Новосибирск-2000: времена почище не наступили

Nov 18, 2013 10:57

В частности, авторы книжки приглашают читателей на виртуальную экскурсию по Новосибирску будущего (а для нас уже прошлого). Привожу описание Новосибирска-2000 глазами советских архитекторов полностью (жирным выделил то, что мне было особенно удивительно прочитать). Также разбавил текст иллюстрациями - современными фотографиями описываемых уголков города. Это позволит проверить, что из "предсказаний" архитекторов сбылось, а что так и осталось в проектах...



Чтобы нагляднее проследить развитие архитектурно-планировочной структуры и застройки городского центра, нам хотелось бы пригласить читателя на своеобразную экскурсию по центральной зоне города. Представьте себе, она совершается в канун нового, XXI столетия (это не такое уж далекое время - немногим более десяти лет). Представьте себе, что после долгого отсутствия вы вернулись в родной город ранним летним утром.

Медленно подкатывает поезд к перрону. Знакомые с детства контуры железнодорожного вокзала. В последние годы здесь много поработали архитекторы и строители. Здание отреставрировано. Ему вернули первоначальный облик, частично утраченный в результате многочисленных переделок и реконструкций. Преобразилась и сама площадь.


Здание вокзала и привокзальную площадь действительно реконструировали

Напротив здания вокзала, рядом с высотной гостиницей, вровень с ее двухэтажным нижним объемом, построено новое здание универмага, завершившее формирование периметра застройки.


Здание универмага (точнее, торговое центра) слева от гостиницы "Новосибирск" начали строить только в 2015 году

Реконструирован фасад жилого дома, ограничивающего пространство площади с северной стороны. Появились нижние уровни площади. Она стала двухэтажной и даже в отдельных местах трехэтажной. О существовании нижних этажей можно догадаться лишь по лестничным и эскалаторным спускам вниз, где расположены станция метро «Площадь Н.Г. Гарина-Михайловского» и подземные переходы из здания вокзала непосредственно к перрону станции метро, к посадочным платформам городского наземного транспорта (автобус, троллейбус, такси).


Эскалаторы, ведущие в метро и подземный переход, обустроены в здании вокзала, правда, пригородного

Здесь же размещены автостоянки для легкового транспорта, въезд на которые осуществляется с ул. Шамшурина, проходящей мимо здания вокзала в выемке. Так архитекторы использовали особенности рельефа площади, решая достаточно сложную проблему разделения транспорта и пешеходов, проблему размещения необходимых площадей для стоянок автомобилей в условиях стесненности застройки.



Обещанная парковка

Многоуровневое решение позволило без ущемления такой важной функции площади, как транспортная (это один из важнейших транспортных узлов), сделать площадь одним из привлекательных архитектурных ансамблей исторической части городского центра.

Представительное здание вокзала, высотная гостиница, раскрывающиеся с площади прямые проспекты - все это придает этому месту столичный характер огромного промышленного и научного центра. Чистота, опрятность, хорошо выполненная система информации (транспортной, адресной и другой) свидетельствуют о большой культуре города. Как это важно: с первых шагов в городе почувствовать заботу о человеке, о его самочувствии и настроении!

Пешеходная зона площади имеет зеленый «островок» - маленький скверик в северной части. Он решен простыми прямоугольными коврами газонов. Здесь размещен памятник Н. Г. Гарину-Михайловскому - писателю, инженеру-изыскателю, одному из тех, кто стоял у истоков нашего города. Его имя носит площадь.


"Зеленый островок" на привокзальной площади есть, памятника Гарину-Михайловскому - нет

Здесь же можно обратиться в справочное бюро, купить газету: на площади все к услугам пассажиров. Их движение не пересекается с движением транспорта, который уже прибывает на площадь. Несмотря на ранний час, привокзальная площадь живет непрекращающейся ни на миг жизнью. В четыре ряда разместились в транспортной зоне платформы для пассажиров, едущих сейчас в разные уголки большого города. Перейти этот напряженный участок площади помогут подземные переходы. Но мы пока не будем пользоваться городским транспортом. С площади хорошо просматриваются контуры новой застройки Вокзальной магистрали, которая, наконец, получила свое завершение. В контрасте с протяженной лентой 9-этажного жилого дома, расположенного с северной стороны улицы, на ее южной стороне, долгое время остававшейся незастроенной, выросли богатые по силуэту группы жилых домов высотой в 8, 10, 13 этажей. Развитые нижние этажи жилых домов образуют почти непрерывный фронт учреждений торгового, культурно-бытового и общественного назначения.


Вокзальная магистраль сегодня застроена полностью

Новое здание выстроено рядом с Домом книги. Это учебный корпус института легкой промышленности. Строительством его завершена застройка магистрали, связавшей площадь им. Н. Г. Гарина-Михайловского с площадью им. В.И. Ленина по прямой линии. В прошлое ушло то время, когда не было этой транспортной и композиционной «связки» и эти площади соединяла ул. Ленина.


Вместо института легкой промышленности Вокзальную магистраль завершает жилой "Болгарский дом"

Ул. Ленина - одна из самых старинных улиц города. Когда-то она называлась Михайловской и сплошь состояла из одно-, двухэтажных деревянных домов. Еще не так давно на месте пересечения улицы с нынешним проспектом Димитрова был глубокий овраг, в котором ютились в несколько ярусов ветхие домишки. Сейчас этого места не узнать: широкий проспект с потоком машин, нарядные газоны, высотное здание гостиницы «Интурист».


Гостиница "Интурист", она же "Сибирь", она же "Азимут"

Обновился и похорошел сквер около бывшего здания театра «Красный факел».

От сквера возле "Красного факела" (который никуда не переехал) почти ничего не осталось, но и его остатки заставлены машинами

Ну, а сама ул. Ленина, как изменилась она? Прежде всего, она стала пешеходной. После тщательных проработок специалисты нашли возможность убрать с нее поток общественного и личного транспорта, перенеся его на прилегающие улицы и предусмотрев в этом районе тупиковые подъезды к жилым и общественным зданиям. Пешеход стал полновластным хозяином этой улицы, а она приобрела значение, своеобразного культурного и обслуживающего центра исторической части города.


"Пешеходная" улица Ленина

<...>

Итак, продолжим нашу экскурсию. Площадь у бывшего здания театра «Красный факел» - площадь Революции, вместе с этим зданием, Домом культуры им. Октябрьской революции, в котором сейчас размещается уже Дом творческих союзов (а их в городе семь), театром кукол и другими зданиями, а также элементами благоустройства и художественного оформления, передает дух революционного периода. В сквере у театра поставлен обелиск, посвященный борцам за Советскую власть. Активный рельеф в месте пересечения улиц Ленина и Революции помогает созданию своеобразного амфитеатра, эпизодически используемого для проведения митингов, фестивалей, импровизированных концертов. Открытая сцена позволяет в теплое время года проводить здесь сценические постановки с использованием новых постановочных средств. В зимнее время она становится зимним детским городком.


Несостоявшаяся площадь Революции - сегодня это обычный перекресток

Следующая площадь на пешеходной улице - площадь Победы. Данный фрагмент улицы воссоздает атмосферу послевоенного периода жизни нашей страны.


Площадь Победы стала лишь большой автостоянкой

Это достигнуто не только архитектурой кинотеатра и соседних зданий, элементами малой архитектуры, декоративно-монументальным оформлением, но и дополнительными средствами: работает фонтан; с помощью акустической системы, вынесенной на фланкирующие объемы аркады кинотеатра, площадь озвучена старыми мелодиями военных и послевоенных лет...


Акустическая система здесь имеется, но транслирует она отнюдь не военные мелодии

Хотелось бы найти во всем интерьере площади такие средства художественной выразительности, позволяющие точнее и художественно тоньше передать атмосферу всеобщего народного праздника, которую принес май 1945 года. Весь участок пешеходной улицы между проспектом Димитрова и ул. Советской используется по-разному. Так, например, в первых этажах жилых домов размещаются, наряду с существующими магазинами, торговые комплексы «Товары для мужчин» и «Товары для женщин», книжный магазин «Букинистическая лавка», молодежный клуб с фонотекой, выставочный зал. В ряде мест созданы мобильные структуры, как бы заполняющие свободные пространства, организующие и объединяющие отдельные здания. Они используются для организации мелкой торговли, экспресс-питания, сезонной торговли, для отдыха посетителей. Появились на первой пешеходной улице Новосибирска и открытые кафе, действующие в летнее время.

