Терпение
сабр
Кротовый холмик по сравнению с горой,
Нетерпеливо жду, когда ж увижу лик Ее.
Саади
Терпение означает терпимость преданного по отношению к Божьей воле и радостное приятие Божьего повеления, вне осознавания себя как того, кто действует. Али ибн Аби Талиб сказал: “Терпение соотносится с верой как голова с телом”.
РК 279
Голос в сердце принес весть об удаче -
Бог дал мне терпение и силу духа,
чтобы вынести бессердечие.
Хафиз
Приметы терпеливости
Согласно Шаху Шуджа Кирмани, есть три приметы терпеливости: отсутствие жалоб, искреннее довольство и принятие судьбы с радостным сердцем.
ТА 380
Роль терпения в воспитании нафса
Для воспитания нафса нет средства лучше, чем терпение и претерпевание. Претерпевающий, постоянно пребывая в неблагоприятных обстоятельствах, должен вкушать вино терпения из чаши противодействия нафсу - для того, чтобы питьем этого вина искоренить вздорность и враждебность непокорного нафса. Сколь мудр тот, кто воспитывает свой нафс вкушанием неблагоприятных обстоятельств и терпеливостью - в конце концов его не будут задевать никакие неприятности, какими бы серьезными они не были.
МХ 383
Достоинство терпения
Воздаяние за достоинство терпения не поддается счету. “Поистине, будет дана полностью терпеливым их награда без счета!” (Коран 39:10)
МХ 382
Терпение в терпении
Суть этого состоит в том, чтобы быть терпеливым в своем терпении и не ожидать избавления, ибо ожидание избавления отрицает “терпение в терпении”.
МХ 382
Безоговорочное претерпевание,
терпение и непоколебимое терпение
Ибн Салим на вопрос о терпении ответил: “Терпение имеет три аспекта: терпение того, чья терпеливость скрытна (мутасаббир), терпение терпеливого (сабир), и терпение того, кто стоек в терпении (саббар).
1) Первый из них претерпевает в Боге. В неблагоприятных обстоятельствах он иногда терпелив, а иногда утрачивает терпение. Когда Каннада спросили о терпении, он сказал: “Терпение значит исполнять принятые на себя обязанности, отвращаясь от запретного и усердствуя в должном”.
2) Претерпевающий (сабир) терпит в Боге и для Бога. Он никогда не проявляет нетерпения, не выказывая ни малейшего намека на раздражительность. Никто никогда не услышит от него сетований. Зун-Нун рассказывал: “Как-то я навещал немощного человека, и во время нашего разговора он вздохнул. Я пояснил, что на пути Любви неправомерно терять терпение перед лицом Божьих испытаний. Он согласился со мной, прибавив, что на пути Любви также неправомерно наслаждаться Божьими испытаниями”.
Рассказывают, что как-то Шибли забрали в приют для душевнобольных. Когда друзья пришли навестить его, он спросил их, кто они такие. “Мы твои друзья”, - ответили они. Тогда Шибли начал бросать в них камни, побуждая пуститься наутек. Когда они так и сделали, он закричал им вслед: “Лжецы! Вы притязали на дружбу со мной, не имея терпения принять беспокойство, причиняемое мною!”
3) Непоколебимое терпение присуще тому, кто претерпевает в Боге, для Бога и посредством Бога. Даже когда большие беды приходят к нему, он никогда не теряет терпения, никогда не выходит из этого состония, поскольку Необходимое Бытие и Реальность являются причиной его побуждений, а не привычки и личные качества. Когда Шибли спросили о терпении, он в ответ прочел такие строки:
Слезы проточили бороздку на щеке,
их читает не умеющий читать.
Голос любящего схвачен клыками
боли жаждания и страха разлуки.
Он столь терпелив в претерпевании,
что само терпение взывает о помощи,
Но любящий говорит ему: “Терпи! Терпи!”
Пример терпения такого рода - когда Бог поместил пилу на голову Захарии, и тот вздохнул. Господь сказал, что если бы тот вздохнул еще раз, Он вверг бы небеса и планеты в хаос. Терпение требует полной вверенности Богу (таваккул).
