Музей деревянного зодчества в Ипатьевском монастыре.

Aug 05, 2014 15:55

История костромского музея деревянного зодчества начинается в 1958 году, когда в Ипатьевский монастырь, получивший статус музея, на территорию его Нового города, была перевезена первая деревянная церковь - храм Спаса Преображения из села Спас-Вежи (1628 г.). Очень красивый деревянный храм со стройным и изящным силуэтом, поставленный на сваи (село часто затопляли разливы), построенный по клетскому типу, покрытый двускатной кровлей и с граненым алтарным прирубом, до наших дней, к сожалению, не сохранился - он сгорел в начале 2000-х годов.
На территории монастыря расположились некоторые памятники деревянного зодчества, такие, как свайные баньки, но очень быстро им стало не хватать места, и основная территория архитектурно-этнографического музея сейчас находится за стенами Ипатьевского монастыря. Постепенно под стенами старинной обители вырос целый городок, напоминающий старинный монастырский посад. Там собраны церкви и часовни, воссоздана целая деревенская улица с избами, хозяйственными постройками и мельницами.

Жемчужина собрания - церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм Галичского района (расположена вне основной территории музея, в Богословской слободе). Рубленная из сосновых бревен церковь представляет собой уникальный, один из древнейших сохранившихся образцов древнерусской деревянной архитектуры. Храм построен, по-видимому, около 1552 г., как предполагают, мастерами Карпом и Папилой. Первоначально, возможно, он имел шатровое завершение, а существующие венчающий восьмерик и пятиглавие сделаны в ХVIII в., когда основной восьмерик был понижен. Некоторые специалисты, однако, считают, что церковь изначально имела нынешнюю композицию.
В начале ХХ в. под сруб был подведен фундамент и сделан цоколь высотой около двух метров (вероятно, вместо сгнивших нижних венцов). Церковь была обшита с фасадов тесом, кровля покрыта железом. В 1944-1945 гг. обрушился верхний ярус храма и потолок нижнего восьмерика. В 1960 г. церковь была перевезена из Галичского района, где она стояла на погосте в полутора километрах от с. Холм. Реставрационные работы выполнены в 1960-1962 гг. по проекту арх. А. В. Ополовникова и при участии арх. И. Ш. Шевелева.
Вход к церкви платный, вечером, когда мы были в музее, он был закрыт.






Вход в собственно музей деревянного зодчества имеет чисто символическую цену, небольшие деньги берут и за фотографирование. Работает до поздна. Первое что видно от входа в музей - Церковь Спаса Всемилостивого из Фоминского.
Хороший образец храма клетского типа, характерного для Костромского края. Церковь построена в 1712 г. на месте деревянной шатровой церкви, разобранной по ветхости. В 1847 г. рядом с ней была выстроена одноименная каменная церковь (сохранилась), после чего деревянная церковь, вероятно, была упразднена. Перевезена в 1968 г. из с. Фоминского Костромского района, реставрационные работы проведены по проекту арх. И. Ш. Шевелева (при консультации арх. А. В. Ополовникова) в 1968-1970 гг.









Часовня из Притыкино.
Рубленная из сосновых брусьев постройка принадлежит к редкому типу ярусных часовен, напоминающая сторожевую башню. Она перевезена в 1969 г. из д. Притыкино Шарьинского района, где она располагалась на высоком берегу р. Ветлуги в центре фронтальной застройки деревни и служила, по всей вероятности, своеобразным ориентиром при передвижении по реке. Реставрирована по проекту арх. И. Ш. Шевелева в 1969-1970 гг.





Часовня из Большого Токарево.
Рубленная из сосновых брусьев "в лапу" постройка принадлежит к типу часовен, некогда распространенному по всему северо-востоку России. Перевезена из д. Большое Токарево Солигаличского района в 1969 г., реставрирована в своих первоначальных формах по проекту арх. И. Ш. Шевелева в 1969-1970 гг.



