Роберт Фальк: самый "тихий" авангардист. Часть первая

Feb 06, 2021 23:52





Всем доброго дня, дорогие друзья!

Продолжаю рубрику, посвященную художественным выставкам. Предыдущие посты на эту тему назывались Неожиданный Александр Рукавишников и Выставка "НЕНАВСЕГДА. 1968-1985". Сегодня речь пойдет о выставке «Роберт Фальк», и она тоже проходит в столь любимой мною Новой Третьяковке на Крымском валу.

Роберт Фальк родился в 1886 году в Москве в зажиточной и преуспевающей еврейской семье, принявшей лютеранство. Отец его, Рафаил Фальк, был юристом, увлекался шахматами и стремился привить своим сыновьям интерес к «правильным занятиям». Дома дети говорили по-немецки, учились в престижной и славившейся строгими порядками St. Petri-Schule (школе при приходе Петра и Павла). У Роберта рано проявились способности к музыке, и родители всячески их поддерживали. Однако увлечение сына живописью в семье считалось несерьезным. В 1903 году юноша попробовал писать маслом и, несмотря на протесты родственников, решил стать художником. Сначала он брал частные уроки у молодых тогда мастеров Константина Юона и Ильи Машкова. А в 1905 году Фальк поступил в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами стали Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Леонид Пастернак, Валентин Серов.



В 1909 году молодой художник женился на сокурснице, Елизавете Потехиной. С точки зрения родных Елизаветы это  был мезальянс: Фальки - обычные городские интеллигенты, пусть и состоятельные, Потехины -  дворяне, стоявшие выше по социальной лестнице. Поначалу свадьбе  препятствовало и разное вероисповедание жениха и невесты; чтобы обвенчаться, Роберт Фальк принял православие. В официальных документах он стал указывать имя Роман, однако близкие продолжали называть его Робертом; под этим именем он и вошел в историю живописи.

В 1910 году за бунт против авторитарного преподавания Фалька в числе других студентов исключили из училища. Молодой художник отправился в путешествие по Италии, он побывал в Венеции, Риме, Флоренции, где изучал работы известных мастеров. Тогда же живописец принял участие в выставке «Бубновый валет», которая дала начало одноименному объединению авангардистов. Позже четвертая жена художника Ангелина Щёкин-Кротова прозвала «тихими бубновыми валетами» трех участников этого сообщества -  Александра Куприна, Василия Рождественского и Роберта Фалька. «Громкими» же были Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов и Илья Машков.  Позднее сам Фальк так писал о своей творческой эволюции: «…От 1906 по 1918 год придерживался ориентации: вначале импрессионистической, затем через Сезанна - некоторый уклон к кубизму. Техника и форма более или менее обладали признаками, свойственными этим учениям».

В 1910-е годы художник стал выезжать в Крым, где писал полные южного зноя пейзажи. Но Фальк никогда не был приверженцем лишь одного жанра. Из-под его кисти выходили и портреты, и натюрморты, а в 1920-е годы - новаторские по формам и колориту интерьеры.

Первые послереволюционные годы принесли художнику признание и известность. В 1918-1921 годах Роберт Фальк  работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, был одним из организаторов Государственных свободных художественных мастерских, много преподавал. Тогда же его назначили деканом художественного факультета Высших художественно-технических мастерских (позднее - ВХУТЕИН). В середине 1920-х годов Фальк заработал репутацию яркого театрального художника.

Вот что в ту пору писал о Фальке его собрат по цеху Казимир Малевич: «...во всех работах в поле зрения были: Ренуар, Клод Моне, Сезанн, Шарден, Ватто, Веласкес, Эль Греко, Тициан.  ...все перечисленные есть эклектический живописный материал, из которого автор строит свою живописную деятельность». Через несколько лет на первое место в списке увлечений авангардиста Фалька вышел великий Рембрандт.

Не только творческая, но и личная жизнь художника была довольно-таки бурной. Он расстался с Елизаветой Потехиной и женился на Кире Алексеевой, дочери Константина Станиславского. Но вскоре и этот брак распался. Третьей женой Фалька стала его ученица Раиса Идельсон.