ЛТ 50
Терпение (сабр) и претерпевание (тасаббор)
Джурайри сказал: “Терпение значит не делать различий между состояниями щедрости и невзгод, в каждом состоянии сохраняя невозмутимость. Претерпевание (тасаббор) это невозмутимость во время невзгод”.
РК 281
Терпение заключается в ограничении свободы нафса с целью оградить его от волнений и сомнений, исходящих от послаблений в том, что не одобряется. Претерпевание заключается в ограничении свободы нафса с целью оградить его от послаблений в том, что не одобряется, в то время как он смятен и страдает.
ТКК 591
Терпение (сабр), терпимость (мусабара)
и стойкое претерпевание (мурабата)
Толкователи аята “терпите и будьте терпимы, будьте стойки” (3:200) полагали, что терпение (сабр) ниже терпимости (мусабара), которая в свою очередь ниже стойкого претерпевания (мурабата). Другое толкование аята таково: кто терпелив в телесном поклонении Богу, становится “терпеливым” (сабир); тот, кто терпелив в сердце перед лицом невзгод, становится “терпимым”, а тот, кто, жаждая Бога, укореняет себя во глубинном сознании, становится “стойко претерпевающим”.
РК 282
Говорили, что терпимость значит быть “терпеливым в терпении”, так чтобы терпение было поглощено самим же терпением и привело к беспомощности.
РК 283
Терпение в Боге, для Бога, с Богом и от Бога.
Али Абдаллах Басри рассказывал: “К Шибли пришел человек и спросил:
- Какое терпение наиболее трудно дается тем, кто подвизается в нем?
Шибли ответил:
- Терпение в Боге.
- Нет, - возразил человек.
- Терпение для Бога, - сказал Шибли.
- Нет, - вновь возразил человек.
- Терпение с Богом, - промолвил Шибли.
- Нет, - вновь повторил человек.
- Тогда что же это? - спросил Шибли.
- Терпение от Бога, - промолвил тот. Услышав это, Шибли возопил и пожелал себе смерти”.
Говорили, что “терпение для Бога” придает человеку крепость духа, “терпение посредством Бога” дарует упраздненность в Боге, “терпение в Боге” приносит невзгоды, “терпение с Богом” - верность, и “терпение от Бога” - неверность.
РК 282
Благоприобретенное и неблагоприобретенное терпение
Есть два вида терпения: благоприобретенное и не являющееся таковым. Благоприобретенное терпение бывает двух видов: это претерпевание того, что предписано Богом, и терпимость по отношению к тому, что запрещено Им.
Что же касается того, что не может являться для преданного благоприобретенным, то это претерпевание Божьих повелений и подавление гнева, невзирая на то страдание, которое он может переживать.
РК 278
Терпение поклонящихся и терпение любящих
Есть два вида терпения: терпение поклоняющихся и терпение любящих. Терпение поклоняющихся прекрасно скрыто, а терпение любящих прекрасно явлено. Я (Кушайри) слышал, как Абу Али (Даккак) рассказывал, что Иаков обещался утром хранить терпение, сказав: “Но - терпение прекрасное” (12:18), а ночью взывал: “О, горе мне по Иосифу!” И побелели его очи от печали, и он сдерживал скорбь” (12:84).
РК 287
Терпение в скорбях,
терпеливое избегание проступков,
и терпеливое следование духовным занятиям
При вкушании знания бывает три вида терпения, согласно аяту “терпите и будьте терпимы, будьте стойки” (3:200). Первый отсылает к терпению в скорбях, второй - к терпеливому избеганию проступков, и третий - к терпеливому следованию духовной практике. Терпение в скорбях это терпение любящих, терпеливое избегание проступков - это терпение трепещущих, а терпеливое следование духовным занятиям это терпение уповающих. Любящие хранят терпение в скорбях, чтобы обрести свет проникновенности сердца; трепещущие терпеливо избегают проступков, чтобы обрести свет безгреховности; и уповающие терпеливо следуют духовным занятиям, чтобы обрести близость (с Богом), которая приходит с одиночеством.
