Apr 28, 2015 09:27
Упование на Бога
(таваккул)
Полагаться на Пути на благочестие и знание -
неверность.
Страннику надлежит уповать лишь на Бога,
даже если он искусен в сотне ремесел.
Хафиз
У суфиев упование на Бога (таваккул) значит всецело полагаться на Бога, отбросив всякие мысли о себе или о ком-либо.
* * *
Тот, кто окормляет Собою пшеницу,
Допустит ли, чтобы твое упование
осталось тщетным?
ММ III 430
Вверь свои дела Богу,
отведи глаза от доброго и злого.
Реалия упования на Бога -
вверенность всего Господу.
Шах Даи Ширази
Не ступай на порог, лицемеря,
люди дороги приходят, уповая на Бога.
Тому, кто вверил себя Богу, ведомо,
что ты будешь пользоваться Его окормлением.
ХХ 117
Признаки упования на Бога
Сахл ибн Абдаллах сказал: “Есть три признака упования на Бога: не просить вещей у других, не принимать вещи от других, и раздавать полученное от других”.
ТА 318
Истории, касающиеся упования на Бога
К Джунайду пришли некие люди и сказали, что они взыскуют окормления. На это он ответил:
- Если вам ведомо, где оно, так ищите его.
- Мы взыскуем его от Господа, - сказали они.
- Если вы полагаете, что Он забыл про вас, так напомните Ему, - промолвил Джунайд.
- Мы возвращаемся домой и будем ожидать, уповая на Бога, - сказали они.
- Испытывать Бога - значит сомневаться, - напомнил Джунайд.
- Что же тогда делать? - спросили они.
- “Делание” состоит в том, чтобы ничего не предпринимать, - ответил Джунайд.
РК 254
Рассказывают, что как-то Халладж встретил в пустыне Ибрагима Хавваса и спросил, что тот делает здесь.
- Уповаю на Бога (ожидаю, когда Он пошлет пропитание), - ответил Ибрагим Хаввас. Халладж сказал ему:
- Ты проводишь жизнь, прислуживая своему животу. Когда же придет черед самоупраздненности в божественном единстве (таухид)?
ТА 588
Истовый приверженец божественного единства Ибрагим Адхам, находясь в Багдаде, сказал, что собирается совершить паломничество в Мекку. Один суфий, прослышав об этом, поспешил к нему, умоляя взять его с собой и предлагая нести их дорожные припасы. Ибрагим выслушал его, и дух заговорил в нем. Он ответил так: “Мы отправимся вместе при условии, что вообще не возьмем с собой припасов, а предлагаемое нам будем отклонять в соответствии с аятом “кто полагается на Аллаха, для того Он достаточен” (65:3).
РШ I 187
Абу-л-Касим Насрабади отправил своего ученика к Бу Али Шаху, желая узнать, как далеко тот продвинулся в уповании на Бога. Тот сказал о себе так:
- Бу Али - человек праздный, он и знать не знает ни о каком уповании. Он настолько преисполнен праздности, что упразднил для себя творение.
Ни одному наставнику Пути не удалось удачнее высказаться на эту тему. Когда понимаешь, что ты несовершенен, то реализация совершенной преданности - задача не для праздных людей. Относись к себе как к неверному, если хочешь стать истинным правоверным.
КАМ IV 325
Уповающие на Бога
Упование на Бога - превосходное состояние, предписываемое Богом, который соединил его с верой (иман) в аятах “на Аллаха полагайтесь, если вы верующие” (5:23), “и на Аллаха пусть полагаются полагающиеся!” (14:12), и “на Аллаха пусть полагаются верующие” (9:51; 58:10; 64:13).
Упование тех, кто полагается на Господа, отличается от упования верующих. Кроме того, упоминается об уповании избранных из избранных: “А кто полагается на Аллаха, для того Он достаточен” (65:3). Более того, Бог направляет их к упованию на Него и ни к чему более, как в случае, когда Он говорит Пророку: “И полагайся на Живого, Который не умирает, и возглашай Его хвалу” (25:58) и “полагайся на Славного, Милосердного, который видит тебя, когда ты встаёшь (на молитву)” (26:217-218).
