Джавад Нурбахш. СУФИЗМ 5. УСТРЕМЛЕННОСТЬ (араб. ХИММАТ, ХИММА)

Apr 28, 2015 09:31

УСТРЕМЛЕННОСТЬ
химмат

Пришпорь меня своей устремленностью,
о наставник Пути,
ибо дорога к цели долга,
а я лишь начинаю свое странствие.

Хафиз

Устремленность (химмат) это настроенность сердца на Бога с твердой решимостью достичь совершенства или помочь сделать это кому-то другому.
Термин химмат описывает внутреннюю установку наставника на исправление и/или продвижение суфиев. Так, суфии говорят: “Наставник создал настрой”, “установка наставника была благотворной” и “о наставник, поддержи меня своей устремленностью!”

* * *

Я - раб стремления к тому,
кто под лазурным небосводом
свободен от всего, что можно окрасить
в цвета привязанности.

Хафиз

Чудесно устремление Хафиза.
Единственное из мирского,
Что льнёт к его глазам, -
Пыль с улочки Твоей.

Хафиз

Устремленность на Пути
Должна исходить от самого человека.
О Господи, не допусти,
Чтобы стремление моё ослабло!
Если стремления возвышенны,
То и поведение будет достойным.
Странствуя, стремись к продвижению,
И не думая об остановках,
Ты доведёшь свое начинание до конца,
Достигнув человеческого совершенства.

Шах Даи Ширази

На низшую природу не смотри,
Различай направленность.

ИН 53

Интерес (хамм) и устремленность (химмат)

Абу Али Даккак сказал: “Утрачивая интерес (хамм) на начальных этапах устремленности (химмат), на завершающих этапах ученик начинает бездельничать. Благодаря интересу внешняя жизнь человека наполняется набожными отправлениями, а благодаря устремленности внутренняя жизнь фокусируется на медитации (муракаба)”.

ТА 653

Поручительство (амният) и устремленность

Рассказывают, что по пути из Мерва в Махан, в мечети Баварда, Абу Хаббазу довелось встретиться с Абу Саидом Аби-л-Хейром.
Ахмад Наср и другие шейхи собрались здесь и беседовали. Во время разговора было упомянуто имя одного человека. Али Хаббаз отозвался о нем так: “О да, это человек, обладающий устремленностью”. Абу Саид заметил: “Это неправомерное суждение, поскольку в своих поступках этот человек исходит не из устремленности, он ищет поручительства (амният). Того, кто раздает собственность, можно назвать взыскующим поруки, а не устремленности. Устремленный же не мыслит ни о чем, не помыслив о Боге”.

АТ 292

Степени устремленности

Пробужденная устремленность
(химмато’л-ифака)

Пробужденная устремленность это первая ступень устремленности на духовном пути, она влечет за собой поиски того, что имеет истинное существование, и отходит от того, что бренно:

Отбрось преходящее ради того, что не преходит,
С тем, чтобы достичь мудрости и просветленности.

РШ IV 26 (ср. с ИС 45)

Тщеславная устремленность (химмато’л-анафа)

Тщеславная устремленность - вторая ступень устремленности. Преисполненный этой устремленностью помышляет о награде за добрые дела, его сердце исполнено предвкушения заслуги, которую Бог обещал как награду за праведные деяния. В любом случае такой человек не стремится узрить Бога, а поклоняется Ему в надежде на Его благодеяния. В своей устремленности к Богу он взыскует близости к Нему и не ищет иного, кроме Бога.

Не будем просить у Бога иного, кроме Него.
Взыскуя иного-чем-Бог, мы поступаем неразумно.

Возвышенная устремленность
(химмат арбабо’л-химмато’л-’алийя)

Возвышенная устремленность - третья ступень устремленности. Эта ступень достигается теми, кто не привязан ни к чему, кроме Бога, кто не обращает внимания ни на что, кроме Него, кто не довольствуется состояниями или стадиями, не задерживается на Именах и Атрибутах, кто устремлён к самой Сути.

