Часть 2
Пути поражения
Стандартная методика атаки реактивных самолётов, определившаяся ещё по итогам войсковых испытаний британских «Метеоров», заключалась в использовании засадной тактики. Не имея возможности навязать противнику бой, лётчикам приходилось ждать, пока тот сам не пройдёт под ними, и, подгадав нужный момент, пикировать так, чтобы на выходе оказаться или на хвосте у «реактива», или сбоку на пересекающихся курсах. Большие скорости и дистанции боя уменьшали эффективность огня, но этот недостаток частично компенсировало наличие «умных» гироскопический прицелов, получивших распространение к концу 1944 года. Помогало и численное преимущество: в американских боевых рапортах неоднократно встречаются упоминания того, как Me 262, уходя от атаки одних противников, попадали под огонь других с печальными для себя последствиями.
Me 262A-1a из 3./Kdo.Nowotny и P-47 из 56-й FG в объективе фотопулемёта «Мустанга» из 352-й группы. После того как обер-фенрих Вилли Банцхаф (Willi Banzhaf) внезапной атакой сбил одного из P-51, за ним погнались не меньше дюжины «эскортников» из 20-й, 56-й и 352-й FG и сообща «заклевали». Немецкий пилот спасся на парашюте, а победу над ним записали на двух американцев из шести претендовавших на «соучастие»
Общая результативность получилась далека от желаемой, на что указывает уже упоминавшееся выше преобладание в заявках «повреждённых» над «уничтоженными», но самих боёв было достаточно много, так что уже к весне 1945-го сбитых «в честном бою» Me 262 набралось уже несколько десятков. В рапортах победителей достаточно часто (каждый шестой эпизод, если брать общую статистику боёв с «реактивами») упоминались ошибки противника, ставшие для него роковыми.
Некоторые лётчики считали ошибкой немцев само вступление в ближний бой. Это, конечно, было преувеличением, но не слишком большим, потому что по манёвренности Me 262 заведомо уступал всем одномоторным истребителям и части двухмоторных. Как следствие, в рапортах часто встречаются фразы о разворотах внутри радиуса виража «реактива» с выходом на необходимый угол упреждения и о стрельбе с дальней дистанции не для поражения цели, а чтобы она вместо гарантированного отрыва по прямой начала маневрировать, потеряв превосходство в скорости.
Справедливости ради, есть в рапортах упоминания и о вполне удачном маневрировании «реактивов», а также сбитых ими «Мустангах» и «Тандерболтах», причём не только внезапной атакой, но и в «классическом» бою. Однако главным для Me 262 всё же были перехваты бомбардировщиков. Если исключить их из рассмотрения, оставив только боестолкновения истребителей с истребителями, то по статистике «поршневые старики» чаще сбивали представителей «следующего поколения», чем наоборот.
Заходящий на посадку Me 262 в прицеле «Тандерболта»
Если же вычеркнуть ещё и победы на взлёте и посадке, оставив только «честную борьбу», то лидерами по числу побед окажутся немцы, но из-за более высокого «оверклайма» с их стороны число фактически сбитых самолётов получится примерно одинаковым, может быть с небольшим перевесом в сторону англосаксов.
Малоуязвимые в скоростном полёте на боевой высоте, ранние «реактивы» с их недостаточной тяговооружённостью и посредственными разгонными характеристиками оказывались «сидячими утками» на взлётно-посадочных режимах, и пилоты союзников не преминули этим воспользоваться. Даже эскортные истребители практиковали «выслеживание дичи» в районе аэродромов, что уж говорить о свободных охотниках и истребителях-бомбардировщиках. В итоге каждый третий из сбитых Me 262 был уничтожен именно на взлёте или посадке.
Атакующий Me 262, сфотографированный кем-то из экипажа бомбардировщика B-17
А каждая шестая потеря приходилась на долю внезапных атак, когда немецкие лётчики не подозревали об опасности и часто шли на крейсерском режиме работы двигателей, который в плане боевых возможностей был ничуть не лучше взлётно-посадочного.
«Молния» в прицеле
Вторым по численности немецким реактивным самолётом Второй мировой стал Ar 234 «Блиц», разрабатывавшийся как «чистый» бомбардировщик, но впервые применённый в роли фоторазведчика.
Посадка Ar 234V-7. Именно этот самолёт 2 августа 1944 года открыл боевую летопись реактивных «Арадо»
27 июля 1944 года экспериментально-боевое подразделение VV OKL (Versuchsverband Oberkommando der Luftwaffe) в составе двух переделанных в разведчики прототипов несостоявшейся модификации «A» (со взлётной тележкой и посадочной лыжей) начало выдвижение во Францию. Первый боевой вылет ему назначили на 1 августа, но по погоде перенесли на сутки позже. РЛС противника своевременно обнаружили «вторженца», но наведённые ими перехватчики смогли застать лишь расплывающийся инверсионный след.