В 1928 году Роберт Фальк оправился в командировку в Париж, чтобы изучать классическое наследие, лучшие образцы западноевропейского искусства. Однако вместо запланированных шести месяцев он прожил во Франции почти девять лет. Видный искусствовед, член-корреспондент РАХ Дмитрий Сарабьянов справедливо заметил: «Город, воспринятый изнутри, сразу же стал главной темой фальковского пейзажа. Такой взгляд был подготовлен еще московскими пейзажами двадцатых годов. Но московские виды словно застывали в сонном оцепенении. Париж же предстал перед глазами Фалька оживленным, приобрел динамику ритмов и выразительность мгновенного впечатления».

В 1930-х годы в Париж приехал Валерий, сын Фалька от первого брака. Он тоже увлекался живописью, и Роберт Рафаилович всячески поощрял этот интерес. В Париже отец и сын наравне участвовали в выставках.



Дом Перцовой. 1907 г. Здание принадлежало Зинаиде Алексеевне Перцовой.

В 1937 году Фальки вернулись на родину. Это один из самых тяжелых периодов в отечественной истории. Однако никаких репрессий в отношении задержавшегося «в Европах» художника не последовало. Возможно, сыграла роль дружба с летчиком-испытателем, Героем Советского Союза Андреем Юмашевым. Он помог Фальку получить небольшую квартиру в доме Перцовой. Великолепное здание в неорусском стиле находится на стыке Пречистенской набережной, Соймоновского проезда и Курсового переулка, здесь тогда располагались квартиры и мастерские многих художников. Роберту Фальку стали поступать заказы от театров на оформление спектаклей, в Советском Союзе проходили его персональные выставки...

Теперь посмотрим на сами произведения Роберта Фалька. Технику не указываю, обычно это холст, масло, рамы «обрезал», чтобы не мешали восприятию. Не указываю также и принадлежность полотен, они взяты для выставки как из государственных музеев, так и из различных частных коллекций (но если кому-то будет интересно, могу сделать уточнения).



Обнаженная в кресле. 1922-1923.

Открывает нынешнюю выставку «Обнаженная в кресле». Известно, что натурщицей для нее была Станислава Лаврентьевна Осипович (1892-?). Через четыре десятилетия после создания полотно неожиданно получило скандальную известность. В декабре 1962 года в Манеже открылась выставка, посвященная тридцатилетию Московского союза художников (МОСХ). Ее организаторы Александр Каменский и Владимир Костин решили показать историю московской художественной школы, представив произведения тех, кто стоял у истоков организации, в том числе покойного к тому времени Роберта Фалька, исключенного на протяжении ряда лет из официальной выставочной жизни. «Обнаженная» стала одной из доминант экспозиции. Когда в Манеж приехал Никита Сергеевич Хрущев, эта работа вызвала у него острую и неприязненную реакцию. Глава партии и правительства, пораженный кубистической трактовкой женской плоти, рвал и метал. Советское телевидение отозвалось на событие следующим образом: «Подобный «шедевр» может вызвать только возмущение. Как ни смотри, невозможно согласиться с художниками-формалистами. А ведь нашлись и защитники формалистических выкрутасов. Ну что ж, будем спорить. Наш критерий - высокая идейность и художественное мастерство. С отступлением от него мириться нельзя». (Мне кажется, лет через десять-пятнадцать «спорить» не стали бы в принципе. Если подобная работа и попала бы вдруг каким-то чудом на выставку в центре Москвы, ее бы быстренько убрали и дискуссии разводить не стали, «трудящихся отвлекать».)



Автопортрет. 1906.



Лиза в розовом. 1909.

«Лиза в розовом» - Елизавета Сергеевна Потехина (1883-1963), художница. Первая жена Роберта Фалька (с 1909 по 1920) и мать его сына Валерия Романовича Фалька (1916-1943).



Автопортрет на фоне крыш. 1909.



Ляля Фальк. 1905.

Изображена Ляля, двоюродная сестра художника, дочь его дяди Иосифа. Портрет написан в городе Покров Владимирской губернии на Рождество, после поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.



Женщины под зонтиками. На даче. 1911.

Картина написана в поселке Масютово под Уфой, где первая жена художника Елизавета Потехина лечилась кумысом от туберкулеза.



Фаббри на фоне гор. 1911.

Морис Альбертович (Александрович) Фаббри (не позднее 1885 - после 1933). Художник-график, представитель раннего русского авангарда, входил в круг Михаила Ларионова.



Пристань. Серый день. 1911.

Пейзаж написан в финском городе Нюшлот (ныне Савонлинна) во время летнего путешествия художника с женой.



Баржа. 1911.

Работа также написана в Нюшлоте.



Сиена. Воспоминания об Италии. 1911.