Есть три рода уповающих на Бога.
Первый - вверенность верующих. Когда Абу Тураба Накшаби спросили о необходимом условии (упования на Бога) для верующего, тот ответил: “Упование на Бога значит воспитать тело поклонением, прикрепить сердце к Господству и принимать всё, что приходит”. Если приходит дар, следует благодарить, если отказ - следует сохранять терпение, довольствуясь и соглашаясь с ниспосланным.
Зун-Нун на вопрос об уповании на Бога сказал, что оно “состоит в том, чтобы оставить попытки самоуправства” - то есть человек оставляет мысли о том, что всё в его руках. Об этом же Абу Бакр Варрак сказал так: “Упование на Бога значит довольствоваться сегодняшним пропитанием и не беспокоиться о том, что придет завтра”. Когда Рувайма спросили об уповании на Бога, он сказал, что оно означает “доверие к тому, что обещает Бог”. Когда Сахла ибн Абдаллаха спросили об уповании, он сказал, что оно означает “покорность Божьей воле”.
Второй род упования - это упование избранных, о нем Абу-л-Аббас ибн Ата сказал: “Кто полагается на Бога ради иного-чем-Бог, в действительности не вверяется Богу, ведь истинное упование на Бога это упование ради Него Самого, а не ради чего-то или кого-то еще”. Об этом же Абу Якуб Нахраджури сказал: “Упование на Бога это угасание нафса как упразднение его желаний в этом мире и в следующем”. Абу Бакр Васити говорил: “Основа упования на Бога - нищета и нуждание, а не колебания между упованием на Бога и глубинным сознанием. Сахл ибн Абдаллах говорил, что упование на Бога значит “обратить лицо к Богу и никогда не отворачиваться от Него. Это справедливо для тех, кто покорен Богу словно мертвец”. Все эти высказывания относятся к реалии упования на Бога, присущей избранным.
Третий род - упование избранных среди избранных, о нем высказался Шибли: “Упование на Бога это когда симпатия человека по отношению к Богу такова, что его “я” не становится между ним и Богом, и Бог является тебе таким, каким Он пребывает всегда”. Такое упование на Бога приписывалось некоторым наставникам, когда они говорили: “Никто не в состоянии достичь полного упования посредством творения, ибо истинная полнота присуща одному Богу”, Ибн Джала на вопрос об уповании ответил, что это “искание убежища в Боге, и не больше”. Джунайд сказал, что это “сердечная доверительность в Боге, во всех состояниях”. Передают, что Абу Сулейман Дарани сказал Ахмаду ибн Аби-л-Хавари: “Для тебя, Ахмад, существует много дорог к завершению, и твой наставник знает многие из них; однако ему неведом благословенный путь упования на Бога. Нет у меня ни малейшего проблеска его”.
Говорили, что тот, кто намеревается обрести подлинное упование на Бога, должен вырыть могилу для своего нафса и захоронить его там, предав завбению мир и всех его обитателей, ибо воистину ни одному мирскому существу никогда не обрести полного упования на Бога. В конечном итоге упование на Бога приносит довольство (Богом).
ЛТ 51
Описания упования на Бога у наставников Пути
Ибн Салим сказал: “Когда человек полностью вверяет себя Богу, Бог возводит свет мудрости в его сердце, и любая вещь являет ему своего создателя, свидетельствуя, что находится в руке Возлюбленного. Как сказано в Коране: “А кто полагается на Аллаха, для того Он достаточен” (65:3), то есть Бог обещает заботу о делах человека”.
ТСС 432
Ибрагим ибн Шайбани сказал: “Упование на Бога - это таинство между Богом и преданным. Никому не преуспеть в обретении знания об этом таинстве”.
ТСС 421
Абу-л-Аббас Масрук сказал: “Упование на Бога снимает с человека заботу о самом себе и преисполняет должным. Вместо преследования собственных интересов он действует во имя Господа, что подводит его к Богу”.
