Реактивная экзотика в бою
Подобно естественному эволюционному процессу, история развития авиационных конструкций знает множество тупиковых ветвей и нежизнеспособных мутаций. В таких случаях обычно ограничиваются опытными экземплярами или малой партией для войсковых испытаний, однако тупиковый и нежизнеспособный ракетоплан
«Мессершмитт» Me 163 «Комета» выпускался достаточно большой серией, хотя в практическом применении всё равно остался штучным изделием сомнительной эффективности. Другое творение немецких конструкторов - спроектированный в рекордно короткие сроки «Хейнкель» He 162 «Фольксъягер» - обещало стать вполне успешным истребителем, который, однако, почти не успел на войну. Попробуем разобраться, как воевала эта летающая экзотика Третьего рейха.
Ещё в первой половине 30-х годов стало ясно, что рост скорости самолётов с поршневым двигателем скоро упрётся в «аэродинамический тупик», выйти из которого поможет только использование принципиально новой силовой установки. К тому времени уже существовало несколько типов реактивных двигателей, имевших свои достоинства и недостатки. На самом раннем этапе развития этих устройств наибольше число «плюсов» имели жидкостные ракетные двигатели (ЖРД).
Один их прототипов Me 163A летит, оставляя за собой хорошо видимый белый след
По сравнению с турбореактивными двигателями (ТРД), ЖРД были конструктивно проще, дешевле в производстве, компактнее и легче при той же или даже более высокой тяге, а также обеспечивали лучшую аэродинамическую чистоту установки на планер, что упрощало достижение более высокой скорости.
Разумеется, наряду с плюсами имелись и минусы. Так, сильная ядовитость и высокая химическая агрессивность компонентов топлива серьёзно осложняли работу и несли постоянный риск жизни и здоровью лётного и технического персонала, а чрезмерная «прожорливость» двигателя делала продолжительность полёта просто смешной, что дополнительно усугублялось отсутствием крейсерского режима работы, поскольку уменьшение тяги не приводило к заметной экономии топлива. В итоге основное развитие авиации пошло по турбореактивной линии, а ЖРД нашли применение в основном на экспериментальных машинах. Единственным ракетопланом, дошедшим до боевого применения, стал «Мессершмитт» Me 163B «Комета».
В случае «Кометы» к врождённым недостаткам ракетопланов вообще добавилось наследие опытных машин DFS 194 и Me 163A, не изжитое при слишком поспешном переходе к боевой модификации Me 163B. Он унаследовала плохо подходящую боевому самолёту посадочную лыжу и кабину с отсутствием обзора назад. К тому же, двигатель, под который проектировался Me 163B, на тот момент существовал только на бумаге, а когда всё же был построен, продемонстрировал расход топлива втрое выше расчётного.
«Сердце» Me 163B - двигатель «Вальтер» R II-211, развёрнутый соплом влево
Так как что-то менять было уже поздно, время моторного полёта при полной заправке сократилось с проектных 12-13 до всего лишь 4 минут с соответствующим уменьшением боевого радиуса аппарата и его превращением в ярко выраженный перехватчик объектовой ПВО. Фактически, настоящим истребителем должен был стать только перспективный Me 263, но его не успели запустить в серию до конца войны.
На испытаниях Me 163B показал даже слишком высокую скорость, вынуждавшую пилота проводить атаки бомбардировщиков на планировании с выключенным двигателем. По итогам учебных воздушных боёв выяснилось, что атака более манёвренных целей, чем тяжёлые бомбардировщики, малоэффективна, а сражаться с вражескими истребителями вообще невозможно.
Первые боевые вылеты
Первоначально предполагалось, что «Кометы» заступят на боевое дежурство ещё в 1943 году, но сроки постоянно срывались, в основном по вине производителей, а потом на пятки Me 163 начали наступать турбореактивные
«Мессершмитты» Me 262 и «Арадо» Ar 234. Тем не менее, эру боевой реактивной авиации всё же довелось открыть ракетопланам.