В октябре один из серийных разведчиков Ar 234B команды «Шперлинг» при заходе на посадку безуспешно пытались атаковать какие-то «Темпесты», но британцы тогда не сумели опознать в «реактиве» новый тип. Первое упоминание «Арадо» в рапортах пилотов Союзников датируется ноябрём месяцем, когда звено «Мустангов» 339-й FG столь же неудачно пыталось перехватить один из разведчиков над Голландией.
Утром 23 января во время вылета на «вооружённую разведку» лётчики 401-й эскадрильи RCAF сбили три застигнутых на посадке «Арадо» из III./KG 76. Одну из побед тогда одержал флаинг-офицер Дональд Черч (Donald F. Church), летевший на этом «Спитфайре» Mk.IX ML141 «YO-E», но фото относится к марту
В конце декабря началось применение ударных «Молний» из KG 76: 24-го они совершили два бомбардировочных рейда на Льеж, а утром 25-го третий. Во втором боевом вылете «Блицы» по пути к цели нахально прошли прямо сквозь строй неприятельских истребителей, и те даже не успели среагировать, чтобы провести атаку. А в третьем вылете «Арадо» уже после начала бомбометания попалась на глаза лётчикам патруля «Темпестов» 80-й эскадрильи RAF во главе с лидером 122-го крыла винг-коммандером Джоном Реем (John B. Wray).
Британцы попытались перехватить «реактивы» на отходе от цели, и один из бомбардировщиков последовательно обстреляли сначала пайлот-офицер Реджиналд Верран (Reginald S.E. Verran), а потом ведущий группы. Оба добились попаданий, которые видимых последствий не возымели, поэтому самолёт записали только в повреждённые. Однако повреждения оказались серьёзнее, чем казались со стороны, и, не сумев дотянуть до базы, лейтенант Альфред Франк (Alfred Frank) совершил вынужденную посадку с убранными шасси. Сам он не пострадал, а машину списали.
Ar 234B-2 №140173 «F1+MT», 22 февраля сбитый над фронтом 1-м лейтенантом Дэвидом Фоксом (David B. Fox) из 391-й FS 366-й FG на P-47D. Командир 9./KG 76 гауптман Йозеф Реглер (Josef Regler) сумел достаточно аккуратно «приткнуть» машину (повреждения 20%), но это оказалось скорее минусом, чем плюсом, потому что брошенный на месте посадки бомбардировщик союзники месяц спустя вывезли в Англию для изучения
Два дня спустя возвращение бомбардировщиков из очередного рейда совпало с атакой их базы «Темпестами» 486-й эскадрильи RNZAF и один из пилотов предпочёл вынужденную посадку вне аэродрома опасности быть сбитым на глиссаде. Но так как его никто не атаковал, то и на победу никто из новозеландцев претендовать не стал.
В итоге первым официальным «уничтожителем» реактивного «Арадо» стал летавший на P-51D заместитель командира 352-й FG подполковник Джон Мейер (John C. Meyer), в последний день года записавший на свой счёт 22-ю победу из 24-х за войну. Однако, в тот день все бомбардировщики благополучно вернулись на базу, хотя один из них и получил серьёзные повреждения, за которые, вполне вероятно, был ответственен даже не Мейер, а пилот 328-й FS капитан Дональд Брайан (Donald S. Bryan).
С точки зрения лётчиков союзников, борьба с Ar 234 ничем не отличалась от противодействия Me 262, и даже отсутствие на них стрелкового вооружения не имело никакой роли - большинство пилотов об этом просто не знали и вели бой как с истребителями. Да и не всегда они осознавали, что имеют дело именно с «Арадо», иногда узнавая об этом только на разборе полётов, или даже по результатам изучения кадров фотопулемёта.
«Темпест» Mk.V с серийным номером EJ750 и бортовым кодом «JBW», зимой 1944-1945 гг. бывший персональным самолётом винг-лидера 122-го крыла RAF винг-коммандера Джона Рея. На нём он провёл три результативных боя с реактивными самолётами: 3 ноября 1944 года повредил неидентифицированный Me 262A-2, 17 декабря сбил Me 262A-2 из 6./KG 51, а 25 декабря поучаствовал в повреждении (фактическом «смертельном ранении») Ar 234B-2 из 9./KG 76. Машина несёт стандартный камуфляж RAF из зелёного Dark Green и серого с синеватым отливом Ocean Grey на верхних и боковых поверхностях при светло-серых Medium Sea Grey нижних. В соответствии с обычной практикой 2-х Тактических ВВС, кок выкрашен в «маскировочный» чёрный цвет, но традиционная для истребителей полоса цвета Sky на фюзеляже осталась на месте
Всего до конца войны пилотам Британского Содружества засчитали 11 сбитых Ar 234. Из этих побед немецкими данными подтверждается 10 и ещё 3-4 из числа незасчитанных или незаявленных. Все результативные воздушные бои относятся к «континентальной» части Западного фронта, в то время как разведчики, летавшие с норвежских аэродромов к британскому берегу оказались абсолютно неуязвимы для ПВО Союзников.
