Судьба всех выдающихся деятелей искусств такова, что их творчество получает неоднозначные оценки и имеет разные последствия. Биография «зодчего всея Сибири», автора проектов десятков памятников архитектуры Новосибирска, Томска,
Омска, Красноярска и
Кемерово (некоторые из которых - федерального значения) Андрея Крячкова также не обошлась без темных пятен. Ни в коем случае не пытаясь очернить память великого архитектора, я все же покопался в архивных источниках и выяснил несколько малоизвестных фактов об Андрее Дмитриевиче.
Крячков - виновник серости Новосибирска. Да, именно так. «Серым и унылым» наш город сделал тот же человек, который украсил его многими
прекрасными зданиями. Как минимум, именно Андрей Крячков задал соответствующую тенденцию. Это утверждает доктор архитектуры Борис Оглы в своей
книге «Новосибирск: от прошлого к будущему».
Цитата из книги: «Большинство… зданий <1920-х годов> имеет сдержанную серую цветовую гамму, что явилось и для последующей застройки Новосибирска определенным колористическим решением.
А.Д. Крячков считал, что в суровых климатических условиях Сибири штукатурка такого цвета наиболее практична и выразительна,
она придает необходимый облик общественным сооружениям».
Большинство зданий Крячкова советского периода - серые
Крячков - объект критики. СМИ и книги последних лет сложили буквально «культ личности» Андрея Крячкова. Чего только стоит муссируемое журналистами гран-при Международной выставки искусств и техники в Париже 1937 года, полученное Андреем Дмитриевичем за проект Стоквартирного дома (Новосибирск, Красный пр., 16). При этом мои коллеги обычно забывают упомянуть, что гран-при - это награда не за один, а за несколько проектов Крячкова, представленных на выставке, в том числе за Дома Советов в Иркутске и Красноярске, а «стоквартирник» он создавал совместно с другим архитектором Виталием Масленниковым.
Крячковский диплом гран-при Всемирной выставки 1937 года. Написать фамилию русского архитектора латиницей оказалось нелегко
В общем, создается впечатление, что на протяжении нескольких десятилетий работы Крячкова все вокруг только и
восхищались его талантом и домами его авторства.
Однако это отнюдь не так. Вот, к примеру, что в 1930 году писал о крячковском здании Сибревкома (ныне - Новосибирский художественный музей) главный рупор региона -
газета «Советская Сибирь»: «Вы думаете, эти колонны что-нибудь поддерживают или вообще нужны. Вы глубоко ошибаетесь. Это томский профессор-архитектор показывает свою приверженность вкусам дореволюционных «мастеров» архитектуры <…>
Студенты, не заимствуйте у профессора Крячкова его скверных приемов, чуждых рабочему классу».
Сибревком - художественный музей
А вот мнение не кого-нибудь, а вице-президента Академии архитектуры СССР, автора проекта боткинской больницы и легендарного «Большого дома» на Литейном Александра Гегелло о все том же Стоквартирном доме: «Мне оно представляется очень сильно эклектичным. Оно дает черты не нашего советского дома, а скорее дома в капиталистическом городе, и основным дефектом я считаю эту архитектуру эклектичного характера. <…> Помимо этого, объемное решение, особенно эти выпадающие углы мне представляются неправильными не только для данного места, но вообще разрушающими простой объемный вид прямоугольника».
Стоквартирный дом снаружи и изнутри
Крячков - строитель бань. В одной из библиотек Новосибирска мне попалась в руки книга «Бани и купальни» за авторством
профессора Крячкова. В этом солидном фолианте скрупулезно и во всех подробностях описываются виды бань, этапы и каноны их строительства, отделы от прихожей до парилки и т.д. Сейчас кажется забавным, что именитый архитектор столь пристально изучал и описывал такое тривиальное и неэстетичное заведение, как баня, тем более что книга эта издана в 1932 году, когда Андрей Дмитриевич был почти на пике славы.
Но нужно учесть, что в те годы Россия была в прямом смысле немытой. Сам
Крячков в предисловии к книге пишет, что по данным на 1929 год «40% малых и средних городов РСФСР не имели общественных бань, а целый ряд областей и рабочих районов показывают ничтожную цифру бане-посещений, например,
Уральская область на 1000 жителей имела 5 посещений в год на человека».
О душах и ваннах в квартирах тогда и речи не было. Проблема омовения трудовых тел стояла для страны крайне остро, и логично, что заняться этим вопросом было поручено человеку опытному, квалифицированному и проверенному.
Помимо бань, знаменитый сибирский архитектор не брезговал проектированием мучных складов, электростанций и даже мебели.
Еще один
малоизвестный факт: бюст Крячкова стоит в новосибирском здании Центробанка (Красный пр., 27)...
![](http://ic.pics.livejournal.com/matveev12345/66790722/105482/105482_900.jpg)
...построенном по его же проекту