Церковь Илии Пророка из Верхнего Березовца.
Одна из лучших сохранившихся деревянных церквей ярусного типа в Костромской области. Ряд исследователей датируют храм неопределенно широко (ХVI-ХVIII и даже середины XIX вв.). Из документов известно, что в 1653 г. в с. Верхний Березовец (ныне Солигаличского района) существовали две деревянные церкви: холодная Никольская с приделом Ильи Пророка и теплая Покровская с приделом Параскевы Пятницы. По всей видимости, строительство деревянной Ильинской церкви относится к первой половине XVIII в. Не позднее середины XIX в. она подверглась перестройке, к этому же времени относится сохранившийся иконостас храма. В конце ХIХ в. вместо крыльца в западной части церкви сооружена двухэтажная паперть с лестницей и сделаны железные кровли, было изменено также внутреннее убранство храма. В 1970 г. церковь перевезена в музей и реставрирована по проекту арх. В. С. Шапошникова в 1970-1977 гг., при этом была воссозданы паперть и железные кровельные покрытия конца XIX в. Рубленная из сосны церковь поставлена на подклет.







В музее также расположены:
• Бани на сваях из д. Ведерки
• Изба крестьянки Чапыгиной из д. Большое Андрейково (восстановлен типичный интерьер бедной крестьянской семьи)
• Черная изба 1-ой половины XIX в. крестьянина Тарасова из д. Мухино (экспонируется свадебный интерьер)
• Дом крестьянки Лоховой из д. Вашкино (экспозиция посвящена традициям и обрядам в воспитании детей в крестьянских семьях)
• Дом-пятистенок А. Г. Серова из д. Мытищи (интерьер горница с элементами городской культуры)
• Изба-усадьба М. К. Липатова из д. Журавлево (музей русского напитка)
• Дом крестьянина Ципелева из д. Аристиха (экспонируется как изба гончара)
• Дом крестьянина Скобелкина из д. Стрельниково (проводятся интерактивные программы)
• Амбары из д. Собакино
• Овин из д. Пустынь.



















В заключении рассказа об Ипатьевском монастыре и музее деревянного зодчества - две фотографии реки Костромы и моста через нее.





Практически под мостом расположена часовня Царственных Страстотерпцев.
Памятная часовня "Царская Голгофа" построена у Ипатьевского монастыря на благотворительные пожертвования по проекту архитектора Федора Иванова заслуженным художником России Олегом Молчановым. Часовня посвящена 400-летию Дома Романовых, вместе с закладным камнем в фундаменте находится капсула с землей из Ганиной Ямы.



Из Костромы мы отправились в Москву через Иваново и Владимир.
Приволжск. Церковь Николая Чудотворца.
Никольский храм в Приволжске (бывшее село Большое Яковлевское) был построен в традициях барокко в 1779 г. костромскими мастерами на месте деревянной шатровой церкви, известной по документам с 1523 года. Расположен в центре города, на небольшой торговой площади. Доминирует в окружающей постройке, хорошо видна издалека при въезде по шоссе Иваново - Плес. Закрыли храм в 1939 г. и использовали в качестве складов. В 1989 г. начались ходатайства о возвращении храма верующим, что вызвало протест органов власти. Вопрос решился неожиданно: в шатер колокольни ударила молния и на следующий день колокольня рухнула внутрь, разрушив своды. В таком состоянии его и передали общие.





Иваново. Церковь Георгия Победоносца и Иконы Божией Матери Взыскание Погибших.
Храм заложен архиепископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Амвросием 9-го мая 2005 года, в день 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Когда-то в этом месте проходила Георгиевкая улица города Иваново-Вознесенска и находилась часовня, освящённая в честь великомученика и Победоносца Георгия, впоследствии разрушенная. Храм является памятником всем павшим воинам и входит в мемориальный комплекс, посвящённый Победе в Великой Отечественной войне.













Во Владимире остановились в Питейном доме купца Андреева, попробовать пива новой владимирской минипивоварни, но об этом читайте позже в "Ящике пива".

Снято: Canon EOS 5d markII, объективы: Canon EF 17-40/4.0L, Canon EF 24-105/4.0L, поляризационный фильтр.
Больше фотографий на моей домашней страничке (в виде флеш-фотоальбома с возможностью слайдшоу).

Кострома, деревянное зодчество, архитектура, поездки, Ипатьевский, фотографии

Previous post Next post
Up