Уточнение понятия "нисайон".

Apr 17, 2012 21:55





Испытание - это необходимость в служении Богу поступать против того пути, который для этого человека естественен.

Нисайон имеет корень "нес" (ср) - что имеет значение "чудо", а также значение "знамя". Это значит, что этот "опыт испытания" является, с одной стороны, преодолением, противоречием естественному (т.е. "чудом", преодолением природы), и, с другой стороны, он должен стать для следующих поколений некоторым знаменем, путеводной звездой, на которую они могли бы ориентироваться. В испытаниях Авраама, Ицхака и Яакова важно, во-первых, что посредством этих испытаний из Праотцов был сформирован еврейский народ (в этом еще один параметр смысла корня "нес" как "чудо" - чудо создания еврейского народа), и, во-вторых, эти испытания описаны в Торе, а потому следующие поколения могут ориентироваться на поведение праотцов. (3десь нисайон выступает в смысле "знамя", "ориентир"). В этом проявляется один из важнейших принципов еврейской традиции: понимание историй Торы как "Дела отцов - знак для сыновей".

Смысл нисайона в том, что из хеседа Авраама нужно сделать правильный хесед, из гвуры Ицхака - правильную гвуру и из тиферет Яакова - правильный тиферет. Это осуществляется путем "отсекания лишнего". Все испытания Авраама связаны с нарушением его желания "давать окружающим людям". Т.е. ему приходится поступать жестко, против своего естественного чувства хесед. При этом "лишний хесед" ("хесед де-тума" - "нечистый хесед") отделяется от Авраама, и у него остается и передается еврейскому народу правильный хесед, "хесед де-кдуша", "хесед святости".

И потому Акеда называется "испытанием Авраама", а не Ицхака. Поскольку качеством Ицхака является сила - "гвура" - то самопожертвование является для него вещью хоть и трудной, но находящейся в рамках его натуры. А качеством Авраама является "хесед" - желание милосердия, поэтому жертвоприношения сына является для него не просто трудным, а категорически противоречит его натуре. Испытание - это такая трудность, когда человек должен преодолеть свою собственную природу, а непросто сделать нечто, что тяжело.

Аналогично, все испытания Ицхака связаны с необходимостью поступать против его естественной склонности "гвура", а Яакова - с необходимостью поступать против его естественной склонности "эмет". Поэтому эти испытания так трудны для Праотцов; а Давид даже и не смог выдержать своего испытания.

Нисайон, Святость, Бог, Чудо, Природа, Служение, Исправление, Преодоление, Испытания

Previous post Next post
Up