Продолжение.
Начало см.
"Смерть и жизнь русского народа"Вводная заметка этого небольшого цикла была построена так, чтобы читателю почудилось противоречие в моих словах С одной стороны, я говорю: русский народ мертв и разлагается, надежды нет. С другой стороны, пророчу обращение советского человека к русской культуре
(
Read more... )
Comments 44
То что Вы очень захватывающе отметили про мессу, Париж и гильотину, или про чудо Бранденбургского дома и дом Ипатьевский, звучит очень сильно, но действительно ли это так? Неужели одни события на столько предопределяют другие, без возможности исправления вектора кем бы то ни было на промежутке 150-200 лет?
Reply
https://palaman.livejournal.com/210881.html
Reply
Но самое главное, что мне не понятно - по Вашей модели получается, что выбора-то у нас и нет? В чём тогда смысл нашего осознанного созерцания, если мы и выбора-то не делаем (как я понял Вас - наш выбор уже "выбран" в момент творения и не нами).
Мне всегда казалось, что Бог определил основные события, а нам уже отводит роль создания ряби на воде, которая не повлияет на общее течение.
Reply
Reply
Reply
Я почти не знаком с этой темой - балканские самоидентификации.
Reply
Следующий слой самоидентификации - культура в пределах религии: православные черногорцы, герцеговцы, сербы и боснийцы мало отличаются по бытовой культуре и говорят на одном языке, но считают себя различными народами.
На этом фоне появляются попытки создавать нации по государственному принципу, например бошняки (не путать с боснийцами) или македонцы. В первом случае это жители государства Босния и Герцеговина, будь то мусульмане, католики или православные, во втором жители Македонии, вроде как почти моноэтнического гос-ва, но с албанским и болгарским меньшинством.
Да, с албанцами похожая история: в Албании сейчас большинство населения католики, а в мечтающем присоединится к ней албанском Косово в основном мусульмане.
Reply
И, конечно, все зависит от индивидуальности: чем важнее для данного человека религия, тем меньше значения он придает этническим различиям. И наоборот.
А бедные государственные мужи, паря над этим коктейлем, тужатся объединить каждый своё разношерстное стадо по географическому принципу.
Жуть.
Reply
Тут много оговорок. Европейская нация Романовых была крайне мала и не превышала 5% населения. Вся остальная Россия для них была внутренней колонией, радикальным вариантом Польши, точнее, просто ресурсом. Это был тупиковый вариант, и выхода не было. Сейчас мы имеем социально рыхлое и атомизированное, но полностью европейское население. Это не ситуация тупика, это ситуация низкого старта.
При Романовых с христианством ситуация была несколько иной, чем вы описали. Православие обеспечивало управление обществом в рамках 5% национального государства. А для остальных 95% оно было просто верой, убеждениями, ценностями. Эти 95% без полиции, спецслужб, школ и церкви не превратили жизнь страны в африканский ад, потому что были по-настоящему верующими православными. Как только это изменилось - тут же и наступил африканский ад.
Reply
Вы как будто мне возразили ("оговорки" - это ведь возражения), но не сказали ничего такого, с чем бы я был не согласен.
Но раз Вы ощущаете, что это с Вашей стороны именно "оговорки", то получается, что вообще не смог адекватно выразить свои мысли. Это меня настораживает.
По поводу процентов. У меня есть статистика посещаемости храмов крестьянами в одном из уездов Московской губернии (см. Статистика памятных дат в историческом предании ПравославияТак получается так. В начале XVIII века в храм более-менее регулярно ходили, грубо говоря, все 100% населения. В начале XIX века - примерно 30%. В начале XX - примерно 10%. В начале XXI ходят где-то 3 ( ... )
Reply
Reply
Да, так и было. Численность населения росла, а численность верующих оставалась постоянной. Церковь не уменьшилась, её просто задавила масса "новых русских", к религии индифферентных.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment