Нёрдлинген (Nördlingen, 19 тыс. жит.) - небольшой город на западной границе Баварии, интересный своим хорошо сохранившимся средневековым центром, полностью окружённым крепостной стеной. Поселение, известное с 10 века, оказалось на перекрёстке важных путей и, как следствие, быстро превратилось в центр ярмарок и торговли широким спектром товаров. Получив городские права в 1215 году, Нёрдлинген сразу стал и имперским вольным городом, а позже вошёл в Швабскую лигу. В эпоху Реформации, город стал лютеранским, за что и поплатился в ходе Тридцатилетней войны: в результате осады, сражений и взятия города католическими войсками Габсбургов, он потерял половину своего населения. В начале 18 века, основные торговые потоки сместились с суши на море, и город постепенно лишился главного источника развития. Запасных вариантов не было - ведь административного или церковного значения Нёрдлинген никогда не имел, и в итоге вступил в длительный период стагнации. Лишь перед второй мировой, численность его населения достигла уровня начала 17 века.
Не будучи изначально привязан к какому-либо феодальному замку, город рос и развивался буквально в чистом поле - на плоской как стол равнине дна древнего кратера Nördlinger Ries (предположительно метеоритного), и защитить его от врагов могли только рукотворные оборонительные сооружения. Словно для иллюстрации законов геометрии, сооружённые в 1327 году городские стены приняли оптимальную форму круга. Компактность города наряду с уязвимостью его географического положения хорошо иллюстрирует снимок с высоты:
Нёрдлинген, как и посещённый мной утром того же дня Ротенбург, является пунктом на туристической Romantische Straße, но в отличие от своего северного соседа, принадлежит уже не Франконии, а Швабии. В чём состоит этнокультурная разница между этими баварскими регионами, я не скажу - знаток немецкой культуры из меня никакой, и даже наглядное сравнение двух городов не позволило уловить разницу. Так что оставлю выводы специалистам, а сам просто покажу то, что удалось увидеть своими глазами. По традиции, привожу схему проезда:
В отличие от предыдущих городов, в Нёрдлингене не наблюдалось никакой движухи, и проблем с парковкой не возникло: я без помех проник внутрь городских стен и оставил машину там, где больше понравилось. Попытка проложить логичный маршрут по круглому городу с хаотическим рисунком улиц заранее обречена на провал, поэтому идём куда глаза глядят, ну например, к главной площади, до которой было всего-то метров триста.
Точка старта выпала на площадь с говорящим названием Weinmarkt в западной части города. На плане её легко найти по номеру 24:
В старом городе великое множество реновированных зданий эпох Средневековья и Возрождения; каждое запечатлеть не было никакой возможности, поэтому снимал только избранные, то есть те, на которые открывался хороший ракурс и падало правильное освещение. Объект №24 как раз попал в их число:
Это импозантное ренессансное здание 1545 года (Hallgebäude) служило товарным (вероятно, соляным) складом - если помните, подобные мы видели в Регенсбурге. Слева от него виднеется главная городская церковь св.Георга со звонницей, получившей имя собственное - башня Даниила (Daniel). С этого ракурса кирха кажется небольшой, но на самом деле она гигантских размеров - длиной 93 и высотой 90 метров, под стать кафедральным соборам. Её реальный объём раскрывается издалека, например, с городской стены:
Церковь была построена на средства города, в неспешном темпе (1427-1505) и в позднеготическом стиле. Вскоре она стала лютеранской и остаётся таковой до сих пор. Насколько я понимаю, она не отличается выдающейся архитектурой, да ещё частично закрыта лесами:
Круглая башенка в углу - не придел и не часовня, а комната дозорного: с колокольни все подступы к городу отлично просматривались.
Однако, мы забежали немного вперёд; не спеша пройдём по улице Полицайгассе от Винного рынка до просто Рынка. Здания на ней отличаются большим разнообразием фасадов - дом начала 17 века может мирно соседствовать с домом конца 19-го:
По пути заглянул налево, в боковую улочку. Там тоже есть симпатичные домики, а на фронтонах некоторых для удобства любознательных туристов пишут дату основания и ремонта (дом 15 века с нависающими ярусами по адресу Luckengasse, 5):
Замечаем, что многие гражданские здания в плане имеют форму креста, и остроконечные крыши перпендикулярных объёмов как бы разрезают друг друга:
Это был вид с тыла на Танцхаус - бывший зал приёмов бургомистра (1444). Здесь он тоже совмещался с пекарней - гостей угощали свежей выпечкой. Его фасадная сторона не в пример наряднее:
Мы уже на главной площади города - Марктплатц. Она имеет неправильную форму, расширяясь как к югу, где стоит уже знакомая нам кирха, так и к северу, где размещается ратуша:
Ратуша была построена ещё в 14 веке, но в течение 16-го дополнялась различными элементами - фронтонами, эркерами, порталами, так что её стиль можно назвать ренессансом на готической основе. Парадная лестница появилась позже других пристроек, но выглядит древней по той простой причине, что реставраторы её не штукатурили:
Севернее ратушной, находится ещё одна историческая рыночная площадь - Hafenmarkt. Здесь, в числе прочего, мы находим ещё один великолепный ренессансный фасад:
Здание (то ли концертный зал, то ли отель) называется Klösterle, в честь древнего францисканского монастыря, стоявшего на этом месте. Современный вид оно получило в 1586 году - не перестаю поражаться, что такие шедевры строились в сугубо утилитарных целях (в данном случае, для зернохранилища). Обратите также внимание, насколько удачно вписалось в застройку новейшее здание финуправления и фонтан перед ним.
