Благодарность
(шукр)
Быть благодарным -
значит разглядеть в колючках розу.
Не зри на частности,
задумайся о целом.
МН 41
Благодарность в суфизме означает благодарение Бога и добродеяния (ихсан) по отношению к сотворенным существам.
*
Быть благодарным - значит видеть
бессчетные дары щедрот,
и в них - Дарителя.
МН 45
Благодаря Господу я достиг завершенности
во всем, чего испрашивал у Него.
Хафиз
Благодаренье за щедроты
приумножает ваши блага.
Неблагодарность
приводит к ускользанью их из ваших рук.
ММ I 939
Кто может Бога возблагодарить
Рукой и голосом простыми?
Саади
Благодарность значит словом, рукой или сердцем делать добро в ответ на милости. Говорили, что благодарность представляет собой восхваление Дарующего Милости посредством упоминания Его благодеяний. Помня о милостях, дарованных Господом, преданный благодарит Его, славословя Его. Господь же благодарит преданного, поощряя его тем, что приемлет его добродеяние, исполненное как послушание Ему.
ТДж 168
Когда Шакик (Балхи) спросил Ибрагима Адхама, что тот делает, когда получает пропитание, тот ответил:
- Я благодарю за всё, что получаю. А когда ничего не получаю, я набираюсь терпения.
Шакик воскликнул:
- Собаки Хорасана ведут себя так же!
Ибрагим спросил:
- А ты как поступаешь?
Шакик ответил:
- Я раздаю всё, что получаю. А когда ничего не получаю, благодарю за это.
Говорят, что после этих слов Ибрагим расцеловал Шакика и сказал:
- Ты - истинный наставник!
ТСА 86
Благодарность новообращенных и продвинувшихся
Благодарность новичков включает осознание получаемых милостей, а благодарность продвинувшихся - осознание Того, Который даровал милости, и созерцание (мушахада) Его Существа.
КАМ I 421
Благодарность обычных и избранных
Абу Усман Гири сказал: “Благодарность обычных - за еду и одежду, благодарность избранных - за духовные реалии (ма’на), которые входят в их сердце”.
ТА 481
Благодарность в знании
и благодарность в занятиях
Есть начальная и конечная стадии благодарности. Начальная стадия включает знание милостей (шукр-и ‘илми), необходимость быть благодарным за них, и знание природы благодарения за каждую милость. Конечная стадия включает в себя осознанность действий человека. Человек осознает, что мирские блага это божественные милости, за которые необходимо поблагодарить Единого, даровавшего их. Природа благодарности подобна взаимовыгодному обмену - как указано в религиозных разрешительных уложениях об обмене (товарами или услугами), таком как религиозный налог (закат) и подаяние, когда верующий подает в обмен на божественные дары и руководство.
Неблагодарность - это греховное потребительство или потребительство скрытное. Также надо иметь в виду, что любая способность, внешняя или внутренняя, как и каждая часть тела, член и орган есть милость, за которую верующему в свою очередь предписывается благодарить Бога. Более того, следует точно знать природу благодарения за каждую милость.
Следует знать, что язык и красноречие есть милость и что благодарность за это выражается чтением священных книг и поминанием Бога, постоянным памятованием о милостях, искренностью и добрым советом. Неблагодарность есть злословие, обман, сплетни, брань и клевета.
Глаз и способность видеть суть милости. Благодарность за них выражают посредством созерцания знаков божественной силы и мудрости либо посредством божественных книг или скрижалей небес и обоих миров - через них можно научиться распознавать даруемые блага и отличать извращенное от здорового. Неблагодарность это взирание на запретное, лживое или излишнее.
Ухо и способность слышать суть милости. Благодарность за них выражают, внимая божественному слову, высказываниям Пророка и мудрым наставлениям. Неблагодарность - это когда вы внимаете злословию и пустым словам.
