Широкими магистралями Красносельского района

Apr 06, 2021 18:00



Первый пост про современный облик Красносельского района посвящён прогулке вдоль наиболее оживлённых мест района (вдоль Садового кольца, мимо «площади трёх вокзалов», и далее по Краснопрудной и Русаковской улицам). Так что нас ждут общие виды улиц и отдельных зданий, без фиксирования внимания на деталях и укромных уголках района.

1. В качестве первого фото поста представлю здание Главного вычислительного центра ОАО «Российские железные дороги», выходящее на Лермонтовскую площадь неподалёку от станции метро «Красные ворота»:


Значительную часть площади занимает сквер с памятником великому русскому поэту М.Ю. Лермонтову. Да, это тот самый памятник, увековеченный в фильме «Джентльмены удачи» («мужик в пиджаке»).

Переместимся на Садовую-Спасскую улицу, входящую в состав Садового кольца. Нынешнее название Садовой-Спасской улицы возникло после 1816 года, когда она образовалась на месте валов Земляного города. Название связано с разбитыми вдоль улицы садами и с располагавшейся здесь ранее Спасской слободой. Приведу несколько сведений из истории Садовой-Спасской улицы. С XVII века была известна находившаяся в этой местности Спасская слобода, название которой произошло от церкви Спаса Преображения. В XVIII столетии здесь располагались дворы московской знати. В 1785 году в одном из домов на нынешней Садовой-Спасской улице была устроена типография Н.И. Новикова, просуществовавшая несколько лет. В конце XVIII - начале XIX веков на месте некоторых старых зданий были построены артиллерийские казармы, получившие название Спасских. Казармы сильно пострадали при пожаре 1812 года, но впоследствии были восстановлены. Застройка улицы большими зданиями началась на рубеже XIX - XX веков. В 1932 - 1933 годах в подвале одного из домов на Садовой-Спасской улице проходила деятельность Группы по изучению реактивного движения (ГИРД), которой руководил известный ученый Ф.А. Цандер.

2. Верхняя часть одной из семи сталинских высоток - построенного в 1949-1953 гг. высотного здания на Красных Воротах:


До 1949 года на этом месте находился жилой дом генерал-майора Н. Ф. Толя, в котором родился великий русский поэт М.Ю. Лермонтов. Нынешнее здание состоит из 24-этажного центрального корпуса высотой 138 метров, занимаемого в советский период Министерством транспортного строительства (в настоящее время - «Трансстрой»), и двух жилых корпусов, различной этажности (от 11 до 15 этажей).

3. На противоположной стороне Садовой-Спасской улицы в 2007 году было построено административное здание российской девелоперской группы компаний «ИНТЕКО»:


Здание выходит острым углом на площадь Красные ворота. До 2005 года здесь стоял трёхэтажный дом, в котором долгие годы жила семья коренного москвича, «мучного короля» Антона Максимовича Эрлангера.

4. Следующее здание на нечётной стороне Садовой-Спасской - доходный дом Ф. И. Афремова:


Первый из ансамбля доходных домов купца Ф. И. Афремова. Построен в 1904 г. под руководством архитектора О. О. Шишковского. Первый в Москве жилой дом такой высоты (8 этажей), за что его нередко именовали «небоскрёбом». В очертаниях завершающей части здания, в обработке дверных проёмов, в рисунке металлических кронштейнов и декоративных деталей присутствует характерная линия раннего модерна.

5. Проходим мимо административного здания (дом № 24) с башенкой на углу с Мясницкой улицей:


6. Вид на это же здание со стороны Орликова переулка:


Изначально, во второй трети девятнадцатого века в этом здании располагался трёхэтажный особняк. В 1914 году его владельцами были Екатерина и Александра Щёткины, имевшие звание «Потомственный почётный гражданин». Со временем к зданию добавили четвёртый этаж, затем оборудовали мансарду и, наконец, пристроили здание из стекла и бетона (Бизнес-центр «Пульман») со стороны Мясницкой.

