На карантине, стыдливо называемом «самоизоляцией» (слово, попахивающее хлоркой), времени больше не появилось - просто обстоятельства перегруппировались таким образом, чтобы снова сомкнуться над моей головой.
Давно уже не трудился я столь напряженно и продуктивно, как в эти дни, так уж сошлись рабочие обязательства.
С одной стороны, это хорошо, поскольку нет сильнее противоядия общественному давлению чем сосредоточенность на своих делах (а творческие практики поглощают сознание полностью и, оттого, вдвойне действенные), но, с другой стороны, больше всего на свете я люблю читать и писать то, что мне хочется читать и писать, а не то, что подкидывают заказчики, из-за чего такая загруженность не приносит силы, а только уносит их.
Впрочем, все эти нынешние трудовые перегрузы - не показательны, поскольку обстоятельства и обязательства есть и будут всегда (кто позволяет ездить на себе на том и ездят), так что перемена слагаемых суммы не изменяет и нужны дополнительные усилия вырваться из замкнутого круга ежедневных дел, постоянно валящихся на современного человека подобно геометрическим фигуркам «Тетриса».
Человек - существо стадное общественное, поэтому бездельничать в едином порыве со всей прочей цивилизацией гораздо проще. По себе знаю: сколько раз уговаривал себя немного побездельничать, когда выпадает зеро паузы между заказами - ну, чтобы выпасть из невроза трудоголизма, того, что так точно описывает мандельштамовское (алое подчёркивание) «есть блуд труда и он у нас в крови»...но все было безрезультатно.
(в том же стихотворении есть еще и про то, что «В черной оспе блаженствуют кольца бульваров...»: так теперь и вижу опустевшую без меня Москву)
Если больше всего любишь читать и писать то, что нравится читать и писать, то с какого-то момента начинает хотеться отвоевать для этих занятий побольше времени, а почти никогда не получается это сделать, даже если ценой волевых усилий расчистил временную площадку как раз под то, что больше всего нравится.
Но все равно под чтение и письмо уходят несколько часов перед сном, оторванные от сна, потому что как-то странно читать или писать что-то днем, когда никто не спит.
Словно бы чтение и письмо - это такие сугубо вечерние процедуры, вроде чистки зубов.
Неоднократно замечал: достаточно иметь хотя бы потенциальную возможность заняться своими делами чтобы, на самом-то деле, не делать ничего приватного, но, напротив, пуститься во все тяжкие с общественными заботами.
Это вот как с тем же балконом - важно чтобы он просто в комнате был.
Даже если у ответственного квартиросъемщика фобия высоты и панические атаки одолевают, существенно иметь хотя бы гипотетический шанс выйти на него, «вдохнуть свежего воздуха».
В каком российском квартале вы найдете на балконе свежий воздух?
И, тем не менее, когда знаешь, что такая возможность есть «в идеале», можно легко заставить балкон штабелями непроходимой рухляди, а то и вовсе заклеить все щели, чтоб со двора не фонило (алое подчёркивание) и лай соседских собак слышался немного слабее (уже победа), вот так и здесь: все побежали в карантин, тем более, когда ГосДума (алое подчёркивание) санкции свои неизбывно госдумовские (алое подчёркивание) ввела, вот и я побежал: сижу дома, никого не трогаю, починяю примус.
Точнее пишу и читаю все, что непосильным отбором накоплено за все эти годы.
Есть умозрительное пространство совпадений с большинством и теперь, когда вирус и карантин повсюду, нас таких миллиарды и это невозможно пропустить, даже если исключить телевизор и не выходить в интернет.
А уж если включаешь и выходишь - сопротивление бесполезно, без имбиря не разберешься.
Какое ж это облегчение - быть как все.
Восприятие пандемии безвозвратно разделилось на две совершенно автономные темы - в ней отныне есть «болезнь» и есть «карантин», вполне естественно подменивший наблюдение за распространением вируса, поскольку думать про него намного страшней, чем про меры, направленные на его приостановку.
С мерами можно поспорить и на меры легко наворчать, а ты пойди и скажи свое фе (алое подчёркивание) графикам и возрастанию смертности.
Страхи форсируют голод, а также извлекают из коллективного бессознательного общие травмы, тем более не залеченные: истовость скупки продуктов, с сжатыми зубами и несмотря ни на какие смешки со стороны, мгновенно опрокидывает в советское прошлое, когда заготовка запасов заменяла общенациональные виды спорта и
все свободные искусства разом.