Ум это благо, благодарность за которое выражается в принятии шариата, направленности на совершение благого и исправлении мирских и иных деяний других людей. Неблагодарность это отрицание религиозных знаний, уловки и мошенничество, оправдание умом действий, которые ведут к злу.
Знание это благо, благодарность за которое выражается в наставлениях делать добро, в распространении и провозглашении этого достойным. Неблагодарность это использование знания в качестве инструмента страстей, тщеславия, словопрений и для наставления недостойных.
Передающий знание недостойному утрачивает его, утаивающий знание от достойного - утеснитель.
Это же касается всех членов тела и способностей. Так, всякий раз, когда преданный осознает эти милости и форму, соответствующую каждой из них, он достигает “благодарности в знании”, которая является начальной стадией благодарности. Когда он постоянно придерживается этого, он достигает “благодарности на практике” (шукр-и ‘амали), которая является конечной стадией. “Благодарность в знании” - вещь достаточно обычная, поскольку легко достижима. “Благодарность на практике”, наоборот, встречается редко, поскольку требует совершенства. В Коране сказано: “Сотворите, род Дауда, благодарность! Но немногие из Моих рабов благодарны!” (34:13)
МХ 385
Благодарность словесная, телесная и благодарность сердца
Бывает три вида благодарности: словесная (шукр-и забан) - покорнейшая и смиренная признательность за милости Божьи; телесная - приводит тело в согласие с Божьим повелением (шукр-и тан) и служением Богу; и “благодарность сердца” (шукр-и дил), которая выражается в стойкости созерцательного видения (шухуд) при сохранении благоговения.
РК 263
Благодарность ученых (‘улама), аскетов
(‘абидан) и духовно познавших (арифан)
Говорится, что “благодарность ученых” (шукр-и ‘улама’) выражается словесно; “благодарность аскетов” (шукр-и ‘абидан) выражается посредством их поступков; и “благодарность духовно познавших” (шукр-и ‘арифан) выражается посредством их стойкости во всех состояниях.
РК 263
Благодарящий и благодарный
Говорилось, что благодарящий (шакир) это тот, кто благодарит Бога за то, что попадает к нему в руки, а благодарный (шакур) - тот, кто благодарит Бога за то, чего не имеет. Первый благодарит за полученное, второй - за отведенное от него.
Говорили, что благодарящий Бога за дары - шакир, а благодарящий Его за невзгоды - шакур.
РК 264
Ты - Повелитель,
я - довольствуюсь
любым Твоим призывом.
Твоею чистою душою
моя душа благодарит.
Руми
Определения благодарности у суфийских наставников
Ибн Абу Садан сказал: “Благодарность значит благодарить за невзгоды как за милость”.
ТСС 440
Мухаммад Тирмизи сказал: “Надлежит благодарить Единого, из владений Которого нам не уйти”.
ТА 533
Абу Бакр Варрак сказал: “Благодарность за милости это осознавание доброты и соблюдение почтительности”.
РК 263 (ср. ТА 538)
Абу Бакр Каттани сказал: “Благодарение в тех случаях, когда следует просить прощения, и мольба о прощении там, где следовало бы благодарить, - равно греховны”.
ТА 570
Абу Мухаммад Джурайри сказал: “Совершенная благодарность это осознавание собственной неспособности отблагодарить”.
ТА 581
Абу Усман Магриби сказал: “Благодарение это знание своих возможностей отблагодарить за милости”.
ТА 785 (ср. РК 263)
Джунайд сказал: “Благодарность значит не злоупотреблять даруемыми Богом милостями, не обращая их в основу для греха”.
ТА 418
Сахл ибн Абдаллах сказал: “Предельная благодарность познавшего заключается в том, что он осознает свою неспособность отблагодарить Бога подобающим образом”.
ТА 316
Сахл ибн Абдаллах сказал: “Следует довольствоваться Божьим повелением, благодарить за Его милости и быть терпеливым перед лицом Его невзгод”.
