Тут ничего сказать не могу. Как говорится, за что купил. А ссылка на преподавателя с моей стороны - это такое себе...
Насколько я успел заметить, у Яна Филипа (которого Вы мне послали) «адреса» находок есть (может, не всех?). Относительно карты кельтских (или «кельтских») кладов в Словакии сечас вспомнил: в братиславском археологическом музее «Братиславский град», кажется, я видел подобную карту, но, к сожалению, не запечатлел. Причем карта находок была с обозначением ареалов расселения племен. Там вообще весьма недурная кельтская коллекция. Или «кельтская». (Когда читаешь, что «любимыми напитками кельтов были пиво и квас, а любимым блюдом - сало», как-то оно и безо всяких Биатеков... того)))). В общем, в силу коронавирусных безобразий ехать туда сейчас я бы не рискнул.
Интересный нюанс. У того же Яна Филипа говорится, что эрависки сами себя на монетах писали через «и» - IRAVISCI. Изображение монеты с полной надписью мне увидеть не удалось (все пресловутые «равис» попадаются)... Я это к чему: в Чехии есть такая фамилия: Jirava (иногда Jírava). Известна еще с 17 столетия (это как минимум). Само слово по строению страшно напоминает гидронимы типа Орава, Сватава... или Морава, но ничего похожего на «Ирава» среди них обнаружить не удалось. Среди ученых есть ряд деятелей, которые приписывают такие гидронимы на -ава то кельтам, то балтам, то еще непойми кому. Однако чехи 10-го века об этом не знали и поэтому спокойно основали город Житаву на речеке Мандаве )))
(Недоуменно): «Критасир» совсем не похоже на «Биатек».
(С иронией): Вообще, глядя на перечни «кельтских» надписей на монетах не устаешь удивляться: какой разнообразный у них был именнослов. Почти как у даков, где между Буребистой и Децибалом может внезапно оказаться какой-нибудь Скорило.
UPD: справедливости ради замечу, что Antonin Kotík в «Naše přijmení; studie ku poznání přijmení českoslovanských» (1897) пишет о происхождении фамилии Jírava от имени Jiří (Георгий). Но учитывая, что саму работу издавал Jan Kotík, книготорговец, причем за собственные средства, верить Антонину, на мой взгляд, как-то не comme il faut. А больше на эту тему никто не писал.
Если теория Трубачева/Назина не канет в лету, то во всех этих проблемах в будущем появится реальная возможность разобраться. Жаль, что вероятность того, что возникнет какая-то серьезная научная школа, заявившая о себе, очень мала. Слишком велика сила инерции мышления. Между тем, на сегодняшний день нет лучшего объяснения внезапному появлению многочисленного славянского населения в Среднем Подунавье и невероятно быстрого освоения славянами пустынных пространств Восточной Германии и Польши.
Когда станете министром культуры - сможете простимулировать работы в этом направлении ))) Главное, чтобы чересчур сильно в сторону попа Дуклянина не скатывались, а то есть такой соблазн, есть )))
Из песни слов не выкинешь. Было такое представление у хорватов. Были какие-то предания. Есть такая научная теория. Какая-то часть готов вполне могла принимать участие в хорватском этногенезе, о чем я в комментарии уже писал.
Ну, если смотреть глобально, то киевская арх. культура действительно плотно контактировала с черняховской (Радюш об этом говорил подробно, но категорически не помню где). Опять же лингвистика намекает, имена некоторых готских вождей тоже очень говорящие. И хорватские представления вполне могут восходить к тем временам.
Вряд ли нужно так далеко копать. У Дуклянина вполне ясная привязка - Тотила. В Хорватии документально зафиксировано племя гудусканы. Именно они стали ядром формирующегося Хорватского королевства. Если отталкиваться от их названия, то можно предполагать ассимилированную группу готов, осевших в Далмации в какой-то период готской истории. Особая роль, которую отводит предание Тотиле, позволяет также предположить, что это беженцы из готской Италии. Имя князя гудусканов, Борны, тоже можно связать с готским языком, как кажется. Славяне на Балканах без сомнения поглощали большое количество местных жителей, в том числе германцев. Так что, ничего удивительного в том, что за легендой Дуклянина лежит какая-то реальность, не вижу.
Тут ничего сказать не могу. Как говорится, за что купил. А ссылка на преподавателя с моей стороны - это такое себе...
Насколько я успел заметить, у Яна Филипа (которого Вы мне послали) «адреса» находок есть (может, не всех?). Относительно карты кельтских (или «кельтских») кладов в Словакии сечас вспомнил: в братиславском археологическом музее «Братиславский град», кажется, я видел подобную карту, но, к сожалению, не запечатлел. Причем карта находок была с обозначением ареалов расселения племен. Там вообще весьма недурная кельтская коллекция. Или «кельтская». (Когда читаешь, что «любимыми напитками кельтов были пиво и квас, а любимым блюдом - сало», как-то оно и безо всяких Биатеков... того)))). В общем, в силу коронавирусных безобразий ехать туда сейчас я бы не рискнул.
Интересный нюанс. У того же Яна Филипа говорится, что эрависки сами себя на монетах писали через «и» - IRAVISCI. Изображение монеты с полной надписью мне увидеть не удалось (все пресловутые «равис» попадаются)... Я это к чему: в Чехии есть такая фамилия: Jirava (иногда Jírava). Известна еще с 17 столетия (это как минимум). Само слово по строению страшно напоминает гидронимы типа Орава, Сватава... или Морава, но ничего похожего на «Ирава» среди них обнаружить не удалось. Среди ученых есть ряд деятелей, которые приписывают такие гидронимы на -ава то кельтам, то балтам, то еще непойми кому. Однако чехи 10-го века об этом не знали и поэтому спокойно основали город Житаву на речеке Мандаве )))
(Недоуменно): «Критасир» совсем не похоже на «Биатек».
(С иронией): Вообще, глядя на перечни «кельтских» надписей на монетах не устаешь удивляться: какой разнообразный у них был именнослов. Почти как у даков, где между Буребистой и Децибалом может внезапно оказаться какой-нибудь Скорило.
UPD: справедливости ради замечу, что Antonin Kotík в «Naše přijmení; studie ku poznání přijmení českoslovanských» (1897) пишет о происхождении фамилии Jírava от имени Jiří (Георгий). Но учитывая, что саму работу издавал Jan Kotík, книготорговец, причем за собственные средства, верить Антонину, на мой взгляд, как-то не comme il faut. А больше на эту тему никто не писал.
Reply
Reply
Когда станете министром культуры - сможете простимулировать работы в этом направлении ))) Главное, чтобы чересчур сильно в сторону попа Дуклянина не скатывались, а то есть такой соблазн, есть )))
Reply
С Дуклянином не очень уловил, честно говоря.
Reply
«готы, а они же и славяне» (с)
Reply
Reply
Ну, если смотреть глобально, то киевская арх. культура действительно плотно контактировала с черняховской (Радюш об этом говорил подробно, но категорически не помню где). Опять же лингвистика намекает, имена некоторых готских вождей тоже очень говорящие. И хорватские представления вполне могут восходить к тем временам.
Reply
Славяне на Балканах без сомнения поглощали большое количество местных жителей, в том числе германцев. Так что, ничего удивительного в том, что за легендой Дуклянина лежит какая-то реальность, не вижу.
Reply
Ну, собственно, одно другого никак не исключает.
Reply
Leave a comment