...Найти обратный вариант - мультфильм СССР, который бы при этом напоминал типичную японщину, намного сложнее.
Союзмультфильм нарисовал куда больше мультиков с "американским" стилевым уклоном, старательно при этом обходя любые уклоны в японскую пучеглазость.
Тем более, специфика японского мультика - лирика, поэтика, созерцательость, аутентичное социокультурное язычество, магическая полиморфика, ориентировка не только на "совсем" детей или совсем "взрослых", но и на переходный возраст, - этого в советских мультиках мало, если не считать мультфильмов по мотивам сказок народов мира и малых народов Союза.
Но кое-что похожее по духу всё равно наскрести можно.
Союзмультфильмовский шедевр "Седой медведь" по сказу Галкина - имеет отдаленное сходство если не с современным аниме, то с творениями Миядзаки в "переходном" от Востока к Западу стиле.
Отрисовка теней на лице главного героя - "уголком", как в японской анимации зрелого периода.
Глаза гг не гигантские, но достаточно большие и выразительные.
Если бы Миядзаки вырос в Сибири, то его мульты, возможно, были бы такими...
Живет в сибирской деревеньке старая бабка, да непростая - знахарка, колдунья и заклинательница, травница и целительница.
Как-то находит она брошенного мальчишку и усыновляет, нарекая Иваном и обучая ремеслу колдунскому.
Парень растет хиккой, способным колдуном и любителем природы, и, точно так же, как захарка, учится защищать лес.
Он входит с дружбу с двумя лесными зверями - матёрой медведицей и её дочкой.
Те приглашают его ночью к себе и оборачиваются людьми, а их берлога - теремом.
Духи леса обещают мальчику свое покровительство.
Знахарка , будучи старухой, умирает, когда Ваня ещё мал, и он остается полным сиротой, беззащитным перед предрассудками жителей деревни.
Ваню дразнят другие дети, но добрая жительница деревни утешает его - "Ничего, главное, что ты нужен людям и умеешь лечить".
Иван вырастает и становится целителем деревни, но часто не ладит с охотником.
Охотник мечтает однажды сделать пару медведей своей добычей, но Иван спасает медведицу-младшую от охотника.
В благодарность, Медведица мать предлагает ему стать её сыном, а свою дочку отдать за него.
Поблагодарив зооморфных духов леса, Иван, поразмыслив, все же выбирает человеческую судьбу и работу лекарем в деревне.
Большая медведица хвалит его за сострадание и за то, что он думает не только о себе.
И предлагает ему всегда приходить к ним, обойд вокруг большой ели.
Однако, если Иван обойдет два круга, то обретет огромную силу , но не сможет больше вернуться в человеческий мир и превратится в медведя.
Однажды зимой, охотники с триумфом возвращаются из леса, неся с собой тела убиенных медведиц.
Иван хватается за сердце и бросается на охотников.
Главный охотник в сердцах обзывает Ивана "ополоумевшим лешаком", но соглашается отдать ему тела медведиц, в обмен на кусок самородного золота. Со словами "За такой барыш и родителей не жалко", тот бросает медведиц и удаляется с мужиками-охотниками , обсуждая, как распорядиться новым богатством.
Вечером, один из охотников решает посмотреть через окошко, что будет "полоумный лешак" делать с телами медведиц.
Протерев запотевшее окно, тот в ужасе видит две кровати и тела женщины и молодой девушки - и отмаливающего их Ивана на коленях перед иконами.
В ужасе тот созывает всю деревню, они устраивают поджог его избы.
Поседевший Иван закапывает в лесу тела медведиц, и, сгорбившись, идёт к лесной ели.
Он вспоминает слова большой медведицы о том, что двойной обход вокруг ели превратит его в медведя, но закроет дорогу в человеческий мир.
Обойдя ель дважды, он превращается в огромного седого медведя.
Одним зимним днем, жадный охотник, старый приятель Ивана, забивает уйму зверей, навалив целые сани белок, лисиц и горностаев.
Довольный, отбраконьерив весь лес дочиста, он собирается возвращаться домой, но тут собаки выказывают беспокойство.
Из-за большого сугроба появляется огромый седой медведь и бросается на охотника. Преследуемый им, тот падает в реку и тонет.
С тех пор, всех слишком алчных охотников наказывает дух седого медведя.
К тем, кто тайгу не обижает, он справедлив, к тем, кто лютует без меры, валя зверя направо и налево - беспощаден.
Обычно ищут сходство Миядзаки с нашей "Снежной королевой", но там черты визуального сходства досаточно случайны, а дух анимации вообще имеет очень мало общего с тем, что обычно делает с сюжетами Миядзаки.
А вот "Седой медведь" - именно по композиции, по духу, не только по отдельным визуальным чертам, ближе к японской мультипликации и особенно к Гибли.
Герои няшно диалектно "окают"(*___*), заместо характерного для советских мультфильмов старомосквского дикторского произношения.
Ваня-знахарь и вовсе выглядит как геометрическое среднее между Северусом Снейпом из "Гарри Поттера" в молодости и Элом из "Тетрадки Смерти", а в поседевшем взрослом варианте - даже на анимированную версию Геральта.