КАМ I 421
Терпение тела и терпение нафса
В Тафсир ал-кабир (“Главное толкование”) Фахруддина Рази комментарий на аят “…и обрадуй терпеливых” (2:155) гласит: “Бывает терпение двух видов. Терпение тела, которое состоит в претерпевании внешних невзгод, и терпение нафса, которое состоит в сдерживании грубых склонностей нафса.
Терпение второго вида по отношению к страстям известно как воздержанность. Терпение по отношению к неприятному может обозначаться в виде целого ряда наименований. Например, терпение по отношению к неудачам называется просто терпением, по отношению к процветанию - сдерживанием нафса, в битвах - отвагой, при подавлении гнева - снисходительностью, в покорности превратностям судьбы - мужеством, в молчании - сохранением дыхания, в потакании желаниям - аскезой, а в скромности намерений - уступчивостью. Всё это различные виды терпения.
КФ I 824
Терпеливый и довольствующийся
Шибли сказал: “Терпеливый (сабир) стоит у преддверия Божьего, довольствующийся (радхи) - в Божьем присутствии, а воспринимающий особую благодать Божью является членом Божьей семьи”.
ТА 633
Терпение, знание и ум
Терпение это состояние ума. Чем совершеннее ум, тем больше терпения. Терпение заключает в себе знание, которое и составляет самую суть терпения, оживотворяя его; реализация знания приходит через терпение, а источником обоих является ум. Ум в первую очередь должен существовать для того, чтобы существовали знание и терпение. Без знания того, как выказывать добродетель терпения, невозможно достигнуть наиблагодатного терпения, а без терпения нет ничего, заслуживающего подтверждения знанием. Так что знание совершенствуется лишь терпением, а благодать терпения - знанием; ум может усовершенствоваться и стать благодатным только через знание и терпение.
Джунайд сказал: “Бог облагораживает верующих посредством веры, Он облагораживает веру посредством ума, а ум - посредством терпения. И потому вера - вот религия верующего, ум - религия веры, а терпение - религия ума”.
МХ 382
Определения терпения наставниками Пути
Что есть терпение? -
владенье вспыльчивой натурой,
которая воспламеняется - и угасает,
разделавшись со всеми.
МН 43
Как-то, когда Сари Сакати говорил о терпении, его несколько раз ужалил скорпион. Его спросили: “Почему ты не согнал его?” Он ответил: “Мне было стыдно сделать это - ведь я говорил о терпении”.
ТА 340 (ср. РК 285)
Зун-Нун сказал: “Терпение есть непротивление Божьим предписаниям, принятие горьких вещей с невозмутимостью, и взыскание силы духа в нищете”.
РК 279
Говорят, что терпение в искании приносит удачу, а терпение в скорбях приносит облегчение.
РК 283
Амр ибн Усман сказал: “Терпение это стояние перед Богом и принятие невзгод с легким сердцем”.
ТА 455
Мухасиби сказал: “Терпение состоит в том, чтобы стать мишенью для стрел невзгод”.
ТА 273
Когда Джунайда спросили о терпении, он сказал: “Это несение ноши скорбей во имя Божье, покуда ниспосланное испытание не будет снято”.
ЛТ 49
Ибрагим Хаввас сказал: “Многие люди уклоняются от суровостей обязательства претерпевания и ищут взамен иные пути, такие как возложение своих упований на идолов”.
ЛТ 49
Ахмад ибн Хазруйя сказал: “Терпение это пропитание тех, кто бедствует, а довольство это степень духовно знающих”. Он также сказал: “Терпеливым может называться тот, кто по-настоящему терпелив, а не тот, кто кажется терпеливым, но при этом хнычет”.
ТШШ 95 (ср. ТА 354)
Хайр Нассадж сказал: “Терпение - черта характера (обычных) людей, а довольство - черта великих”.
