- урок 21 ноября 2007 г. Часть 2.
Вопрос: Родители желают своим детям только добра, поэтому они хотят чтобы те получили какую-то профессию, потом хороший заработок. И как им объяснить, что Каббала тоже помогает в жизни и что это не просто философия?
В этом состоит вся наша работа - суметь объяснить каждому, что такое наука Каббала и насколько предлагаемое ею решение - глобальное, успешное, единственно возможное, одновременно естественное и не естественное, которое приходит в нам как результат осознания общей природы. Мы таким образом раскрываем перед человеком законы мира - абсолютные, вечные и совершенные.
Желаем мы того или нет, но эти законы на нас влияют и мы находимся под их властью, поэтому нам стоит их изучить и использовать. Чем лучше мы сможем объяснить это всем, тем больше преуспеем - и мы, и все человечество.
Сейчас надо обсудить, каким образом материализовать наше послание и быстро с ним выйти, используя все доступные нам средства, включая средства массовой информации. Выйти к народу и начать эту кампанию, пока мы не добьемся успеха - то есть до самого Конца исправления.
Нет больше никаких возможностей, кроме образования. Вся каббала - это образование и призвана научить человека, как исправить себя.
Вопрос: Будет ли существовать наказание в будущем обществе, и в частности применительно к детям? Ведь вы сказали, что здесь недопустимо насилие?
Наказание существует, но оно должно быть таким, чтобы человек понял, что это наказание, и что оно приходит к нему от природы в ответ на его поведение, нарушающее равновесие с ней. А не то, что я его бью, потому что мне так захотелось и мне кажется, что он это заслужил. И тогда он бежит от меня, ненавидя меня и это общество, которое на него давит.
Нужно показать ему, что удары приходят не от общества (и это главное) - а от природы, хотя может быть и посредством общества, и это потому, что он не находится с ней в равновесии. Это идеальное состояние. Будто я стою перед пламенем или на обрыве, и знаю, что нельзя прыгать. Почему? Потому - таков закон, и не о чем больше спрашивать. Можно сколько угодно мудрствовать, но закон перед тобой - пожалуйста, прыгай с обрыва или в пламя и закончишь свою жизнь.
Человек должен увидеть это в такой форме и понять какой вред он себе наносит, нарушая законы природы. Надо показать ему, что если он делает это по незнанию, есть такие законы природы, которые действуют на него, считаясь с уровнем его развития. И мы видим это на примере маленьких детей, которых природа будто бережет, чтобы они не повредили себе. А есть такие законы природы, которые не принимают во внимание, понимает ли человек и отдает ли себе отчет в том, что он делает.
Нужно подробно это разобрать и объяснить человеку. Мы в сущности знакомим его с тем миром, в котором он находится. И через это осознание он постепенно раскроет не наш мир - а мир Бесконечности, Творца. Это то, что мы должны ему показать.
Пока ему кажется, что он исполняет законы слепой природы, неживой природы. Затем он продвигается дальше к законам растительного, животного, человеческого уровней и выходит на такую ступень, где раскрывает, что вся эта природа представляет собой одну мысль, одно желание, любовь и одно отношение к нему. Это происходит поэтапно.
Вопрос: Но в обществе будущего будут шлепать детей и будут тюрьмы?
Можно посадить человека в тюрьму, и об этом пишет Бааль Сулам в своей статье «Последнее поколение», но при условии, что наказание исходит от исправленного общества, когда человек видит, что так оно устроено, и нет другого общества.
Он может скрыться и искать другое общество, но он знает, что то общество, в котором он находится, устраивает его в одном отношении, в другом и в третьем. А в чем-то оно не устраивает его эгоизм, и он должен знать, что таковы его законы. Но законы эти - абсолютные и касаются не только него, а всех членов общества. И он знает, что общество почитает того, кто исполняет эти законы. Таким образом общество воспитывает его.