Обещанные летники на улице Ленина

Разнохарактерны и разновременны здания, формирующие пешеходную улицу. Если участок, где размещены объекты культуры, торговли, обслуживания, очень живописен и включает в себя здания, построенные как в начале века, так и в наши дни, то участок между площадью им. В.И. Ленина и ул. Советской выполняет, главным образом, деловые функции, и здания, стоящие здесь, строги и просты по архитектуре. Задача достижения композиционной целостности застройки достигнута на всей пешеходной улице благодаря единому принципу благоустройства и общему колористическому решению, базирующемуся на теплой цветовой гамме. Применение покраски плоскостей фасадов сочетается при этом с облицовкой первого этажа и цоколя естественным камнем или покрытием декоративной каменной штукатуркой.

Площадь им. В.И. Ленина, завершающая пешеходную улицу, начинается подземным пассажем, связанным с входами на станцию метро «Площадь В. И. Ленина». Это - одна из старейших площадей Новосибирска. Ансамбль ее складывался в течение нескольких десятилетий. История каждого из зданий, стоящего на площади, сама по себе могла бы занять не одну страницу, раскрывающую далекие годы становления Новосибирска...

Вход в метро на площади Ленина

В самом начале 80-х годов в Новосибирске появилась новая магистраль - Октябрьский проспект, соединяющая историческую зону города от Красного проспекта по Октябрьскому мосту через долину Каменки с ядром нового общегородского центра.


Октябрьский проспект = Октябрьская магистраль

Начинаясь на месте пересечения ул. Горького с Красным проспектом комплексом семиэтажных зданий, образующих своеобразную площадь, Октябрьский проспект мимо нового жилого дома, продлившего фронт застройки южной стороны проспекта, выводит нас к площади перед Новосибирским театром юного зрителя. Это здание, построенное в одиннадцатой пятилетке по проекту, выполненному в институте СибЗНИИЭП, как большой корабль из гавани, выходит на площадь из нового сквера, заложенного между улицами Каменской и Серебренниковской и являющегося продолжением Центрального парка культуры и отдыха. Стоя у здания театра юного зрителя, мы зримо ощущаем непосредственную взаимосвязь исторической зоны центра с его новыми ансамблями, выросшими на противоположном берегу долины.

Театр "Глобус" - бывший ТЮЗ


Сквер с фонтаном у "Глобуса"

Энергичный изгиб Октябрьской транспортно-пешеходной эстакады, парящей над поднявшейся зеленью парка, выплескивает поток машин на ул. Кирова, которую, конечно же, узнать невозможно. Она значительно расширена, на большом отрезке ее высятся современные здания. В ее застройке, характере мы видим новый проспект, подхватывающий и логично продолжающий Красный проспект как главную улицу города.

Улица Кирова и впрямь стала шире, обросла (и продолжает обрастать) высотками

В этой «связке» значительна композиционная роль двух ансамблей, расположенных на противоположных берегах Каменки. Вслед за зданием ТЮЗа на правом берегу построен спортивный зал «Динамо» в едином комплексе с существующими спортивными сооружениями. На противоположном берегу реки, рядом со зданием обкома КПСС и другими зданиями административно-делового центра, севернее ул. Шевченко, построен новый жилой массив.


Шевченковский жилмассив (обком КПСС - нынешнее Заксобрание Новосибирской области) действительно построен - еще один балл в пользу предсказателей-архитекторов. А вот о возведении (точнее, восстановлении после пожара) спортзала "Динамо" власти всерьез задумались лишь в 2014 году

Отсюда, от здания ТЮЗа, хорошо видны корпуса Высшей партийной школы, корпуса новых зданий городского центра, в том числе оригинальное здание Дворца пионеров.

Бывшее здание Дворца пионеров обросло высотными пристройками и превратилось в бизнес-центр

Высшая партийная школа - современный СибАГС

Долина Каменки. Закаменский район, или Закаменка. Давно ли все это было? Давно ли на месте этого парка зиял глубокий овраг, который был полностью застроен малоэтажным жильем? Даже крутые склоны, как ласточкиными гнездами, были облеплены одноэтажными домишками.