13 или 14 мая 1944 года первый боевой старт на Me 163B совершил командир «Испытательной команды 16» (Erprobungskommando 16 - Ekdo.16) майор Вольфганг Шпете (Wolfgang Späte). Накануне механики части по собственной инициативе и без ведома начальства выкрасили самолёт в красный цвет в честь лучшего аса Первой мировой войны
Манфреда фон Рихтгофена. Шпете оказался совсем не рад подобной идее, считая её слишком наглой и, как минимум, преждевременной для ещё не воевавшего нового типа, но препятствовать «инициативе снизу» не стал.
Первый раз красный ракетоплан подняли на перехват одиночного
«Тандерболта», но в процессе набора высоты отключился двигатель самолёта. Американский лётчик не обратил внимания на яркую «тропическую бабочку», иначе всё могло закончиться плачевно для немцев.
Всего до конца месяца четыре пилота EKdo.16 на трёх самолётах совершили семь боевых вылетов на перехват мелких групп и одиночных самолётов противника, но каждый раз им что-то мешало: то технические неполадки, то ошибки пилотов или персонала станции наведения. Только однажды, 29 мая, удалось сблизиться с неприятелем, но у обер-лейтенанта Пауля-Рудольфа Опица (Paul Rudolf Opitz) не получилось выйти на дистанцию открытия огня. Зато его визави, пилот фоторазведывательного
«Спитфайра» флайт-лейтенант Джеффри Крэкенторп (Geoffrey R. Crakanthorp) из 542-й эскадрильи Королевских ВВС, смог хорошо рассмотреть немецкий истребитель и описал в послеполётном рапорте его внешний вид и продемонстрированные возможности. По результатам разбора этого документа британская разведка сделала заключение о начале боевого применения Me 163.
По стечению обстоятельств, буквально на следующий день
«Летающие Крепости» провели налёт на авиабазу Бад-Цвишенан, после которого EKdo.16 смогла возобновить тренировочные и испытательные полёты только 15 июня, а в боевых вылетах участия больше не принимала.
Me 163B W.Nr.16310062 «белая 9» из состава 1./JG 400, на котором летом 1944 года летал унтер-офицер Курт Шибелер
К тому времени первые строевые подразделения, оснащённые Me 163 - отряды 1. и 2./JG 400 - уже завершали процесс боевой подготовки, но им пока строго запрещалось участвовать в боях и предписывалось маскировать свои самолёты при появлении разведчиков противника.
Для 1./JG 400 запрет вскоре сняли, и 6 июля фельдфебель Рудольф Циммерман (Rudolf Zimmermann) выполнил первый боевой вылет в истории JG 400, безрезультатно пытаясь перехватить самолёт-разведчик. Днём позже унтер-офицер Курт Шибелер (Kurt Schiebeler) дважды взлетал по тревоге, но тоже безуспешно. На этом боевая работа «ракетчиков» в Витмундхафене завершилась, и 10 июля они начали перебазирование в Брандис под Лейпцигом.
Лётчики 2./JG 400 вступили в бой во второй половине августа, совершив из голландского Венло несколько безрезультатных групповых вылетов на отражение дневных рейдов американских и британских тяжёлых бомбардировщиков, а в первых числах сентября тоже перебазировались в Брандис.
Хроника воздушных боёв I./JG 400
Перебравшись на новое место, отряд 1./JG 400 возобновил боевые вылеты во второй половине июля, а потом к нему присоединились 2./JG 400 и недавно сформированный 3./JG 400. Изредка «Кометы» пытались перехватить разведчики
«Москито», но основной их задачей стало прикрытие Лейпцига и ближайших окрестностей от ударов тяжёлых бомбардировщиков.
28 июля во время рейда 766 бомбардировщиков ВВС США на Мерзебург и Лейпциг американские экипажи отметили присутствие в районе цели нескольких ракетопланов, которые, однако, так и не вступили в бой, хотя две машины и прошли прямо сквозь боевые порядки «Летающих Крепостей».