Но человек должен понимать, что общество так воспитывает его потому, что хочет выполнить общий закон природы, а не потому что во главе его стоит какой-то негодяй, который делает, что ему захочется, думая лишь о своем кармане и славе. Необходимо широкое объяснение и убеждение.
Бааль Сулам пишет, что нужно все время убеждать людей и приводить им доказательства, что по-другому невозможно, и у нас нет выбора - иначе нас ждет война и другие страдания. Он упоминает об этом всего в нескольких словах, но это определяет, на какой основе должно идти практическое объяснение.
Вопрос: Не понятно, образование должно быть направлено против природы или оно развивается на ее основе?
Образование призвано показать человеку, что собой представляет природа. Очень просто. В этом состоит задача образования. Ребенок не знает, что такое природа, и я ему объясняю. И я не только объясняю, а передаю ему келим, чтобы он потом сам мог найти объяснение - это и называется наукой.
Он изучает, как одно связано с другим, учится на опыте, как исследовать вещи, находить связи между ними, проводить анализ и синтез, перенимать знание от других. Надо не просто вложить в него какие-то данные, а научить, как самому их получить и обработать.
Но, в конце концов, я учу его, что он находится внутри природы, то есть Творца. В этом все образование.
Вопрос: Но в естественных науках уже существует такая система образования - изучение мира и того, как он построен на физическом уровне. Даже в младших классах есть такой предмет, как природоведение, физика.
Нет, мы вовсе не изучаем эти предметы в правильной форме. Во всех этих предметах не объясняется причинность и целенаправленность природы. Не говорится о главном: «Для чего она существует? Как она влияет на меня, стремясь продвинуть к какой-то цели? Почему мир создан именно таким, где в интегральной форме соединяются все виды природы: неживая, растительная, животная и человек?» Мы ничего это не преподаем детям!
Мы не преподаем это с точки зрения самого человека, не нацелены на него, чтобы показать, что он таким образом приобретает. Каждый предмет должен отвечать на вопрос: «В чем смысл моей жизни? Для чего мне это нужно? Почему это для меня построено?»
Весь мир - эргометрический, он построен только ради человека. Если я знаю, что он построен для меня, ради того, чтобы я чему-то научился и мог это как-то использовать для своего блага, а без этого не достигну желанной цели, то я буду совершенно иначе его воспринимать. Нужно показать моему эгоизму, что для меня создан этот мир.
Чем мне поможет в жизни, если я буду знать строение разных жуков или все геологические и исторические периоды? Иди даже в математике, такие сложные вещи, которые мне не понадобятся, чтобы сделать покупки в супермаркете? Для чего мне больше? Мне нужны какие-то необходимые знания для жизни - и все.
Так нужно показать человеку, какое знание ему необходимо для жизни. И тогда мы увидим, что 99% из того, что человек учит в школе - ему совершенно не нужно. И потому дети не хотят учиться.
В человеке есть желание учиться, ведь в нем есть эгоизм. Но он приходит в школу, оценивает ее своим критическим взглядом человека нового поколения и видит, что его заставляют учить совершенно искусственные вещи, и здесь нет никакой связи между тем, что он, по своему внутреннему убеждению, желал бы получить, и за чем пришел.
Он думал, что ему расскажут что-то для него интересное - привлекательное для его эгоизма, его желания насладиться. А ему рассказывают такое, что его совершенно не волнует.
И пока в нем не разовьется эгоизм, может быть до первого-второго-третьего класса, он еще как-то может себя тащить. Но позже он уже просто не в состоянии это делать.
А кроме того, его не вдохновляет скорость обучения и поглощения знания. Его внутренний двигатель крутится гораздо быстрее, что сейчас называется гиперактивностью. А тут приходит какая-то учительница, которая сама ничего не знает о жизни, и начинает читать ему мораль и что-то объяснять.
Что она может объяснить ребенку? Что она сама знает, кроме того, что ей рассказали на каких-то курсах? О чем она может с ним говорить? Она вообще на него не настроена, будто вещает на другой волне.