ТСС 234
Рувайм сказал: “Упование на Бога означает неприятие посредников”.
ТСС 174
Зун-Нун сказал: “Ключ к духовному тружению - размышление, признак мирских желаний - потакание страстям, а примета упования на Бога - отстраненность от вещей, которых (обычно) домогаются”.
ТСС 31
Абу Амр ибн Нуджайд сказал: “Вверяющийся Богу довольствуется всем, что Бог ни посылает ему”.
ТСС 477
Мухаммад ибн Хафиф сказал: “Упование на Бога значит считать Божью поддержку достаточной и не ставить под вопрос то, что Бог уготовал тебе”.
ТСС 488
Шибли говорил, что вверенность Богу означает быть “независимым от всего сущего, перестать желать не-сущего, предстоять Господу без мыслей о собственных желаниях, и довольствовться всем тем, что Бог уготовал тебе”.
ТСС 534
Абу Сулейман Дарани сказал: “Наиболее трудно достижимые свершения подвижников легко осуществимы для тех, кто полностью вверил себя Господу”.
ТСС 72
Шакик сказал: “Упование на Бога означает сердцем довериться тому, что обещает Господь”.
ТСС 56
Ибрагим Кассар Рукки сказал: “Полностью положиться на Бога значит обрести умиротворенность в Божьей помощи”.
ТСС 322
Абу Тураб Накшаби сказал: “Упование на Бога это вверенность сердца Богу”.
ТСС 139
Абу Бакр ибн Тахир Абхари сказал: “Вверенность Богу это готовность к тому, что подсказывает текущий момент (вакт), а этикет (адаб) уповающего - не относить на свой счет того, что подсказано тебе моментом”.
ТСС 409
Абу Муса Дайбули рассказывал: “Когда Баязида спросили о вверенности Богу, он повернулся ко мне и сказал: “А что бы ты ответил?” Я промолвил: “Наши друзья говорят, что это полный покой внутреннего бытия, даже если ты окружен львами и драконами”. Тогда Баязид дал свой ответ: “Это отчужденность. Когда обитатели рая упиваются его щедротами, а обитатели ада претерпевают его муки, и для тебя первое отлично от второго, значит, ты не среди тех, кто уповает на Бога”.
РК 246
Когда Яхью ибн Муаза спросили, когда достигается стадия (макам) упования на Бога, он ответил: “Когда человек довольствуется тем, что им движет Бог”.
РК 247
Нахраджури сказал: “Авраам обладал подлиннной вверенностью Богу, ведь когда Гавриил спросил, есть ли у него в чем нужда, тот ответил: “От тебя - ни в чем”, ибо он был укрыт от своего нафса Богом. Пребывая с Богом, он не зрил иного”.
РК 249
Говорили, что вверившийся Богу подобен ребенку: ему неведомы иные стези, кроме ведущей к материнской груди. Для уповающего на Бога есть лишь один путь - к Богу.
РК 252
Говорили, что вверенность Богу это отсутствие мыслей в глубинном сознании (сирр) относительно испрашивания хлеба насущного.
РК 254
Полагаться на Бога значит осознавать, что податель пропитания - Господь.
ТКК 589
Тот, кто действительно вверил себя Богу, ничем не владеет, и ничто не владеет им.
ТКК 590
Тот, кто действительно уповает на Бога, не зависит от своей вверенности Богу (не будучи обусловлен своим упованием и не осознавая его).
ТКК 590
Вверенность Богу - это, не внимая вторичным причинам, внимать Причинителю.
ТКК 591
Хамдун Кассар сказал: “Упование на Бога это обретение убежища в Боге”.