РШ IV 26

Виды устремленности

Устремленность включает три уровня: устремленность пробуждения (танбих), устремленность преданности (ирадат) и устремленность реальности (хакикат).
Устремленность пробуждения это непривязанность (таджрид) сердца к желаниям.
Устремленность преданности собирает воедино все устремления благодаря чистоте вдохновенности, в случае ученика будучи началом искренности.
Устремленность реальности это совокупность устремленностей всех великих наставников среди людей Бога. Это духовная способность, которая пробуждает искание в ищущем.
Об “устремленности преданности” говорили: “Устремленность людей сдвигает горы”. Ценность человека заключается в достоинстве его устремленности.

РШ IV 193

Устремленность духовно постигающих (арифов), знающих и глупцов

Яхья ибн Джала сказал: “Устремленность арифов является с Богом и никогда не отпадает от Бога”.

ТА 498

Анас ибн Малик сказал: “Устремленность знающих опирается на реальное знание, устремленность глупцов - на сплетни старых жён”.

КМ 13

Начальный и конечный этапы устремленности

На начальных этапах объект устремленности - религиозные отправления и соблюдение обета покаяния. На конечных этапах стремятся воспоследовать Богу - точно так же, как всё следует Ему.

РШ IV 178

Наиболее возвышенная устремленность арифа

Наиболее возвышенная устремленность арифа преследует восхищенность в Боге. Бог проявляет Себя в Своем свойстве благосклонности и выказывает Свое благотворение арифу, стремясь завоевать его сердце и образовать его. В этом положении ариф, переживая расширение (баст), реализует свою позицию, и потоки извечной благодати исходят от него. Однако он не останавливается на этом и взыскует больше, чем способен вместить, говоря: “Господи мой! Умножь мое знание” (20:114). Халладж сказал: “Наиболее возвышенная устремленность являет себя, когда арифа устраивает только упраздненность (фана‘) в вечном и достижение истинного существования (бака‘) после упраздненности”.

МА 140

Определения устремленности у наставников Пути

Баязид сказал: “Неверность для подвизающихся в устремленности (через Бога) вернее, чем вера тех, кто заставляет других ощущать себя обязанным за оказанную любезность”.

ТСС 64

Мухаммад ибн Хафиф сказал: “Устремленность означает побуждать других являть свидетельство своей устремленности, подталкивая в этом направлении”.

ТСС 489

Ибрагим Кассар Рукки сказал: “Достоинство каждого человека можно оценить, исходя их природы его устремленности. Если он стремится к мирскому, он ничего не стоит. Если он стремится исполнять волю Божью, его достоинство неизъяснимо и бесценно”.

ТСС 321

Абу Бакр Тамастани сказал: “Устремленность великих заключается в игнорировании нафса, который является величайшей завесой между тобой и Богом”.

ТСА 515

Зун-Нун Мисри сказал: “Как бы ни отклонялся тот, кто целеустремлён, он близок к истине; и сколь бы ни был прав тот, кто желает, он лицемерит. То есть, у устремленного нет желания своего объекта, и потому он и не отклоняется от него при малейшем раздражении. Причина этого в том, что устремленный не обусловлен своим хотением. Желающего же легко удовольствовать, но он весьма переменчив”.

ТА 149

Джунайд сказал: “Устремленность это божественный знак, а преданность (ирадат) - ангелический. Размышление (хатир) - знак духовного знания, а украшение тела - знак Сатаны, похоть проявляет нафс, а потворство своим слабостям указывает на неверие”.
Он также говорил: “Бог никогда не наказывает стремящегося, даже если он согрешит против Него”, “Любой, кто стремится, обладает проницательностью, тогда как желающий слеп”. Он также сказал: “Один человек не выше другого, ни один поступок не лучше любого другого; однако устремленность того, кто стремится, может превосходить устремленность других, и вся устремленность превышает своим достоинством любое действие, предпринятое иным-чем-Бог”.

ТА 440

Ибн Ата сказал: “Устремленность такова, что человек не может отринуть ее атрибуты” и “устремленность это нечто, не существующее в миру”.
Он также сказал: “Влюбленный живет сердцем, истомившийся - слезами, ариф - поминанием (Бога), приверженный божественному единству - словом, благоговеющий - дыханием, а устремленный - остановкой дыхания (в терминах существования); эта последняя достигается испепелением и поглощением”.
Если бы попросили объяснить, как живет тот, кто исповедует божественное единство, я бы ответил, что внутренняя жизнь такого человека полностью подпадает под покровительство божественного единства, и что он неведом самому себе, несмотря на то, что продолжает говорить, как в том случае, когда Баязид сказал: “Тридцать лет я искал Баязида…” Благоговеющий живет дыханием таким образом, что его язык совершенно перестает работать и остается одно дыхание. Стремящийся может жить, прекратив дышать, поскольку если он дышит перед лицом божественного величия, он самоупраздняется, как в том случае, когда Пророк сказал: “Я имею время с Богом, в котором ни я сам как ниспосланный пророк, ни Гавриил не имеют доли”.