Элементарность выбора несунов (алоё подчёркивание), в которых мы вынужденно опять превратились, баррикадируясь (алоё подчёркивание) внутри опасений, показывает как недалеко мы ушли от времен брежневского дефицита - ассортимент супермаркета пошаговой доступности вроде «Магнита», в сравнении с «Гастрономами» советской и перестроечной поры, и есть важнейшее достижение российской цивилизации последних десятилетий, которая, конечно же, ушла от голых полок, но не к товарному изобилию, а в сторону казармы, обреченной на вымороченную (алое подчёркивание) и избирательную стабильность основной продуктовой корзины.
До сих пор странно, что общество утратило религиозный пиетет перед колбасой - для человека советской закалки «Докторская» или «Столичная» по прежнему обладает такой мощью фетиша, неконтролируемого разумом, примерно как хлеб для блокадника. (алоё подчёркивание)
Как, все ж таки, коротка память человеческая - вот и про codvid19 выжившие скоро забудут, если только какое-нибудь важное селебрити не скончается, ну, чтобы вспоминать эпидемию, благодаря ему.
Я снова семилетний человек, один в холодном доме на рассвете…
Медийный аспект болезни кажется не менее существенным, чем эпидемиологический, да вот только никто почти не пишет об особенностях распространения информации и том, как она влияет на иммунитет постоянно бомбардируемого сознания, уже очень скоро даже истинные новости превращая в ложные - столько в них во всех накапливается тенденциозности.
Важнейшие события и большие тренды в краткосрочной перспективе обрастают безразмерным количеством извне привнесённого, начиная обозначать практически все, что угодно.
Вот как, к примеру, это случилось в 90-ые (алоё подчёркивание) с понятием «постмодернизм», которое на наших глазах проделало эволюцию от энциклопедически уловленного значения до полной абстрактности и теперь настолько размыто, что вмещает, способно вместить в себя, любые коннотации.
Даже «самая проверенная» новостная фактура превращается в серый шум, ошибочно принимаемый многими за материализацию сновидений «духа истории», ее логики и смысла.
Мозг замыливается (алоё подчёркивание) даже быстрее, чем глаз, так как ворочает более обширными массивами впечатлений и попыток их анализа, поэтому, вот уж точно, «правды мы никогда не узнаем», поскольку правда попросту перестает существовать. Причем не только в «минуты роковые», но и после, когда не остается ничего, кроме версий.
Некоторые из них назначаются официальными, однако, если вдуматься в подлинное значение слова «общепринятые», становится зябко.
Недавно читал книгу об общепринятых научных концепциях конца XIX века, массово оказавшихся ложными, не подтвержденными дальнейшим ходом развития мира. Причем формирование этих концепций шло под влиянием критически настроенной и обличительной литературы (
Риккардо Николози «Вырождение: литература и психиатрия в русской культуре конца XIX века»).
«Общепринятое» - то, что принято на условном референдуме по поправкам в конституцию «общем собрании» как нечто, по разным причинам устраивающее большинство.
Так и выходит, что истина вырабатывается массой, то есть, массивностью, которой нечего противопоставить, суммой усилий.
Помню как еще в конце прошлого века меня потрясла статья в «Новом мире» о том, что единой научной картины мира не существует.
Этот послужило точкой невозврата отсчета для ощущения всеобщего разноса всего, с тех пор лишь многократно возросшего.
Но есть и хорошие новости.
Когда события и понятия начинают плыть и вычитывать из них можно все, что угодно, умные люди начинают расшифровывать их на свой собственный лад.
Ум это ведь не про деньги, не про пролазность (алое подчёркивание) и внешнюю успешность, но именно что про лад, в том числе и с самим собой: по мне так умный отличается от неумного именно этим умением обращать минусы в плюсы.
В игровое преимущество.
В повод для работы и самоутверждения, а максимально широкие медийные поля тому всячески потворствуют и т.д. и т. п.
Вот почему можно, наконец, решить, что карантин это благость, и практически Суббота, позволяющая человеку привести в порядок себя и «внутренний мир».
Особенно если мир внешний огорожен по независящим от редакции причинам.
Между тем, на Урал
окончательно пришла весна.
Запоздалая в этом году, совсем как и всё остальное.
А мы и не заметили, так как пандемия - еще и покров отчуждения от привычных процессов и жизненных циклов: сбой (когда ещё случится подобное) этот дети запомнят и станут рассказывать внукам и правнукам, вспоминая особенно яркое и беспризорное солнце, что светит пока никому.