МХ 396
Якуб Мазабили на вопрос о вверенности Богу ответил, что это “отказ от волеизъявления”. Сахл Тустари сказал, что это “отказ от воздействий”. Бишр Хафи на тот же вопрос ответил, что это “довольство”, Абу Хафс Хаддад - “освобожденность от своей же власти”, Халладж - “видеть исключительно Побудителя”, Фатх Мансили - “незатронутость вторичными причинами”, Шакик Балхи - “будучи абсолютно беспомощным, взирать на Бога”, Шибли - “забывать про всех, когда взираешь сердцем”.
ТСА 338
Махфуз ибн Махмуд сказал: “Упование на Бога для преданного это еда без жадности”.
ТСА 346
Вверенность Богу значит доверие к Богу и недоверие к тому, что принадлежит людям.
ТДж
Сари Сакати сказал: “Упование на Бога это утрата своей власти”. Это значит, что человек не считает, что он является причиной своих утрат и обретений. Основа вверенности Богу - препоручение своих дел в руки Господа.
ХШТ 307
Ибн Масрук сказал: “Упование на Бога - это покорность воле судьбы”. Тогда признаком человека, обладающего подлинным упованием на Бога, будет являться его невозмутимость перед лицом всего, что Бог посылает ему, ведь вверенность Богу предполагает полную покорность, а раз человек смирился перед Владыкой, приятно ему или нет, он не ропщет о том, как распоряжаются Его собственностью, сотворенной Им.
ХШТ 307
Сахл ибн Абдаллах сказал: “Вверенность Богу это подчинение в Божьем присутствии, а подчиняющийся - это тот, кто шагнет даже туда, где он погибнет”. Это означает, что человек не сопротивляется Божьим указаниям, полностью принимая волю Божью и ставя ее выше своих интересов.
ХШТ 307
На начальных этапах упование на Бога заключается в том, чтобы перейти от обычных поступков, исходящих из мирских желаний, к действиям, побуждаемым Богом, которые определены шариатом и возлагаются на человека; таваккул на завершающих этапах значит полагаться во всех начинаниях на Бога, а не на себя.
РШ IV 174
Упование на Бога значит положить конец стремлениям ко всему иному-чем-Бог и ввериться Богу.
АФ 52
Баязид сказал: “Упование на Бога значит жить сегодняшним днем и не думать о завтра”.
ТА 196
Фузайл Ийяз сказал: “Суть вверенности Богу - в том, чтобы не надеяться ни на что, помимо Бога, и ничего не страшиться, кроме Бога”. Он также говорил: “Уповающий на Бога - близок Ему, не сомневается в Нем и не жалуется”. И потому его внутреннее и внешнее бытие едины и совпадают.
ТА 98
Абдаллах ибн Мубарак сказал: “Вверенность Богу являет себя как неосознавание своей вверенности. Лишь Богу ведомо, что человек подвизается в уповании на Него”.
ТА 219
Когда Сахла ибн Абдаллаха спросили о начале и конце всех состояний, он ответил: “Воздержание - начало аскезы, аскеза - начало упования на Бога, которое в свою очередь является первой ступенью духовного знания”.
ТА 320
Зун-Нун Мисри сказал: “Ввериться Богу это полностью отказаться от поклонения богам и поклоняться Единому, перестав отвлекаться на вторичные причины”. Его попросили разъяснить сказанное, и он добавил: “Уповать на Бога это смотреть на себя как на подчиненного и находить это приятным, утратив властность”.
ТА 153
Джафар Хулди сказал: “Вверенность Богу это свойство сердца оставаться неизменным, невзирая на то, чем оно владеет. Сердце может радоваться, не владея ничем, и горевать, невзирая на то, что чем-то владеет, ведь упование на Бога заключается в постоянстве по отношению к Нему в любом состоянии”.
ТА 753
Сахл ибн Абдаллах сказал: “Первая стадия (макам) вверенности Богу - когда в присутствии силы Божьей человек уподобляется бездвижному, покорному трупу в руках обмывальщика, который делает с ним что пожелает”. Сахл также говорил, что упование на Бога полностью обретается, лишь когда уповают духом, а это происходит лишь когда человека полностью оставляет чувство, что он управляет своими поступками, и те, кто достиг этого, обладают тремя свойствами: подлинной твердостью (в вере) (якин), духозрением (мукашафа) Незримого и непосредственным ощущением (мушахада) близости к Богу”. Уповать - значит “никогда не сомневаться в Боге”, то есть быть уверенным, что Он посылает тебе обещанное Им; это “состояние сердца, которое живет в Боге, не имея привязанностей”.