«Мустанги» из 359-й истребительной авиагруппы попытались перехватить эту пару, но не получили ни единого шанса из-за слишком высокой скорости противника.
После получения отчётов об этой миссии командование 8-х ВВС распорядилось держать истребители непосредственного прикрытия по возможности ближе к сопровождаемым бомбардировщикам, дабы увеличить шансы воспрепятствовать атакам реактивных перехватчиков. Других мер предпринимать не стали, равно как и разрабатывать особую тактику борьбы с Me 163 - она и не требовалась, так как встреч с этими самолётами было мало, а боёв и того меньше, так что можно без проблем отследить кто, кого, когда и как именно сбивал.
Механик 434-й эскадрильи 479-й истребительной авиагруппы ВВС США рядом с P-38J-15 (серийный №42-104425, бортовой код «L2-O») капитана Артура Джеффри, на котором тот летал 29 июля 1944 года
29 июля 1944 года пилот P-38 из 434-й эскадрильи 479-й истребительной авиагруппы ВВС США капитан Артур Джеффри (Arthur F. Jeffrey), закончивший войну с 14 победами, а на тот момент имевший на счету только одну, при отходе бомбардировщиков от Мерзебурга заметил одиночный Me 163, подбирающийся сзади к повреждённому и отставшему от строя B-17G из 100-й бомбардировочной авиагруппы.
Предупредив ведомого, Джеффри начал пикирование, но немецкий пилот тоже смотрел по сторонам и вовремя заметил опасность. Переведя машину в набор высоты, он вместо прямолинейного полёта с быстрым разрывом дистанции начал выполнять «змейку». Очевидно, так он держал под наблюдением заднюю полусферу и мог видеть приближающуюся пару разогнавшихся на пикировании
«Лайтнингов».
Дистанция была ещё достаточно большая, но Джеффри всё же открыл огонь, и «Комета» развернулась навстречу ему, устремившись в лобовую атаку. Разойдясь бортами, оба истребителя встали в вираж, и тут сразу сказалось несомненное преимущество поршневой машины, без проблем вышедшей на нужный угол упреждения для открытия прицельного огня.
Герои воздушного боя 16 августа 1944 года Джон Мерфи и Сирил Джонс-младший
После нескольких разворотов под постоянным обстрелом немец понял, что добром это не кончится, и переворотом через крыло ушёл вниз, решив оторваться на пикировании. Американец последовал за ним, продолжая стрелять и, по собственному мнению, попадать, но скорость быстро росла, и лётчику пришлось бросить преследование, занявшись теряющей управление собственной машиной. С большим трудом Джеффри вышел в горизонтальный полёт, на некоторое время потеряв зрение от перегрузок. Что стало с противником, он не видел, но был уверен в своей меткости, а потому заявил Me 163 предположительно сбитым. Ведомый капитана Джеффри оказался не столь настойчив в погоне и начал вывод из пикирования на меньшей скорости, а потому следил за неприятелем, пока тот не скрылся в облаках на высоте 900 метров, всё ещё продолжая пикирование с огромной скоростью 800-950 км/час.
При разборе боевых рапортов командование сочло, что ракетоплан, скорее всего, так и не вышел из пикирования, и заявку Джеффри повысили в категории до подтверждённой победы, ставшей первой, когда-либо одержанной над пилотируемым летательным аппаратом с реактивным движителем, и единственной таковой, одержанной на «Лайтнинге». Однако в действительности все летавшие в тот день «Кометы» благополучно вернулись на базу.
16 августа группу эскорта из 370-й эскадрильи 359-й истребительной авиагруппы ВВС США вёл командир этой части подполковник Джон Мерфи (John B. Murphy). Во время отхода бомбардировщиков от Галле он заметил поднимающиеся снизу белые трассы работающих ракетных двигателей и решил не дожидаться, пока станет ясно, на кого именно нацелились немцы, а действовать превентивно. Предположив, что наиболее лакомой целью перехватчиков станут «подранки», он вместе с ведомым 2-м лейтенантом Сирилом Джонсом-младшим (Cyril W. Jones Jr.), начал пикировать в сторону повреждённого B-17G из 323-й эскадрильи 91-й бомбардировочной авиагруппы, в одиночестве ковыляющего на двух моторах ниже и в стороне от остальных бомбардировщиков.