ТСА 346
Абу Сулейман Дарани сказал: “Бог имеет преданных, которые стыдятся водить с Ним дела в (состоянии) терпения, и потому они общаются с Ним в (состоянии) довольства. Терпение для них означает: “Смотри, как я терпелив!”, тогда как в довольстве нет никакой позы и каждый таков, как он есть. Терпение исходит от “я”, довольство - от Бога”.
ТА 280
Абу Сулейман также сказал: “Лучшее для нас в этом мире - терпение, оно бывает двух родов: первое, терпение в отношении неприятного в том, что повелено Богом, которое, тем не менее, надлежит претерпевать; и второе, терпение, состоящее в том, чтобы не стремиться к тому, что воспрещено Богом, или не желать для себя этого”.
ТА 282
Шах Кирмани сказал: “Есть три признака терпения: отсутствие жалоб, ведь жалобы это двоеверие; искренность довольства, и принятие сердцем Божьих повелений.
ТА 380
Джунайд сказал: “Терпение значит сдерживать нафс перед Богом. Он также сказал: “Терпение значит глотать горечь не морщась”.
ТА 445
Рувайм сказал: “Терпение - это отказ от жалоб, а благодарность - лишение нафса возможности проявлять свои желания”.
ТА 486
Ибн Джала сказал: “Благочестие включает благодарность за духовное знание, покорность - благодарность за свое положение в обществе, терпение - благодарность за невзгоды”.
ТА 498
Юсуф ибн Исбат сказал: “Есть десять указаний на терпение: сдерживание нафса, усвоение уроков, настойчивость в достижении близости, отклонение нетерпеливости, тщательность исполнения того, что обязательно, искренность в делах, продолжительные ночные бдения, и исправление ошибок”.
ТА 504
Джунайд сказал: “Для верующего дорога из мира в мир иной проста, а вот дорога от нафса к Богу трудна, но самое сложное - быть терпеливым с Богом”.
РК 279
Когда одного из великих спросили о значении терпения, он сказал: “Это вкушать яд испытаний, не подавая вида (что вкушаешь его), и скрывать тяготы, видя (в них) милости”.
КАМ IX 172
Высказывания наставников о терпении
Согласно Газали, терпение - одно из высших качеств, присущих человеку. Оно не присуще животным, ибо ими управляют страсти и им не дано ума, чтобы усмирять их. Терпение также нельзя считать присущим ангелам, ибо они исполнены чистого томления по Богу, не подпадая под власть страстей, так что их ничто не отвлекает от жаждания Бога и желания близости к Ним. В человеке же имеют место и страсти, и ум, сталкивающиеся друг с другом. Всякий раз, когда ум преуспевает, преграждая путь страстям, это и проявляется как терпение.
КФ I 824
Всякий раз, когда глубинное сознание успокаивается, сердце вследствие этого обретает крепость в претерпевании тягот испытания, вбирая в себя драгоценные капли влаги в атмосфере близости. И потому сердце не смущается явлением повелений, которые Бог определил для него. Это - реалии терпения, когда сердце радуется, получая света видения Испытывающего как Низводящего испытания. Бог сказал Пророку: “Терпи же решения Господа твоего! Ведь ты на Наших глазах” (52:48).
Пророк сказал: “Терпение - половина твердости (в вере)”. Некоторые наставники говорили, что терпение значит оставаться непоколебимым перед лицом испытаний и блюсти себя в чистоте.
МА 32
Реалия терпения появляется, когда терпение не ускользает от претерпевающего, он же ускользает от терпения - к Богу. “Терпение это раздор, а раздор проистекает от недостатка духовного знания. Терпение есть двоеверие, а проявляющий терпение - двоевер, ибо притязать на терпение значит притязать на Господство, а это неверие, ибо Богово - Богу. Так что же такое терпение? Кто такой претерпевающий? Выказывание терпения перед лицом Божьего гнева означает, что человек не обрел Бога.