7. На противоположном углу перекрёстка в 1928-1933 гг. по проекту А. В. Щусева для Наркомата земледелия было возведено масштабное здание в стиле позднего конструктивизма:


Одно из наиболее масштабных и значительных в градостроительном отношении общественных сооружений Москвы конца 1920-х - начала 1930-х гг. Здание Наркомзема, включающее четыре крупных корпуса, сгруппированных вокруг внутреннего двора, занимает большую территорию между Садовой-Спасской ул. и Орликовым пер., образуя при их пересечении эффектную и динамичную композицию. Угол здания пластически выделен скруглением стен, сквозь которое в верхней части проступают чёткие грани прямоугольного объёма. Выразительно обыгрываются лаконичные плоскости стен, чёткий ритм горизонтальных «лежачих» и ленточных окон. Для интерьера характерны ясность и целесообразность планировки помещений. Ныне здание занимает Министерство сельского хозяйства РФ.

8. Вид на скруглённую часть здания (полуцилиндрический ризалит) и на часть здания Наркомзема, выходящую на Орликов переулок:


Кстати, здание примечательно своими лифтами непрерывного действия или, как их ещё называют, патерностерами. Вкратце, суть устройства лифтов следующая: нет дверей в кабине лифта и кнопок вызова. На каждом этаже в проёме лифтовой шахты зияет два больших проруба. Один проруб (размерами 2x0,8 м) для тех, кто едет вниз и один для тех, кто едет вверх. Лифты едут непрерывно по цепи (их примерно 10 штук). Когда кабинки доезжают до самого верха, то они сдвигаются приблизительно 2 метра вбок и далее начинают опускаться вниз, захватывая новых пассажиров. Когда доезжают до подвала, то опять перемещаются вбок и начинают подъем вверх. Этот конвейер из лифтов движется непрерывно примерно со скоростью 30 см в секунду. Со стороны очень похоже на коробок спичек. Спички это пассажиры, а внешняя коробка спичек - шахта лифта, а внутренняя коробочка и есть сам лифт. Приблизительно каждые 25 сек. подъезжает нужный Вам лифт. Когда платформа лифта сравнивается с полом на котором Вы стоите, нужно не мешкая, быстро вскочить в лифт, т.к. в противном случае он уедет вверх и Вам нужно будет ждать еще 25 сек. Нашёл на YouTube видео работы лифта в здании Наркомзема.

Через небольшой и застроенный преимущественно административными зданиями Орликов переулок подходим к короткому 120 м. Южному проезду, который после в финальной своей точке проходит под железнодорожным мостом (Алексеевской соединительной линии, перегон «Каланчёвская»-«Москва-Курская»), и в итоге пришли к юго-западной точке Казанского вокзала.

9. Доходный дом Бровкина на Новорязанской улице рядом с Привокзальной площадью у Казанского вокзала:


Построен в 1895 году в стиле эклектики.

10. Вид из окна электрички на Новорязанскую улицу:


Посмотрим по пути к Комсомольской площади на некоторые достопримечательности Казанского вокзала.

11. Царская башня Казанского вокзала:


По проекту А. В. Щусева при проектировании Казанского вокзала предполагалось, что это будет башня-вестибюль прибытия, через которую пассажиры должны были выходить в город. Также возможно, что изначально эта башня планировалась как царский павильон, где император Николай II мог бы принимать делегации и проводить встречи. Объём башни выступает из плоскости фасада вокзала по Рязанскому проезду. Башня выделяется на фоне протяжённых фасадов справа и слева от башни, оформленных в более сдержанном стиле. Ко входу ведут широкая лестница и арочные проходы-порталы. Второй ярус башни завершает купол, увенчанный шпилем. Построена по сохранившимся чертежам архитектора А. В. Щусева во время реконструкции Казанского вокзала в 1987-1997 годах. С 2010 года в башне находится галерея народного художника России Дмитрия Белюкина, а также других российских художников, работающих в традициях русской классической школы живописи.