Мы не понимаем, что это поколение - совершенно особенное. Оно не воспринимает на той же стандартной частоте FM, как предыдущее поколение. В нем абсолютно другое приемное устройство.
Вопрос: Но я хочу спросить, ребенок сегодня нуждается в каком-то голом знании? Вне связи с целью существования, а просто, для чистого знания?
Нет. Сказано мудрецами: «Воспитывай юношу согласно пути его». Но разве мы действуем согласно его пути? Разве нам известна его душа, чаяния этого поколения? Ничего не известно - так это не образование! Образование должно идти «согласно пути» ребенка.
Как мы сегодня выбираем предметы: «Вот это они должны знать! А вот это, как же нет - тоже нужно! Как же они не будут знать истории, так как мы учили - конечно нужно! География - тоже да!» А зачем? Всю географию можно рассказать, показав несколько красивых фильмов. И ребенок будет учиться с удовольствием. А о чем мы ему рассказываем?
Я помню, как десять лет учился в школе (сейчас уже учатся двенадцать), и с четвертого класса у нас уже была география. То есть шесть лет, раз в неделю был урок географии, посчитайте сколько это часов! Я не говорю, что у меня в голове ничего от этого не осталось. Осталось, но что это дает? Наше образование не согласуется с природой человека - и в этом вся проблема.
Преподаватели приходят из прошлого поколения и хотят воспитывать молодое поколение - а им это не подходит. Вы можете возразить: «Но таков закон природы! Именно родители должны учить молодое поколение». Но облачаясь в него... Поэтому написано: «Воспитывай юношу согласно пути его». Не согласно твоему собственному пути - а согласно его пути. Иначе ты не можешь быть учителем. Это очень тяжелое требование.
Вопрос: Одна из больших проблем образования, что ребенок не чувствует себя в школе уверенным и защищенным.
Это проблема и учителей, потому что сегодня учитель в школе не знает, как справиться с классом. Он хочет властвовать - и не может. Хочет установить контакт с детьми - и не умеет. Он тоже чувствует себя неуверенными и не защищенными.
Чувство неуверенности у учителя и у ребенка вызвано отсутствием правильного подхода. Если бы оба они были в таких отношениях как мы здесь сейчас... Мы с вами, изучая здесь каббалу, тоже ведь учимся в классе, не так ли? Сейчас тут сидят такие же «дети» (не важно, что им по сорок лет) и учатся.
И мы учимся вместе, вместе решаем проблемы и отвечаем на вопросы. Мы стараемся изучить то, что каббалисты рассказывают нам о законах этого мира, и пытаемся извлечь из этого какую-то методику образования, правильного поведения, более четко выяснить для себя цель.
Понятно, что в таком виде этот подход еще не готов для детей, но в итоге, именно это мы и должны сделать. Обучение, прежде всего, должно быть интерактивным. Оно должно включать собрания товарищей, сопровождаться распространением. Ученики должны понимать, что они делают.
Это чем-то похоже на то, чем мы занимаемся. Они должны знать, что собираются изменить себя и изменить мир. Все молодое поколение должно об этом знать и гордиться тем, что есть новый мир, в котором оно будет хозяином. Надо поставить перед ним цель.
И не такую цель, что ты сейчас приобретешь специальность, а потом будешь хорошо зарабатывать, и все на этом. Мол, будет у тебя отпуск заграницей, холодильник с едой, машина, дом. Здесь же, учитель и ученик должны стремиться к одной цели, оба вместе.
Почему мы думаем, что учителя не касается это развитие, проходимое ребенком? Учитель находится в том же самом процессе развития. Он также желает достичь той же цели. Он показывает ребенку лишь чуть больше того, что ему известно из собственного опыта прохождения того же самого пути.