Кто способен вынести гнев Божий, когда тот вырвался на волю? - и единого порыва будет довольно, чтобы уничтожить сотню тысяч пророков и друзей Божьих. “Терпение” по отношению к Божьей благодати проистекает от несовершенства и сопротивления. И наконец, натиск святости сметает плоды терпеливости, которые мог пожать терпеливый. На самом деле если Бог хочет оставить Себе бытие преданного, Он дарует душе души преданного Свое высочайшее великолепие, чтобы тот не пребывал перед Возлюбленным в состоянии небытия и смог воспользоваться милостью Возлюбленного. Терпение для претерпевающего это то, что остается (на его долю) после свидетельствования.
Правило терпения - постоянно воспитывать в себе терпение. Мы отвратились от терпеливости из-за дыхания любви. Хотя терпения не осталось, его знание налицо, поскольку влюбленный объемлет собой всё знание.
РКР 36
Васити сказал: “Выказывающий терпение выказывает отвагу”, то есть всякий раз, когда человек подвергается ударам любви (махаббат) божественных испытаний и противопоставляет им свое терпение, он страдает оттого, что противостоит буре Божьего гнева. Этот мир - лишь песчинка во вселенной - не способен вынести Его гнев. Как можно полагать, что песчинка выстоит перед Его гневом? Лишь вечное поверяется вечностью. Бог освободил предводителя воинов на поле терпения (Мухаммада) от терпеливости по отношению к Нему и Его творению посредством Своей всепроникающей силы, говоря: “Но это терпение твоё поддержится в тебе только Богом” (16:127). Бог изъял звено терпения Мухаммада из его человеческой природы, и потому когда тот впрямую видел Бога посредством Бога, он был способен выдерживать силу испытания Божьего. Людское терпение, которое способно выносить лишь людскую ложь, не имеет ценности. Если бы могущество Божье действительно явило себя в области творения, высочайшие горы опрокинулись бы, земля раскололась на части и рассеялась как дым, а небеса были бы сокрушены этим мощным натиском. Проявленное бытие не способно вынести всё это.
Заметим, что когда (в битве при Ухуде) был убит дядя Пророка, это явилось испытанием для предводителя терпеливых, который выказал чисто человеческую слабость и порыв гнева от Извечного, вскричав: “Я убью семьдесят корейшитов!”, на что Извечный ответил: “В этом деле нет ничего в твоей власти” (Коран 3:128).
ШШ 284
Согласно Корану: “Верующие, будьте терпеливы в себе, будьте терпеливы друг к другу, будьте тверды, будьте богобоязливы - и, может быть, будете счастливы” (3:200). Такая терпеливость присуща человеку, обладающему свойством божественного терпения - ведь одно из имён Бога - “Терпеливый” (ас-Сабир).
Разве ты не слышал, что Бог сказал Давиду? “Выказывай Мои качества, а одно из Моих качеств - терпение”. Увы, ничего более не говорилось о терпении и терпеливых, кроме: “Терпеливо жди суда Господа твоего: ты пред Нашими очами” (52:48).
Т 245
Обычно терпение понимают как обуздание недозволенных желаний и исполнение того, что предписал Бог, даже если это не доставляет удовольствия. Есть три вида терпения: терпение нафса, терпение сердца и терпение духа.
Терпение нафса двояко: это “терпеливость в уклонении от желаемого” и “терпеливость в исполнении неприятного”.
“Терпеливость в уклонении от желаемого” двояка: это “обязательное терпение” - в отношении того, что не дозволяется шариатом, но всё еще является желанным для нафса, и “терпение сверх должного” - в отношении того, что обескураживает, - например, сомнения, чрезмерность в словах и поступках, уклонение от которых похвально.
“Терпеливость в исполнении неприятного” также двояка: это “обязательное терпение” - в отношении к исполнению действий, требуемых шариатом, и “терпение сверх должного” - в отношении ко многим вещам, среди которых поклонение сверх должного, сокрытие сверхъестественных способностей, высоких духовных состояний и проступков.
“Терпение сердца” также двояко: это “терпение в отношении исполнения неприятного” и “терпение в отношении избегания желаемого”.