ТА 493

Шибли сказал: “Устремленность это поиск Бога, и ничто, меньшее этого, не является устремленностью”, и “тот, кто устремлен, не имеет озабоченности, тогда как тот, кто желает, занят чем-то”.

ТА 632

Абу Али Даккак сказал: “Бог придает человеку устремленность и преданность соответственно на конечном и начальном этапах пути. Находящиеся на начальном этапе желают подвизаться в духовном стяжании, а на завершающем этапе обретают возможность посредством устремленности достигнуть внутреннего прозрения (мукашафа) и духозрения (мушахада). Среди тех, кто ищет материального, устремленность редка. Она включает в себя неизбывный покой, который остается непоколебимым на том и на этом свете”.

ТА 655

Джафар Хулди сказал: “Будьте благородны в устремлениях, ведь именно благодаря благородным устремлениям, а не просто усилиям, достигается стадия (макам) зрелости”.

ТА 753

Абу Али Рудбари сказал: “Бог любит тех, кто устремлен - ведь они любят Его”.

ТА 756

Джунайд сказал: “Ценность устремленности конкретного человека заключается в его натуре. Если человек устремлен к еде, его достоинство состоит в том, чтобы покончить с этим”.

Т 253

Ансари об устремленности

Согласно Корану: “Не уклонилось его (Пророка) зрение и не зашло далеко” (53:17). Устремленность являет себя, когда владение собой состоит в поддержании своих побуждений направленными к Объекту. Стремящийся не принадлежит себе, для него не существует ничего, кроме его устремленности. Устремленность включает три ступени.
Первая ступень оберегает сердце от мелочных желаний преходящего, направляет к вечному и очищает сердце от мути тленного.
На второй ступени игнорируются вторичные причины, перестаешь ожидать результатов, исчезает привычка желать чего-либо.
Третья ступень выше, чем состояния и стадии, она искореняет любое помышление о наградах и званиях, и направляет от Свойств к Сущности.

МС 136

Сорок девятое поле - поле устремленности (химмат), оно исходит от поля побуждения (хатрат). Согласно Корану: “Он знает, каково твое состояние” (24:64).
Устремленность представляет собой пожелание человека, соответствующее достоинству сердца. Есть три вида устремленности.
“Устремленность в миру” это вкус отделённости (от Бога), Который является источником человеческого знания, предметом упований человека и средоточием его устремлений; от всего этого мы обретаем убежище в Боге.
“Устремленность в мире ином” это молния освобожденности, узда иного мира - наши руки, его название запечатлено в сердце, а его клеймо выжжено каленым железом на нашей жизни.
“Устремленность через Бога” - это залог успеха; она освобождает человека от всех потребностей, фокусируя его на единственной надобности; освобождает от всех привязанностей, упрочняя одну-единственную привязанность, и побуждает оставить все двери ради того, чтобы войти в особую дверь. Устремленность человека определяется его достоинством. Это достоинство было Его знаком в предвечности и будет Его печатью в послевечности.

СМ 45

суфийские мастера, стоянки суфиев, Хафиз, дух суфизма, ахваль, макам, УСТОИ СУФИЗМА, макамат, sufi practice, путь суфиев, sufi theory, суфийский путь, состояния (ахваль) и стоянки (макамат), опоры суфизма, суфийские трактаты, классики суфизма, дервиши, sufi, дервишизм, химма, СУФИЙСКИЕ АФОРИЗМЫ, sufi masters, стоянки, СУФИЙСКИЕ МАКСИМЫ, суфизм, Ансари, УСТРЕМЛЕННОСТЬ (араб. ХИММАТ), sufi path, ахвал, javad nurbakhsh, суфийские наставники, джавад нурбахш, мудрость суфиев, sufi doctrine, sufism, Ширази, книги по суфизму, суфийская доктрина, внутренние состояния на суфийском пути

Previous post Next post
Up