И тем же путем идет весь мир. И тогда получается, что все человечество ощущает себя идущим вместе к одной великой цели. И также дети - как когда-то учили, живя в диких джунглях: что нельзя трогать, а что разрешено, как стоит поступать, а как - не стоит, что опасно, а что - нет. Так, собственно, и мы должны учить их, как правильно вести себя с природой, чтобы достичь цели.
И в этом родители и дети - едины. Мы все вместе - это одна душа, и не важно, прошлое это поколение или следующее, которые пока еще вместе находятся в этом мире. Из этого и учитель, и ученик черпают силу, уверенность, как вы ее называете, - от того, что идут вместе и находятся на равных со всеми остальными.
Это очень важный принцип. Мы пользуемся им, когда играем с детьми, желая им попутно что-то объяснить. Мы хотим показать им, что сейчас мы с ними на равных и вместе играем.
И здесь, то же самое. Ты вместе с ним играешь в эту жизнь - и так, все человечество. Поэтому отношение детей к родителям, к учителям, к воспитателям, ко всем остальным - сразу же изменится. Они станут товарищами, объединившись ради одной цели, находясь в одной общей системе. Они будут чувствовать взаимную ответственность. Таким образом, ты превращаешь ребенка в активного участника происходящего, в своего партнера, равного тебе.
А вы спрашиваете про уверенность... Представляете, какую это будет вселять уверенность! Как он будет этим гордиться!
Вопрос: Вы сказали, что каждый урок должен отвечать ребенку на вопрос: для чего он живет. Можете ли вы нарисовать такую картину, как ребенок приходит на урок математики в будущем исправленном обществе, и урок отвечает ему на вопрос о смысле жизни?
Я не люблю предаваться таким фантазиям, но я отвечу.
Девяносто девять процентов всей человеческой деятельности - это совершенно не нужные действия. Если бы люди находились в хороших отношениях друг с другом, в каком бы виде работали все системы в обществе? Все эти системы будут совершенно иными. Я уже не говорю о том, что исчезнут армия и полиция, замки и воры. Вся система обеспечения станет другой, отношение к своей специальности будет определяться только возможностью больше отдать обществу.
Я не говорю о том, что девяносто девять процентов товаров, которые мы потребляем, не приносят нам никакой пользы, а только вредят. Я как раз вчера ходил в супермаркет, посмотрел на полки - это что-то страшное. А если человек начнет изменяться, так все станет другим.
А вы говорите - математика. Математика - это не наука, это особый язык. Поэтому о ней трудно что-то сказать - мы пользуемся ею в мере того, насколько нам нужно это для жизни.
Математику придумали люди, которые начали исследовать мир, и не в том виде, как это сегодня делает современная наука. Современная наука тоже приходит к своему концу в результате всеобщего кризиса. Мы можем все дальше и дальше развивать эти научные системы, но они не принесут нам никакой пользы и счастья. И поэтому мы постепенно прекратим все эти разработки, они нам больше не нужны.
Зачем нам заниматься исследованиями, дающими множество абсолютно бесполезных знаний, которые невозможно использовать? В то время, как мы можем, и даже заинтересованы из-за эгоистической выгоды, заниматься такими вещами, от которых будет польза.
Так выходит, что в материальной области вся наука, все теории в итоге сведутся к очень ограниченным действиям, предназначенным для того, чтобы действительно предоставить каждому необходимые ему жизненные условия, больше которых он и не захочет. Он будет этим полностью удовлетворен.
Бааль Сулам говорит, что земной шар готов снабжать все человечество необходимыми продуктами в полном изобилии. Что значит в изобилии? У всех все будет в полном достатке. Так, что каждый почувствует, что больше ему просто ничего не нужно: зачем ты мне еще что-то принес?
И тогда вся человеческая деятельность сконцентрируется на внутренней работе. А какая тебе для этого нужна математика? Внутренняя работа - вся происходит внутри, это раскрытие Творца творениям этого мира. Это единственное занятие, нужное человеку сверх заботы о жизненно необходимом. И все будут этим заниматься.
