К Ипатьевскому монастырю приехали в пол-восьмого вечера. Монастырь уже закрылся, так что решили обойти монастырские стены снаружи, а также заглянуть в музей деревянного зодчества, которые еще работал.
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь - мужской монастырь в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу. Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми вратами в 1595-1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине - небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. Возводятся каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома. Кроме этого, Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей. Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель "Преименитой Лаврой", а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значимость обители.
В годы Смуты монастырь переживает период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находится в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета. В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять ее сразу не удалось - она представляла собой сильную крепость, окруженную мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. Костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года. В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.
Утром продолжили осмотр внешних стен монастыря. Вот кадры сделанные почти с одного ракурса вечером и утром:
Так же с утра сфотографировали монастырь с другого берега реки.
При Романовых монастырь как "колыбель династии" занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады. По указу Михаила Фёдоровича Романова вдоль западной стены был отстроен Новый город. Он был обнесён высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями: двумя наугольными и надвратной, средней между ними. Последняя (известная также как "Зелёная" по цвету черепичной крыши) с восьмигранным каменным шатром была заложена в месте, где 19 марта 1613 года остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство. Однако взрыв порохового погреба, разрушивший в 1649 году Троицкий собор, мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени. Вновь выстроенный собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным входом в монастырь. Нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко оформлено триумфальными арками. В 1837-1863 гг. под руководством архитектора К. А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. Вдоль стен по низкому берегу реки Костромы был возведен т. н. "обруб" - плотинное сооружение, защищавшее монастырские здания и крепостные сооружения от затопления во время весенних разливов. К. А. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году). Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и возведена "царская лестница" с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны "в шашку".
В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей. Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы. В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений. В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества. В конце 1960-х гг. музейный комплекс существенно расширился на участке к югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный стержень музейного комплекса. 23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. В 1993 году, в пользование монашеской общины была передана территория Нового города. В сентябре 2002 года полностью сгорел главный экспонат музея деревянного зодчества внутри Нового города - церковь Спаса Преображения 1628 года постройки, привезённая из села Спас-Вёжи. В 2004 году монастырь был передан в пользование Русской православной церкви, а музей-заповедник фактически оказался на улице.
Действительно, по сравнению с 1999-м годам, когда я был в монастыре последний раз, изменения не в лучшую сторону. Половина монастыря (так называемый Новый город) закрыта для посещения, также нет возможно зайти за "обруб", уж кому это-то мешает, не пойму. Вход, судя по всему в монастырь бесплатный, билет нужно покупать для посещения музеев (и не дешево, в районе 200-300 рублей), 100 рублей берут за фотографирование.
Закрытый проход в "Новый город".
Собор Троицы Живоначальной.
Троицкий собор, возвышающийся в центре Старого города Костромского Ипатьевского монастыря, построен в 1650-1652 гг. на месте более древнего одноименного собора, разрушенного взрывом пороха, хранившегося в подклетах храма в 1649 году. В 1650 году архимандрит Ипатьевского монастыря получает грамоту царя Алексея Михайловича о сооружении на месте разрушенного храма нового собора с приделом во имя преподобного Михаила Малеина - небесного покровителя Михаила Федоровича Романова. Строительство нового Троицкого собора было завершено в 1652 году.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Впервые Рождество-Богородицкая церковь упоминается каменной (шатровой) в 1564 г. В 1760-1764 гг. из-за ветхости и тесноты построена новая трапезная церковь. В подклете устроен придел Смоленской (Шуйской) иконы Богоматери, упразднённый в 1879 г. В 1860-1864 гг. возведён новый тёплый храм в русско-византийском стиле по проекту К. А. Тона - пятиглавый, с двумя крыльцами, соединённый переходом с Троицким собором. С южной стороны устроен Трёхсвятский придел. Закрыт в 1922 г., в здании устроен антирелигиозный музей. Взорван в 1930-х гг. В настоящее время ведутся работы по восстановлению церкви в формах 1860-х гг., приуроченные к 400-летию династии Романовых. Внешне здание окончено.
Звонница.
Палаты бояр Романовых.
В завершении - общий вид монастыря с моста через реку.
О музее деревянного зодчества - в следующий раз.
Снято: Canon EOS 5d markII, объективы Canon EF 17-40/4.0L и Canon EF 24-105/4.0L, поляризационный фильтр.
Больше фотографий на моей
домашней страничке (в виде
флеш-фотоальбома с возможностью слайдшоу).