ТА 318
Яхья ибн Муаз Рази сказал: “Подвижник переносит свое положение, претерпевая; томящийся переносит свое положение, благодаря, находящийся в единении переносит свое положение в состоянии божественной дружбы (вилаят)”.
ТА 369
Джунайд сказал: “Благодарность значит рассматривать свой нафс как не заслуживающий милостей”.
ТА 444
Джунайд сказал: “Есть повод быть благодарным: благодарящий посредством благодарения удерживает свой нафс от непомерных желаний”.
РК 263
Когда Шибли спросили о смысле благодарности, он ответил: “Благодарность это видеть не просто дары, но и Дарителя в дарах. Это радость и наслаждение от лицезрения Дарителя, а не самих даров”.
КАМ VIII:29
Высказывания наставников Пути о благодарности
Харис Мухасиби сказал: “Благодарность выражается в приумножении, которое Бог посылает тем, кто благодарит Его”. Иными словами, когда преданный благодарит, Бог содействует ему, усиливая его благодарность, так что можно сказать, что преданный совершает поклонения должным образом лишь благодаря Божьей помощи. Если преданный думает о своих поклонениях, а не о помощи (Божьей), поклонения не приемлются. Если же он осознает одолжение Божьей поддержки, а не поклонения, и благодарит за это одолжение, Бог приумножает Свою поддержку поклонений преданного. Бог приумножает Свою поддержку поклонений по мере того, как преданный приумножает свои благодарения за Божью благосклонность. Некоторые наставники говорили, что знак принятия поклонения - это Божья помощь в проведении следующего акта поклонения, которая в свою очередь требует дальнейшего благодарения от преданного для умножения Его поддержки.
Если преданный более не получает помощи, это указывает на то, что предыдущее поклонение отвергнуто. В Коране сказано: “Если возблагодарите, Я умножу вам” (14:7). Итак, усиление благодарности за акт поклонения проистекает от умножения поддержки поклонению.
Далее, благодарность, воздаваемая за каждую милость, должна соответствовать этой милости, ибо есть много видов благодарности.
Благодарение за материальные обретения выражается в виде щедрости. Благодарение за душу выражается в виде поклонения. Благодарение за способность говорить выражается в виде подтверждения веры и поминания Бога (зикр). Благодарность за сердце выражается как исповедание божественного единства (таухид) и как добротолюбие (махаббат). Благодарность за внутреннее осознавание выражается через близость к Богу и лицезрение Бога.
Благодарность состоит в том, чтобы видеть все вещи как исходящие от Бога, а не от “я”, так что всё получаемое связывается с Богом, а то, что не получено, обретается посредством благодарности.
Абу Саид Харраз сказал: “Благодарность значит быть признательным Дарующему милости и исповедовать веру в Бога”. Иными словами, благодарность может быть выражена двумя путями, первое - исповеданием Бога и обретением веры, и второе - подтверждением того, что Он - Даритель. Это, в свою очередь, подразумевает два условия: признание того, что благодарение необходимо, и признание того, что мои благодарения недостаточны для того, чтобы и далее Бог поддерживал меня. В хадисах говорится, что Давид спросил, как Адам выразил свою благодарность. Бог ответил: “О Давид! Он осознавал, что всё, что он имел, исходило от Меня, за это Я отблагодарил его”.
Пророк сказал: “Всякий раз, когда Бог дарует щедроты преданному, который осознаёт, что это исходит от Него, Он уже предначертал благодарения, которые предназначаются Ему - еще до того, как преданный вознесёт их Ему. Более того, всякий раз когда преданный совершает грех, в котором он раскаивается сердцем, Бог дарует ему отпущение - еще до того, как тот испросит прощения или покается”.
Абу Али Рудбари писал:
Когда б все части тела моего
словами возблагодарили бы Тебя
за благосклонность,
что Ты мне даровал,
приумноженье благ
в ответ за благодарность
превысило бы многократно те,
за которые я благодарил.