“Терпение в отношении исполнения неприятного” подразумевает либо упорство в очищении своих намерений от всего, что выгодно нафсу; этот вид терпения известен как “терпение в Боге”; либо упорство в сосредоточенности и поминании Бога, известное как “терпение по отношению к Богу”. Упорное сопротивление нафсу и его проявлениям известно как “терпение для Бога”. Это последнее появляется лишь в сердце, которое полностью сфокусировано на реальности святости, жаждая исчезновения завесы человеческого, поскольку последнее служит препятствием для непрестанного свидетельствования.
“Терпение в отношении избегания желаемого” появляется, когда “претерпевающие сердцем неприятное” (“в Боге” и “к Богу”) договариваются со своим нафсом об уклонении от желаемого; этот род терпения также известен как “терпение для Бога”. Еще одна, третья разновидность терпения - когда терпеливость проявляется в уклонении от непрестанного “присутствия сердца с Богом” и от провидческого дара; такое терпение также известно как “терпение от Бога”.
“Терпеливость духа” также двояка: это “терпеливость в избегании желаемого” и “терпеливость в исполнении неприятного”. Последнее означает “прикрывание глаз” для того, чтобы избежать взгляда на предвечную Красоту, в то время как дух смиряет себя, соблюдая этикет плана созерцательного видения, что известно как “терпеливость с Богом”. “Терпеливость в избегании желаемого” предполагает прикладывание бальзама к оку прозрения и дозволение воспринять свет свидетельствования предвечной Красоты на плане непреходящего Величия. Это терпение известно как “терпение от Бога”, оно наиболее труднодостижимо, поскольку заключает в себе борьбу с духом, а это более сложно, чем борьба с нафсом или сердцем.
Высшая форма терпения это “терпение через Бога” (сабр би’ллах), поскольку его обретение связано с пребыванием в Боге (бака‘) после упраздненности (фана‘). Всякий раз, когда преданный самоупраздняется (фана') и пребывает в Боге (бака'), его терпение вкупе со всеми его качествами исходит от Бога. Однако “терпение через Бога” можно обнаружить во всех формах терпения. О достоинствах этой формы терпения имам Джафар Садик сказал: “Бог приобщил Своих пророков к терпению, постановив, что наивысшая выгода от нее выпала на долю пророка Мухаммада, поскольку его терпение было “терпением через Бога”, а не исходило от него самого, как сказал Бог: “Будь терпелив; но это терпение твое поддержится в тебе только Богом” (16:127).
МХ 379
Аскеза как отречение от своих желаний порождается лишь терпением. И потому терпение и подвижничество идут рука об руку.
Сахл ибн Абдаллах сказал: “Терпение это ожидание избавления от Бога. Когда испытание навещает тебя в обоих мирах, ты должен знать, что нет иного избавления, кроме как в Боге. Не жалуйся другим. Тот, кому ведомо, что избавление является из руки Божьей, ведает, что “Бог знает лучше”, и потому не ропщет. Не жалуйся другим, ибо они беспомощны; и не жалуйся Богу, ибо ты предал себя Ему в поклонении. Просто ожидай избавления, зная, что терпение - наиболее достойная и возвышенная форма служения”.
Он также сказал: “Наиболее достойная и возвышенная форма служения - терпеливость во время испытания. Не ожидай избавления ни от кого, кроме Друга”.
Терпеливость означает быть терпеливым в претерпевании, не осознавая своей терпеливости, претерпевать время испытания без жалоб, и понимать, что сила терпения исходит от Бога, который дарует человеку терпение, дозволяя обладание им, как в случае с Мухаммадом: “Будь терпелив; но это терпение твое поддержится в тебе только Богом” (16:127). Кроме того, пока человек претерпевает, он не видит избавления. Некоторые наставники говорили, что терпеливый имеет терпение терпеть до тех пор, пока “само терпение не взмолится об облегчении - и не получит ответ: “О терпение, будь терпеливым!” - отсылка к кораническому “но будь терпелив твердым терпением” (70:5). Великие говорили, что Бог насылает испытания на Своих друзей не для того, чтобы изводить их, поскольку испытание доставляет мучения обычному человеку, а избранные доставляют мучения сммим испытаниям.
