Белоногов И. М. Вид Петербурга. 1839. Бумага, гуашь, акварель. Реставратор Т. С. Жукова.
Всем доброго дня, дорогие друзья!
Продолжаю тематику, начатую в посте
Старинные виды и планы русских городов.
Многие русские художники запечатлели в акварелях, рисунках, гравюрах и литографиях старые города России. При разной степени таланта, мастерства, при различии художественных манер этих художников объединяет любовь, с которой они изображали большие и малые, скромные и знаменитые города нашего Отечества. Мы должны быть также благодарны иностранным художникам, ведь и их любопытными глазами смотрим мы на ушедшие (или слегка изменившиеся) красоты русских городов.
Но не будем забывать: время беспощадно к произведениям искусства и к старинным картографическим сокровищам, все в этом мире тленно. К счастью, есть у нас в стране организация, которая буквально спасает произведения графики и дает нам возможность по-прежнему пользоваться ими в читальных залах библиотек и архивов, любоваться в картинных галереях, музеях, выставочных залах. Это Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря, основанный еще в 1918 году! Ниже - лишь несколько видов городов и монастырей, возвращенных из небытия трудами его сотрудников. Все листы находились в крайне тяжелом состоянии.
Борель П. Валаамский монастырь. Бумага, литография. Группа реставраторов.
Белоногов И. М. Вид города Ярославля. 1854. Бумага, акварель. Реставраторы Е. А. Костикова, Н. М. Хавтаси.
Белоногов И. М. Город Рыбинск. Бумага, акварель, тушь, перо. Реставратор Т. С. Жукова.
Александров. По рисунку Иванова. Святогорский монастырь // Галерея видов города Пскова и его окрестностей. 1838. Бумага, литография. Реставратор И. П. Нечаева.
Александров. По рисунку Иванова. Псков // Галерея видов города Пскова и его окрестностей. 1838. Бумага, литография. Реставратор И. П. Нечаева.
Бестужев Н. Вид Читы с дороги из Иркутска. Бумага, акварель. Реставратор Е. А. Костикова.
В реставрационной практике каждое произведение требует к себе индивидуального подхода. Приступая к воссозданию графических произведений, реставратор сначала определяет, на какой бумаге и в какой технике выполнены рисунок или гравюра. Потом устанавливает, чем данный экспонат «болен», какого происхождения на нем пятна и загрязнения (жировые, плесневые, бактериальные), выясняет свойство и происхождение затеков (как они могут повлиять на бумагу). И вот когда исследованы основа и красочный слой произведения, когда изучены повреждения, реставратор подбирает нужные реактивы и для каждого произведения определяет свою методику.
Белоногов И. М. Восточный вид города Ярославля. 1850-е гг. Бумага, акварель, тушь. Вид до реставрации.
Белоногов И. М. Восточный вид города Ярославля. 1850-е гг. Бумага, акварель, тушь. Вид после реставрации. Реставратор В. А. Котухова.
Вот какие трудности пришлось преодолеть при возвращении к жизни акварельного рисунка И. М. Белоногова «Восточный вид города Ярославля». Пожелтевший и сильно загрязненный лист был разорван на несколько фрагментов, имел прорывы, потертости, царапины, изломы, утраты бумаги. Предварительно была произведена проверка красок на водостойкость. Затем лицевая и оборотная стороны механически обрабатывались скальпелем, резинкой и резиновой крошкой. Наконец произведение промывалось на фильтрованной бумаге, дублировалось на форзацную бумагу, отпрессовывалось и тонировалось на участках утрат. Результат вы видите на этих сканах (к сожалению, разыскал только черно-белые репродукции).