В этом посте предлагаю прогуляться по Басманному району вдоль шумного Садового кольца и одной из самой богатых на достопримечательности улиц района - Старой Басманной. В завершение поста пройдём по Спартаковской улице с её монументальными зданиями Богоявленского собора и усадеб. Начинаем прогулку с достопримечательностей района вдоль Садового кольца в сторону Красных Ворот.
1. Четырёхэтажный кирпичный жилой дом 1906 г. постройки по проекту архитектора П.П. Розанова:
Архитектура дома содержит мотивы модерна. Над входом - типичное вертикальное окно с капризным изломом арочки. Оконные проемы обложены разноцветной керамикой, что придает дому нарядность. До революции домом владел известный московский фотограф Александр Мотылёв.
2. Улица Земляной Вал, являющаяся частью Садового кольца (вид в сторону Курского вокзала):
В названии улицы запечатлено название вала Земляного города (т. е. стены, ограды). Первое оборонительное кольцо вокруг Москвы для защиты от монголо-татар было воздвигнуто в 1591 г. Оно представляло собой деревянный город, построенный вокруг всех посадов Москвы. Во время польской интервенции, в 1611 г., стена Деревянного города была сожжена поляками, московские посады вновь оказались беззащитными. Поэтому, в 1633-1640 гг. в первые годы царствования Михаила Фёдоровича был сооружён земляной вал, ров и острог. Вал Земляного города был срыт в 1816-1830 гг.
3. После площади Земляной Вал начинается Садовая-Черногрязская улица:
Названа по пересекавшей улицу реке Черногрязке. Название происходит от словосочетания «чёрная грязь», которое является устойчивым в топонимии Московской и др. центральных областей России. Словосочетание Чёрная Грязь встречается в названиях населённых пунктов, рек и урочищ. Диалектное слово грязь означает «сырое, никогда не просыхающее болото».
4. Семи-десятиэтажный двенадцатиподъездный жилой дом, угловой башенкой выходящий на площадь Земляной Вал:
Построен в 1939 г. по проекту архитектора В.Д. Кокорина. Чтобы избежать монотонности, протяженное здание расчленено выступающими над ним и вперед башнеобразными объёмами, увенчанные балюстрадой со своеобразными балясинами.
5. Юго-западная часть площади Земляной Вал:
На углу квартала - двухэтажный дом постройки середины XIX века, а за ним вдоль улицы Покровка высится колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Слева от угла перекрёстка на месте жилого дома 1945 года постройки ранее располагалась сама церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Торец жилого дома, выходящий на улицу Покровку, выглядит незавершённым: видимо, был проект аналогичной застройки застройки вдоль Покровки.
6. Амбулаторный корпус Московского НИИ глазных болезней им. Г. Л. Гельмгольца:
Бывшая Алексеевская глазная больница имени В. А. и А А. Алексеевых; построена на пожертвования купцов Алексеевых по проекту её первого главного врача К. Л. Адельгейма и военного инженера Э. Ф. Флейснера и открыта в ноябре 1900 г. Имела мужское, женское и детское отделения, а также амбулаторию. В 1935 г. на базе больницы создан Институт им. Гельмгольца.
7. Напротив НИИ глазных болезней вдоль Садовой-Черногрязской улицы в 1950 году построен восьмиэтажный пятиподъездный кирпичный жилой дом:
8. Из общей архитектуры Садовой-Черногрязской улицы выделяется бело-голубой двухэтажный домик с небольшим портиком и двумя колоннами:
Это бывший «Театральный флигель» городской усадьбы Алексеевых, в которой с 1863 по 1903 гг. жил выдающийся режиссёр, актер К.С. Станиславский. Здесь в 1883-88 гг. проходили спектакли знаменитого «Алексеевского драматического кружка». Слева от него видна часть жилого дома XVIII-XIX веков, а справа видна часть административного здания советской постройки, где ранее размещалась бывшая Российская топливная компания.
