Одним из первых, кто стал у нас варить "евролагеры" (хотя конечно правильнее называть такое пиво "американский лагер", именно под этим именем подобное пиво описано в американской сертификационной программе пивных судей (BJCP) и являет международным типом для массового рынка потребителей из большинства стран. Его делят на "легкие" (с плотность около 10%), "стандартные" - более плотные - 10-12,5% и с несоложенкой и "премиум" - тоже более плотные- 11,5-14%, но без несоложенных продуктов) была компания "Балтика" со своими номерами 1, 2, 3 (о них подробно рассказывал в предыдущих частях), а потом 5 и 7. Хотя № 3 - был близок к "пилсу", а № 7 к "экспорту". Теоретически, вышедший позже других № 9 - можно отнести к "боку", но уже с большой натяжкой. В "американских лагерах" - "сильный вкус является дефектом", так что стараются сварить наиболее безликое пиво, а когда его делают крепким, то получается спирт и вода. Ну еще немного солодового и винного вкуса. Именно поэтому, подобное пиво обычно вызывает резкую отрицательную реакцию у любителей пива (в отличие от крепких сортов региональных заводов, с устаревшим оборудованием, обычно именно их крепкие сорта и являются у них самыми вкусными). Справедливости ради надо сказать, что если попробовать выпить грамм 50 легкого и крепкого "евролагера", то крепкий покажется вкусней, но вот осилить целую бутылку крепкого будет уже не просто...
И вот, в 1999-м, список питерских заводов пополнился новым - "Браво Инт", который стал варить классические "евролагеры" под торговой маркой "Бочкарев". Теперь завод принадлежит "Хейнекену", а вполне успешная марка "Бочкарев" вполне успешно угроблена, хотя изредка ее еще можно встретить.
Об открытии нового завода услышал от друзей коллекционеров, некоторое время не встречал это пиво в продаже, но на очередной посиделке с Шурманом и Василием узнал, что "Бочкарев" завезли и продают прямо в Телецентре, в одной из кафешек. Так что нужно было просто спуститься вниз, купить и подняться обратно! Это было в конце марта. Вкус был чистый, ровный, сбалансированный, но слабый. Я в то время отдавал предпочтение более сильному вкусу региональных пивзаводов, даже если он и был не так уж чист.
Маркетинг в то время уже стал играть заметную роль в продвижении пива, "Бочкарев" явно продвигался как "премиум", а более дешевую нишу занимало "Русское", которые разливалось только в ПЭТ.
Линейка сортов "Бочкарев" стала быстро расширяться. Конечно первым появилось "Крепкое", лавры "Девятки" не давали маркетологам покоя. Интересно, но в результате "Браво", а потом "Хейнекену" удалось таки переплюнуть славу "Девятки", создав "Охоту"! "Бочкрев, крепкое" был менее выброженным чем "Девятка" (плотность - выше, крепость - ниже) поэтому по вкусу смотрелся лучше.
Следом последовала легкая "деситочка" - "Бочкарев, бочковое".
А к зиме и "Темное", хотя от темного там был больше цвет, по сравнению с регионалами - вкус темных солодов был максимально скрыт, уже тогда маркетологи начали считать темное пиво бесперспективным, поэтом темное стали варить похожим на светлое.
Но на этом "Браво" не остановилось и выпустило несколько довольно интересных по вкусу сортов (хотя жизнь их была коротка, все таки маркетологи не дураки, и тенденция - "меньше вкуса - больше продажи" была подмечена ими верно). Это "Бочкарев, марочное", "Бочкарев, осенний хмель" и "Бочкарев, Рождественское".
Также "Браво" отметилось одним из первых в выпуске пива по лицензии. Во-первых это были широко известные "Белые мишки" - "Bear Beer" - в светлой и крепкой ипостаси и немецкий "Ловенбрау, оригинальное" (именно так, а не "Ловенброй", называлось это пиво на контрэтикетке). "Мишки" были совсем беспонтовыми, а "Ловенбрау" был не так уж плох, по крайней мере имелся даже сернистый хмелек в стиле настоящих немецких пилсов.
