С каждым годом, таково мое субъективное ощущение, Площадь Революции заполняется антуражем все отчетливей и сильней - ледяных объектов (во-первых, скульптур, во-вторых, лабиринтов, в-третьих, горок и прочих подчинительных объектов, вроде лавочек и сцен, в-четвертых, стен и загорождений, которые в этом году стояли еще и по центру площади, украшенные балясинами как на нарочичном променаде) становится больше и, дабы заполнить все пространство равномерно, две части территории, западная и восточная как бы отражаются друг в друге...
...тут есть некий намек на симметрию, хотя и без буквальных повторений, так что хочется увидеть как структура городка выглядит на бумаге, наверняка ведь существуют эскизы, которые разрабатываются фирмами-подрядчиками.
А если есть исполнители, то у них наверняка творят художники, знатоки своего дела, душой болеющие за результат (без этого в воплощении прагматически бесполезных вещей нельзя - это особенно хорошо на театре знают, где, кстати, и существует особый вкус с крупняку - монументальным конструкциям, служащим опорой и основой любых декораций), переживающие за сроки и за красоту, предназначенную народу...
...который (то есть, мы) живет трудно и, в основном, безрадостно, поэтому так важно подкормить народонаселение (то есть, нас) этими ледяными сюрпризами, точно леденцами, которые, если по сути, ерунда и пустышка: когда Раневская в "Вишневом саде" хочет укорить своего брата Гаева в пустопорожности, то предъявляет ему как раз то, что он разменял свою жизнь на леденцы. Проел, то есть.
Или не Раневская?
На леденцы никаких бюджетов не жалко, тем более, что главный городок - он один такой, стягивающий жителей отдаленных районов в центр для демонстрации города как единства, хотя у нас о таких материях уже давно не то, что не думают, но и не помнят, не подозревают об их наличии, но новогодние стройки растут из глубинного советского прошлого - из тех непроговариваемых архетипов, кажущихся само собой естественными...
...и вот уже мания украшательства начинает расползаться от площади в самые разные стороны: пристегивает к "праздничному убранству" опустелую Кирова, из которой по жадности, неопытности и отсутствию вкуса так и не вышло сделать уютный Арбат, затем еще скверы - и тот, что за площадью, с отсутствующим фонтаном, и тот, что тянется мимо Алого Поля - от памятника Орленку до самого большого в городе перекрестка.
Там теперь в творчески расхристанной, едва ли не анархистской манере, подсвечивают разноцветными прожекторами простые деревья, из-за чего аллеи теряются в обрушившемся на них новом функционале - служить стенами несуществующих воздушных лабиринтов...
То есть, ситуация с этим избытком разноцветного, возникающего лишь в темное время суток, когда дети уже по квартирам сидят, до меня не сих пор не доходит и я не ворчу, не клевещу на действительность и не свожу счеты с исторической родиной, но пытаюсь разобраться что именно вся эта нечаянная красота означает с "семиотической точки зрения".
Словно бы она пустоту прикрывает, развешивая по темным и сонным деревьям, тюли, выкрашенные в ядовитый люминесцвет: приоткрывает вход в некий портал, во врата ада, временно занавешенные разноцветной дерюгой.
Конечно, все это предверья территории подводного царства, сценография которого украсила в этом году главную площадь города.
Ее так важно собрать в центр и предъявить как центр.
Как взрыв ярких цветов и свежих эмоций.
Как еще один автопарк с лошадьми, пони и оленями (кстати, в этом году я не видел наших тотемных верблюдов и очень этим обстоятельством встревожен), возникающими откуда-то раз в год, чтобы с начала февраля вновь исчезнуть до праздничного утра следующего нового года.
Или я не прав, но у соседнего Екатеринбурга ничего подобного в смысле "центрового" и "главного" места, к которому все, в конечном месте, стягивается, не существует: с высоты "Высоцкого" и его смотровой площадки "Большой Свердловск" выглядит весьма мондрианообразно, совсем как Манхэттен.
Тогда как Чердачинск, даром, что накачивался мощностями да пространствами в эпоху социалистической индустриализации, сохранил, при всем при этом, суть средневековой радиальной структуры.