ТА 318
Джунайд сказал: “Упование на Бога значит принадлежать Богу точно так же, как это было до сотворения”. Он также говорил: “Раньше вверенность Богу была подлинной, ныне это просто знание”, и “упование на Бога не приобретается, это умиротворенность сердца тем, что завещано Богом”.
ТА 445
Абу Амр Нуджайд сказал: “Нижняя ступень вверенности - мысленно оказывать предпочтение Богу”.
ТА 729
Ибн Ата сказал: “Упование на Бога таково, что человек не может достигнуть полной нищеты (факр), пока не перестанет оглядываться назад и терять душевное равновесие в зависимости от обстоятельств; и лишь Бог ведает, что человек достиг постоянства”.
ТА 494
Ибрагим Рукки сказал: “Достаток суфия - упование на Бога, достаток богатых - упование на собственность и вторичные причины”.
ТА 501
Нахраджури сказал: “Тот, кто по-настоящему вверяет себя Богу, свободен от чувства раздражения сотворенными созданиями. Он никого не проклинает из-за того, что происходит с ним или из-за того, в чем отказано ему, поскольку осознаёт, что дары и утраты исходят от одного Бога”.
ТА 508
Абу Бакр Варрак сказал: “Ввериться Богу означает использовать преимущества момента (вакт) и быть свободным от мути ожиданий, не сожалея о прошедшем и не предвкушая то, что придёт”. Так можно извлечь пользу из всех возможностей, предоставляемых моментом.
ТА 538
Мамшад Динавари сказал: “Ввериться Богу значит положить конец домогательствам желаний физической натуры, сердца и нафса”.
ТА 612
Вверившийся Богу преданный терпеливо переносит голод в течение недели без малейшего возмущения сознания.
КФ 1511
Таваккул значит доверять Богу, мириться с Его обещаниями и Его угрозами, не жаждая ничего иного, кроме Него.
КФ 1511
Вверенность Богу это когда достаток и бедность, существование и несуществование (вещей) для человека безразличны.
КФ 1511
Таваккул значит не обращаться к Богу с просьбой о пропитании через посредников. Получение от Него пропитания рассматривается как само собой разумеющееся. Скрывающий свои стремления и всё еще жаждущий материального - просто ленивый, а не вверившийся Богу.
КФ 1511
Таваккул значит доверять Божьей воле и существовать благодаря милости Божьей. Если, добывая пропитание и приобретая то, что необходимо для жизни, преданный пытается восполнять утраченное, он попирает требования религии и Божьих постановлений. Такая опасность всегда существует.
ТМ 111
Хаввас сказал: “Упование на Бога значит изгнать свои страхи и надежды на иное-чем-Бог”.
РШ I 223
Уповать на Бога значит оставить вторичные причины, забыть друзей и в любом деле полагаться сердцем на божественного Дарителя.
РШ I 222
Высказывания великих суфиев об уповании на Бога
Вверившийся Богу подобен Аврааму -
Он утратил свою силу в силе Божьей.
Шабистари
Суть упования на Бога - в утрате, раз и навсегда, осознавания посредников и вторичных причин, это сознавание того, что Бог не имеет соучастников ни в поступках, ни в свойствах, что Он растворил чувство личного участия либо того, что не является Богом, в Своих поступках, силе и свойствах. Человек возвращает свойства и действия, которые Бог дал ему в залог (аманат), и утрачивает ощущение “я” или чего-либо иного, не являющегося Богом.
Твой преданный укрылся на Твоей улочке,
Затерявшись в сиянии Твоего лика.
Как мог я явиться на место предстояния?
Кто я такой и где мог бы предстать?