9. Историческая гранитная ограда в стиле неоренессанса, конец XIX - начало ХХ вв.:
Масштабная преграда высотой 9 метров закрывает собой стоящий в глубине владения роскошный дом, построенный в стиле итальянского Ренессанса для предпринимателя и мецената Сергея Павловича фон Дервиза в конце XIX в. Ограда была построена в 1911-1912 годах при новом владельце, нефтепромышленнике Льве Зубалове. Ограда построена из красного кирпича и облицована гранитными профилированными блоками двух цветов, красного и серого оттенков. Вертикальным членением фасада ритмично выступают гранитные блоки пилонов с масками львов, держащих в пасти гирлянды, каждый из них завершает фигурная главка, из чеканного металла.
10. Почти в центре ограды расположена проездная арка, створками ворот которой являются массивные кованные полотна, декорированные сплетением металлических стержней в причудливые узоры растительных мотивов:
Замком арочного проёма служит маскарон из серого гранита.
11. Дорожный затор на Садовом перед площадью Красных Ворот:
Прямо видно высотное здание на Красных Воротах, это одна из семи сталинских высоток Москвы. Справа видна часть здания бывшего Наркомата Путей Сообщения (Министерства путей сообщения), сейчас это здание занимает ОАО «Российские железные дороги».
12. На другой стороне площади за небольшим сквером расположен южный наземный вестибюль станции метро «Красные ворота», сооружённый в 1935 году:
Здание вестибюля представляет собой четыре вложенных друг в друга арки (мотив ворот), под которыми находится вход.
Завершаем первую часть прогулки по Басманному района вдоль Садового кольца, далее возвращаемся на площадь Земляной Вал и продолжаем прогулку по Старой Басманной улице.
13. Элегантный газетный киоск, установленный на восточной части площади Земляной Вал:
14. Рядом, на торцевой стене соседнего дома в 2019 году был вот такой романтичный мурал:
Старая Басма́нная улица (до 1730 - Басманная улица, в 1918-1919 - улица Коммуны, 1919-1938 - Марксова улица, 1938-1990 - улица Карла Маркса) располагается в Басманном районе в Центральном административном округе города Москвы. Проходит от площади Земляной Вал на Садовом кольце до площади Разгуляй, где соединяется с Новой Басманной улицей. В XVII веке здесь находилась Басманная слобода.
По одной версии здесь жили дворцовые пекари-басманники, выпекавшие басманы - определённого веса хлебы, которые поставлялись во дворец, а также раздавались государственным служащим, послам и другим лицам, которым полагалось казённое хлебное довольствие. По другой - ремесленники которые «басмили», то есть делали широко распространённые узорные украшения на металле или коже. Существуют и третья версия происхождения названия этой улицы: исходя из сведений, изложенных в "Новом путеводителе по Москве" (1883 г.), улица названа в честь «любимца и наперсника царя Иоанна Грозного (Федора Басманова) - здесь была слобода его, здесь имел он дом свой».
С начала и до конца XVII века по этой слободе проходила главная дорога из Кремля в дворцовое село Рубцово на реке Яузе, в 1627 году переименованное в Покровское, с 1650-х годов царь Алексей Михайлович ездил по ней в Преображенское.