Иначе говоря, благодарность объемлет два вида деятельности: сохранение того, что имеешь - то есть отсутствие убытков, и прибавление того, чего не имеешь - то есть прибыток. И потому если преданный не преуспевает в благодарности, он теряет то, что получил, и не имеет прибытка. В приведенном выше стихе поэт утверждает, что преуспеяние в благодарениях ему даровал Господь, позволив сохранить полученные блага и прибавить к ним новые. Приумножение милости важнее, чем первоначальная милость, поскольку это непрерывная милость, а только продолжающимися милостями можно по-настоящему упиваться.
Рудбари также сказал: “Благодарность значит забывать про благодарность во время лицезрения Подателя Благ, - то есть важны не сами блага, а Податель. Не следует придавать значение самим дарам, а следует помнить о Дарующем - ведь если бы Он не был близок с преданным, тот бы и не вспомнил про Него. Лишь великие способны помнить Его, и это поминание является свойством Поминающего и не соотносимо с благодарностью преданного, поскольку предвечное поминание не соотносимо с благодарностью, выражаемой в какой-либо момент времени. На этой стадии человек не способен к (выражению) благодарности - из-за своей неспособности и смятения. Яхья Муаз сказал: “Пока ты занят благодарениями, ты не являешься благодарящим, ибо в конечном итоге благодарность заключается в смятенности”. И потому благодарность со стороны Господа это милость, которая вызывает благодарность (со стороны преданного). Это положение не имеет ограничений, как сказано в кораническом стихе: “И если вы будете считать милость Аллаха, то не сочтёте ее” (14:34). Если преданный благодарит за милость, ему будет даровано приумножение этой милости, что в свою очередь требует благодарности; в итоге он непрестанно благодарит за эту милость. Абу-л-Хасан Нури писал:
Я возношу благодаренья
не милостям Твоим в ответ,
но чтоб сказали:
Он - благодарящий.
Когда Бог указывает преданному, чтобы тот поблагодарил , то это - благодарение не в ответ на Его доброту, поскольку человек не в состоянии отблагодарить за предвечное благоволение; преданный благодарит до проявления доброты, чтобы выразить свою преданность, и таким образом приобретает свойство Благодарящего.
Нури писал об этом:
Припоминаю дни,
когда с Тобой был близок,
о как чудесно это было!
Благодарящему воспоминания
лишь остаются.
Нури вспоминает те дни, когда Бог являл ему свою доброту. Это указание на предвечность и предшествующие проявления доброты. Когда Нури вспоминает об этом периоде, он осознаёт свое высокое стояние в то время. Благодарности не осталось - только воспоминание.
Некоторые наставники молятся так: “О Господи, Тебе ведомо, что не в моих силах отблагодарить Тебя, и потому сделай это за меня”. Когда преданному указывают сделать то, чего он не в силах сделать, Бог возмещает его неспособность, снимая с преданного эту ношу, как, например, в случае с общиной Пророка, члены которой, осознавая, что не способны приветствовать Пророка с должным уважением, воззвали к Богу: “О Господи, приветствуй Мухаммада и семью Мухаммада”. Они признали свою неспособность воздать ему должное и попросили Господа сделать это за них. Но если целая община не способна приветствовать Пророка, насколько больше должна быть неспособность благодарить Бога! И потому лучше, если человек взывает к Богу с тем, чтобы Тот Сам возблагодарил Себя, говоря: “Хвала Аллаху, Господу миров” (1:1). Он назначает Себе благодарить Себя от имени Своих созданий, так что Его благодарения могут приравниваться к Его благодеяниям.
КШТ 301
Кушайри сказал: “Реалия благодарности заключается в смиренном осознавании щедрости Дарующего, когда Бог описывается как Щедрейший Даритель, поскольку Он отплачивает преданному тем же, соразмерно его благодарности. Согласно Корану: “И воздаянием зла - зло, подобное ему” (42:40).