12. Памятник создателям российских железных дорог, установленный перед Царской башней Казанского вокзала:


Памятник организаторам и создателям российских железных дорог открыт в день железнодорожника 1 августа 2013 года, к 180-летию РЖД и представляет собой гранитный постамент, на котором расположена групповая скульптурная композиция. Центральное место занимает бюст императора Николай I на постаменте - при нём в России было начато строительство железных дорог и уложено около 1000 верст железнодорожного полотна. Окружают его фигуры выдающихся деятелей, с чьими именами связано развитие железных дорог в России: Франца Антона фон Герстнера, Павла Мельникова, Михаила Хилкова, Ефима и Мирона Черепановых, Сергея Витте. Автор памятника - народный художник России Салават Александрович Щербаков.
  • Франц Антон фон Герстнер (1792-1840) - австрийский и чешский инженер, руководил строительством Царскосельской железной дороги, первой в России железной дороги общественного пользования, изображен в верхней одежде с макетом паровоза в руках.
  • Павел Петрович Мельников - один из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург - Москва, автор научных трудов о железных дорогах, генерал-лейтенант, министр путей сообщения Российской империи (1865-1869), изображен в полный рост в военной форме с плащом и орденами, в правой руке держи свернутый в рулон свиток.
  • Михаил Иванович Хилков - министр путей сообщения Российской империи (1895-1905), изображен в полный рост в развернутой картой Российской империи в руках.
  • Черепановы, отец Ефим (1774-1842) и сын Мирон (1803-1849)) - русские промышленные инженеры-изобретатели, построившие первый российский паровоз, изображены в задней части памятника в полный рост. Братья смотрят на макет паровоза, стоящий на постаменте. Ефим держит в правой руке молоток.
  • Сергей Юльевич Витте - русский государственный деятель, министр путей сообщения (1892), изображён в полный рост в форме государственного чиновника с орденами.

На памятнике под каждой скульптурой установлены таблички с фамилиями деятелей, которые изображены на скульптурах. На передней части памятника, его постаменте, выполнена в виде большого свитка надпись: «Создателям российских железных дорог». На обратной стороне памятника сделана надпись: «Император Всероссийский Николай I 12 февраля 1842 года подписал указ о сооружении железной дороги Москва - Санкт-Петербург».

13. Северо-западный угол Казанского вокзала:


Слева видна главная башня Казанского вокзала высотой 73 м. При проектировании здания Казанского вокзала было важно добиться зрительного единства. Эту функцию выполняет многоярусная башня, сдвинутая почти к углу и являющаяся доминантой всего сооружения, которая органически связывает вокзальные фасады. Башня стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля. Архитектор А. В. Щусев взял эту башню за основу, однако изменил пропорции ярусов, в частности, нижний сделан более объёмным. Венчает башню шпиль с драконом Зилантом, который был изображён на древнем гербе Казани. Также вокзальная башня имеет много общего и с Боровицкой башней Московского Кремля.

14. Ну а если стоять на тротуаре у западного фасада Казанского вокзала, за исторической подпорной стеной Алексеевской соединительной лини можно созерцать вторую сталинскую высотку в рамках данного поста - гостиницу «Хилтон Ленинградская».


Подпорная стенка на переднем плане построена в 1912-1914 гг. по проекту архитектора А. В. Щусева. Облицована серым финским гранитом в 1915-1916 гг.  В окончательном варианте проекта конца 1913 - начала 1914 гг. отрезок стены, идущей вдоль западного фасада Казанского вокзала, разбит пилонами на три секции. Через них пропущена цепочка заложенных арок с массивными замковыми камнями, чередующихся с нишами. Ниши обрамлены классическими наличниками, которые отдалённо напоминают словно упрощённые окна второго этажа Палаццо Тьене. Под наличниками поставлены цилиндрические тумбы в несколько ярусов. Завершается фасад спокойным тянутым парапетом, в нижний вал которого врезаются замковые камни арок.

Рустовка фасада путепровода решена следующем образом. Гладкие квадры чередуются с грубо тёсанным камнем длинными полосами по всей плоскости стены путепровода. Ниши с наличниками и тумбами выделяются на этом «фоне» гладкой фактурой (при этом их замковый камень высечен грубо). Обрамления арок прочитываются на этом же «фоне», наоборот, грубой фактурой (при этом завершающий парапет с карнизом снова гладкие).

В 2023 году будет завершена реконструкция подпорной стены под нужды МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино - Подольск) и МЦД-4 «Киевско-Горьковский» с сохранением облика опор, но внутри верхней части стенки будет 4 железнодорожных пути вместо 2.