Не дух и не материальное воплощение кремлевского центра с расходящимися от него кругами слобод и районов (тем более, что и не было никогда средневековой Селябы, на месте которой густые леса, тайга, практически, шумели еще вплоть до начала ХХ века), но именно что суть внутри которой было сразу несколько кремлей-крепостей, функцию которых исполняли градообразующие заводы, вроде ЧМЗ или же ЧТЗ...
Кажется, что нынешние ледяные городки, за уши притянутые из общества повышенной социальной ответственности в край олигархического капитализма с неофашистским выпердом, и есть пережиток этой социокультурной архаики места, ее психоделического ландшафта, с которым ведь вообще непонятно что делать.
Из-за чего фантазия начинает бить ключом, включая реализм без берегов - когда, с одной стороны, фигуры и скульптурные композиции должны быть похожими и узнаваемыми, а вот с другой...
Если я верно помню, то в
прошлом году литературная программа ледяного городка базировалась на полетах в космос, из-за чего у художников-декораторов голова болела как бы ракета с Гагариным, вмурованным в лед, не походила на эрегированный член...
Теперь подобная беда поджидает их на территории гнездовья медуз, вокруг которых ретивые школьники устраивают салочки...
Этим медузам справа от елки, в этом году словно бы накрытой рыболовной сетью или же электрическим сарафаном, слева от елки противостоят шары-глобусы-подводные пузыри, которые загораются после заката, когда стемнеет, а, покуда день и люди вокруг, они похожи на мотки колючей проволоки...
...и не от того, что у меня угнетенное или критически заостренное сознание, но просто лампочки днем выглядят как зазубрины, заусенцы или же крючки, что, разумеется, особенно хорошо для черно-белых фотоснимков.
Нынешние медузы придуманы таким хитрым образом, что они даже приблизительно и даже для самого испорченного человека головку человеческого члена не напоминают и, значит, родительская радость разливается по площади беззаботным ручьем.
О художественном вредительстве-то и не думает никто, в городе у нас эстетическая рефлексия еще при предыдущих губернаторах умерла, тем более, что музыка громкая, горок в городке едва ли не с десяток (и все равно мало - на ступеньках вечерами хвосты очередей как на выставку Серова), а еще такие ледяные воронки, куда детишки насыпаются словно бы чечевица из продырявленного мешка, чтобы там плющиться да колбаситься вплоть до выбитых зубов (детям можно - у них зубы еще отрастут).
И если уж родителям тревожиться то вот за эти интерактивные аттракционы, в которых их чада сталкиваются с таким напором первородной стихии, что без членовредительства явно не обойтись.
То, что ледяные лабиринты сделаны в половину обычного человеческого роста - это правильно и дает родителям точку обзора, а вот эти интерактивные воронки, конечно, та еще беда, бессмысленная и совершенно беспощадная.
Хотя на нынешней площади их чуть ли не меньше, чем горок и все они заняты под замес!
А еще есть новация в виде ледяных балясин нарочичного променада и не менее ледяных (прозрачных, с лампочками и светодиодами, впаянными внутрь) водорослей, образующих локальные заборчики и дополнительные загорождения уже внутри самой площади - так, чтобы пути у гулящей аудитории были обозначены заранее и, таким образом, пассажиропотоки стали разведены.
Я так и вижу оперативные совещания разработчиков праздничной сценографии, посвященные, во-первых, безопасности отдыха трудящихся, жителей и гостей города (многие ведь приезжают специально поглядеть на чудо-городок из области и даже из соседнего Казахстана), а, во-вторых, оптимальной заполненности подведомственной площадки объектами праздничной инфраструктуры.
Про эти водоросли, кстати, мало кто понимает, обычно их воспринимают как фон (многие фотографируются у этого частокола, напоминающего, хотя вряд ли это сознательная отсылка первый вариант деревянных стен Челябинской крепости, некогда занимавшей территорию нынешней площади Ярославского, а еще гипсовый (или бетонный?) памятник городскому Первостроителю, который открыли на праздновании 250-летия Челябинска и
который стоял вот точно у такого же частокола с поднятой рукой, которая скоро отвалилась, а потом и самого первостроителя разобрали на запчасти, установив на его месте компактного и бронзового Прокофьева), особенно в темное время, когда он сияет и переливается радугой...
