"таких инопланетян не бывает"

Aug 03, 2016 21:31

 
Про то, ритмом чего является ямб, много разного можно придумать. Сегодня в шекспировском лагере дочке объяснили, что это ритм, которым бежит лошадь, и привели в качестве примера "A horse, a horse! My kingdom for a horse!" (поэтому по-русски "полцарства за коня", а не "царство" - чтобы сохранить ритм). Ну, что у лошади в аллюре есть "ударная нога ( Read more... )

Leave a comment

Comments 16

utnapishti August 4 2016, 11:27:24 UTC
Кажется, есть мнение, что в часах (всех? многих?) все "тики" одинаковые, то есть, мало того, что "на самом деле" ударение ни на кого не падает, но и разницы между соседними тиками нет, т.е. на самом деле там тик-тик-тик-тик-..., а всё остальное мозг домысливает.

Кстати, а знаком ли тебе эффект Shepard tone?

Reply

nu57 August 4 2016, 11:53:39 UTC
Одинаковость тиков мы с тобой уже, кажется, как-то обсуждали:)
А про эффект Шеппарда я слышала, даже сам звук этот слышала (страшное дело, напоминает нашу сирену), но я в музыке совсем не понимаю. Это ты к тому, что "мозг домысливает"?

Reply


utnapishti August 4 2016, 11:43:07 UTC
Вот чего я долго не понимал по поводу ритмов.
Допустим, имеем стихотворение, в котором все строчки имеют форму
- v - v - v - v -
Это ямб - в конце строчки остаётся лишний слог, но для определения ритма выравнивают по началу строк.
В общем, я довольно долго думал, что выравнивают не по началу, а по концу. В таком случае это был бы хорей, а первый слог - "затакт".

Reply

nu57 August 4 2016, 11:56:54 UTC
То, что выравнивают по началу строк, мне как раз довольно естественно - ты сначала решаешь, с какой ноги шагать, а уж что там в конце повисает, если ты передумал и бросил шагать, дела не меняет. А если хотят поменять, делают вот так.

Reply

utnapishti August 4 2016, 19:17:43 UTC
Да, я потом понял, что стихотворение, неровное сзади, - дело обычное; а чтобы неровное спереди - так и пример придумать нелегко.

Reply

nu57 August 5 2016, 02:32:40 UTC
У Шекспира как раз много примеров, когда "неровное спереди":
                Remember I have done thee worthy service;
                Told thee no lies, made thee no mistakings...
(Первая строка ямбом, вторая хореем. Ариэль в "Буре". Он дух и никак не может определиться:))

Вообще силлабо-тоническое стихосложение (с фиксированными расположением ударений) - вещь сравнительно новая. До этого было просто силлабическое - лишь бы число слогов совпадало (ну и рифмы, чтоб стих), а ударения разбрасывались где попало, без системы. Или, наоборот, чисто тоническое, как в былинах - число ударных слогов совпадало, а безударные были рассованы между ними произвольно, так что фиксированного места у ударений опять не было. В современных стихах это воплощается в "дольниках", как у Маяковского или Ахматовой ("А вокруг старый город Питер, что народу бока повытер.")

Reply


yucca August 4 2016, 21:30:19 UTC
Еще колеса поездом стучат ямбом, и даже где-то пеоном. К моему стыду, я не припомню иллюстраций, кроме собственного школьного стиха, который начинался словами "Стучат колеса на бегу..."

Reply

nu57 August 5 2016, 01:57:44 UTC
Первое, что пришло в голову - Левитанский с Никитиным,
                Один и тот же сон мне повторяться стал:
                Мне снится, будто я от поезда отстал.
                Один, в пути, зимой, на станцию ушел,
                А скорый поезд мой пошел, пошел, пошел,
                И я хочу бежать за ним - и не могу,
                И чувствую сквозь сон, что все-таки бегу.
(Вообще в бардовских и тюремных песнях, наверно, должно быть много такой поездной романтики. Другое дело, что тюремные обычно жалостные и редко пишутся ямбом.).

Ещё у Блока полуямб-полупеон,
                Вагоны шли привычной линией,
                Подрагивали и скрипели;
                Молчали желтые и синие;
                В зеленых плакали и пели.

А ты - почти как Пастернак в "Мельницах": "Стучат колеса на селе..."

Больше навскидку не помню.

Reply

yucca August 5 2016, 02:43:47 UTC
Ну конечно, Левитанский, как это я забыла! А вот Блок не вызывает таких ассоциаций.

Reply

nu57 August 5 2016, 02:44:45 UTC
Ну, у Блока не просто мерно, но ещё и тоскливо. Поэтому, наверно.

Reply


nu57 August 5 2016, 02:43:04 UTC
На этот раз, в виде исключения, содержательное обсуждение получилось на фейсбуке - так что смотрите там. Уважаемый andreylv, вот почему вы там комментируете, а не тут?

Reply

raf_sh August 5 2016, 10:04:26 UTC
А где Вы там?

Reply


Leave a comment

Up