У хауса. Самарканд. 1943.
Всем доброго дня, дорогие друзья!
Сегодня завершаю рассказ о выставке «Роберт Фальк» в Новой Третьяковке (начало было вот здесь:
Роберт Фальк: самый "тихий" авангардист. Часть первая).
В 1939 году художник женился в четвертый и последний раз. Его избранницей стала переводчица Ангелина Щекин-Кротова. Популярность Роберта Фалька как живописца стала идти на спад. Его начали критиковать за «формализм», что фактически означало в те годы полную изоляцию от творческого сообщества. У Фалька отсутствовал устойчивый заработок: существовал негласный запрет давать ему любую работу, включая эскизы театральных декораций и костюмов. В августе 1941 года Фальк и Щекин-Кротова уехали в эвакуацию - сначала в Башкирию, а затем в Самарканд. В Узбекистане Фальк сумел устроиться на преподавательскую работу в художественном училище, писал среднеазиатские пейзажи. В 1942 году, не воспользовавшись освобождением по здоровью, ушел на фронт его сын Валерий Фальк. В марте 1943 года он умер в госпитале от ран.
Во второй половине 1940-х и в 1950-е годы Фальк много работал в Подмосковье, где создал ряд пейзажей и портретов. В 1958 году, за несколько месяцев до смерти Роберта Фалька, прошла его небольшая персональная выставка. Стараниями вдовы художника уже с 1960-х годов работы почти забытого мастера начали показывать в разных городах страны.
Пейзаж с минаретами. Регистан. 1943.
Золотой пустырь. Самарканд. 1943.
Женщина в желтой блузе (Портрет А. В. Щекин-Кротовой). 1944.
Ангелина Васильевна Щекин-Кротова (1910-1992). Переводчица, педагог, искусствовед, автор воспоминаний, последняя жена Фалька (1939-1958), хранитель и исследователь его наследия.
В белой шали (Портрет А. В. Щекин-Кротовой). 1947.
Портрет дочери. 1946.
Кирилла Романовна Фальк (в замужестве Барановская, 1920-2006) - переводчица, педагог, дочь Роберта Фалька от второго брака с Кирой Алексеевой. Картина написана в квартире Станиславских (Леонтьевский пер., 6), где ныне располагается Дом-музей К. С. Станиславского.
Портрет Ксении Некрасовой.1950.
Ксения Александровна Некрасова (1912-1958) - поэт, дружила с Робертом Фальком и Ангелиной Щекин-Кротовой.
Портрет С. М. Михоэлса. 1948.
Соломон Михайлович Михоэлс (Вовси, 1890-1948) - актер и руководитель Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТ). Первый председатель Еврейского антифашистского комитета. Картина в основном написана в кабинете Михоэлса в театре, а завершена накануне его отъезда в Минск, где он был убит под видом дорожно-транспортного происшествия.
Портрет В. Б. Шкловского. 1948.
Виктор Борисович Шкловский (1893-1984) - писатель, литературный критик, сценарист, киновед. В 1970-е годы сотрудничал с телевидением, выступал рассказчиком в многосерийных передачах «Жили-были» (1972) и «Слово о Льве Толстом» (1978). Сын его, Никита Шкловский-Корди, погиб на фронте в марте 1945 года.
Рябина осенью. 1947.
Пейзаж написан в подмосковной деревне Репихово (недалеко от Абрамцево, по другую сторону железной дороги и речки Вори).
Хотьковский монастырь. 1954.
Хотьковский монастырь. Зима 2011 г.
Для сравнения: Хотьковский монастырь в наши дни, уже действующий, правда, в зимнее время.
Загорск. Солнечный день. 1955.
Загорск. Пейзаж с бельем. 1955-1956.
Эти пейзажи написаны из окна дома художницы Татьяны Шевченко в подмосковном Загорске (ныне Сергиев Посад). Входят в серию из пяти работ, представляющих один и тот же вид в разных погодных состояниях.
Загорск. Зима. 1955-1956.
Гречанка. (Портрет Инны Костаки). 1955.
Инна Георгиевна Костаки (в замужестве Дымова, род. 1933) - старшая дочь коллекционера Георгия Костаки.
Автопортрет в красной феске. 1957.
Автопортрет написан на станции «55-й километр» по Северной (ныне Ярославской) дороге на даче Нацваловых, где Фальк и Щекин-Кротова отдыхали летом 1957 года. Последний автопортрет мастера...
Огромное творческое наследие Фалька было распределено его вдовой Ангелиной Васильевной Щекин-Кротовой так, чтобы люди по всей тогда еще единой стране смогли увидеть его живопись. Уже в 1966 году в Москве открылась первая масштабная ретроспектива творчества Роберта Фалька. В беседе с писателем Варламом Шаламовым Ангелина Васильевна сказала:«Выставка кажется мне таким чудом, что я думаю, раз уж это случилось, почему бы Фальку не воскреснуть?»
На нынешней выставке экспонируются произведения Фалька из девятнадцати государственных музеев и собраний нескольких коллекционеров. Работы, которые шестьдесят лет назад было невозможно продать, в наши дни разлетаются по частным коллекциям с ведущих мировых аукционов...