Наконец интересным шагом был выпуск пива "Юнкерское, янтарное № 5", от Никиты Михалкова. Хотя мне оно было интересно чисто с коллекционерской точки зрения - лишняя этикеточка в коллекцию. По вкусу ничего интересного оно из себя не представляло. А надпись "дореволюционное" смотрелось просто издевательством, так как данный продукт был изготовлен по самым современным технологиям. Позже, с дореволюционной тематикой гораздо белее успешно стала играть МПК.
Но закончу с питерским пивом, перейду к московскому. В Москве, наиболее "европейское" пиво варил самый современный московский завод - Очаково. Но в 1999-м самым современным стал завод "Пивоварня князь Рюрик - Эфес" (почти сразу переименованный в "Пивоварню Москва - Эфес"). Он был официально запущен в июне. Завод принадлежал турецкой компании Efes и первое пиво что было сварено на заводе являлось лицензионным. Это светлое - "Эфес, пилсенер", крепкое "Эфес, экстра" и темное "Эфес, дарк". На мой взгляд - "Эфес, пилсенер" - был лучшим немецким пилсом что варили у нас. В нем был превосходно выражен аромат хмеля в его немецкой, немного сернистой ипостаси. В последние годы, я этот привкус не замечаю, хотя и во многом немецком пиве он пропал, вкус массового пива все более и более упрощается даже в Германии. "Экстра" - подобное "крепленое" пиво (конечно не в смысле добавления спирта) особенно ценится определенным контингентом потребителей, но ими же ценится не высокая цена, а это пиво было дорогое, так что особым спросом не пользовалось. Ну и "Дарк" - вполне отличное темное пиво, встречалось редко, как уже было сказано выше, маркетологи тогда списывали темные сорта в утиль...
Российской маркой завода "Эфес" стал "Старый мельник". Он был выпущен в виде стандартной "сладкой парочки" - светлое и крепкое. Может по причине того, что я до сих пор соглашаюсь с истиной "пиво - любит Родину" (а Родина завода - Бирюлево, район рядом с моим Чертаново - завод почти виден из моих окон, а раньше был и слышен - аромат солода и сусла чувствовался, когда ветер был в нужную сторону) мне "Старый мельник, светлое" всегда казался лучшим из "евролагеров" что у нас варили (хотя опять повторюсь - в то время я отдавал предпочтение вкусным региональным пивам). "Крепкое" тоже было вполне, в нем все таки крепость была умеренная - 6,5%.
Завод проработал всего 15 лет и сейчас закрыт... Как закрыты и 4 старых московских завода - Хамовнический, Бадаевский, Останкинский и Москворецкий. А живее всех живых оказалось Очаково!
Кстати, если я к "евролагерам" тогда относился прохладно (я и сейчас к ним "прохладно" отношусь, хотя не могу их сейчас оценивать низко - они именно такие, какими задумывались) многие мои знакомые были в них влюблены. В частности один наш общий с Вадимом знакомый так подсел на "Старый мельник, светлое", что ничего больше не признавал. И переубедить его в этом, мы как-то с Вадимом попытались угостив его еще одним новым "европивом" появившимся в том году - "Золотой бочкой" Калужской пивоваренной компании. Этот пивзавод был еще из так называемой "чехословацкой серии" - была такая программа в СССР по строительству современных пивзаводов в региональных центрах, с участием чехословацких специалистов. Завод был построен, но из-за антиалкогольной компании середины 80-х, не был запущен (оборудование использовали под розлив газированной воды, а потом водки). В 1998-м году завод купили южно-африканцы (тогда SAB, сейчас SAB Miller) и проведя модернизацию начали варить пиво. А сейчас завод входит в Эфес.
В Калуге тогда сварили два сорта пива - "Золотая бочка, светлая" - 11% и "Золотая бочка, классическое" - 12%. Пиво отличалось пожалуй самым чистым вкусом из всего что у нас тогда варили. Кристально чистым. Рафинировано чистым. Хмеля, конечно, было не много, хотя "Классическое" было чуть горьковатым. Переубедить своего знакомого я так и не смог - не было в "Золотой бочке" того хмелька, что был в "Старом мельнике", так что друг остался приверженцем "Мельника", что мне было совершенно не понятно, для меня это были два сапога - пара...