Но что значит - все? Вы увидите, в какой идеальной форме построена вся человеческая пирамида во всем мире. Так, что люди, не способные заниматься внутренней работой, поисками и раскрытием Божественного, ради того, чтобы передать его другим, то есть нижняя часть пирамиды, не ощущающая к этому склонности, - они будут по своему желанию заниматься обеспечением этого мира всем жизненно необходимым в материальной форме.
А те, кто будет чувствовать большее стремление к духовному - станут больше заниматься духовной работой. И все так естественным образом устроится, что каждый окажется точно на своем месте и будет делать именно то, что нужно миру. Так устроена наша пирамида.
Так устроены наши души, свойства каждой души и связи между нами, что если мы стремимся к цели, то для этого идеально подходят, данные нам силы, свойства и способности. А также даются все необходимые нам внешние условия, обеспечивающие, как наше обязательное материальное существование, так и духовное - раскрытие Творца творениям этого мира.
Все это устроится между всеми нами так, что ни один не займет чужое место и будет в совершенстве подходить для своей работы. Будет ли он заниматься частично духовной работой, частично материальной, или только духовной, или только материальной - он захочет только этого и почувствует, что это место точно приспособлено под него.
Вопрос: Вы сказали, что ребенок должен стать активным участником учебного процесса. Вы имели в виду, что дети должны получить самоуправление в школе?
Нет, конечно я не имел в виду такие вещи. Это может быть сейчас в моде такие современные, извращенные подходы. Вообще демократия только портит нам жизнь. Что такое демократия? Я беру какого-то человека с улицы, провожу выборы и он становится для меня как эталон.
Для того, чтобы продать ему что-то - может это и сгодится. Но чтобы кого-то воспитывать нужно быть «зрячим», как говорится «у мудреца глаза в голове». А не поручать это ребенку или человеку с улицы.
Но я говорю о взаимной связи, которая будет существовать между учителем и учеником, когда оба они находятся в одном процессе, по одной причине, двигаясь к одной цели. Оба вместе: только один - большой, а другой - маленький.
Большой берет маленького за руку и, обладая знанием, что нужно делать, приводит его к той же самой цели. И относительно этой цели они оба находятся в том же самом процессе развития.
Это не так, как у нас в школе, когда я получаю диплом учителя, прихожу к детям и начинаю им вдалбливать все, что есть в программе. Нужно это или не нужно - я не знаю, министерство просвещения так решило, и я должен все это дать - положенное количество часов.
Здесь же речь идет о продвижении учеников - что они могут усвоить, какой материал, как его правильно обработать. Сопровождая это играми в группе, рассказывая о том, что такое человек, что такое общество, как можно раскрыть Творца - в маленькой группе, в большой, с помощью каких игр.
Ведь все обучение - это игра. Все, о чем мы не знаем, но желаем постичь - все это называется игрой. Это предполагает полное взаимодействие и участие как учителей, так и учеников.
Словно учат жизни в джунглях, когда там рождается ребенок. Мы видим такое поведение и у обезьян, и у живущих там людей, как берут ребенка и начинают показывать ему что и как, что можно, а что нельзя. Шлепают его. И обезьяны тоже шлепают детенышей, чтобы немного его наказать. В сущности, это не наказание, а лишь чтобы привлечь его внимание. И он в естественной форме понимает, почему это так или иначе.
Если мы будем учить ребенка тому, что ему нужно для этого жизненного круговорота, то естественно, это будет для него важно. Откуда это известно? Из потребностей души. Ведь сегодня души уже начинают задавать вопросы по сути. А мы им что даем - математику и географию? Зачем им это нужно?
Вопрос: Как вы на деле узнаете, чего хотят дети? Надо спросить их самих, чем они хотят заниматься, или не надо?
Конечно нет! Я не должен их спрашивать, ведь они это не понимают. Разве я спрашиваю тебя, что тебе нужно, когда ты приходишь сюда учиться? Нет. У нас есть программа, оригинальные статьи: статьи о группе, об устройстве мироздания, о внутреннем развитии человека, о строении миров, и так мы в более-менее разнообразной форме учимся, в соответствии с методикой, полученной мной от своего учителя.
