Следующая поездка была в Косторому, прежде всего в Ипатьевский монастырь. Ехали с ночевкой, за рулем Дима Газин (
dimon_porter), в качестве пассажиров я и Миша Веневцев с женой Аней.
Первая краткая остановка - в Ярославле, ресторан "Свои да наши" с собственной пивоварней. О пиве читайте в моих обзорах "Ящик пива", ну а здесь - фотографии ярославских церквей.
Церкви Сретения Господня и Вознесения Господня Вознесенского прихода.
Церковь Сретения Господня.
Тёплая церковь Вознесенского прихода, стоит к юго-западу от летней. Кирпичная однокупольная постройка в духе провинциального классицизма, выстроенная на средства купца Г. Ф. Гурьева в 1785-1790 гг., трапезная осталась от предыдущей церкви 1689-1691 гг. Второй престол в алтаре Никольский (1850 г.). Закрыта в 1929 г., глава сломана. Во 2-й половине ХХ в. служила библиотекой трамвайного парка. Возвращена верующим в 2006 г., отреставрирована.
Церковь Вознесения Господня.
Большая кирпичная четырёхстолпная пятиглавая церковь в духе ярославского зодчества 2-й половины XVII в. с южной и западной папертями. Построена в 1677-1682 гг. В алтаре придел Зосимы и Савватия (1706 г.), в южной паперти Скорбященский (1810 г.). Отдельно стоящая трёхъярусная колокольня в духе позднего барокко построена в 1745 г. В 1918 повреждена обстрелом, позже отремонтирована. Закрыта в 1929 г., купола и колокольня сломаны, использовалась как склад трамвайного парка. В 2007 г. возвращена верующим, отреставрирована.
Из Ярославля отправились сначала на другой берег Волги, в поселок Красный Профинтерн, где восстанавливается дворец Понизовкиных. По пути остановились у двух церквей Некрасовского района.
Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская в Тимохино.
Кирпичная церковь, построенная в 1797 г. на средства крестьянина С. Н. Жерехова (Шерехова). Двусветный пятиглавый четверик с барочным декором, с трапезной и колокольней. Приделы в трапезной Михаило-Архангельский и Варваринский. Закрыта в 1950 г., позже частично разобрана. До настоящего времени уцелел только четверик холодного храма, сейчас пустующий.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Рыбницах.
Кирпичная церковь, построенная в 1789-1791 гг. на средства крестьянина К. М. Кускова и других в духе традиционного зодчества. Пятиглавый четверик с двухпридельной трапезной и многоярусной колокольней в стиле классицизма. Приделы в трапезной Никольский и Кирилла Новоезерского. Закрыта в 1961 г. Возвращена верующим в 1993 г., медленно ремонтируется.
Фотографировал эту церковь раньше, в 1999-м году, проплывая мимо нее на теплоходе. По сравнению с тем временем, серьезных подвижек в ремонте не заметил...
Красный Профинтерн - посёлок городского типа в Некрасовском районе Ярославской области России. Расположен на левом берегу реки Волги. Пристань, с правым берегом посёлок связан паромом. Паромная переправа функционирует, в зависимости от финансирования Администрации Некрасовского района (в этом году не работала). В 36 км к северо-востоку от Ярославля. Ранее (до 2005 года) - конечный пункт на железнодорожной ветке от линии Ярославль - Данилов (вела на крахмало-паточный завод, разобрана в 2000-е в связи с убыточностью), ныне до ближайшей железнодорожной станции 33 км.
Дворец Понизовкиных.
История возвышения Понизовкиных типична для многих русских промышленников. Поначалу "капиталистый крестьянин", скупщик, Никита Понизовкин постепенно стал владельцем нескольких мелких крахмало-паточных предприятий в здешних местах. Жестокой, безудержной эксплуатацией он заслужил ненависть окрестного крестьянского населения. Понизовкин быстро богател. Став в 1868 году владельцем Волжского завода, он, а затем его сыновья и внуки вели в поселке большое строительство. В центре поселка, рядом с заводом, высится причудливое здание с островерхой крышей, башнями, балконами, открытыми галереями. Это бывший особняк Понизовкиных, интересный образец "романтической" архитектуры начала ХХ века. Имя автора его проекта пока остается неизвестным. В настоящее время дворец находится на реставрации под туристический комплекс.
Дворец стоит на берегу Волги. На фотографиях видна не функционирующая в этом году пристань паромной переправы, а была надежда воспользоваться ей, чтобы не делать обратный крюк через Ярославль в Кострому...
Кстати, сейчас вернулось то время, когда разбогатевшие русские капиталистические нувориши строят дворцы и замки. Вот например такая резиденция в том же Некрасовском районе, поселок Малые соли. К сожалению деревья загораживают строения, но если есть желание - можете приобрести (телефон указан на плакате). Всего 59 млн. рублей... А построен сей замок на фундаменте церкви Георгия Победоносца и Александры Мученицы. Церковь в русском эклектичном стиле, была построена на средства мещанина Н. А. Беляева в 1909 году. В советское время закрыта, в период 1980-1990-х гг. в церкви размещалось кафе. Позже продана и на ее фундаменте возвели вот такое...
Уже не далеко от Костромы, но еще в Ярославской области, стоит церковь Воскресения Христова в Левашово.
Каменная четырёхпрестольная церковь, построенная на средства прихожан в 1779 г. Приделы Никольский, Троицкий и Димитриевский. В советское время закрыта, использовалась как склад. В 1988 г. возвращена верующим. Фотографировал ее в 2005-м году, тогда она была свежепобеленная...