В это время в Уфе, с участием голландцев, был модернизирован местный пивзавод, который получил после этого название "Амстар" (можно расшифровать как "звезда Амстердама"). Позже завод был куплен Эфес, а в 1999-м, в Москве появилось их пиво под брендом "Сокол". Кроме двух светлых сортов - "Сокол, светлое" и "Сокол, особое", было выпущено и безалкогольное - фактически одно из первых безалкогольных пив в России. Пиво слабо сбраживалось из неплотного сусла и поэтому имело вкус недоброженного ячменного сусла. В России безалкогольное пиво прижилось слабо, ведь у нас есть квас - фактически тоже - безалкогольное пиво - но он куда вкусней и интересней, да к тому же привычен с детства...
Также на Амстаре, по лицензии, варили все того же крепкого "Белого мишку" и "Амстердам, навигатор", который был пожалуй и помощнее "Девятки"!
В направлении "европива" тогда активно двигались заводы позже вошедшие в ИнБев - Клинский, Пермский, Ивановский, Курский. Поволжье и РОСАР при этом умудрялись сочетать чистоту вкуса с его богатством, поэтому их пиво и было лучшем в то время.
Но закончу рассказ пожалуй пивом из Ярославля. Одним из людей причастных к развитию сайта nuBO.ru был Вася Бочаров, он некоторое время отвечал за раздел новостей (и с его уходом никто уже новостями на сайте не занимается). Когда мы познакомились, он был ярым поклонником "Ярпива, янтарного" и мне стоило большого труда приучить его к мысли, что на "Янтарном" свет клином не сошелся и есть множество другого вкусного и интересного пива.
Вася Бочаров на Московском фестивале пива'2001.
Итак, "Ярпиво". Про то, что тогда на заводе варили "Портер" я уже написал в предыдущих главах. А "Портер" - это показатель! Мало у кого хватает духу сварить такое пиво, почему то маркетологи склоняются к тому, что лучше сварить "Пивгигантовское, крепкое" с минимумом вкуса и максимумом алкоголя... У Ярпива тоже такое было - "Ярпиво, крепкое" - на 14% плотности 7,2% алкоголя. Пожалуй тут добились максимального выхода спирта из сусла. Я очень люблю и уважаю светлое 14% пиво, но хотелось бы иметь в нем 4,8%, ну уж в крайнем случае 6%, но 7,2%!!! Это уже перебор.
Но конечно самыми продаваемыми были легкие светлые сорта. Это прежде всего упомянутое "Ярпиво, янтраное" (12%), которое стояло тогда в любой палатке (да и сейчас стоит, но теперь это единственный сорт от завода за пределами Ярославля продаваемый массово), затем "Ярпиво, оригинальное" (11%) и "Ярпиво, светлое" (10%).
"Ярпиво, классик" - мелькнуло и быстро пропало (позже у "Ярпива" было еще несколько сортов однодневок, некоторые довольно интересные), более живучими, хотя и менее популярными чем вышеуказанные сорта оказались "Ярпиво, элитное" (13%) - более менее сбалансированное по плотности/крепости и "Ярпиво, темное" - не плохое темное легкое пиво.
Очень радовало тогда, если пивзавод варил что-то по сезону, тут Ярпиво иногда отличалось, зимой 1999-го вышло "Ярпиво, Новогоднее" - 15% на 6% (это ведь куда лучше чем 14% на 7,2%!) - не так сильно выброженное, оно отличалось отличным плотным вкусом. В последующие зимы сорт тоже варился, ну и главное для коллекционера - менялось оформление!
Из представителей "евролагеров" еще стоит отметить калининградский завод "Остмарк", хотя по сортовому многообразию в Москве продолжали лидировать всяческие региональные пивзаводы. О них, а также о пивным фестивалях, выставках, встречах коллекционеров - в следующих частях...
|
Часть 1 |
Часть 2 |
Часть 3 |
Часть 4 |
Часть 5 |
Часть 6 |
Часть 7 | Часть 8 |
Часть 9 |
Часть 10 |
Часть 11 |
Часть 12 |
Часть 13 |
Часть 14 |
Часть 15 |
Часть 16 |