15. Первой увиденной архитектурной достопримечательностью Старой Басманной улицы является бывший доходный дом Н. Козлова, построенный в 1907 году:
16. Переходим по Старобасманному путепроводу через Алексеевскую соединительную ветвь МЖД и видим слева мощное и протяжённое здание, оформляющее угол Старой Басманной улицы и Басманного тупика:
Здание в стиле эклектики было построено для правления Московско-Курской и Нижегородско-Муромской железных дорог в 1898-1899 г. по проекту архитектора Н. И. Орлова (автора старого здания Курского вокзала) и инженера-конструктора М. А. Аладьина, которые являлись штатными архитекторами Московско-Курской железной дороги. Здесь располагались как управление службы дорог, так и квартиры железнодорожных служащих. Часть помещений использовалась как доходная и сдавалась внаём. После революции в здании разместилась дирекция Московско-Курской железной дороги, на втором этаже находился рабочий кабинет Наркома Путей сообщения РСФСР, а затем и СССР Ф. Э. Дзержинского. Дирекция дороги занимала это здание вплоть до 1970-х гг. С 2004 года здесь размещается Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
17. Весенний вид со Старобасманного путепровода в сторону платформы Каланчёвская:
Прямо видна вторая в этом посте сталинская высотка - гостиница «Ленинградская Hilton», к ней по узкому жёлобу Алексеевской соединительной ветки ползёт электричка.
18. Зимний вид в сторону Курского вокзала, примечателен короткий Казаковский путепровод:
С начала 2020 года в пейзажи, обозреваемые с путепроводов над Алексеевской веткой вносятся колоссальные изменения в связи с реализацией проекта Московских Центральных Диаметров. В частности, железнодорожных путей будет не 2, а 4.
19. Бывший доходный дом персидского подданного Аджи-Мамеда Усейна Ага-Аминезарбы в архитектурном стиле модерн (1902 год постройки):
20. По соседству от бывшего доходного дома расположено здание с сохранившейся частью путевого дворца Василия III (отца Ивана Грозного):
Скромный на вид особнячок - двойной памятник: сверху - дом XVIII в., внутри - путевой дворец, как предполагают историки, Василия III, т.е. самое старое светское здание Москвы после Грановитой палаты в Кремле.
21. На противоположной стороне улицы расположено самое главное религиозное сооружение Старой Басманной улицы - храм Никиты Великомученика:
22. Ворота на территорию Никитского храма:
История основания Никитского храма связана с именем Василия III. Согласно летописи, в 1518 году в Москву из Владимира, для обновления и украшения серебром и золотом, были доставлены две местные святыни - образ Спасителя и Владимирская икона Божией Матери. Через год, в праздник святого Никиты Мученика, торжественным крестным ходом иконы провожали обратно. За посадом Великий князь и митрополит Варлаам простились со святынями и передали их владимирской делегации. Чтобы отметить это событие, Василий III повелел поставить на этом месте деревянную церковь и освятить её в честь Владимирской иконы. Согласно другой версии, ко времени возвращения обновлённых икон во Владимир, было закончено строительство нового храма на Басманной, и было принято решение совместить два события - прощание со святынями и освящение нового храма.
23.
В 1685 году на месте деревянного был построен первый каменный храм, уже с приделом Никиты Мученика. В наши дни главный престол храма освящён в честь Владимирской иконы Божией Матери; приделы в честь великомученика Никиты и Рождества Иоанна Предтечи. В современном виде храм Никиты Мученика, с включёнными частями церкви XVII века, был построен в 1751 году. В целом Никитский храм представляет собой прекрасный образец постройки в стиле русского барокко С запада к храму примыкает трапезная с двумя приделами. Высокую трёхъярусную колокольню храма обрамляют сдвоенные колонны и пилястры.
24. Основной объём храма - восьмёрик с выступающими алтарной частью и притвором:
Его южный и северный входы украсили портиками. Купол храма украшен круглыми окошками - люкарнами и завершается маленьким барабаном и главкой.
25.
26. Напротив храма расположена бывшая городская усадьба князя М. П. Голицына:
История здания начинается, очевидно, с 1740-х годов, когда на старом основании строится одноэтажный каменный дом, в котором в 1767 году освящается домовая Рождественская церковь, а в 1780 году надстраивается второй этаж, и дом, владельцем которого в конце XVIII века становится князь М. П. Голицын, попадает в альбомы лучших московских зданий, собранных М. Ф. Казаковым. Позднее усадьба перешла к купцу-старообрядцу Н. Ф. Кочегарову, затем к купцам Рожновым. В 1909 году они продали усадьбу Учётно-ссудному банку Персии.