Официальным итогом борьбы истребителей USAAF с Ar 234 стали 15 засчитанных побед, из которых подтверждается 10-12. Среди них имеется один уникальный случай - единственный «реактив», сбитый на Итальянском фронте. Там у немцев в наличии имелось лишь несколько «фотографов» из состава команды «Зоммер», и 11 апреля 1945 года одному из них во время разведывательного полёта не посчастливилось наткнуться на выполнявших эскортную миссию «Мустанги» 52-й FG.
Бойцы советско-германского фронта
Достаточно долго немцы применяли реактивные самолёты только на Западном фронте и в ПВО Рейха, а аэродромы на востоке Германии использовались ими только для тренировочных полётов. Но весной 1945-го Me 262 начали летать в непосредственной близости от линии фронта, что иногда приводило к встречам с советскими истребителями, поначалу редким и скорее случайным.
22 марта во время вылета на прикрытие войск четвёрки Як-9Т 812-го иап лётчики заметили ниже себя одиночный самолёт противника. Тот начал быстро набирать высоту и пошёл в атаку на ведущего первой пары, а остальные три Яка в свою очередь атаковали его самого. Лейтенант Сивко, ведомый в первой паре, поспел первым и всадил в неприятеля длинную очередь, после которой тот посыпался вниз.
Лейтенант Л.И. Сивко
Пилоты не смогли опознать сбитый самолёт, зато умудрились углядеть его сходство с He 113, что и было отмечено в журнале боевых действий полка. Но потом, вероятно, они ознакомились с материалами по новой немецкой технике, и во всех последующих документах сбитый проходил уже как Me 262.
Кого в действительности сбили, и сбили ли вообще сказать трудно, потому что в тот же день был очередной крупный налёт американской авиации, немцы потеряли целую дюжину «реактивов» из разных частей и по некоторым из них не известна «география» и обстоятельства потери.
В последние недели войны «Блицы», «Штурмфогели» и «Швальбе» были брошены на бомбардировочные, бомбоштурмовые и стрелково-штурмовые удары по продвигающимся советским войскам, и, разумеется, встречи с советской авиацией стали неизбежны.
Майор Я.Х. Околелов
Ar 234 во всех случаях и Me 262 в большинстве эпизодов, пользуясь преимуществом в скорости, быстро отрывались от преследования, но иногда пилоты «Мессершмиттов» просто не успевали удрать или сами были не прочь подраться. В этих боестолкновениях советские лётчики одержали ещё две официальных и одну неофициальную победы.
27 апреля старший лейтенант Александр Петрович Долгунов из 355-го иап на Як-3 в бою только что завершивших штурмовку «реактивов» с группой штурмовиков Ил-2 и прикрывающими их истребителями
сбил один Me 262A из JG 7. Второй самолёт из той же части тоже был сбит если не в том же бою, то в том же вылете и он стал, вероятно, жертвой заместителя командира 91-го иап майора Якова Харлампиевича Околелова, тоже летавшего на Як-3. Однако эта победа по неясной причине так и не попала в оперативные документы, зато упоминалась на послевоенной конференции по обобщению опыта последних воздушных боёв.
Реконструкция внешнего вида Як-9Т б/н 80 из состава 812-го иап, на котором лейтенант Лев Иванович Сивко участвовал в воздушном бою 22 марта 1945. Самолёт несёт стандартный «поздне-истребительный» камуфляж из тёмно-серой АМТ-12 и серо-голубой АМТ-11 на верхних и боковых поверхностях при голубой АМТ-7 на нижних
Третий и последний эпизод относится к 30 апреля, когда четвёрка Як-9 из 107-го гв.иап в наборе высоты встретила одиночный Me 262. В завязавшемся бою цель сумели поразить три лётчика, но победу записали, согласно одним документам, на ведущего группы старшего лейтенанта Ивана Александровича Кузнецова, а согласно другим, на него же в паре с лейтенантом Петром Николаевичем Трофимовым. По немецким данным во время штурмовки советских войск в том районе были сбиты «Швальбе» из 1./JG 7 и «Штурмфогель» из I./KG(J)54, но обе эти потери списали на зенитный огонь.
Немного статистики
Таким образом, за время Второй мировой войны пилотам поршневых истребителей засчитали сбитыми 196 самолётов с турбореактивными двигателями. Из них 160 подтверждённых воздушных побед пришлось на долю американцев, в т.ч. 22½ на «Тандерболтах» P-47 и 137½ на «Мустангах» P-51.
Сбитый Me 262
Лётчикам Британского Содружества засчитали 33 сбитых, в т.ч. 9 на «Спитфайрах» Mk.IX и Mk.XVI, 5 на «Спитфайрах» Mk.XIV, 3 на «Тайфунах», 11 на «Темпестах» и 5 на «Мустангах» Mk.III. Советские истребители одержали 3 официальных победы (2 на Як-9 и 1 на Як-3).
Если смотреть на персональные рекорды, то более двух подтверждённых побед не сумел добиться ни один из пилотов, а первенство в «коллективном зачёте» принадлежит «мустангерам» 357-й FG, в сумме одержавшим 18½ побед.