15. Каланчёвский железнодорожный путепровод, является уникальным памятником неоклассического наследия Москвы:


Путепровод построен в 1912-1914 гг. в стиле неоклассицизма по проекту А. В. Щусева, пролётные строения установлены на массивные вертикальные опоры, сами опоры виадука облицованы крупными блоками светло-серого гранита. Крупный советский архитектор, историк и исследователь творчества Щусева К.Н. Афанасьев писал: «Благодаря дорогой облицовке виадук «солиден» и является действительно столичным сооружением… Сам Щусев как-то сказал, что виадук является как бы рамой для вокзала».

По современный вид Каланчёвского путепровода после реконструкции в рамках проекта МЦД будет значительно изменён, ниже цитата с веб-сайта мэра Москвы:

Вертикальные опоры мостов, построенные Щусевым, не справятся с увеличившейся транспортной нагрузкой. Поэтому для того чтобы одновременно сохранить исторический путепровод и приспособить его для новых транспортных нужд, проектировщики решили вернуться к первым эскизам Алексея Щусева и усилить мосты изогнутыми металлическими фермами с максимальной высотой 21 метр. На каждом мосту будет по три арочных пролета. Опоры для них сделают из железобетона и облицуют куртинским гранитом, рустовка которого повторит оригинальную слоеную фактуру созданного Щусевым фасада. В итоге неоклассическое оформление Каланчевского путепровода с арками, пилонами и нишами сохранится.

В любом случае, за несколько десятилетий уже ставший классическим вид путепровода и гостиницы исчезнет, а мы продолжаем прогулку по Комсомольской площади, проходя по Краснопрудной улице со стороны Казанского вокзала.

16. Вход в вестибюль станции метро Комсомольская, расположенный в здании Казанского вокзала:


Мимо проходят большие людские потоки по направлению к метро и от него, плюс ещё пассажиры вокзала.

17. Напротив видно старейшее вокзальное здание Москвы - здание Ленинградского вокзала:


В феврале 1842 г. Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Подготовить проект пассажирских зданий в обеих столицах было поручено выдающемуся архитектору Константину Андреевичу Тону, спроектировавшему Екатерининскую церковь в Петербурге, храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец в Москве.

Вокзалы в обеих столицах возводились по единому проекту: строгий двухэтажный фасад, «равномерно членённый расположенными в простенках между окнами приставными колонками со знакомыми по Кремлёвскому дворцу и Оружейной палате арочными окнами с гирьками в первом этаже и сдвоенными - во втором». В центральной части здания - двухъярусная башенка с часами и флагштоком.

Здание Петербургского вокзала в Москве было построено в 1844-1851 годах. На первом этаже здания вокзала располагались просторный двухсветный вестибюль, пассажирские залы и императорские комнаты, а на втором - служебные квартиры для начальников и специалистов.

С 1855 года вокзал стал называться Николаевским, а в феврале 1923 г. приказом народного комиссара Ф.Э. Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую, и Николаевский вокзал стал Октябрьским. А через год в связи с переименованием северной столицы вокзал стал называться Ленинградским. Это имя вокзал сохраняет до сих пор, хотя поезда с него отправляются в Санкт-Петербург.

Во второй половине 1970-х гг. Ленинградский вокзал был реконструирован. В прежнем виде сохранилась лишь часть здания, выходящая фасадом на Комсомольскую площадь. Было достроено левое трёхэтажное крыло, где разместились гостиница, зал для транзитных пассажиров, медпункт и другие службы. В августе 1975 г. открылись верхний и нижний кассовые залы.

18. Круглая башня Казанского вокзала, построенная в 1926 году по проекту того же архитектора Щусева:


19. В самом центре Комсомольской площади разбит одноимённый сквер с фонтаном и памятником первому министру путей сообщения П. П. Мельникову, но визуально сквер теряется в дорожном траффике площади:


20. Третий вокзал площади Комсомольской площади (Ярославский), чей современный облик в неорусском стиле сформировался в 1906-1907 г. по проекту Ф.О. Шехтеля:


Поезда дальнего следования отправляются с вокзала в северном направлении (в города: Ярославль, Череповец, Сыктывкар, Архангельск и др.). Но отсюда также начинается Транссибирская магистраль. Железная дорога от Ярославского вокзала ведёт прямо до Владивостока. Кстати, чтобы придать архитектурную законченность Транссибу, вокзал столицы Приморья спроектировали похожим на Ярославский.