На южной стороне той же площади нашёлся необычный уголок. Похоже, что в Нёрдлингене жили какие-то неправильные немцы - совершенно не заботились о геометрической строгости линии фасадов, причём во всех измерениях:
Хаотическим стал и мой маршрут. Сперва я направился на восток по Löpsinger Straße, однако до одноимённых городских ворот не дошёл, ограничившись снимком издалека:
Это 42-метровая башня Лёпзингер, маркирующая направление на Нюрнберг. Как и вся стена, она была сооружена в 14 веке, но затем снесена и построена заново в 1594-м. Внутри неё размещается музей городских стен.
За несколько кварталов до неё, я свернул на юг по улице Bei den Kornschrannen - "зерновых складов". На ней и правда стоят бывшие склады - длинные и не особо фотогеничные, поэтому заснял не их, а обычную застройку:
Из-за универмага, я принял этот дом за новодел, но это не так: пусть и сильно реновированный, он стоит здесь с 17 века. Не знаю почему, но фахверк очень быстро начинает мозолить глаза, и даже очень красивые здания перестают восприниматься. В результате, я прошёл метров 400 дальше на юг и ни разу не расчехлил объектив. Теперь мы уже к югу от Рынка и городской кирхи, на очередной площади имени какого-то рынка - Schäfflesmarkt (гугль такого слова даже не знает). Площадь треугольной формы, и на ней, кроме вездесущего фахверка, обнаруживается намёк на барокко:
Цепочка площадей-рынков продолжается площадью Brettermarkt (на ней торговали досками). Эта площадь одна из самых больших, к тому же, редкое в городе место без фахверка. А вот рождественская ёлка, похоже, торчит тут круглый год:
На крайнем юге стоит второй большой храм в городе - католическая приходская церковь св.Сальватора, построенная в начале 15 века монахами кармелитского монастыря. Как и францисканцы, кармелиты покинули город с утверждением лютеранства, и не вернулись даже после победы контрреформаторов. Церковь и постройки возвратили католикам только в 19 веке. Кельи - типичный ренессанс:
А вот сама церковь готическая:
Местный пористый строительный камень после шлифовки становится каким-то безликим и похожим на папье-маше; вспомните, насколько лучше выглядел необработанное резное крыльцо ратуши. А фасад так и вовсе ошеломил полным отсутствием декора. Вроде бы пуристы стиля среди католиков не водятся, или я неправ?
Рядом с кирхой наконец нашлась постройка нового времени, но вместо модерна здесь, видимо, просто имитировали старый стиль. Догадались бы, что это здание 1905 года?
А в обратную сторону (на северо-восток), та же улица Lange Gasse содержит рядовую жилую застройку без фахверка и лишнего декора - от центра далековато, и туристы сюда не заглядывают:
К городской стене выходим в её самой южной точке, в районе башни Feilturm (говорят, в ней раньше размещалась долговая тюрьма):
С внешней стороны, ров давно засыпан и превратился в парк, но мы пойдём дальше не по аллее, а прямо по верху стены. Нёрдлинген, кажется, единственный город, который можно полностью обойти таким способом. Периметр стены составляет 2600 метров, и прогулка по ней заняла у меня 45 минут притом, что останавливался я нечасто и шёл довольно быстрым шагом. Стена связывает 5 городских ворот, 11 промежуточных башен и один бастион. Пройдём по крытой галерее по часовой стрелке и посмотрим на город с ракурсов на уровне крыш.
Между башнями Файль и Бергер (что на дальнем плане), к стене лепятся какие-то фавеллы:
Интересно было бы заглянуть и оценить, как живёт немецкая городская беднота:
Зайти внутрь богатых домов я бы тоже не отказался, но никто не приглашал. Остаётся заглядывать на чердаки, на которых живут всякие печные тролли:
С тыла удалось увидеть, как выглядит пресловутый фахверк до реставрации, так сказать, в своём первозданном виде:
Крыши только что виденного комплекса св.Сальватора подобраны по высоте так, что образуют сплошное оранжевое пятно:
А на северо-западе обнаружился настоящий городской пивзавод:
Судя по количеству тары, продукция "Золотого якоря" пользуется хорошим спросом:
Штабеля стоят вплоть до стен старого госпиталя:
В северную часть города мы даже не заглянули, а напрасно: там есть несколько интересных объектов, например, водяная мельница. А за этим фахверковым гаражом находится музей кратера Рис:
До башни Лёпзингер я всё-таки дошёл, но не по улицам, а по стенной галерее:
С неё открывается замечательная перспектива на колокольню Даниила. Улица Лёпзингер плавно извивается, обходя выступающие фасады домов:
Несмотря на такое обилие красивых и стильных домов, Нёрдлинген в целом показался несколько однообразным, сонным и скучноватым - может быть поэтому здесь на порядок меньше туристов, чем в похожем на него Ротенбурге. Тем не менее, рекомендую посетить Нёрдлинген по пути, хотя бы ради прогулки по городской стене.