Река Каменка ушла в трубу под Ипподромской магистралью

Как трудно налаживалась транспортная связь Центрального района с Октябрьским: практически она осуществлялась по узкому мосту в створе ул. Сибревкома.


Этот мост сейчас закрыт для транспорта

Какая большая работа проведена городом за истекшие 30 лет. Это особенно остро ощущаешь, проходя по эстакаде, глядя на свежую утреннюю зелень раскинувшегося внизу парка, на красивый ковер цветников, хорошо просматриваемый с эстакады, на поднявшиеся по обоим берегам долины многоэтажные нарядные жилые и общественные здания. Развивающийся центр растущего города приобрел здесь новое качество, новый масштаб, новые возможности композиционного развития, включив в свою среду характерные участки природного ландшафта.



Сквер вдоль Ипподромской магистрали не то что не засеян цветами...



...но даже начинает застраиваться

Пройдя по новому бульвару вдоль ул. Кирова, миновав входы в станцию метро «Октябрьская», попадаешь на то место, откуда открывается впечатляющая перспектива на Обь и левобережье. Это - та самая пешеходная эспланада - главный выход из центра к сибирской реке. Здесь должна быть главная площадь, контуры которой уже улавливаешь в ряде зданий, но площадь еще полностью не сформирована.


Здесь должна была проходить эспланада - широкая пешеходная улица, идущая от ул. Кирова до самой набережной, главное место притяжения горожан и туристов. Сейчас это ул. Шевченко - ничем не примечательная улочка с открытым автомобильным движением



А сюда с площади Ленина должен был переместиться центр города. Не переместился...

Полнокровной жизнью живет пешеходная улица - эспланада. Здесь построены выставочные залы, крупные специализированные магазины, культурно-просветительный комплекс с новым зданием театра «Красный факел». Сейчас «ожила» и набережная, вселявшая столько опасений пессимистам, не признававшим ее.



Новосибирская набережная, по большому счету, так и не ожила

Проходя по эспланаде, можно увидеть город таким, каким ему еще предстоит стать: совершенно неожиданные ракурсы, перспективы раскрываются с высоких точек левого берега Каменки! Эти точки можно сравнить разве только с видовыми площадками, размещенными на бровке левобережной террасы Оби, откуда также открываются необозримые пространства города.

Понятие центра города в сознании горожан всегда было прочно связано с правобережьем. Но теперь со строительством на высоком левом берегу Оби целого комплекса крупных зданий общественного назначения, с открытием городка областной выставки достижений народного хозяйства и спортивного центра в пойменной части левобережья территориальные и визуальные границы городского центра значительно расширились. Акватория Оби, пространства ее долины все более активно включаются в композицию центра. Полнее ощущается масштаб города, размах его магистралей и площадей, парков и набережных. И все это задано природой, органично подхвачено планировочной структуры города, основными элементами его архитектурно-планировочной и объемно-пространственной композиции.



Выставочный городок в низине у метромоста на левом берегу планируется возвести и по сей день, но пока тут пустырь

«А как же климат? - задаст резонный вопрос оппонент.- Не находятся ли в противоречии градостроительные принципы с природно-климатическими особенностями?» Конечно, эти вопросы не должны ускользать из поля зрения архитекторов и проектировщиков. Крупный масштаб пространств, элементов планировочной структуры и объемно-пространственной композиции крупного города немыслим без формирования пространств другого масштаба, приближенного к человеку. Элементами такого масштаба всегда были уютные городские улицы, площади, скверы, жилые дворы... Открытая пешеходная эспланада в наиболее активной зоне городского центра может быть дополнена закрытым пассажем (зимняя улица). Архитектор призван формировать городскую среду не только эстетически комфортную, но и достаточно комфортную физически. Наши санитарные нормы достаточно жестко регламентируют использование подземных пространств. Сегодня это направление, которое известно в профессиональной терминологии как «подземная урбанистика», весьма перспективно. И без широкого использования подземных этажей (не только для технических нужд) город не может быть полноценным, особенно если речь идет о ядре городского центра. Именно этот принцип, с элементами функционального зонирования не только по горизонтали, но и по вертикали, был заложен в свое время авторами проекта центра Новосибирска.

[кнопки для репоста]

Новосибирск, культура и искусство, интересные факты, транспорт, городская среда, мифотворчество, СССР

Previous post Next post
Up