21. В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым:


22. Ярославский вокзал промозглым мартовским вечером:


Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера.

23. Ещё раз взглянем на вокзал, который нередко называют самым красивым вокзалом города и продолжим прогулку по Краснопрудной улице:


24. Нечётная сторона Краснопрудной улицы за вокзалами застроена многоэтажными сталинками:


Краснопрудной улица была названа по соседству с водоёмом, образованном запрудой на ручье Ольховец, рядом с нынешним Ярославским вокзалом. У пруда раскинулось большое село Красное, которое впервые упоминается в 1423 году в завещании великого князя Василия I, отдавшего во владение сыну Василию «селце у города у Москвы над Великим прудом». Тогда пруд назывался Великим и не зря - по площади он был почти равный всему Кремлю. Потом он стал называться так же, как и село, - Красным (так в писцовой книге 1620 г.), т.е. красивым. У пруда в Троицын и Духов дни происходили так называемые «русальные гулянья».

План местности вокруг трёх вокзалов с изображением Красного пруда (1893 г.):


В 1910 г. пруд был спущен и засыпан. На части бывшего пруда разместили склады угля и леса, а также пустили и товарную станцию Ярославской железной дороги, а другую часть отдали под застройку - теперь о пруде уже ничего не напоминает, за исключением названия Краснопрудной улицы.

25. На ближнем плане - жилой дом 1947 года постройки:


26. Дом украшен колоннами, портиком с вазонами, богато декорированным карнизом, картушами на фасаде, балконами с балюстрадами:


27. Напротив жилого дома в окружении административных зданий выделяется своей архитектурой приземистое здание Краснопрудной электроподстанции:


Бывшая Краснопрудная электрическая станция Городских железных дорог, построенная в 1904 году.

Историческое фото электрической станции, датированное 1913 годом (фото П. П. Павлова из Альбома зданий, принадлежащих Московскому Городскому Общественному Управлению, источник):


Сейчас здесь размещается служба энергохозяйства ГУП «Мосгортранс» и тяговая подстанция трамвая. Питает трамвайную линию от «Каланчёвской» до «Сокольников» и на Бауманской улице.

28. По соседству, через Давыдовский переулок, привлекает внимание здание Управления Московской Железной Дороги:


Здание построено в 1908-1911 гг. как управление Московско-Рязанской железной дороги.

29. Разноуровневый (8-12 этажей) жилой дом построен в несколько очередей в 1930-1950-х годах:


30. В целом, облик здания делают интересным две башни, пилястры наверху башен и колоннада в центральной части здания между башнями:


31. Угол Краснопрудной и Верхней Красносельской улиц оформляет отремонтированный под бизнес-центр трёхэтажный дом 1887 года постройки и пара домов 1960-1962 годов постройки без «архизлишеств»:


В трёхэтажном доме в 1970-80-х годах располагался Центральный совет физкультурно-спортивного общества «Спартак».

32. «Дом ударников-железнодорожников» на углу Краснопрудной и Нижней Красносельской улиц:


Строительство дома велось в 1933-1937 годах, тут жили рабочие Народного Комиссариата Путей Сообщения. И это не весь дом, на фото показано только восточное крыло. Большая часть здания простирается вдоль улицы Краснопрудной примерно до конца ближней башни дома 7-9.

33. На другом углу перекрёстка Краснопрудной и Нижней Красносельской улиц в 1935-1937 гг. был воздвигнут ещё один дом в неоклассическом стиле для инженерно-технических работников НКПС:


34. Справа от него в 1952-1956 гг. по проекту архитекторов В. А. Сычёва и М. П. Бубнова был построен 15-этажный жилой дом для Министерства путей сообщения:


35. Финальный кадр, сделанный с улицы Краснопрудной - вид в сторону улицы Русаковской:


Видна Русаковская эстакада, входящая в состав Третьего Транспортного Кольца и разделяющая Краснопрудную и Русаковскую улицы. На этои и последующих фото улицы нет личного автотранспорта, потому что в этот и последующие дни закрывали пять станций Сокольнической линии метров в связи со строительством Большой кольцевой линии и движение наземного транспорта от Комсомольской площади до района станции метро Черкизово было частично, либо существенно ограничено на протяжении 5 дней.

