Часть 2: Процессное управление. Управление персоналом.

Aug 08, 2013 14:40

Первая часть.

Содержание:
1. Что такое организация? Чем управляет менеджер?
2. Как управлять персоналом.
3. Место процессов в управлении персоналом.

1. Что такое организация? Чем управляет менеджер?
Давайте немного отойдем от истории развития менеджмента и обратимся к организации. Что такое организация?

Это совокупность людей и ресурсов собранных для достижения единых целей. Условием существования любой организации является создание потребительской ценности.

Это любая организация, не только бизнес, это и больница и школа и полицейский участок(отдел) и благотворительный фонд. Любая! Все что я пишу про процессный подход и менеджмент, применимо к любой организации, любого размера.

В экономической теории люди рассматриваются как один из ресурсов на равных с другими - деньги, земля, оборудование и т.д. Но я выделяю людей отдельно и сейчас объясню почему.


Классическая организация выглядит примерно так. Очень упрощенная модель. Как вы знаете - упрощения нужны для выделения главного в мысли.
  • Оранжевые кружки - это некие ресурсы. Возможно это станки, возможно деньги, возможно просто интеллектуальная собственность.
  • Человечки - это сотрудники организации
  • Круг - часть идеологии компании
  • Звезда - совокупность видения и целей
  • Голубые стрелки - управленческие активности, т.е. действия менеджеров направленные на движение организации к цели.
  • Черные стрелки - противостоящие активности, которые мешают организации двигаться к цели. Как внешние ( конкуренты, государство, рынок), так и внутренние ( лень сотрудников, отсутствие мотивации, поломки оборудования, ошибки и т.д.)
Данная схема показывает нам, что менеджеры могут управлять ресурсами только через сотрудников. И чаще всего между между менеджером и ресурсами находится не один уровень сотрудников. В сложных организациях это несколько уровней менеджмента.

Когда Сталин говорил - Кадры решают все, он был прав, но я перефразирую - Менеджмент решает все. Именно эффективность голубых стрелочек определяет насколько эффективно будет двигаться организация к Цели. Посмотрит снова на рисунок - если сила голубых стрелочек преодолеет противодействие черных, организация будет двигаться в верном направлении. На практике организация мечется хаотично из угла в угол, именно по причине хаотичности менеджмента.

-----------------------------------------------------------------------
Тут нужно сделать отступление. Я делю менеджмент на стратегический и тактический. В этой части я пишу о “тактическом” менеджменте. Стратегический менеджмент это если кратко задание целей организации, а тактический - организация максимально эффективного способа достижения этих целей.
-----------------------------------------------------------------------

Итак, мы управляем ресурсами через персонал, посредством голубых стрелочек. Что это за голубые стрелочки такие?
Так как управлять персоналом? За что хвататься? Что включать в голубые стрелочки, а что не нужно ? Ответ у меня есть.

2. Как управлять персоналом.

Я задумался о систематизации этих стрелочек, а вернее управленческих активностей в 2010 году в Германии. В 2011 году, в общих чертах, я логически разделил по группам эти активности и создал свою систематизацию. Навал эту систему просто - Система управления персоналом ПАРД (HRM PARD).

Я сделал просто - разделил все управленческие активности ( голубые стрелочки ) на три логических блока - Мотивация, Обучение и Регламентирование.



  • Желтые стрелочки - Мотивационные активности
  • Зеленые стрелочки - Обучение
  • Красные - Регламентирование
Зачем вообще нужно такое деление? Отвечу - любая систематизация позволяет выстроить баланс и эффективнее использовать всегда ограниченные средства. Если такой систематизации нет, то вы увидите такую ситуацию - руководитель работает в поте лица по 14 часов в день, а толку нет - бардака меньше не становиться. Знакомая ситуация? Это происходит, потому что руководитель делает крен в какой то один блок и это не приносит ожидаемого результата.

Вы хоть зарегламентируйтесь, если сотрудники не замотивированы, они ответят вам саботажем и нежеланием исполнять процессы как задумано. Если все зарегламентировано и сотрудники замотивированы, они не смогут сделать правильно если этого не умеют. Мало передать процесс, нужно сформировать навык выполнения этого процесса.

Ниже я размещаю картинку, которая наглядно описывает составные элементы системы управления персоналом ПАРД.


Картинка слабо-читабельная, вы можете скачать PDF по ссылке - https://www.dropbox.com/s/yj01haxc8ipyy8k/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC.pdf

В рамках рассмотрения Процессного управления, я не буду подробно описывать систему управления персоналом, я бы хотел указать на место бизнес-процесс менеджмента в рамках этой системы.

Регламентирование - совокупность управленческих активностей направленных на сотрудников организации, которые направлены на организацию наиболее эффективного способа достижения целей.
Проще говоря - регламентирование отвечает на вопрос - Как сделать эту работу?

3. Место процессов в управлении персоналом

Описание процессов в виде графических моделей помогают менеджменту придумать наиболее оптимальный способ выполнения работы и без потерь передать этот способ специалистам.

Так же, описание процессов, позволяет организовать смоделировать ситуацию до начала непосредственных работ. Не запуская сложный процесс(например производственную линию), современные средства работы с процессными моделями позволяет “проиграть” процесс и выявить возможные ошибки зашитые в процесс, тонкие места, выявить производительность и т.д. Это помогает экономить ресурсы - финансовые и время.

Когда персонал получает задание не в виде фунукции, а в виде графической модели, вероятность ошибки падает многократно, а производительность наоборот растет.

Мы выявили, что регламентирование или описание процессов не будет работать эффективно вне общей системы управления процессами. Если персонал не мотивирован и не обучен, все описания процессов не превратятся в жизнь.

Именно из-за этого я остановился на HRM PARD и месте BPM в управлении персоналом.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Маленькая вставка о HRM PARD. Отдельные элементы этой системы конечно встречаются в менеджменте и литературе о менеджменте, но именно такая систематизация придумана мной. Уже в течении 2-х лет, я испытываю ее на практике, в своих компаниях и частично в компаниях клиентов. Система совершенствуется и дополняется. Наступит время и я напишу отдельную статью или книгу о этой системе.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Продолжение следует ...

bpm, Менеджмент, 1БИЗНЕС

Previous post Next post
Up