Сюжет итальянский, но создан по воспоминаниям, во время пребывания в Финляндии.



Осенний пейзаж. 1910.

Пейзаж написан в окрестностях Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.



Неподалеку от Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Октябрь 2018 г.

В наше время ближайшие окрестности подмосковного Нового Иерусалима выглядят как-то так (см.  фото выше). Мне почему-то кажется, что Фальк бы сильно удивился, но потом мог и одобрить...



Натюрморт с красными и синими цветами (натюрморт с бумажными розами). 1912.

Написан в городе Конотопе Черниговской губернии.



Старик. 1913.

Моделью стал моряк по фамилии Доробец, портрет выполнен в подмосковном городе Руза.



Натюрморт с салфеткой (натюрморт на белой скатерти). 1914.



Пейзаж со свиньями. 1912.



Крымский пейзаж. 1914.



Лиза с зонтиком. 1911.

Елизавета Потехина, первая жена художника. Портрет написан в Нюшлоте.



Натюрморт с фикусом. 1913.



Старая Руза. 1913.



Пейзаж. 1913.



Пейзаж с мостиком. 1913.

Натюрморт и три пейзажа (см. выше) написаны во время пребывания в подмосковном городе Руза.



Пейзаж с парусником. 1912.

«Пейзаж с парусником» написан в селе Куличка близ города Лебедина Харьковской губернии.



Стволы. Аллея. 1917.

Пейзаж написан в имении Уланово Буйского уезда Костромской губернии.



У пианино. 1917.



Дама в красном. 1918.

Два портрета Елизаветы Потехиной - созданы в разгар революции.



Портрет К. К. Алексеевой. 1919.

Кира Константиновна Алексеева (1891-1977). Дочь Константина Сергеевича Станиславского и Марии Петровны Лилиной, вторая жена Роберта Фалька (с 1920 по 1922).



Автопортрет на фоне окна. 1916.

Автопортрет написан в селении Козы в Крыму.



Турецкие бани в Бахчисарае. 1915.



Крым. Пирамидальный тополь. 1915.



Крымская деревня. 1915.



Натюрморт. Сосуд и плоды. 1917.



Автопортрет в желтом. 1924.



Женщина, расчесывающая волосы. 1926.

Изображена Раиса Вениаминовна Идельсон, ученица Фалька, его третья жена (с 1922 по 1929).



Лежащая на тахте под портретом Сезанна. 1929.

Картина написана в Париже. Раиса Идельсон позировала в номере гостиницы, где они жили. На стене - репродукция «Автопортрета в шляпе» (1879-1880) Поля Сезанна.



Воспоминание. 1929.

Работа представляет собой воображаемый групповой портрет. Слева направо изображены: Раиса Идельсон (третья жена Фалька), Кира Алексеева (вторая жена художника), Кирилла Барановская-Фальк (Киляля, дочь Фалька и Киры Алексеевой), Мария Лилина (мать Киры Алексеевой, бабушка Киляли). Прототипы остальных  изображенных окончательно не установлены.



Красные дома. 1921.

Пейзаж с красными домами написан в подмосковном городе Сергиеве (с 1930 по 1991 - Загорск, ныне - Сергиев Посад).



Бухта в Балаклаве. 1927.



Свадьба мертвецов. 1922-1925. Эскиз мизансцены к спектаклю «Ночь на старом рынке». Он был поставлен по одноименной романтико-символической драме (1907) Ицхока-Лейбуша Переца в Московском государственном еврейском театре (ГОСЕТ).



Красные перцы и розовая пиала. 1932.



Место под застройку. 1934.



Пейзаж с водоемом. 1934-1935.



Бретонка (жена рыбака). 1935.

Пейзаж и портрет написаны во французской провинции Бретань.



Портрет сына. 1935.

Валерий Фальк (1916-1943) - живописец, график, сын Роберта Фалька от первого брака с Елизаветой Потехиной. В 1933-1937 жил с отцом в Париже (портрет написан во французской провинции Бретань). Во время войны был ранен в боях под Сталинградом, умер от ран в полевом госпитале.



Автопортрет. Бретань. 1934.

Автопортрет написан во французской провинции Бретань.



Натюрморт с крабом. 1932-1933.

Работы Роберта Фалька, относящиеся к военному периоду и последним годам его жизни, покажу во второй, заключительной части рассказа.

Новая Третьяковка, Роберт Фальк, советская живопись, русский авангард, русская живопись, выставки на Крымском Валу

Previous post Next post
Up