частично или недостроены из-за краха СССР.


36. Выглядит это несколько жутковато - как будто кто-то подошёл и внезапно выключил рубильник стройки.


37. Вот ещё недострой.


38. А вот рядом напротив друг друга недострой и жилая пятиэтажка.


39. Надписи на цоколях, если вокруг ходить, отражают географию СССР - тут можно найти и Ровно, и Чимкент, и Красноярск, и Львов, и Череповец.


40. Тем не менее, жизнь на этом Марсе теплится - правда, явно хреново. Есть и детишки. Я постоял, послушал - тут во дворах только русский язык.


41. Некоторые из домов вроде и не заброшены, но куски фасадов закрыты гигантскими тряпками. Причём не только тут. Я так и не понял - это, что ли, ремонт такой, или что? Дом дальше этого - заброшен или недостроен.


42. С инфраструктурой тут явная деструкция, видимо, нет денег совсем - везде попадаются импровизированные решения, типа вот таких водоотводов.


43. У подьезда кто-то нарисовал Костлявую. Да, дух тут очень депрессивный и печальный.


44. И много где попадается год местного Апокалипсиса - 1994. Применительно к Лиепайской базе он именно такой, ведь бывшие советские войска, последние арьергарды, с этой базы ушли в ельцинскую Россию именно тогда - одновременно с эвакуацией ГСВГ (ЗГВ). 94-й вмурован в здания, начерчен на бетоне, накорябан на трубах... в общем, попадается нередко.


45. Выходим опять на центральную дорогу...


46. Магазинный вход. Тут видна ещё одна беда бывшего гарнизона - вывоз мусора. С ним, определённо, явные траблы - городское хозяйство в этом районе в большой заднице, почти на нуле. И тоже попадаются импровизированные решения по его складированию.


47. Какое-то историческое здание. Пожилой русак рядом, увидев мой интерес, сказал - "Красный Гастроном". Однако в нём ничего нет, окна заделаны.


48. Приближаемся к самому центру. Ряд старых зданий представлен тут только фундаментами - как будто кто-то огромный пришёл и произвольно стёр ластиком целые здания.


49. Пробираемся вдоль сильно замурзанных царских двухэтажек с сараями на задних дворах. Собор уже близко.


50. И вот наконец он, лиепайский Морской Собор... смотрит с высоты на все эти печальные окрестности и запустение, как град Китеж ушедшей отсюда русской цивилизации.


Продолжение следует

Далее осмотрим окрестности Морского собора и пойдём к морскому каналу и мосту через него, к водолазному центру и военно-морскому госпиталю.

Янтарно-Висленский вояж
...
25. Лиепайский трамвай
26. Лиепайская ВМБ: осколки двух империй
27. Порт Александра III: от собора до канала

Российская Империя, underground, Лиепая, Латвия, Янтарно-Висленский вояж, Советский Союз, архитектура, память

Previous post Next post
Up