Кого ещё сможет привлечь Архангельск, так это любителей речных прогулок. В периоды навигации осуществляются пригородные рейсы к различным островным деревушкам.
Ещё в 2016-м, улетая из Архангельска, я обратил внимание на шикарную дельту Северной Двины и заметил несколько деревень на островках. У меня тогда загорелись глаза. Это ж сколько там интересных теплоходных маршрутов! Как можно было упустить такую возможность? И решил про себя, что в следующую поездку, будь то командировка или отпуск, надо обязательно покататься на пассажирском теплоходике.
Затею удалось осуществить три года спустя, причём дважды. Что интересно, данный вид развлечения в Архангельске как-то совсем не пиарится. Я даже не видел нигде расписания рейсов. И саму пристань, от которой отходят пригородные теплоходы, не так-то просто найти. Да, это отдельная неприметная пристань, расположенная на задах многофункционального здания по адресу: набережная Северной Двины, 71. А ведь совсем рядом находятся Красная пристань и Морской речной вокзал «Архангельск». Но за пригородными маршрутами надо идти не к этим двум хорошо заметным объектам, а по указанному адресу.
В общем, узнав с помощью интернета, откуда именно отчаливают теплоходы и сколько всего осуществляется рейсов в день, я выбрал тот самый теплоход «Балхаш», уже
показанный ранее. Он курсирует между Архангельском и Кегостровом (Кего). Это наиболее частый рейс. И при этом самый короткий по километражу. Его, кстати, можно назвать внутригородским, и далее я объясню, по какой причине.
Дело в том, что Архангельск фактически разбросан по нескольким островам дельты Северной Двины. Даже можно считать, что и центральная часть города находится на острове, так как помимо Северной Двины имеется водораздел в виде реки Юрас вместе с соединительным каналом. Но если основной город, включая Соломбалу, Цигломень и Экономию, доступен благодаря мостам, то до района Кегостров, например, добраться можно только водным транспортом: на пассажирском теплоходе или автомобильном пароме. То есть рейс "Архангельск - Кегостров" является, по сути, внутригородским. Кегостров - это район Архангельска, занимающий часть острова Кего. На этом же острове располагаются деревеньки Кяростров, Курган, Гневашево и Захарово - это уже отдельные населённые пункты, не входящие в состав Архангельска.
Ещё есть теплоходы до Тойватово, Чуболы, Хабарки и других дальних островов. Наверное эти маршруты ещё интереснее, однако куда более продолжительные по времени. А так как, напомню, я был в командировке, то и свободным временем особо не располагал. Но всё же и так в итоге удалось выжать максимум из минимума.
Далее - подборка фотографий за два дня. Они идут не в хронологическом порядке, а согласно маршрутной последовательности. Впрочем, это и не особо заметно, так как почти все фотографии в первый день были сделаны по пути к Кегострову, а во второй день - по пути обратно.
1. Подхожу к пристани, иду вслед за другим спешащим пассажиром. Время 20:58. Через две минуты «Балхаш» отчаливает.
2. А я, буквально на бегу, успеваю сфотографировать теплоход «Сапфир-1». Наверное из Тойватово прибыл. Или из Чуболы.
3. Захожу на борт теплоходика «Балхаш».
Приобрести билеты можно только на борту судна. Заранее никак! Это обстоятельство, кстати, в дальнейшем собьёт меня с толку
в Ханты-Мансийске, когда попытаюсь приобрести билеты на теплоход до Троицы непосредственно перед самым отплытием. Но там-то как раз всё будет иначе, и билеты можно было приобретать заранее даже в интернете. Вот все билеты в итоге и были заранее раскуплены умными людьми. А я остался с носом...
Да, хронология была именно такая: сначала Архангельск, а потом Ханты-Мансийск. Просто я так запоздало пишу про Архангельск.