Персонал 370-й эскадрильи 359-й истребительной авиагруппы ВВС США и «Пандемониум» - P-51D-5 (серийный №44-13529, бортовой код «CS-D»), на котором 16 августа 1944 года летал 2-й лейтенант Сирил Джонс-младший
Решение оказалось правильным, но запоздалым - помешать первой атаке одиночного ракетоплана пара «Мустангов» не смогла, однако неприятных последствий это не принесло. Пилот бомбардировщика 1-й лейтенант Уолтер Маллинс (Walter R. Mullins) так активно маневрировал, что его покалеченная «Летающая Крепость» избежала дополнительных повреждений, а там и помощь подоспела.
Пикирующие «Мустанги» оказались быстрее атаковавшего на планировании Me 163 и быстро нагнали его. Мерфи открыл огонь и видел попадания, но потом вынужден был отвернуть в сторону, чтобы не проскочить вперёд и самому не попасть под удар, и на этом манёвре он потерял из виду как противника, так и своего напарника.
Джонс, державшийся чуть сзади, принял «эстафету» атаки и продолжал висеть на хвосте у «гунна», выполнившего переворот через крыло, и уже в пикировании всадил в него очередь, от которой остекление кабины ракетоплана разлетелось на куски. Когда скорость «Мустанга» начала опасно расти, американец вышел в горизонтальный полёт и потерял из виду противника. Командира поблизости тоже не оказалось, поэтому лётчик вернулся на базу самостоятельно и, будучи уверенным, что убил немецкого пилота, сделал заявку на уничтоженный самолёт противника, успешно прошедшую процедуру проверки и ставшую его второй победой из шести за войну.
Лейтенант Хартмут Рилль в кабине Me 163B
Мерфи, оставшись один, вскоре заметил ещё одну «Комету», идущую вниз пологой спиралью с выключенным двигателем. Спикировав, он быстро зашёл в хвост неприятелю и открыл прицельный огонь. Сначала от Me 163 полетели куски обшивки, потом что-то взорвалось, но проследить за дальнейшим падением не удалось, потому что пришлось переключить внимание на проявившийся поблизости новый конденсационный след работы ракетного двигателя. Немного подумав, американец решил, что в одиночку и с малым остатком бензина в новый бой ввязываться не стоит, и взял курс на базу. По возвращении он заявил и получил подтверждение на два Me 163 - один повреждённый и один сбитый, с которым он довёл свой личный счёт до финальных 6¾ побед.
Судя по всему, Мерфи, и Джонс последовательно атаковали один и тот же «Мессершмитт»: по немецким данным, американские истребители тогда сбили только один Me 163, пилот которого лейтенант Хартмут Рилль (Hartmut Ryll) стал первым погибшим в бою лётчиком JG 400.
Почти одновременно с описанными выше боестолкновениями в направленной на Бёлен армаде верхняя «боевая коробка», составленная из B-17G 365-й эскадрильи 305-й бомбардировочной авиагруппы, подверглась нападениям двух ракетопланов. Первым в атаку вышел фельдфебель Герберт Штразницки (Herbert Straznicky), нацелившийся на бомбардировщик 2-го лейтенанта Дональда Уолтца (Donald M. Waltz) и выполнивший стандартный заход из задней полусферы. Его атаку встретил
хвостовой стрелок штаб-сержант Говард Кейсен (Howard J. Kaysen), открывший огонь ещё с 800 метров и продолжавший стрелять, пока «реактив» не отвернул в сторону в полусотне метров от бомбардировщика. Ракетоплан задымил и устремился к земле, оставляя за собой чёрный шлейф, а чуть позже раненный немецкий пилот воспользовался парашютом.