...на моей памяти только одна маленькая девочка, молекула еще совсем, азиатской внешности и с большими очками-окулярами, бросила маме на бегу, что, мол, неужели же ты не понимаешь, что это водоросли, ну, и побежала дальше - к одному из кругов ада воронкообразного месилова, так как теория суха, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет...
Лучше всего, кстати, вышли дельфины, украшающие ворота входной группы по обе стороны Площади Революции, как бы приглашающие фланеров посетить наш зимний аквапарк с приключениями...
Но есть в площадном бассейне и странности, вроде одинокого тельца, стоящего на особенно отделанном и высоком ледяном постаменте.
Причем телец этот (странно, что его не догадались украсить "золотом"), возникающий вне какого бы то ни было нарратива (океаническая корова, что ли?) вылеплен не из снега и льда, но из металлического каркаса, украшенного лампочками - вот как елочные шары-глобусы из колючей проволоки.
Действует телец (становится заметным) лишь в темноте, когда его разукрасят огоньки, а днем он бледен, неприкаян на своей верхотуре, выше человеческого роста и явно избыточен внутри всеобщей водной феерии, которую не портят, в том числе, Дед Мороз с внучкой Снегурочкой, одетые не в гидравлические костюмы, но в традиционные свои одеяния...
...в шубы, разумеется.
А я хожу по дну этого сказочного водоема с фотоаппаратом и представляю, как эти шубы намокают от толщ невидимой, умозримой воды, затопившей всю нашу жизнь и не сказать, чтобы только год назад.
Из раза в раз, зажимая желчь, как уж получается, я описываю эти местные развлечения (челябинцы считают свой центровой городок чем-то особенным, уникальным и, разумеется, эксклюзивным, сильно удивляясь, когда видят в новостях или же запрещенных соцсетях ледяные постройки в других областных, промышленных и культурных, центрах: мол, как же так? Лед - такой же наш южно-уральский специалитет как яхонты и изумруды, как каслинское литье или же злостоустовская гравюра) для замера городского самоощущения с январским румянцем на лице...
...еще одно селфи на фоне, еще один рывок, еще одна попытка, еще одна попытка автопортрета...
...как говорится, как встретишь год (где и как), так его и проведешь.
В этом смысле у ледяного городка, по которому словно бы дух Бахтина ходит-бродит, не различая окрестностей и игрушечных красот, в обнимку с духом Рабле и они попивают что-то кислое, разумеется, провиденциальная функция: посетители Площади Революции даже не догадываются, что когда месят ногами ледяную крошку, занимаются гаданием, но не на кофейной гуще, а на ледяной горке с скользкими лубяными ступенями: раз уж с тобой здесь ничего не случилось, то и, следовательно, год протянется испокон спокойный.
Ледяной городок 2012 года:
http://paslen.livejournal.com/1294035.htmlЛедяной городок 2013 года:
http://paslen.livejournal.com/1618413.html (1-ая часть)
Ледяной городок 2013 года:
http://paslen.livejournal.com/1619188.html (2-ая часть)
Ледяной городок 2014 года:
http://paslen.livejournal.com/1771329.htmlЛедяной городок 2015 года:
http://paslen.livejournal.com/2024131.htmlЛедяной городок 2016/2017:
https://paslen.livejournal.com/2130620.htmlЛедяной городок 17/18:
https://paslen.livejournal.com/2235369.htmlЛедяной городок 18/19:
https://paslen.livejournal.com/2345349.html (1-ая часть).
Ледяной городок 18/19:
https://paslen.livejournal.com/2345554.html (2-ая часть).
Ледяной городок 19/20:
https://paslen.livejournal.com/2437732.html (1-ая часть).
Ледяной городок 19/20: (2-ая часть).
https://paslen.livejournal.com/2439281.htmlЛедяной городок 2021/2022:
https://paslen.livejournal.com/2701556.html