Москву засыпает снегом, а перед мной летает и бьется в оконное стекло первая оттаявшая муха - настали столь жаркие дни, что от тепла мгновенно устаешь и, словно бы почти на глазах, старишься.
Вот как на ускоренной перемотке.
Впрочем, снег в Челябинске еще не сошел.
Растаял, но не весь, а тот, что еще ссохся в останки сугробов на северной стороне и за гаражами, напоминает куски марли, многократно использованной на защитные маски.
Количество медийного мусора возросло в разы.
Особенно много шлют ролики, карикатуры, мотиваторы (алое подчёркивание), демотиваторы (алое подчёркивание), ссылки на чужие посты и подборки, инструкции, приколы, подколы, стикеры (алое подчёркивание), гифки (алое подчёркивание), тик-токи и всяческие прочие тики, котики и информационные сгущения, вирусно (алое подчёркивание) распространяемые мессенджерами.(алое подчёркивание)
Они же валятся из чатов (особенно коллективных - семейного, школьного) прямо в телефонную фотоленту (алое подчёркивание), смешиваясь со снимками, которые сделал сам (авторство и есть заслон мусору, который всегда анонимен) и нет пока исследователя, способного отрефлексировать эту постоянно нарастающую субкультуру.
А она ведь отражает нынешнее время зеркальнее (алое подчёркивание) любых других феноменов, а траффик (алое подчёркивание) у нее и влияние фантастические, несмотря на то, что никакие цифровые жанры, чаще всего имеющие сопроводительный и иллюстративный характер, не способны заменить людям живой и теплокровной сплетни.
Хотел было написать, что самоизоляция возвращает нас к человечности, попранной обычно суетой и инерцией, но разве суета и инерция, разводимые изо дня в день, не есть неотъемлемые свойства нашего существования?
Тогда как правильнее написать: что мы это, таким затейливым способом, возвращаемся к норме?
Но что есть норма, если все вокруг и так загружены по самое горло делами, словно белки в колесе?
Может быть, правильнее всего говорить о возвращении к себе?
Когда даже эта наша черно-белая жизнь, более похожая на выживание, убогая и лишенная баловства, внезапно оказывается роскошью - тем самым богатством, измерить которое невозможно.
Пришла весна 2020 и тогда обнаружилось, что я обладаю громадной ценностью, как и каждый из нас обладает своей - точно такой же, как у меня, но, одновременно, совершенно своей, особой.
И все они настолько важные, что мериться ими бесполезно.
У литературоведов это называется «актуализацией высказывания» и «вскрытием приема», а у пошляков публицистов - «моментом истины».
Открыл окно, первый раз после зимы, выпустил муху.
На карантине я сплю меньше, но спокойней, только вот сны стали тревожней, чем тогда и почему-то пью много воды.
Страхи накапливаются к вечеру вместе с усталостью.
На подоконнике декабрист зацвел, первый раз вижу, чтоб весной, к чему бы все это?
Позже поймем.
Критика погоды (1) или Корона самоизоляции. Дневник во время дождя:
https://paslen.livejournal.com/2447137.html Критика погоды (2). Коронавирус в роли искусства. Ворожба с помощью цитат из Шкловского и Агамбена:
https://paslen.livejournal.com/2448098.html Критика природы (3). Коронанарратив на пустом месте. Ворожба продолжается:
https://paslen.livejournal.com/2449381.html Критика погоды (4) и хроники послушания. Коронанарратив в действии и в бездействии:
https://paslen.livejournal.com/2452084.html Коронанарратив Улицы исцелимых или Критика погоды (5): тайные комнаты, иные голоса, чужие миры -
https://paslen.livejournal.com/2453994.html Коронарратив в развитии или критика погоды (6): Вынужденный простой или просто апрельский анахоресис?
https://paslen.livejournal.com/2456952.html Дивертисмент.Тропами изоизоляции. Пост-искусство быть свободным:
https://paslen.livejournal.com/2457987.html Коронанарратив или Критика погоды (7). История первых тюльпанов, сирени, больших и малых театров:
https://paslen.livejournal.com/2465660.html Критика погоды (8) Коронанарратив лета: Выживут только интроверты или Неуловимые формы разрушения:
https://paslen.livejournal.com/2471125.html Критика погоды (9). Коронанарратив эпохи конца пионов:
https://paslen.livejournal.com/2473442.html Ягоды начала ягодной поры. Теперь ждём цветочки. Юбилейный (10) коронанарратив и критика погоды:
https://paslen.livejournal.com/2475160.html