Разбитый к северу от здания усадебный сад в начале XX века преобразован в сад имени Баумана, один из входов в который расположен с правой стороны относительно здания усадьбы.
27. Пара замечательных двухэтажных домов образца XIX-начала XX в.:
Слева - бывший главный дом усадьбы, построенной в середине XVIII века. Усадьба вытянута вглубь владения, на Старую Басманную улицу выходит только небольшой кусок фасада и пристроенный справа флигель 1902 года постройки. В 1850-х году хозяин - купчиха Наталья Григорьевна Лоушкина. С 1863 года здание приобрёл временный московский купец, прусский подданный, Карл Юстус Гекман. В 1870 году на территории построены корпусы для завода «К. Гекман». В это время здание перестроено. В 1881 году завод закрыт по причине размещения пожароопасного производства в тесной жилой застройке. Новым хозяином стал Юлий Александрович фон Гук, владелец торгового дома «Юлий Гук и К». Торговый дом специализировался на поставках строительных материалов и металлоизделий. Эта организация возвела в Москве первые здания из железобетона: Верхние торговые ряды, Центральные Хлудовские бани, Музей изящных искусств на Волхонке. В 1893 году во владении появились дополнительные служебные корпуса, в которых располагались склады и механические мастерские. В 1893 году на участке размещены склады и мастерские, из которых хранили шерсть, арендованную Торговым домом «А. Колли». В XIX веке Гук продал дом Тимофею Агафоновичу Кудрявцеву, купцу первой гильдии. Здесь размещалась женская гимназия Е. Б. Гронковской до 1917 года. На момент фотографирования в доме располагался ГУП «Главный информационно-вычислительный центр Министерства Культуры РФ».
28. На фасадной части устроен эркер, который декорирован маскаронами с изображением львиных масок и женских головок:
29. Напротив расположен достаточно богато украшенный лепниной жилой дом начала XIX века:
30. Вид на чётную сторону Старой Басманной:
Дошли до перекрёстка с ул. Александра Лукьянова, названной так в память о Герое Советского Союза, жившем и работавшем в Басманном районе в 1934-38 гг.
31. На углу расположен деревянный дом в стиле московского классицизма начала XIX века, одно из немногих деревянных зданий в Москве, переживших пожар 1812 года:
Трёхэтажный особняк, в основе которого деревянный сруб на кирпичном цоколе, в его втором этаже устроена парадная анфилада комнат, состоящая из кабинета, парадной спальни, двух гостиных, бального зала, и небольшой полуротонды. С 1815 года дом принадлежал семье дипломата и литератора - Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола.
32. Флигель усадьбы И. М. Муравьёва-Апостола на улице Александра Лукьянова:
Спроектирован в школе М. Ф. Казакова, построен в конце XVIII века.
33. Уличный фасад здания усадьбы декорирован шестиколонным портиком и античными фризами над высокими окнами второго этажа:
34. Напротив усадьбы в 1934 году был построен жилой дом кооператива «Бауманский строитель»:
Это самый высокий на Старой Басманной улице и служит прекрасным ориентиром, чтобы не заблудиться. Здесь жил и работал легендарный советский разведчик Н. И. Кузнецов.
35. На противоположной стороне улицы видны жилые дома досоветской постройки:
36. А это - бывший дореволюционный двухэтажный особняк, надстроенный тремя этажами в послевоенное время:
37. Усадебный дом начала XIX века постройки:
38. Примыкает к нему слева усадьба XVIII-XIX веков:
39. Сквер на площади Разгуляй:
40. Ближе к перекрёстку Старой и Новой Басманных улиц воздвигнут памятник 7-й Бауманской дивизии народного ополчения:
Авторы скульптуры: скульптор Зураб Церетели, архитектор Михаил М. Посохин. Бронзовая скульптура высотой около 3 метров установлена на гранитный постамент, на котором закреплена благодарственная табличка: «Бауманскому народному ополчению 1941 года от благодарных москвичей». Памятник установлен на народные средства по инициативе Совета ветеранов и Совета депутатов муниципального округа Басманный.