В Костроме поселились в гостинице "Снегурочка", хорошие условия - евроремонт, кондиционер, Wi-Fi, хотя и цена высокая - 2000 р. за номер с двухспальной кроватью (гостиница специализируется на новобрачных) на одного. Практически напротив гостиницы расположен Знаменский монастырь и церковь Воскресения Христова на Дебре. Здесь несколько нарушу хронологию поездки, перескочив сразу на следующее утро.
Знаменский монастырь.
Женский монастырь образован в 1993 г. Новой обители была передана полуразрушенная Знаменская церковь. На время её восстановления монахини приписаны к Воскресенской церкви, что на Дебре. Сёстры монастыря несут послушание в двух храмах Костромы: иконы Богоматери Всецарица и Скорбященском.
Церковь Иконы Божией Матери Знамение.
Каменная церковь, построена вместо старой (Георгиевской) зимней церкви Воскресенского прихода в 1799-1802 гг. Два придела: Космодемьянский и Прокопия Устюжского (в колокольне). В 1920-х гг. закрыта, в 1937 г. разрушена колокольня, снесены завершения, здание использовалось как зернохранилище, впоследствии здесь была размещена кочегарка. В 1993 г. церковь была возвращена епархии и передана в введение новоустроенного Знаменского женского монастыря, в 1995 г. начато восстановление колокольни по проекту Л. С. Васильева.
Церковь Воскресения Христова на Дебре.
Безусловной жемчужиной Костромы по праву считается церковь Воскресения на Дебре возведенная в 1630-1645 годах на средства купца Исакова и посадских людей. Первый, тогда деревянный, храм Воскресения, был построен по преданию еще в 13 веке костромским князем Василием Ярославичем "мизинным" (младшим) сыном великого владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича. Название церкви - "на Дебре" - связано с тем, что в древности здесь рос дремучий лес. Пережитками деревянного зодчества в этом памятнике считаются шатровые покрытия крылец, и сами эти крыльца. Главный престол посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконике) и трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Храм пятиглавый. Кубический объем на подклете имел первоначально позакомарное покрытие. Трехсвятительский придел был увенчан пирамидой мелких кокшников. Храм с трех сторон окружала галерея с открытыми арками. Искони храм снабжен был колокольней. Однако, она была разрушена в 1802 году при построении рядом теплого храма аналогичного посвящения и тоже с колокольней. Церковь Воскресения на Дебре - единственный сохранившийся храм из всех посадских церквей Костромы. В советское время храм был закрыт и использовался как зерно и овощехранилище. В 1964 году после утраты Успенского собора, стала кафедральным собором.
По пути к Ипатьевскому монастырю остановились у Богоявленского-Анастасиина монастыря. Сам монастырь был закрыт, но шла служба в соборе Богоявления Господня.
Монастырь основан в XV в. как мужской преп. Никитой Костромским, учеником Сергия Радонежского. С начала XVII в. здесь ведется большое каменное строительство, преимущественно на средства благотворителей бояр Салтыковых. В период 1814-1847 гг. в обители размещалась Костромская Духовная семинария. После опустошительного пожара (1847 г.) монастырь почти полностью выгорел. Городские власти принимают решение закрыть монастырь. На его месте планировалось строительство Духовной семинарии. В 1850-х гг. начато разрушение монастырских зданий. Разрушена Сретенская церковь, звонница, уничтожен придельный Никольский храм и галереи Богоявленского собора. Однако, в 1863 г. решено объединить бывший Богоявленский монастырь и находившийся неподалеку женский Анастасиин Крестовоздвиженский и образовать женский Богоявленский-Анастасиин монастырь. Обитель закрыта в 1919 г., в монастыре расположился рабочий поселок "Безбожник". В 1991 г. монастырь возвращен епархии и начато возрождение женской обители.
На фотографиях видна звонница, устроенная в угловой башне монастыря, через которую можно попасть в Богоявленский собор.
Собор Богоявления Господня.
Каменный четырехстолпный пятиглавый собор, построен ростовскими мастерами вместо старого деревянного, пришедшего в ветхость. В 1613 г. обнесен с трех сторон галереей (не сохранились), с северной стороны возведен Никольский придел (не сохранился). После возобновления монастыря, в 1864-1869 гг. к собору пристроен пятиглавый четырехстолпный кирпичный храм в псевдорусском стиле. Старый Богоявленский собор стал алтарной частью нового собора. В новой части устроены приделы Анастасии Римляныни, великомученика Никиты и Сергия Радонежского. После упразднения монастыря (1919 г.) обращен в приходскую церковь, закрыт в 1925 г. и передан городскому областному архиву. Возвращен епархии в 1991 г., в настоящее время кафедральный собор города.
Церковь Иконы Божией Матери Смоленская.
В 1672 г. на стене юго-западной башни монастыря артелью костромских изографов под руководством Гурия Никитина и Силы Савина написана икона Богоматери Смоленской. Местными жителями образ почитался как чудотворный. В 1824 г. башня с иконой перестроена (предположительно по проекту архитектора П. И. Фурсова) и в ней устроена Смоленская часовенная церковь. При временном упразднении монастыря после пожара была семинарским храмом (1847-1868 гг.). В 1920 г. закрыта, в здании размешен музей революционной печати. Возвращена епархии в 1991 г.
Про Ипатьевский монастырь и музей деревянного зодчества читайте позже...
Снято: Canon EOS 5d markII, объектив Canon EF 24-105/4.0L, поляризационный фильтр.
Больше фотографий на моей
домашней страничке (в виде
флеш-фотоальбома с возможностью слайдшоу).