Разумеется, мне пришлось внести изменения в ту методику, что была раньше, и не маленькие, поскольку мы сегодня уже приступаем к ее непосредственной реализации.
Но ученик не может знать, что ему нужно получить. Он получает знания, примеры и упражнения, которые призваны поднять его на следующую ступень. Он не знает, что такое следующая ступень, на которую должен подняться. Только тот, кто уже находится на высшей ступени, может спустить ему вниз все средства, помогающие подняться.
Я помню двадцать пять лет назад, когда я жил в Реховоте, там в Институте Вайцмана было специальное отделение, которое разрабатывало игры для детей. И там сидели очень умные люди, которые знали, какие нужно использовать всевозможные формы и цвета. Кроме того, что они обладали для этого фантазией, они также понимали специфику детского восприятия и за счет чего его можно развить - что подходит для трехлетнего возраста, что для четырех лет и т.д.
Я не говорю, что они все делают абсолютно правильно на все сто процентов, но мы понимаем, что игра - это очень серьезная вещь. За счет нее человек растет! Игра формирует человека.
И здесь мы говорим только о механических играх, позволяющих ребенку стать умнее и узнать что-то новое. В каббале же речь идет о внутреннем развитии, когда нужно дать человеку келим, чтобы за счет них он вырос как человек (адам), став подобным (эдоме) Творцу.
Нужно как можно быстрее привести к раскрытию точки в сердце и начать с ней работать. И за счет каких инструментов ее развивать? Ведь у нас нет подобных примеров в этом мире. Нужно как-то все это передать ребенку. Это совершенно иное обучение. Надо помочь ему найти эту точку и научить, как ее развить. Это не относится к внешнему обучению - это внутреннее образование человека. И нужно дать ему для этого келим.
Здесь не помогут цифры и количество информации, которой ты его напичкаешь. Это требует развития человека, а не наполнения его мозговых клеток - ты даешь ему возможность стать созидателем.
Вопрос: Я не очень понимаю, как подготовить подходящих для такой работы учителей...
Вы - и есть учителя. Наши занятия - и есть ваша подготовка. А ты что думал? Какие еще учителя? Те, которых посылает министерство просвещения? Пусть уходят на раннюю пенсию. (Смех) А куда их еще девать? Разве это не они привели к краху нашего образования?
Вопрос: Но у нас будет семь миллиардов учеников, ведь, как я понял - каждый должен учиться...
Для этого есть интернет. У меня нет другого ответа. Я не знаю, в какой форме это будет и когда. Но я думаю, что возможно все это сделать в течение одного поколения. И дети, и родители - все должны будут сидеть и учиться. И как это обычно бывает, именно молодое поколение потребует и заставит предыдущее поколение изменить его. Дети своим давлением должны будут заставить родителей измениться.
Я не знаю, в какой форме будет проходить новое образование, и не весь мир немедленно нуждается в таких изменениях. Но мне кажется, что в ближайшие годы мы сможем уже распространить это знание, этот подход, эту методику и понемногу начать ее развивать - с той скоростью, какая будет возможна.
Я также не уверен, что сохранится такой же подход к обучению, как в сегодняшних школах. Мне кажется, что это будет иначе.
Та система, к которой мы привыкли - очень искусственная. И хотя она принята во всем мире, и такие образовательные рамки нашло для себя человечество, тем не менее, возможно это изменится.
Я думаю, что с самого начала дети будут объединяться в группы - а не в классы. Учеба будет проводиться в маленьком обществе, которое называется «группа», и это будет групповое обучение. То есть нужно сразу же дать маленькому человеку практическое понимание, на основе игр, что означает соединение тел, ведущее к соединению душ. Поэтому мне кажется, что это будут не школьные классы, а группы.
http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/42706?/rus/content/view/full/42706&main