Николай Кузанский делает следующий шаг, заявляя: абсолютная возможность существует в Боге и есть Бог

Nov 05, 2014 18:07

"Место понятия единого у Кузанца теперь занимает понятие актуальной бесконечности, которое есть, собственно, продукт совмещения противоположностей - единого и беспредельного. В самом деле, в актуально бесконечном беспредельное мыслится как завершенное, не как беспрерывное переступание предела, движение без конца, становление, как его понимали в античности, называя "иным", "нетождественным" (Платон, неоплатоники), чистой потенцией, материей, лишенной формы (Аристотель). Теперь оно мыслится как актуально сущее; беспредельное, называвшееся в античности материей и противопоставлявшееся форме, теперь отождествляется со своей противоположностью - формой форм - единым...

...Существенно, однако, что Николай Кузанский отвергает аристотелизм также и в его средневековом преломлении. Он не согласен прежде всего с имеющимся там противопоставлением двух бесконечностей: бесконечности материи и бесконечности Бога, из которых первая - абсолютная лишенность, а вторая - абсолютная полнота. Первый шаг к отождествлению чистой материи и чистой формы был сделан уже тогда, когда единое (форма форм) и беспредельное (чистая потенция, материя) были поименованы одинаково - бесконечностями (хотя и с сохранением различия в атрибутах - негативная и привативная). Николай Кузанский делает следующий шаг, заявляя, что "абсолютная возможность существует... в Боге и есть Бог, вне Его она невозможна"...

...Чтобы увидеть, насколько далек способ мышления Кузанца не только от аристотелевского, но и от платоновского, достаточно указать на то, что оформленная материя, т.е. уже приобщенная к форме, с его точки зрения, неизмеримо ниже, чем материя абсолютная, представляющая собой голое ничто [прим. - не "ничто", а бытие!!! ]. Ибо оформленная материя, как полагает Кузанец, так же как и воплотившаяся форма, - это нечто конечное, а ведь конечное теперь получило низший статус - с тех пор как предикат бесконечного стал основным атрибутом божественного". (Пиама Павловна Гайденко, "История новоевропейской философии в её связи с наукой". (*) Глава первая. Философия эпохи Возрождения. 2. Николай Кузанский (*))



Да, как уже писалось в этом ЖЖ, когда философы потянулись в христианство, у них под рукой уже была вся понятийная троица - Бог, Логос и материя. Но они эту троицу разрушили, отнеся материю в сферу тварного... так сказать, "сохранили такое сильное пристрастие, вопреки всей очевидности разума, к неразумному, немыслящему нечто". (*) А материя вовсе не такая (*), но "всегда здоровая, веселая и молодая". (*)

============
Lynyrd Skynyrd - Simple Man
http://www.youtube.com/watch?v=sHQ_aTjXObs

дУхов много (ср. 1 Ин. 4, 1-3), а Материя, Родимая, одна! (*)
неисследимая бездна и беспредельная глубина. (*) "Сколь многие изумлялись, глядя на Тебя" (Ис. 52,14) (*) , сиятельная и неприступная, божественная Единица (*), - "всегда здоровая, веселая и молодая". (*)

Троица Родимая (*), единоипостасная (*), для всех врагов ужасная (*), сохрани всех нас...

...в Третьем Риме (*) всегда здоровыми, весёлыми, молодыми (*) и всемогущими на добрые дела (*). Мы - это видимое предков, а предки - то невидимое нас. (*)

«Filius quidem patitur, Pater vero compatitur». «Pater compassus est Filio» (*). Amen. “Monarchiam tenemus" (*). Amen. Аминь. Аминь. Аминь. "Звучит торжественная и всепобеждающая Осанна..." (*).

Гайденко Пиама, Николай Кузанский, материя

Previous post Next post
Up