Говорили, что благодарность исходит от преданного, получающего щедрые милости в ответ на незначительное действие. Также говорили, что реалия благодарности это восхваление Благоподателя посредством поминания Его благодеяния. Поэтому благодарность преданного Богу обретает форму восхваления Бога в поминании Его благодеяния, оказанного ему, а благодарность Бога преданному обретает форму Его похвалы ему посредством поминания благодеяния преданного. Благодеяние преданного это его почитание Бога, а благодеяние Бога это дарование щедрот преданному. Реалия благодарности это восприятие сердцем Божьих щедрот.
“Благодарность за благодарность” более целостна, чем просто благодарность. Она означает, что преданный воспринимает свою благодарность как милость от Бога, а саму милость - как одну из Божьих щедрот, дарованных преданному, за которую он также благодарит. И потому “благодарность за благодарность” выражается и продолжается вечно.
Благодарность это смиренное отнесение щедрот на счет Дарующего щедроты. Рувайм сказал: “Истинная благодарность - та, которая выражается на пределе своих возможностей”.
Далее, говорили, что благодарность позволяет человеку сохранять милости в руке и служит привлечению милостей, еще не полученных. Давид сказал: “О Господи, как я могу отблагодарить Тебя! Моя благодарность Тебе это милость, которая исходит от Тебя”. Бог ответил, явив откровение: “Слова эти были твоей благодарностью”.
Моисей спросил Бога: “О Господи, ты создал Адама Своей рукой и Ты дал ему так много, а благодарил ли он Тебя?” Бог ответил: “Адам знал, что всё было от Меня. Его осознавание этого было его благодарностью Мне”.
Некий человек пришел к Сахлу ибн Абдаллаху и сказал: “Вор забрался в мой дом и украл мои пожитки”. Сахл ответил: “Поблагодари за это. Если бы вор по имени Сатана забрался в твое сердце и похитил искренность твоей веры, что бы ты делал?”
Благодарность - это когда преданный восхваляет Бога за милость, которой он не заслужил. Джунайд сказал: “Всякий раз, когда Сари (Сакати), мой наставник, хотел обучить меня чему-нибудь, он задавал мне вопрос. Однажды он спросил: “О Абу-л-Касем, что такое благодарность?” Я ответил: “Не искать милости Божьей, когда это ведет к непослушанию”. “Как ты научился этому?” - спросил Сари. “Сидя у твоих ног”, - ответил я.
Али молился: “О Господи, Ты благословил меня щедротами и я не поблагодарил Тебя. И тогда Ты наслал на меня напасти. Несмотря на мою нетерпимость, Ты не продлил напасти. Господи, от Щедрого исходит только щедрость”.
Если человек не может ответить на Божью милость делом, он должен поблагодарить словесно.
Рассказывают, что когда пророк Идрис узнал о том, что по милосердию Божьему он прощён, он попросил Господа дать ему жизнь - чтобы иметь возможность отблагодарить Его, поскольку до этого он совершал добрые дела, просто чтобы заслужить прощение. При этих словах ангел подхватил его и вознес на небеса.
Пророк ступил на камни, от которых, к его удивлению, вскипала вода. Бог побудил камень заговорить. “Или не слышал ты слова Божьи об огне, уготованном неверным, “топливом для которого люди и камни”? (2:24) И люди, и камни будут гореть в геенне. И теперь я стенаю от страха перед геенной”. Пророк молитвенно попросил у Господа о защите для камней, и Бог открыл ему, что Он внял его молитве. Тогда пророк ушел восвояси. Придя в другой раз, он увидел, что вода вокруг камней кипит еще сильнее. “Бог охранил вас от геенны, чего же вы рыдаете?” - спросил он. “Раньше мы рыдали от страха и скорби, - ответили камни, - теперь же - от радости и благодарности”. Благодарящий непрестанно - получает приумножение, ибо он осознаёт, что Бог щедр к нему. Согласно Корану: “Если возблагодарите, Я умножу вам” (14:7). Претерпевающий всегда с Богом, ведь он непрестанно осознаёт, что горести приходят от Него. В Коране сказано: “Поистине, Аллах - с терпеливыми!” (2:153)
Однажды к Омару ибн Абдул-Азизу (омейядскому халифу) явилось посольство, от имени которого к нему обратился молодой человек. Омар сказал:
- Лучше, если за тебя скажет старший.
