Миллионы людей изучают иностранный язык сначала в школе, потом в ВУЗах ещё несколько лет. Но итог будто под копирку: многие неспособны говорить, тем более писать на иностранном языке, понимают текст только со словарем, а уж читать иностранную литературу свободно под силу лишь избранным.
Но вот, казалось бы, необъяснимый парадокс, немало людей заявляет с апломбом: мол, читать книги надо исключительно в подлиннике, а то давеча наткнулась (ся) на фразу и оторопела, как небрежно, а то и безграмотно сделан перевод. ...И давай с тех пор читать только в оригинале! Хе-хе!
Верю, что единицы людей могут читать книги в подлиннике, при этом знают язык в совершенстве, вкупе ко всему прожили несколько лет в стране носителей языка и воспринимают, понимают иностранный язык через призму культурного наследия этой страны.
Наивно же полагать, если человек знает иностранный язык - он автоматически может претендовать на звание переводчика. Последний должен владеть на высоком уровне сразу двумя языками - родным и иностранным. Обладать большим словарным запасом языка и, конечно, понимать все тонкости использования языка. И, естественно, не владея знаниями о культуре, стоящей за иностранным языком, нечего и помышлять об искусном переводе.
Цитата: "...я не могу сравнить мой перевод, потому что у меня его нет! я не перевожу текст мысленно когда читаю, я просто понимаю его".
Цитата: "...чтение - это не перевод, я, например, не все слова понимаю, это и не нужно. чтение - это скольжение по книге ... с остановками для раздумий".
Можно всегда скрыться за спасительным умозрением: "Я же научилась думать на иностранном языке, поэтому отпала необходимость переводить обратно на родной язык!..". И не возбраняется добавить, пусть даже и шёпотом: "Но разумею, как могу, как Бог дал".
Цитата: "Когда я читаю книгу на известном мне языке, я ничего не перевожу (разве что, мне захочется посмаковать каламбур или еще какую-то языковую "вкусность", и я займусь поиском эквивалента на родном (или на другом) языке".
Человек при чтении иностранной литературы понимает произведение настолько, насколько позволяет его словарный запас. Возможно, что и может уловить чуточку "вкусностей", но понять, передать оттенки сложно.
Выучить иностранный язык, это ещё не значит, что вы сможете видеть мир глазами носителя этого языка, а чтобы читать художественную литературу - им нужно отменно владеть.
К примеру, профессиональный переводчик сначала тщательно анализирует оригинал, всесторонне осмысливает его, обращает пристальное внимание на все нюансы и аллегории в его содержании. Мало знать иностранный язык: переводчик должен иметь широкие филологические познания, "уметь интерпретировать игру слов, чувство языковой формы, способность передать художественный образ".
Но что вам до профессиональных переводчиков!.. Вам нет надобности переводить текст - вы же изначально думаете на языке оригинала!
Н. Галь (переводчица, литературный критик, теоретик перевода, редактор): "Что это такое - современный реалистический перевод? Лучшие мастера его на деле доказывают: можно полностью сохранить стиль и манеру подлинника - и притом книгу будут читать и воспринимать так, как будто она создана на языке перевода. Как будто Бернс и Гейне, Бернард Шоу и Хемингуэй, Сервантес и Мопассан писали по-русски".
Действительно, от великолепного перевода можно получить истинное наслаждение и ни разу не вспомнить, что текст переведен с иностранного языка. При некачественном же переводе (коих немало) бывает, что и суть теряется, не говоря о красоте художественного текста.
Е. Витковский (писатель-фантаст, литературовед, поэт, переводчик):
Выучить иностранный язык, как и родной не просто - придётся проделать огромный объём работы, около 12-13 лет, примерно, столько времени мы учимся говорить по-русски. А вот "освоение литературного языка происходит на всём протяжении развития человека".
Цитата: "Из того, что человек не умеет грамотно выразить свои мысли на русском языке, еще не следует, что он не понимает иностранного языка и не может на нем читать".
Цитата: "...А неидеальное знание английского не мешает мне на нём думать и бегло разговаривать".
О, как! Неужели вам невдомёк, что всё взаимосвязано: если вы не знаете родную грамматику, то не сможете освоить, как правильно увязываются слова в иностранных предложениях. Говоря на родном языке, мы берём за основу практические навыки, по ходу корректируя их в соответствии с теорией... грамматикой языка.
Если вы осилили англо-русский словарь - то знаете англо-русский язык. А вот тот, кто постиг логику английской грамматики - имеет шанс говорить по-английски и... даже читать художественную литературу. Хе-хе!
Так вот, чтобы думать на иностранном языке и читать, "нужно знать не только собственно значение слова, но и как можно больше о том, что стоит за словом, о предмете-понятии (thing meant), о его месте и функциях в том мире, где данный язык используется в качестве реального средства общения".
Человек думает только на том языке, который является основным в его жизни. Даже зная отменно иностранный язык, вы не будете думать на нём, живя, к примеру, в русскоязычной среде. Главное - хотя бы себе не лгите (
Не читайте книги в подлиннике - начало).
Цитата: "...К сожалению, у писателей большой словарный запас! Конечно, если незнакомые слова пропускать, то удовольствие получить можно - ведь все равно через три страницы уже не помнишь, что именно ты не понял, а помнишь только то, что понял".
Хе-хе!
Примечание. Уважаемые господа, зачем вы оставляете комментарии в посте годичной давности?.. Возможно, вы делаете это машинально, переходя по ссылке в конце "свежего" поста, но право, дискуссия, имевшая место быть, уже исчерпала себя. Пожалуйста, публикуйте комментарии здесь.
Автор:
parven