Сахл ибн Абдаллах сказал: “Согласно Корану: “Призовите в помощь терпение и молитву” (2:45), то есть взыскуйте помощи у Бога и претерпевайте предписанное Богом”. Иначе говоря, преданный ублаготворяется терпением, следуя Божьим предписаниям, и это терпение имеет два аспекта: претерпевание Божьих предписаний для избегания противодействия, и претерпевание Божьих испытаний, избегая жалоб.
Сахл также сказал: “Терпение - чистильщик. Бог дает испытания обычным людям, чтобы они могли очиститься от грехов. Поскольку испытание снимает грех, оно не может служить поводом для жалоб! Избранным же Бог посылает испытания, чтобы очистить их внутреннее бытие от иного-чем-Бог”. И потому терпеливость перед лицом испытания приводит к проявлению любви (махаббат).
Толкуя взывание Иова к Господу в Коране “меня постигло бедствие, а Ты милосерднейший из милосерднейших!” (21:85), Абу Мухаммад Димашки сказал: “Иов не жаловался, он просто молил о терпении”. Когда испытание настигло его, он понял, что без Божьей помощи не сможет претерпеть его. И он попросил о терпении Того, Кто ниспосылает и испытание, и избавление от него.
Другие вослед за Иовом говорят: “Меня постигло бедствие, которое Ты уготовал Своим пророкам и друзьям, хотя моя жизнь не достойна его, и Ты - милосерднейший из милосерднейших”. Это благодарение, а не жалоба. Иов знал, что бедствие - это Его дар Своим пророкам и друзьям, и потому возрадовался, восприняв его как дар, ниспосланный ему из милости, а не потому, что он был достоен его. Абу Мухаммад далее сказал: “Взывание Иова исходит от Бога, а не от Иова - ибо боль захлестнула его и он устрашился утраты рассудка. Он воззвал, ибо духовное знание существует лишь постольку, поскольку существует ум, и он устрашился его утраты”.
Некоторые утверждают, что когда бедствие потрясает язык и сердце, человек взывает, поскольку язык это место поминания, а сердце - средоточие знания и свидетельствования. Человек взывает из страха утратить поминание и духовное знание, а не по причине бедствия. Далее говорится, что человек терпит до тех пор, пока имеет силу и стойкость отправлять свои ежедневные молитвы. Когда же он не способен совершать молитвы, он взывает. Это предполагает, что человек взывает оттого, что ощущает свою неспособность служить Другу, а не для того, чтобы привлечь к себе внимание.
Следующая тонкость состоит в том, что обращаться именно к Другу и более ни к к кому - это признак “нетерпения”. (И потому) говорится, что Господь сказал Иову: “Он воззвал ко Мне, не притязая на Меня”.
Джунайд сказал: “Терпение это обуздание нафса перед лицом бедствий, в то время как ощущаешь нетерпение”. Он также сказал: “Меня постигли бедствия, которые заставили высочайшие горы сравняться с землей, а ведь они были неприступны. Я же безропотно пережил эти бедствия”.
КШТ 280
Шах Ниматулла приводит десять принципов достижения добровольной смерти (эго), восьмой из которых - терпеливость, он описывается в приводимом фрагменте:
Восьмой принцип - терпеливость, она является ключом к освобождению.
Претерпим Божьи испытанья,
Сокрушенному ли сердцу горевать о Нём?
Терпеливому надлежит отходить от удовлетворения нафса и желаний тела, занимаясь самообузданием и проявляя терпимость при страданиях. Он должен быть во всем этом тверд, чтобы желания, предпочтения и привязанности нафса не овладели им; ведь если дозволить терпению освободить себя от страстей, научишься управлять ими. Терпение это необходимый для поддержания жизни дорожный припас и источник стойкости на стезе друзей Бога, что и позволяет человеку продвигаться в очищении сердца и души. Согласно Корану:
И сделали из их числа имамов,
Которые указывают путь
по нашим повеленьям,
Пока живет в них стойкое терпенье.
Пока в них убежденность есть
В Господнем (естестве) знамений (32:24)
[1].