Юноша ответил:
- О предводитель верных, если старшие лучше, мы отыщем среди мусульман человека постарше тебя.
Тогда Омар повелел юноше говорить.
- Мы пришли не с прошением, - сказал тот, - ибо твоя щедрость такова, что нам не о чем просить; мы не трепещем перед тобой, ибо твоя справедливость защищает нас.
- Какова же ваша миссия? - спросил халиф.
- Мы пришли поблагодарить тебя, - ответил юноша. - Мы предстали перед тобой в знак нашей благодарности.
Бог открыл Моисею, что Он милостив к тем преданным, которые живут в благоденствии, и к тем, которые претерпевают горести. Моисей молвил:
- Бедствующие нуждаются в Твоей милости, но к чему ниспосылать ее преуспевающим?
Бог ответил:
- Они поблагодарили за свое благоденствие в таких словах: “Хвала Господу за милость дыхания и благодарность Господу за благополучие (органов) чувств.
Говорили, что восхваление Господа - ответ на приход милостей от Бога, и благодарение Господа имеет место, когда эти милости сохраняются. В устной традиции говорится, что первыми людьми, которые войдут в рай, будут те, кто благодарит Бога вне зависимости от того, в каких обстоятельствах он находится.
Хвала Господу за то, что Он отвёл, и благодарения Ему за то, что Он преподал.
РК 261
В Коране говорится: “Немногие из моих рабов благодарны” (34:13).
Благодарность означает узнавание милости. Она сводит вместе человека и Подателя милостей; в этом смысле ислам и вера по Корану - формы благодарности.
Благодарность трояка, это узнавание милостей, принятие милостей и благодарение за милости. Такая благодарность присуща простым людям. Она имеет три степени.
Первая - благодарность за благоприятные вещи; она является общей для мусульман, христиан, иудеев и зороастрийцев, и принятие Богом этой формы благодарности происходит благодаря Его безмерной доброте. В ответ на эту благодарность Бог обещает приумножение и дарует его с достоинством.
Вторая степень это благодарность за то, что неприятно. Это состояние довольства в человеке, для которого все состояния одинаковы. Это также указывает на отсутствие недовольства, соблюдение правил должного поведения (адаб) и приверженность пути знания в человеке, состояния которого изменяются. Те, кто выражает такую благодарность, будут первыми введены в рай.
Третья степень благодарности возникает, когда преданный видит только Дарующего милости. Если он воспринимает Дарителя посредством поклонения, он чтит милости Подателя. Если он воспринимает Дарителя посредством любви, он будет с готовностью подчиняться Его строгостям. Если он воспринимает Дарителя посредством самоотверженности (тафрид), он не будет осознавать ни строгостей, ни милостей Дарителя.
МС
Благодарность объемлет осознавание милостей, благодарение Дарующего и побуждение к исполнению обязательства, налагаемого милостями. Такова благодарность обычных людей, ведь она частична и не может состязаться с безграничностью Бога.
Избранные видят благодарность как попытку отблагодарить Господа за Его милости и как уклонение от подлинной обязанности, налагаемой этой милостью, то есть как избегание исполнения долга в свете Божьего великодушия. Эта благодарность представляет собой проявление веры в Бога и в свои силы на пути к Богу.
