Как появилась идея одноразового контейнера для хранения и приготовления пищи на пару? Расскажите об истории Вашего изобретения.
Мне очень нравятся слова Уолта Диснея. Когда его обманул продюсер и забрал все авторские права на его первого мультгероя кролика Освальда, Дисней сказал этому негодяю-продюсеру: «Можешь забирать себе Освальда! В том мире, где я живу, еще много удивительных и прекрасных персонажей». Так же и у меня - в мире, где я живу, много замечательных идей! Упаковка -пароварка - только одна из них.
Сама идея одноразовой пароварки пришла ко мне, когда я ел манты у мамы в гостях. Но нужно смотреть глубже - почему эта идея появилась, какие мысли ее спровоцировали, какие задачи она должна решать? Ведь мало изобрести что-то, это что-то нужно еще воплотить в жизнь. Вот это уже задача не из простых. На запуск одного изобретения уходит не меньше 200 тысяч евро!
Я серьезно занимаюсь изучением истории и теории решения изобретательских задач. Вы знаете историю великого изобретателя Томаса Эдисона? Он получил 1093 патента, а вы знаете, как он сумел это сделать? Поведаю в двух словах. Эдисон создал огромную лабораторию, где на него работало более 1000 изобретателей и инженеров (на содержание такой лаборатории он сначала заработал деньги). Он внедрил в этой лаборатории принцип деления. Этот принцип означает следующее: когда Эдисон разрабатывал свою первую электрическую лампочку, он провел более 10 000 неудачных экспериментов в течение 10 лет, проводя по три эксперимента в день, а в своей новой лаборатории он распределил решение одной изобретательской задачи на 1000 человек. И решение каждой сильной задачи стало занимать всего 10 дней. Вот так вот он и получил свои 1093 патента. Нам повезло, в отличие от эпохи Эдисона, человечество сейчас обладает более совершенными знаниями и алгоритмами решения изобретательских задач - и не методом проб и ошибок, как у Эдисона. На сегодняшний день существует уже более 100 методов и алгоритмов, и то, на что раньше тратились годы и усилия тысяч людей, достигается за считанные дни и даже часы.
Для кого, в первую очередь, задумывалась упаковка-пароварка?
Главное все же, я хотел дать людям возможность есть действительно вкусные манты! Искал удобный способ их приготовления - это было основополагающей идеей. Но в процессе эволюции, насколько всем известно, рождаются новые виды, так вот и в моем случае. Когда я начал разрабатывать маркетинговую часть проекта, изучать глобально рынок заморозки и полуфабрикатов, опыт всех передовых производителей, начало вырисовываться понимание и целевой аудитории, и позиционирования, и PR-стратегии.
Какова ваша целевая аудитория?
Что касается целевой аудитории полуфабрикатов в одноразовой пароварке, то это люди активного возраста, работающие, живущие интересной жизнью, испытывающие нехватку времени, как семейные, так и в поиске. Они заботятся о себе, о своем здоровье, стараются выбирать для себя лучшее и полезное, хотят избежать последствий неправильного питания как следствия активного образа жизни. Любят вкусно поесть.
А если рассматривать рынок упаковки, то это преимущественно крупные производители, работающие с сетевым ретейлом, поскольку львиная доля потенциальных покупателей полуфабрикатов в одноразовой пароварке ходит именно в магазины самообслуживания с большими и открытыми холодильными банетами. Также при открытой выкладке проще познакомить покупателей с новой упаковкой-пароваркой.
Насколько функция варки на пару удорожает упаковку?
Себестоимость практически равна аналогичной картонной упаковке, что незначительно отразится на конечной стоимости продукта.
Смогут ли, по Вашему мнению, продукты в такой упаковке конкурировать с продуктами в просто упаковке, если учитывать, что у многих и так дома есть нормальные пароварки и модные сейчас мультиварки?
Я думаю, что мое изобретение изначально решает иную задачу, чем электрические пароварки. Оно для тех, у кого мало времени. Минимальные затраты времени и сил - налил воды, поставил на плиту, съел и выкинул. Даже грязной посуды совсем нет. Да и, насколько я знаю, у нас кроме мантов, не продается полуфабрикатов для приготовления на пару. А у меня специально разработанная линейка из двенадцати блюд: от креветок со спаржей до зраз с сыром.
В чем преимущества упаковки - одноразовой пароварки?