Монумент изображает женщину, держащую в руках портрет погибшего солдата, и маленькую девочку. Женщина облачена в балахон, лицо имеет заострённые черты: в широком смысле она олицетворяет Родину-мать и может быть женой, сестрой или матерью солдата - это собирательный образ скорби. Портрет в её руках символизирует вечную память о героях. Девочка, наоборот, улыбается, она - символ мирного будущего.
После площади Разгуляй продолжаем прогулку по Спартаковской улице. Наименование «Спартаковская» было дано в 1922 года в честь союза «Спартака», возникшего в Германии во время Первой мировой войны 1914-1917 годов и ставшего впоследствии ядром германской коммунистической партии. Прежнее название улицы - Елоховская - было дано в XVII веке по примыкавшему с северо-запада к Немецкой слободе селу, называвшемуся Елох, Елохово или Ехалово. Согласно словарю В. И. Даля, «елоха» обозначало ольху, дерево, в изобилии произраставшее по берегам здешнего ручья Ольховца, правого притока речки Чечеры, впадавшей в Яузу. А И. Е. Забелин, выясняя происхождение его названия, указал, что оно обычно применялось к определению «мокрое болотистое место».
41. На перекрёстке Спартаковской и Доброслободской улиц стоит один из самых роскошных особняков допожарной Москвы, принадлежавший графу А. И. Мусину-Пушкину, одному из крупнейших деятелей Русского Просвещения:
Это вид со Спартаковской улицы. Фасад, выходящий на Спартаковскую улицу выглядит скромно. Он имеет плоский ризалит, который в парадном этаже выделен ионическим портиком малого ордера, как и у колоннады полуротонды заднего угла дома. Торжественный классицистический ансамбль усадьбы был создан в 1790-1800-х годах. В советское время пропорции здания были искажены путём надстройки верхнего этажа.
42. Балкон-полуротонда дома Мусина-Пушкина:
43. С противоположной стороны Спартаковской улицы расположен главный дом усадьбы Савиных-Закревских:
Здание главного дома и боковые флигели возведены в XVIII веке в стиле классицизма. Владельцем участка, на месте которого расположена постройка, был Г. Н. Савин, c 1817 года П. Г. Савин. В середине XIX века хозяином здания был военный и государственный деятель, генерал-губернатор Финляндии (1823-1831), министр внутренних дел (1828-1831), московский генерал-губернатор (1848-1859) А. А. Закревский. При нём усадьба сдавалась в аренду. Следующим владельцем был инженер-механик и общественный деятель Н. П. Зимин, супруга которого владела усадьбой вплоть до Октябрьской революции. Вопреки неоднократной смене владельцев, во фронтоне центрального портика сохранился герб Савиных.
44. Фасад здания уже несколько лет находится в состоянии реконструкции:
45. Слева видна часть фасада здания банка, судя по всему, новодел:
Подходим к Елоховской площади, в перспективе Спартаковской улицы видна главная доминанта этого района - Богоявленский кафедральный собор.
46. В ожидании зелёного сигнала светофора на Елоховской площади:
И снова на фото присутствует исчезнувший вид городского транспорта - троллейбус. Сразу после перехода начинается уютный сквер.
47. На сквер смотрит здание библиотеки имени А.С. Пушкина, которое являлось некогда главным домом, ядром городской усадьбы Воронцовой:
Главное здание усадьбы представляет собой особняк, оформленный в стиле русского псевдобарокко с портиком, колоннами и двумя флигелями. Точная дата возведения главного здания в его нынешнем виде неизвестна: на плане 1804 г. его ещё нет, а на плане застройки района от 1816 г. он уже показан как двухэтажный каменный дом с двумя флигелями. В 1819 г. флигели соединяются с главным домом арками, что создает единый ансамбль.