Конечный вывод будет с удовольствием проглочен,
Коль в горле горечью терпения першит.
Терпение можно подразделить на три вида: терпеливость в духовной практике, терпеливость в отношении проступков, и терпеливость в отношении бедствий.
В каждом состоянии подвизайся в терпении,
В терпении - удерживай присутствие.
Говорили, что следует оберегать те отношения, которые существуют между человеком и его друзьями, и быть терпеливым по отношению к посторонним.
Мучения со стороны Возлюбленной перетерпи,
Будь терпелив, подобно Иову.
Терпение это удерживание нафса от жалоб всем, кроме Бога, но не от жалоб Самому Богу.
Знай, что жалобы бывают троякими: жалоба на Возлюбленную, (обращенная к) кому-то, но не к Ней, что ведет к недовольству Возлюбленной; жалоба на кого-то, но не на Возлюбленную, обращенная к Возлюбленной, что является двоеверием; и жалоба на Возлюбленную, (обращенная к) Возлюбленной, что являет божественное единство (таухид) и непривязанность ни к чему, включая “я”.
РШ I 196
Согласно Корану: “Будь терпелив, но это терпение твое поддержится в тебе только Богом” (16:127).
Терпение это удерживание от грехов, несмотря на скрытое нетерпение. Это одна из наиболее трудных стадий для принявшего посвящение, одна из наиболее пугающих на пути любви (поскольку заключает в себе страх разлученности), и одна из наиболее неприятных стадий на пути к божественному единству (таухид).
Терпение бывает трех видов.
Первое - “терпеливость в отношении отказа от греховного”, она опирается на стойкость и веру, принимает к сведению угрозу возмездия, и старается избежать наказания. Высшая форма здесь - терпеливость в отказе от прегрешений из-за стыда.
Второе - терпение в исполнении долга благочестия, оно зиждется на стойкости и искренности отправлений, а также на непрестанном совершенствовании.
Третье - сохранение терпеливости во время горестных испытаний - зиждется на ожидании воздаяния и избавления в мире ином; оно переносится легче благодаря возглашению о Божьих добрых делах и воспоминанию о прошлых благодеяниях.
В Коране об этих трех видах терпения сказано: “Будьте терпеливы в себе, будьте терпеливы друг к другу, будьте тверды...” (3:200)
“Будьте терпеливы друг к другу” объемлет первый вид терпения, а именно, уклонение от греховного.
“Будьте тверды” - это второй вид, а именно, соблюдение обязанностей благочестия.
“Будьте терпеливы в себе” - третий вид терпения, а именно, цепочка испытаний.
Нижняя ступень терпения - терпение для Бога, оно присуще обычным людям. Следующая ступень - терпеливое ожидание божественной помощи, оно присуще ученикам. Высшая ступень терпения - терпение перед Богом, оно присуще наставникам Пути.
МС 83
Седьмое поле - поле терпения, оно произрастает от поля цели (касд). Согласно Корану:
Но, несомненно, лучше будет вам
Коль будете вы сдержанны и терпеливы (4:25)
[2].
Терпение имеет три столпа, каждый из которых соотносим с аятом “терпите, и будьте терпимы, и будьте стойки…” (3:200) “Терпение в испытаниях” соотносится с “терпите”, “терпеливость в отклонении от греховного” соотносится с “будьте терпимы”, и “терпеливость в соблюдении благочестивых обязанностей” соотносится с “будьте стойки”.
“Терпение в испытаниях” приходит благодаря любви, от этого проистекают три вещи: единение сердца, тонкое знание и озаренность сердечной проницательностью.
“Терпение в уклонении от греховного” возможно благодаря страху, от этого проистекают три вещи: вдохновенность сердца, отклик на молитвы и озаренность воздержанностью.
“Терпеливость в соблюдении долга благочестия” возможна благодаря надежде, от этого проистекают три вещи: предотвращение бедствий, отсутствие попечения о хлебе насущном, и тяготение к добродетельным людям.
СМ 22
[1] Пер. иман Валерии Пороховой.
[2] Перевод иман Валерии Пороховой.