Кстати, Балхаш - это такое озеро в Казахстане, если вдруг кто не знает. Только непонятно, что делает теплоход с подобным названием в Архангельске. Даже в Ханты-Мансийске судно по имени «Балхаш» было бы уместнее. Всё-таки там хотя бы Казахстан относительно рядом.
4. Отчаливаем. Вид на пристань и характерный навес, больше напоминающий автобусную остановку.
5. Многофункциональный комплекс "Дельта".
6. Здесь по центру кадра виднеется Собор Архистратига Божия Михаила (Архангельский собор). А правее - Северодвинский мост, с разводной конструкцией посередине.
7. Капитанский мостик «Балхаша».
8. Универсальное грузовое судно «Арктика-2».
9. Предзакатное солнце над Северной Двиной.
10. Универсальное грузовое судно «Капитан Сахаров».
11. Остров Кего.
12. Вид на Архангельск, с главной архитектурной доминантой посередине - высоткой со шпилем.
13. Остров Зеленец.
14. «Балхаш», озарённый вечерним солнцем. Время 21:15.
15.
16. Кегостров - деревня в составе Архангельска.
17. Пристань Кегостров.
18. Оба раза я сходил на берег и спешно прогуливался по деревеньке. И если в первую поездку стоянка теплохода была всего 10 минут, то во вторую - уже 20. Так что вторая попытка изучить остров получилась более продуктивной. Но о Кегострове я подробно расскажу в другой раз, ибо место очень колоритное и заслуживает отдельного рассказа.
Далее покажу обратный путь, и здесь уже будут преобладать фотографии второго дня.
19. Открытая палуба теплохода «Балхаш», носовая часть. Время 20:11. Уже отправляемся в путь.
20. Пассажир с собакой... Хочется сказать "породы хаски", но что-то мне подсказывает, что это всё же другая порода. Я в них, к сожалению, не разбираюсь толком.
21. Некая корабельная конструкция.
22. Собачка прозорливо смотрит в сторону удаляющегося острова.
23. А город, тем временем, постепенно приближается. Снова знакомые пейзажи.
24. Пассажиры любуются городом.
25. Здесь, кстати, видна гостиница «Двина» (многоэтажное полосатое здание). Когда
yapet у меня про неё спросил, я ещё засомневался, есть ли она у меня на фото. Вот, оказывается, есть.
26. Приближаемся к причалу «Архангельск». Комплекс из трёх современных зданий смотрится довольно эффектно.
27. И вот я снова на "большой земле". Случайно заметил афишу праздника на острове Кего. Эх, а 29-го мне как раз с утра вылетать...
28. До свидания, «Балхаш»! Обе поездки были весьма приятные. Хотя во второй день по пути к острову дул сильный ветер, и я потерял крышку от фотообъектива. Но это лишь маленькая ложка дёгтя в бочке мёда, тем более в скором времени я приобрёл новую крышку.
29. Зарядное устройство для теплоходов.
30. Ух, ты! А это же старая знакомая "мошка" («МО-259»). Мы на такой катались
до острова Юршинского и обратно.
31. Теплоход «Пётр Завернин». Куда-то отправляется с многочисленными пассажирами. Время 20:33 (да, и на этом фото показан второй день, поэтому получается такой рассинхрон по времени).
32. И одновременно откуда-то прибывает теплоход «Москва-49». «Пётр Завернин» виден на заднем плане. Да, это два разных пассажирских судна, хоть и одного типа.
В общем, я был рад, что осуществил давнюю задумку. Но при этом понимаю, что ещё много чего интересного не увидел. В Архангельск хочется возвращаться как минимум ради вот таких увлекательных речных прогулок, на которые лучше выделять целый день. И я даже удивлён, что ещё не видел в своей френд-ленте репортажей о речных рейсах к островам северодвинской дельты. Хотя про Архангельск уже много кто писал.
Интересно ещё то, что расписание теплоходов "
Архангельск - Кегостров" действует и сейчас, в зимний период! И будет действовать до 31 января 2020 года! Интересно, каким образом сейчас организовано транспортное сообщение по этому маршруту?..