СГР 263
Таваккул означает препорученность (тафвид) своих дел Абсолютному Движителю и уверенность в Подателе пропитания. Эта стадия (макам) приходит после стадии надежды, поскольку препорученность и уверенность овладевают человеком в созерцании щедрости Божьей. Таваккул это следствие достижения веры (иман) посредством ощущения Божьих воздействий и указаний, как сказано в Коране: “На Аллаха полагайтесь, если вы верующие” (5:23). Это вера, которая на уровне несомненности (якин) заключается в ощущении, что всё идеально предрешено и каждому по справедливости назначен его удел, и от него ни убавить, ни прибавить.
МХ 396
Сердце, преисполненное преданности, воспринимает знаки Божьей воли. Такое сердце обладает позитивной направленностью на восприятие всего, что предуготовано ему, непосредственно переживая свойство Вечности (ал-Кидам), поскольку сознание освобождается от вторичных причин. Именно вторичные причины, заполнив глубинное сознание опосредованиями, препятствуют тем самым ангелическому сознанию поместиться в глубинном сознании, сделав его недоступным. Согласно Корану: “Полагайся на Живого, Который не умирает” (25:58).
Пророк сказал: “Семьдесят тысяч моих сподвижников войдут в рай без расчета. Это те, кто не таит обид, не закабаляет других, не усматривает неблагого в вещах и полагается на своего Господа”. Познавший сказал: “Вверенность Богу это мир в сердце во время натиска божественной силы”.
МА 32
Согласно Корану: “На Аллаха полагайтесь, если вы верующие” (5:23), таваккул значит препоручить все свои дела Единому, вершащему их, и со спокойным сердцем принимать Его деяния.
Это одна из наиболее трудных стадий (макам) для обычных людей и один из наименее безопасных путей для избранных, ибо Бог препоручил все начинания Самому Себе и расстраивает (планы) всех, кто стремится приложить к ним руку.
Таваккул включает в себя три ступени, которые проходят обычные люди.
Первая - та, которая сопроводается непосредственным видением Бога без какого-либо посредничества, с намерением преисполниться Богом, приносить пользу другим и быть нелицемерным.
Вторая - та, что сопровождается прекращением видения и слепотой в отношении вторичных причин; искренним старанием ввериться Господу, что препятствует честолюбию нафса; и ревностным отправлением религиозных обязанностей.
Третья ступень включает сознавание вверенности Богу, - сознавание, подвигающее человека к освобождению от несовершенства и недостатков. Оно таково, что человек ощущает, что владычество Бога над вещами - это владычество абсолютной власти, в которой не имеет доли никто из могущих вверить свою власть Богу.
Одно из обязательных условий преданности - ощущение того, что всё принадлежит Богу.
МС 73
Двадцать первое поле - поле упования на Бога (таваккул), оно проистекает от поля прозрения (басират). Согласно Корану: “На Бога уповайте, если вы верующие” (5:23) и “на Него и уповайте, если хотите быть покорными” (10:84).
Упование на Бога - мост несомненности (якин), столп веры (иман) и местоположение искренности. Оно имеет три ступени.
Первая познается, когда человек старается усердно подвизаться в терпимости. Это состояние (хал) тех, кто приобретает.
Вторая ступень становится доступной при полном осознавании того, что человеку ничто не подвластно, что нет смысла лукавить, и что вторичные причины не принесут плода. Ощущая это, человек успокаивается. Это состояние тех, кто ожидает.
Третья ступень достигается, когда постигаешь, что обретения и потери равно мудры, что свой удел следует принимать с доброжелательностью и без пренебрежения, и что при этом постоянно оказываешься сбитым с толку. Ощущая это, человек безмятежен. Таково состояние довольствующихся.
СМ 28
Абу Али Даккак сказал: “Таваккул включает в себя три уровня: собственно упование на Бога, покорность и препорученность.