Экипаж «Летающей Крепости» 2-го лейтенанта Дональда Уолтса. Командир стоит вторым слева, вторым справа сидит штаб-сержант Говард Кейсен
Пять минут спустя свою атаку провёл фельдфебель Зигфрид Шуберт (Siegfried Schubert), выбравший целью бомбардировщик 2-го лейтенанта Чарлза Лавердьера (Charles Laverdierre). В двух заходах он нанёс ему достаточно серьёзные повреждения и убил двух членов экипажа, но сбить так и не сумел, хотя немецкое командование и засчитало всем троим упомянутым пилотам Me 163 по одной победе категории «выбит из строя» (Herausschuss), ставшими первыми боевыми успехами ракетных истребителей. Чуть позже одну из этих побед отменили, но какую именно, не известно.
24 августа при отражении очередного налёта на Мерзебург фельдфебель Шуберт поставил рекорд, одержав две победы в одном бою. Один B-17G из 92-й бомбардировочной авиагруппы он действительно сбил на месте, открыв реальный, а не «бумажный» счёт побед Me 163, а второй сильно повредил, так что тот упал на обратном пути. Ведомый Шуберта лейтенант Ганс Ботт (Hans Bott), не сумевший поучаствовать в бою из-за отказа двигателя, сразу после возвращения на аэродром снова поднялся в воздух на «Комете» раннего выпуска с вооружением из пары 20-мм пушек (а не 30-мм, как на машинах основной серии) и, несмотря на отказ одной из них, сумел сбить B-17G из 457-й бомбардировочной авиагруппы.
11 сентября отставшая от строя «Летающая Крепость» из 486-й бомбардировочной авиагруппы сбилась с курса и прошла прямо над аэродромом Брандис, в результате чего с четырёх заходов была сбита унтер-офицером Куртом Шибелером, взлетевшем «по-зрячему» тоже на старом аппарате с 20-мм пушками.
Самый результативный пилот Me 163 фельдфебель Зигфрид Шуберт в кабине «Кометы»
28 сентября в районе Мерзебурга атакующий Me 163 после второго прохода сквозь строй бомбардировщиков оказался в 350 метрах от истребителя 1-го лейтенанта Эдуарда Уилси (Edward L. Wilsey) из 374-й эскадрильи 361-й истребительной авиагруппы ВВС США. После быстрого доворота на «реактив» американский лётчик открыл огонь. Немец начал маневрировать, но как только он возвращался к прямолинейному полёту, рядом снова проходили трассы, и всё начиналось по-новому.
Постепенно дистанция боя и скорости противников росли, и когда стрелка спидометра перешла за 800 км/час, «Мустанг» начало всё сильнее трясти. На 2400 метрах Уилси прекратил преследование и вывел машину в горизонтальный полёт, вскоре потеряв из виду пикирующий «Мессершмитт». Ведомый следил за немцем чуть дольше - до высоты 1500 метров, но что было дальше, тоже не видел, поэтому победу записали в разряд предположительных.
В этом бою был ранен в голову и левую руку командир ещё не до конца сформированного отряда 3./JG 400 обер-лейтенант Франц Рёсле (Franz Rösle). При посадке на аэродром он полностью разбил машину, на несколько месяцев угодив в госпиталь.
Повреждённый атакой фельдфебеля Шуберта B-17G 2-го лейтенанта Чарлза Лавердьера после возвращения из рейда 16 августа 1944 года
7 октября капитан Элмер Тейлор (Elmer A. Taylor) из 385-й эскадрильи 364-й истребительной авиагруппы со своим звеном участвовал в сопровождении бомбардировщиков на Руланд и при проходе южнее Лейпцига увидел «Комету», атакующую отставший от строя B-17. Начав пологий нисходящий разворот, он построил манёвр так, чтобы оказаться на хвосте немца после завершения им очередной атаки.