36. Трамвайный вагон № 0121 (двухдверная Tatra T3SU), используемый в качестве лаборатории контактной сети, стоит на светофоре на остановке «Леснорядская улица»:


На заднем плане виден жилой дом с пристройкой, построенный в 2006 году.

Улица названа Русаковской в 1921 году в честь Ивана Васильевича Русакова (1877-1921) - врача, революционного деятеля, погибшего при подавлении антибольшевистского Кронштадтского мятежа. Первоначальное название Сокольническое шоссе было дано в конце XIX века при прокладке шоссе по территории бывшего Сокольнического поля.

37. Нечётная сторона улицы Русаковской застроена строениями из разных эпох:


38. Среди которой можно выделить «Показательные дома для рабочих»:


Жилой комплекс построен в 1925-1930 гг. под руководством архитектора Б. М. Иофана (в соавторстве с Д. М. Иофаном) для кооператива «Сокольники», образованного сотрудниками ОГПУ. В основе композиции - трансформированная схема городской усадьбы. Три трёхэтажных корпуса образуют двор и парадный въезд, который ведёт к нему со стороны улицы. Мотивы южной архитектуры узнаются в оформлении фасадов: полукруглые ниши маскируют вход в подъезды, им вторят глубокие арочные лоджии и арки, поддерживающие переходы между крыльями корпусов.

39. Между одним из показательных домов и лужковской многоэтажкой стоит кирпичный жилой дом серии II-08 1961 года постройки:


40. Самые высокие дома Русаковского жилмассива, подробнее о котором я рассказывал здесь:


41. Бизнес-центр «Бородино-Плаза» построен в 2006 году на месте завода напитков "«Мона» Московские Напитки":


До революции это был Завод "Пиво-медоваренное «Товарищество Калинкина» СПб-М".

42. Русаковская улица после дождя:


43. Вид в сторону Сокольников, одноимённый район начинается как раз за железнодорожными путепроводами Митьковской соединительной железнодорожной ветки через Русаковскую улицу:


Справа от нас виден проём Старого путепровода, слева - нового, открытого 14 октября 2015 года. Проложена Митьковская ветвь в 1863 году от станции Москва-Товарная-Рязанская (открытого в 1862 году участка Москва - Коломна Общества Московско-Рязанской железной дороги) к Петербурго-Московской железной дороге. Позднее названа Митьковской соединительной линией.

44. Трамвай «Витязь» едет в сторону метро Красносельская:


45. Митьковская ветка активно используется для передачи пассажирских составов между вокзалами:


46. Улица Русаковская во власти общественного транспорта:


47. Ещё один взгляд на бизнес-центр «Бородино-Плаза» с противоположной стороны улицы:


Кстати, это важное историческое место по следующим причинам:
  • Примерно тут расположено место ограбления Ленина 19 января 1919 года, когда он с сестрой Марией Ильиничной в сопровождении шофера С. Гиля и сотрудника личной охраны И. Чабанова ехал в лесную школу в Сокольники на детский праздник.
  • Здесь, на противоположной стороне улицы между бизнес-центром и путепроводом в ноябре 1931 г. была расположена опытная штольня (Дистанция № 4 и «Шахта № 29») - отсюда началось строительство Московского метро.

Ссылка на карту прогулки (номер на ярлыке на карте соответствует номеру фото в посте):

Ещё посты про ЦАО г. Москвы:

Грузовая станция Москва-Товарная-Рязанская.

Прогулка по Красносельскому району.

Конструктивистский Русаковский жилмассив.

Небольшой бизнес-центр в стиле лофт «Бауманская 11».

Прогулка по переулкам Басманного района.

Прогулка по Басманному району: маршрут по Садовому кольцу, Старой Басманной и Спартаковской улицам.

Прогулка по Басманному району. Маршрут по улицам: Казакова, Радио, Бауманской, Бакунинской.

Промышленная архитектура завода «Арма»

Басманный район: прогулка вдоль Яузы

Немного Таганского района города Москвы

Спасо-Андроников монастырь



Добро пожаловать на мой канал!

ЦАО, Москва, Красносельский район

Previous post Next post
Up