Oct 19, 2008 21:55
РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЧАСТЬЮ
В рамках реалистической этики вполне правомерно ставить проблемы счастья и удовольствия, говорить об интересах конкретного человека. Стремление к счастью естественно для человека, хотя представление о том, что человек создан для счастья, как птица для полета, мягко говоря, преувеличивает роль счастья в человеческой жизни. Ясно только, что стремление к счастью живет в глубине человеческой души, оно является, естественным правом человека. Осуществляя моральный выбор человек определяет лишь путь, по которому должен идти. Реалистическая этика дает ясный фундаментальный критерий выбора пути - это должен быть путь к совершенству. Совершенствуясь, человек как бы дорастает до счастья. Собственно, сам процесс совершенствования способен дать человеку ощущение счастья.
Эти идеи о счастье и о том, что этика указывает путь к истинному счастью, содержатся уже в этике Аристотеля. Реалистическая этика просто идет не-
сколько дальше, усматривая в самом совершенствовании стремление к Абсолюту и признавая важность взаимодействия с Богом на этом пути через обретение благодати. Это утверждение можно сформулировать и в нерелигиозных терминах. А именно совершенствование не только состоит в достижении верности действительности, но и опирается на действительность. За счет совершенствования счастье не покупается, но человек дозревает до счастья, как дозревают плоды на свету.
При этом очень важно понимать, что счастье - это не сумма удовольствий. Поэтому ощущение удовольствия не может служить нравственным ориентиром, даже если это удовольствие от чистой совести. Удовольствие, радость, удовлетворение - это лишь субъективные блага, которые могут привести к тому, что человек, ориентирующийся на них, получит лишь иллюзию счастья вне объективного блага.
Между субъективным ощущением счастья как получаемого удовольствия и долгом, исполнение которого обеспечивает истинное моральное благо, существует противоречие. Этический реализм позволяет сгладить противоречие между счастьем и долгом, за которым скрывается истинное моральное благо. Христианская этика не отрицает радости и удовольствия как естественных благ, но призывает соразмерять их с высшим благом. Для каждого, кто реально соприкоснулся с христианской этикой, становится очевидным, что высшее духовное благо нельзя непосредственно соизмерить с посюсторонней, т. е. данной эмпирически, шкалой удовольствий и переживаний. Христианская этика отнюдь не рекомендует искать как можно больше удовольствий и как можно меньше неприятностей. Это не ведет к нравственному совершенствованию человека. Секрет в том, что человек способен становиться все более восприимчивым к сложным (духовным) благам, которые Евангелие выдвигает на первый план в программе совершенствования человека. Тем самым для него открываются новые формы удовлетворения и удовольствия, основанные на соответствии действительности, не сводящейся к миру видимых явлений. Тем самым психическая жизнь человека приспосабливается к его духовной сущности. Именно на такое приспособление рассчитывает реалистическая этика, ибо оно ведет к наиболее верному соответствию действительности. Чувство удовлетворения приспосабливается к действительности и поэтому само по себе не в состоянии играть роль этического ориентира. Реалистическая этика подчеркивает высшую роль человеческого духа, разума и воли, направляющих к объективному благу. Этическая оценка основывается на том, в какой мере поступок приближает к объективному благу, а не на том, какое субъективное удовольствие
при этом достигается. Именно на проблеме объективного блага (верности действительности) фокусирует свое внимание реалистическая этика как практическая наука о действиях человека, его поведении и совершаемых им поступках.
Свет,
Благо,
Действительность,
Реализм,
Психика,
Шрейдер Ю.А.,
Удовольствие,
Этика,
Счастье,
Совесть,
Иллюзии,
Исправление,
Дух,
Разум,
Совершенствование,
Мораль,
Душа,
Духовность,
Наука,
Жизнь,
Бог,
Воля,
Христианство,
Долг,
Абсолют,
Желание,
Благодать,
Человек,
Нравственность,
Выбор,
Верность