Первое - свойство обычных (людей), присущее недавно вступившим на путь, второе - свойство избранных, находящихся в середине пути, третье - свойство избранных среди избранных, завершающих путь. Упование на Бога - качество, присущее всем пророкам, покорность - качество, особо присущее Аврааму, вверенность - качество, наиболее проявленное в Мухаммаде. Полагающийся на Бога внимает Божьим обетам, покорный - обретает мир в познании Бога, препоручающий (свои дела Богу) довольствуется тем, что предуказывает Бог. Первый взыскует от Бога даров, второй - ожидает встречи с Богом, и третий обретает покой довольства в близости.
КАМ II 330
Уповать на Бога значит видеть оком души, обращенным к Богу, ненадобность - чтобы освободиться от надобности в других и отправиться к Богу через Бога, а не исходя из того, что обусловленно, - ведь смотреть через Него на Его свойства значит быть неверным в отношении упования на Него; тот же, кто смотрит через Него в Него - монотеист в отношении вверенности Ему.
Таваккул это влага несомненности (якин), дождящая из моря Бытия в сердце того, кто уповает на Бога. Озарения реальности вспыхивают в нем, смывая сомнения его нафса, так что базар глубинного сознания (сирр) очищается от суетливого кишения нафса. Когда Бог взирает на человека, человек подпадает под Его защиту. Как может тот, кого оберегает Бог, загрязниться иным-чем-Он? И всё же следует уделить самое пристальное внимание тому, чтобы любой, кто уповает на Него, был искренен на начальных этапах любви. Если бы это было не так, то в чем заключался бы смысл упования на Бога? - ведь Бог существовал до тебя, существует сейчас, одновременно с тобой, и будет существовать после тебя.
Тому, кто переходит от существования к несуществованию, нет надобности в уповании, ибо оно означает избавление от иного-чем-Он. Приблизившейся к Богу душе нет надобности полагаться на Него, ибо она и не оказывалась внеположенной Ему настолько, чтобы ей пришлось заново узнавать Его, а потому и не требуется вверенности. Упование подразумевает состояние рассеянности, и в то же время упование это стольный град любящих, стойкость сердец, близких к Богу, сподвижник душ духовно познавших по вкушанию вина, доверенный любящих (мухибб), успех учеников, любовь (хубб) восторженных, радость томящихся, жизнь для полностью покорившихся, мост для страстно жаждущих, и преображение души для горюющих.
Где отыскать того, кому ведома тайна вверенности в состояниях богоявления? Ведь такой человек знает, что вверенность это защитная завеса Божьего благоволения, которая наброшена на лица тех, кто чист в духовном знании, чтобы укрыть их от жажды иного-чем-Бог.
РКР 36
Упование на Бога это доверчивость сердца по отношению к Богу. Сердце не смущается утратой мирских вещей, к которым привязан нафс. Если же сердце взволновано этим, в нем нет упования на Бога.
Подлинная вверенность Богу со стороны обусловленных существ не является подлинной, покуда данное существо существует. Упование реализуемо лишь в состоянии несуществования. Тот, кто не существует, непрерывно преисполнен вверенности - до тех пор, пока не войдет в бытие. Как только он входит в бытие, вверенность Богу покидает его.
ФМ II 199
суфийские мастера,
стоянки суфиев,
дух суфизма,
ахваль,
макам,
УСТОИ СУФИЗМА,
макамат,
sufi practice,
путь суфиев,
sufi theory,
суфийский путь,
ТАВАККУЛ,
состояния (ахваль) и стоянки (макамат),
опоры суфизма,
суфийские трактаты,
классики суфизма,
дервиши,
sufi,
дервишизм,
СУФИЙСКИЕ АФОРИЗМЫ,
sufi masters,
стоянки,
СУФИЙСКИЕ МАКСИМЫ,
суфизм,
sufi path,
упование на Бога (араб. таваккул),
javad nurbakhsh,
ахвал,
суфийские наставники,
джавад нурбахш,
мудрость суфиев,
sufi doctrine,
sufism,
книги по суфизму,
суфийская доктрина,
внутренние состояния на суфийском пути