ИМк
Друг мой, знаешь ли, какова благодарность на стадии добротолюбия (махаббат)? Когда путник осознаёт ее, он ощущает огромный прилив благодарности, при этом осознавая свою неспособность отблагодарить за милость должным образом. Коранические высказывание “и если вы будете считать милость Аллаха, то не сочтёте её” (14:34) указывает на эту благодарность, поэтому когда человек самоупраздняется в “хвале Аллаху, которому принадлежит всё, что в небесах и на земле” (34:1), голос из Божественной реальности возглашает: “Мы благодарим Нас от вашего имени, считая Наши благодарения за ваши”, Или не попадались тебе имена Божьи “Благодарящий” (Аш-Шакур) и Восхваляющий (Ал-Хамид)? Последнее указывает на то, что хвала, которую Бог воздаёт Себе, исходит от Него, а первое указывает на то, что Бог благодарит Себя от вашего имени. Помни о высказывании Пророка: “Вы благодарите Господа через Господа”.
Ведаете ли о смысле этого высказывания? Его значение может быть воспринято лишь тем, к кому приложимы слова Пророка “я познал моего Господа через моего Господа”. Бог говорит с каждым из Своих друзей посредством сферы Незримого. Лучшая благодарность с твоей стороны - та, что исходит от Него. И потому Бог благодарит Себя посредством Себя, ибо Он - Благодарящий. Это благодарность духа. “Физическая благодарность” это то, что подразумевал Пророк, сказав: “Когда преданный прославляет Бога, Его свет наполняет землю; и когда он прославляет Бога во второй раз, Его свет наполняет небо и землю; и когда он делает это в третий раз, свет Божий наполняет всё, что между небом и землей. Небо и земля исполняются светом, когда возносятся “физические” или “словесные” благодарения. Это благодарность за милости “Аллах подчинил вам то, что в небесах и на земле” (31:20).
Т 245
Васити сказал: “Всякий, кто благодарит Бога - лицемер, ведь предвечный Податель благодарений отблагодарил Себя Сам до сотворения бытия, тем самым устранив обязанность благодарить у созданных существ”.
Что такое благодарность? Плох тот, кто думает, что он в состоянии отблагодарить Извечного, ведь благодарность посредством духовного знания состоит в том, чтобы заключить Его в себе, а это невозможно. Если бы собрать всех тварей, чтобы они одновременно возблагодарили за жизнь, - и они не смогли бы этого сделать. Преходящее не в состоянии отблагодарить Непреходящее. Возможна лишь благодарность, которая приходит как милость от Извечного Благодарителя. Кто способен отблагодарить за эту милость? В каждый миг возносятся мириады благодарений. Они нескончаемы, ведь Податель благодарений не имеет конца. Отметим, что Пророк - господин тех, чья признательность так велика, что они не в силах должным образом выразить свою благодарность. Ввергнутый в море милостей свидетельствования в явлении Извечного, он пожелал возносить неустанные благодарения голосом того, кто безгласен на стадии Единения, но опустился в глубины моря. В сфере Силы он испытал полное смятение, вскричав: “Беспомощен! Беззащитен!”, ведь нет иного способа поблагодарить Извечного.
Пророк также сказал: “Не могу исчислить похвал Тебе”. Иначе говоря, “лишь Тебе ведомо, как отблагодарить Тебя”.
Бог сказал Моисею: “Поблагодари Нас”. Моисей спросил: “Как я могу благодарить Тебя? Благодарить Тебя для меня - милость, это благодарение само требует благодарности, что же мне сказать?” Бог ответил: “Теперь ты отблагодарил Меня”.
Кто благодарит Господа - притязает на Господство, ведь благодарность ограничивает пределы Божественной Сущности рамками познанного. Если бы человек познал Бога, он бы (тем самым) обозначил пределы Вечности Бога, а это невозможно. Преходящее не в состоянии отблагодарить Непреходящее. Проявление благодарности Вечному может исходить только от Вечного.
Львы любви благодарят душою. “Благодарение душою” исходит от упраздненности бытия в Божьем всемогуществе. Пока не сгоришь в огне подобно благовонию, не сошьешь шапку духовного знания в обители любви. Простертые перед Единством (вахданийят) не получают платы из области извечного.
