Вопросы философии и психологии. Год XIII. Книга II (62). Март-апрель 1902 г.

Nov 23, 2024 18:02

Волюнтаристическое учение о воле. - Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965)
II. Элементы волевого акта
...Определив состав стремлений вообще, Пфендер переходит к исследованию важнейшего вида стремлений - хотений. Кроме элементов, входящих в каждое стремление, в хотении есть еще ряд новых моментов, прежде всего чувствование возможности осуществить предмет стремления собственною деятельностью. Где нет чувствования, например, если предметом стремления служит «хорошая погода завтра», там мы имеем дело не с хотением, а с желанием, надеждою и т. п. В связи с этим, конечно, необходимо, чтобы мы также представляли себе эту свою собственную деятельность и чтобы она тоже сделалась предметом стремления. Чрезвычайно часто загнанные судьбою, измученные неудачами и т. п. люди ограничиваются желаниями там, где у них могло бы быть хотение, и наоборот люди самоуверенные или неопытные проявляют определенно выраженное типическое хотение в отношении событий,находящихся на самом деле и прямо и косвенно вне их власти.
    Перечисленными элементами не исчерпывается еще состав тех состояний, которые Пфендер называет хотениями. Нередко стремление, осложненное представлением о собственной деятельности и готовности к ней, наталкивается на представление о каком-нибудь нежелательном последствии этой деятельности; тогда мы начинаем колебаться, наше стремление становится связанным. Наоборот, в других случаях, даже и после такого столкновения первоначальное стремление остается победоносным и чувствование положительного стремления сохраняет или приобретает характер «полной или относительной свободы или решимости». Только такие стремления Пфендер называет хотениями.

...Различая эти два вида стремлений, Пфендер называет одни из них «моими стремлениями», а другие «стремлениями во мне». Разницу между ними он описывает так: «Стремление, называемое «моим стремлением», кажется прямо исходящим из я, а не вынужденным или навязанным нашему я со стороны чего-либо отличного от я. Иными словами, в «нашем стремлении» мы чувствуем себя стремящимися свободно, из себя к представляемому переживанию; короче, мы чувствуем себя в этом стремлении спонтанными. Наоборот, в случае «стремления в нас», хотя оно также в конце концов есть «наше» стремление, мы чувствуем себя не свободно из себя стремящимися, а вынужденными или побуждаемыми к этому стремлению чем то отличным от нашего я».

...Несомненно, в смутных влечениях есть чувствование стремления. Однако они не исчерпываются этим чувствованием. В самом деле, оно имеет однообразный характер, между тем как стремления и влечения бесконечно разнообразны. Следовательно, чувствование стремления и здесь присоединяется к каким-то другим элементам. Да это и само собою разумеется: это чувствование есть тяготение к чему-то, и это что-то так или иначе должно быть дано в сознании, в противном случае мы бы не характеризовали свое чувствование, как тяготение . Нам остается предположить, что и во влечениях антиципируется какое-либо переживание. Это подтверждается тем, что за влечениями, как и за стремлениями, нередко следует ряд действий, осуществляющих перемену, которая как бы удовлетворяет влечению, и оно после этого утихает. Эта антиципация, очевидно, сопровождается также относительным удовольствием, потому что приближение к удовлетворению влечения сопровождается возрастанием удовольствия, удаление убыванием удовольствия. Однако антиципация переживания в слепых влечениях не есть представление, т. е. не есть познавательное состояние: в противном случае мы бы не затруднялись указать ее, не называли бы влечения слепыми и не отличали бы их от стремлений. По-видимому эта антиципация проще антиципации в стремлениях; и в самом деле мы нашли в слепых влечениях все те же элементы, которые есть и в стремлениях, однако смутные влечения более просты, чем стремления; вследствие неразложимости чувствований стремления, активности и относительного удовольствия в них нельзя искать причину этой большей простоты, следовательно, остается объяснить ее лишь большею простотою антиципации. И, в самом деле, антиципация во влечениях не есть представление переживания, следовательно, ей остается лишь быть простым сознаванием переживания, а всякое представление или знание бывает сложнее соответствующего переживания, если не принимать, конечно, в расчет элементов переживания, подвергнувшихся забвению. Можно переживать сильное чувство ревности, зависти и т. п. и не познавать того, что переживаешь эти чувства. Без сомнения, если мы даем себе отчет в них, наше состояние сознания сложнее, чем в первом случае; такие состояния сознания мы будем называть опознанными, а первые неопознанными. Неопознанные состояния встречаются в нашей душевной жизни чрезвычайно часто, и вообще нельзя утверждать, что опознание есть необходимый фактор при выполнении сознательных действий.

Ошибка, Психические отправления, Причины, Понятийные поля, Вопросы философии и психологии, Лосский, Поведение

Previous post Next post
Up