48. В глубине сквера неподалёку от территории Елоховской церкви 1931 году был установлен памятник революционеру Николаю Эрнестовичу Бауману:
49. В спину Бауману смотрит здание с рестораном, чей фасад украшен рисунками на русские мотивы:
50. Наилучшие виды на Елоховский храм открываются с чётной стороны Спартаковской улицы:
Известно, что первый каменный храм на месте деревянного был выстроен на этом месте в 1717-22 годах. В 1790-92 годах были перестроены трапезная с приделами (Благовещения и свт. Николая) и колокольня. В 1799 году в этой церкви был крещён Александр Пушкин. Пятикупольное здание собора в стиле позднего ампира с включением части построек конца XVIII века было построено в 1845 году архитектором Е. Д. Тюриным. Главный престол освящён в честь праздника Богоявления, северный придел - во имя святителя Николая, южный - во имя праздника Благовещения. Собор является усыпальницей патриархов Московских Сергия и Алексия II.
51. Вид на собор из сквера:
На переднем плане - здание Богоявленского народного училища, выстроенное между 1774 и 1793 гг.
52. Виды на Богоявленский собор со стороны Елоховского проезда:
53.
54. Притягивает внимание архитектурно чуждая пластиковая шахта лифта:
История появления лифта в соборе такая. В 1938-ом году, когда в Елоховский собор (после уничтожения Храма Христа Спасителя и Богоявленского собора в Дорогомилово) въехала патриаршая кафедра, четыре боковых купола и чердачные перекрытия были отданы под иконописные мастерские. Для доставки наверх красок, дерева и прочих тяжёлых предметов к собору пристроили лифт. Мастерские в куполах действуют до сих пор, кроме того, последние лет двадцать здесь занимаются также починкой и оцинковкой киотов для икон. Всего в России два православных храма с «внешними» лифтами (второй - кафедральный собор Тулы).
55. Трёхъярусная колокольня высотой 65 метров с семнадцатью колоколами:
На храмовой колокольне во время войны разместились боевые расчёты зенитчиков, защищавших город от авиабомб.
56. Купольная ротонда в центре собора имеет черты подражания куполу собора Святого Петра в Риме:
В 1890-х годах по проекту зодчего Петра Зыкова была выполнена реконструкция верхней части здания трапезной: выложены аттики вдоль северного и южного фасадов с трёхарочным портиком в центре, на кровли барабана установили широкий фигурный купол. Высота храма составляет 56 метров, площадь - 1164 м², вместимость - 3000 человек.
57. Ещё немного фото монументального собора:
58.
59. Напротив храма стоит здание, выстроенное в неорусском стиле и схожее с собором цветовыми решениями фасадов:
60. Почти на перекрёстке с Бауманской улицей можно увидеть расположенный в старинном особняке со сказочными фигурками на фасаде Московский театр кукол:
Изначально - жилой дом Рожкова (1868; 1914, архитектор И. Шибанов). С 1912 года - Большой Елоховский электротеатр. С 1933 по 1946 год здесь размещалась Театральная студия имени М. Н. Ермоловой, с 1946 по 1962 год - Московский драматический театр.
Ссылка на карту прогулки (номер на ярлыке на карте соответствует номеру фото в посте):
Ещё посты про ЦАО г. Москвы:
Грузовая станция Москва-Товарная-Рязанская. Прогулка по Красносельскому району. Широкими магистралями Красносельского района. Конструктивистский Русаковский жилмассив. Небольшой бизнес-центр в стиле лофт «Бауманская 11». Прогулка по переулкам Басманного района. Прогулка по Басманному району. Маршрут по улицам: Казакова, Радио, Бауманской, Бакунинской. Промышленная архитектура завода «Арма» Басманный район: прогулка вдоль Яузы Немного Таганского района города Москвы Спасо-Андроников монастырь
Добро пожаловать на мой канал!