Если хочешь, чтобы твой ум и душа были рабами любви до скончания веков, закрой врата пяти чувств - чтобы отправиться в город “Мы создали человека из глины сложного состава” (23:12)
[1]. В какой бы области мира небытия ты ни странствовал, ты увидишь мириады вечных небес, которые являют собой разнообразные знамения Бога. Затем ты узнаешь, как заглянуть в себя, и подобно павлину расправишь крылья благодарности. Когда ты попробуешь летать, ты увидишь море беспомощности и устыдишься “благодарить” Извечное. Если ты пожелаешь “пылающей руки” Моисея как светоносного свойства, возложи свою руку на грудь Незримого и поднеси шкатулку жемчугов мудрости и пророчества. Если чувства взыскуют звезду предвечного путешествия вознесения (Мухаммада), утверди: “Это - Господь мой!” (6:78), и тогда устыдишься “кто знает меня - знает Господа”. Если бы душа имела око несуществования, в этом хадисе не было бы нужды.
Первый Ум (Пророк) - господин дружбы с Богом (вилайят). Его богопочитание и есть вознесение хвалы Господу. Пророк обоих миров занимался сосредоточением своего внутреннего сознания на предвечном пути до тех пор, пока его состояние не взяло верх над физической оболочкой и он не вошел в безмолвное духовное общение. Ты видишь не губы и не язык, когда произносишь благое речение “кто знает меня - знает Бога”, Утверди лестницу в небо предвечности на предвечном основании, ибо не сможешь взвесить никчемность “мы пришли с немногим товаром” (12:88) на весах “Аллах сжимает и щедро даёт” (2:245).
Но чего стоит твое желание стать рабом Предвечной Возлюбленной, если у тебя нет Бурака упраздненности в Боге, который вынес бы тебя на стезю послевечности? При появлении Возлюбленной ты становишься нем и беспомощен, дозволь же своей беспомощности сказать за тебя. Онемевший обретёт Предвечные Уста “разве не Господь ваш Я?” (7:172), которые скажут за него “да”. Иначе Бог оставит тебя одного, не дозволяя чуждой душе войти в эту реальность.
О Единый, чьи благодарения предшествовали благодарениям Пророка, возгласившего о своей неспособности отблагодарить! Клянусь Твоими благодарениями, что в Своей благодарности Ты можешь поблагодарить этого человека (Рузбихана), который не имеет благодарений. Ибо я не имею голоса благодарений в своем свидетельстве, и не имею голоса, чтобы в своем духовном следовании испросить прощения.
ШШ 287
Поскольку плод терпения является весомой заслугой и благодарность необходима и обязательна для того, чтобы получить эту милость, за стадией терпения следует стадия благодарности.
Слово шукр (благодарность) обозначает “проявление” и “выражение” благодарности. Для духовно познавших (‘арифан) термин обозначает признательность за милости путем подтверждения сердцем и изустно. Например, Джунайд сказал: “Признательность за Божьи милости как благодарность появляется в сердце и на языке”. Признательность в сердце это признательность за милости, дарованные самому благодарящему, тогда как изустная признательность включает в себя признательность за милости, дарованные другим.
“Совершенная благодарность” это сочетание обоих форм. Благодарность - одна из величайших милостей, которую Бог дает преданному. Следует быть благодарным за благодарность. Однако выражение благодарности возможно только при невовлеченности и самоотрешенности во время погружения в океан Божьих милостей и поглощенности им. Говорили, что благодарность это отсутствие благодарений. Благодарность любого, кто думает, что он может по-своему отблагодарить или прославить Бога - это многобожие. Эти слова не следует понимать как отмену принципа духовного тружения. Они говорят о том, что при выражении своей благодарности во время духовного тружения не следует воспринимать себя в качестве того, от кого исходит благодарность.
МХ 384
[1] Пер. иман Валерии Пороховой.