Могу сказать, что получит в итоге потребитель:
- еду, приготовленную самым здоровым способом (на пару, без масла, без жарки);
- экономию времени;
- минимальные затраты сил (налить воды и поставить на плиту);
- чистоту на кухне (поел и выкинул упаковку-пароварку);
- минимальное количество калорий при полноценном питании;
- яркий и сочный вкус (варка на пару позволяет сохранить натуральный вкус продуктов);
- свежую еду (из сырых продуктов, приготовленную на кухне дома), а не готовые разогретые блюда.
Не боитесь, что вашу идею начнут активно копировать и у нас, и за рубежом?
Конечно же, если захотят, то скопируют, но сделать это все же не так просто. К примеру, я потратил на патенты по всему миру около 50 тысяч евро, на небольшую производственную линию - еще 300 тысяч евро, плюс - оборотные средства на алюминиевую фольгу. На моем пути при этом не было правовых преград. Если допустить мысль, что захотят выпустить аналог, то кто это будет делать? Есть две группы производителей упаковок, да и вообще производителей: это небольшой производитель с ежемесячным оборотом в среднем 500-800 тысяч евро и группа производителей федерального и транснационального масштаба. Если в первой группе компаний управление, как правило, сосредоточено в руках одного человека/предпринимателя, то в другой группе находятся акционерные общества, где управляющий отвечает перед акционерами.
Давайте смоделируем, как два производителя из разных групп могут действовать: чтобы наладить серийное производство, нужно купить линию - минимум 300 тысяч евро плюс нужно себя как-то обезопасить юридически, ведь ответственность за нарушение патентного и авторского права еще никто не отменял. Допустим, предприниматель нашел лазейку и начал выпускать, а если он ошибся? Ведь стопроцентной гарантии успеха никто дать не может. То есть - может и удастся наладить выпуск одноразовых пароварок, а может и потеряешь 300 тысяч евро. Для небольшого предприятия это существенные средства, риск высок!
Как в этом случае будет себя вести крупный производитель федерального или наднационального масштаба? Да так же, как и предприниматель, только степень ответственности управляющего перед акционерами непомерно велика плюс публичность компании - они не могут позволить себе допускать таких ошибок в принятии решений, да и репутация для них важна, все помнят о патентном законе.
И да, чуть не забыл про нашу мировую фабрику - Китай! Они, конечно, смогут произвести эти пароварки, но, к их сожалению, не смогут их ввести на ту территорию, где действует охрана патентов, так что - пусть пользуются у себя на родине.
Что касается меня лично, я не боюсь плагиата, этого копирования-воровства, поскольку решаю задачи не из разряда изобрести что-то конкретное - это все прошлый век. Сейчас так мыслить и изобретать нельзя, в нашем прогрессивном веке нужно изобретать системы, прогнозировать, как эти системы будут развиваться дальше, как человек внутри этой системы будет развиваться - вот над чем я сейчас думаю, куда направлена вся моя энергия. Меня не заботит, кто и что у меня скопирует, я изобретаю не конкретную вещь, я изобретаю систему, внутри которой может быть какое-то количество конкретных решений. Если взять отрасль замороженных полуфабрикатов , у меня сейчас есть уже с дюжину революционных идей в области производства и упаковки полуфабрикатов, и замороженных, и свежих. Через два-три месяца буду презентовать еще один вид упаковки, которая задаст новый вектор в развитии индустрии производства полуфабрикатов. Ну и что с того, что у меня скопируют одну, две или три идеи? Я выпущу еще несколько проектов и скроюсь за горизонтом от конкурентов. Все это избавляет от трат энергии в связи с боязнью потерять монополию на конкретное изобретение.
Как Вы намерены распорядиться новинкой? Как решается проблема серийного производства пароварки? Имеются ли уже в продаже блюда, «упакованные в пароварку»?
Производство одноразовых пароварок готовится, рынок проанализирован в России и за рубежом, маркетинговый план составлен и уже начал реализовываться, раз уж я отвечаю на Ваши вопросы. Сейчас веду переговоры с пятью крупными производителями о поставке им упаковок-пароварок. Хочу заметить, они настроены очень активно, им нетерпится уже начать выпуск продукции в одноразовой пароварке, с их слов, это будет «бомба». Предложений о покупке проекта в целом у меня еще не было, может, стесняются и не знают, как спросить?
В моих планах - продавать упаковку производителям и одновременно запустить собственное производство полуфабрикатов. Бренд уже создан - «Пар ле Гурмэ». И с одним из крупнейших ретейлеров есть предварительная договоренность на поставку, ему также очень понравился этот новый вид упаковки - одноразовая пароварка.