Нёрдлинген

Jul 19, 2012 09:21

Нёрдлинген (Nördlingen, 19 тыс. жит.) - небольшой город на западной границе Баварии, интересный своим хорошо сохранившимся средневековым центром, полностью окружённым крепостной стеной. Поселение, известное с 10 века, оказалось на перекрёстке важных путей и, как следствие, быстро превратилось в центр ярмарок и торговли широким спектром товаров. Получив городские права в 1215 году, Нёрдлинген сразу стал и имперским вольным городом, а позже вошёл в Швабскую лигу. В эпоху Реформации, город стал лютеранским, за что и поплатился в ходе Тридцатилетней войны: в результате осады, сражений и взятия города католическими войсками Габсбургов, он потерял половину своего населения. В начале 18 века, основные торговые потоки сместились с суши на море, и город постепенно лишился главного источника развития. Запасных вариантов не было - ведь административного или церковного значения Нёрдлинген никогда не имел, и в итоге вступил в длительный период стагнации. Лишь перед второй мировой, численность его населения достигла уровня начала 17 века.

Не будучи изначально привязан к какому-либо феодальному замку, город рос и развивался буквально в чистом поле - на плоской как стол равнине дна древнего кратера Nördlinger Ries (предположительно метеоритного), и защитить его от врагов могли только рукотворные оборонительные сооружения. Словно для иллюстрации законов геометрии, сооружённые в 1327 году городские стены приняли оптимальную форму круга. Компактность города наряду с уязвимостью его географического положения хорошо иллюстрирует снимок с высоты:



Нёрдлинген, как и посещённый мной утром того же дня Ротенбург, является пунктом на туристической Romantische Straße, но в отличие от своего северного соседа, принадлежит уже не Франконии, а Швабии. В чём состоит этнокультурная разница между этими баварскими регионами, я не скажу - знаток немецкой культуры из меня никакой, и даже наглядное сравнение двух городов не позволило уловить разницу. Так что оставлю выводы специалистам, а сам просто покажу то, что удалось увидеть своими глазами. По традиции, привожу схему проезда:



В отличие от предыдущих городов, в Нёрдлингене не наблюдалось никакой движухи, и проблем с парковкой не возникло: я без помех проник внутрь городских стен и оставил машину там, где больше понравилось. Попытка проложить логичный маршрут по круглому городу с хаотическим рисунком улиц заранее обречена на провал, поэтому идём куда глаза глядят, ну например, к главной площади, до которой было всего-то метров триста. Точка старта выпала на площадь с говорящим названием Weinmarkt в западной части города. На плане её легко найти по номеру 24:



В старом городе великое множество реновированных зданий эпох Средневековья и Возрождения; каждое запечатлеть не было никакой возможности, поэтому снимал только избранные, то есть те, на которые открывался хороший ракурс и падало правильное освещение. Объект №24 как раз попал в их число:



Это импозантное ренессансное здание 1545 года (Hallgebäude) служило товарным (вероятно, соляным) складом - если помните, подобные мы видели в Регенсбурге. Слева от него виднеется главная городская церковь св.Георга со звонницей, получившей имя собственное - башня Даниила (Daniel). С этого ракурса кирха кажется небольшой, но на самом деле она гигантских размеров - длиной 93 и высотой 90 метров, под стать кафедральным соборам. Её реальный объём раскрывается издалека, например, с городской стены:



Церковь была построена на средства города, в неспешном темпе (1427-1505) и в позднеготическом стиле. Вскоре она стала лютеранской и остаётся таковой до сих пор. Насколько я понимаю, она не отличается выдающейся архитектурой, да ещё частично закрыта лесами:



Круглая башенка в углу - не придел и не часовня, а комната дозорного: с колокольни все подступы к городу отлично просматривались.

Однако, мы забежали немного вперёд; не спеша пройдём по улице Полицайгассе от Винного рынка до просто Рынка. Здания на ней отличаются большим разнообразием фасадов - дом начала 17 века может мирно соседствовать с домом конца 19-го:



По пути заглянул налево, в боковую улочку. Там тоже есть симпатичные домики, а на фронтонах некоторых для удобства любознательных туристов пишут дату основания и ремонта (дом 15 века с нависающими ярусами по адресу Luckengasse, 5):



Замечаем, что многие гражданские здания в плане имеют форму креста, и остроконечные крыши перпендикулярных объёмов как бы разрезают друг друга:



Это был вид с тыла на Танцхаус - бывший зал приёмов бургомистра (1444). Здесь он тоже совмещался с пекарней - гостей угощали свежей выпечкой. Его фасадная сторона не в пример наряднее:



Мы уже на главной площади города - Марктплатц. Она имеет неправильную форму, расширяясь как к югу, где стоит уже знакомая нам кирха, так и к северу, где размещается ратуша:



Ратуша была построена ещё в 14 веке, но в течение 16-го дополнялась различными элементами - фронтонами, эркерами, порталами, так что её стиль можно назвать ренессансом на готической основе. Парадная лестница появилась позже других пристроек, но выглядит древней по той простой причине, что реставраторы её не штукатурили:



Севернее ратушной, находится ещё одна историческая рыночная площадь - Hafenmarkt. Здесь, в числе прочего, мы находим ещё один великолепный ренессансный фасад:



Здание (то ли концертный зал, то ли отель) называется Klösterle, в честь древнего францисканского монастыря, стоявшего на этом месте. Современный вид оно получило в 1586 году - не перестаю поражаться, что такие шедевры строились в сугубо утилитарных целях (в данном случае, для зернохранилища). Обратите также внимание, насколько удачно вписалось в застройку новейшее здание финуправления и фонтан перед ним.

На южной стороне той же площади нашёлся необычный уголок. Похоже, что в Нёрдлингене жили какие-то неправильные немцы - совершенно не заботились о геометрической строгости линии фасадов, причём во всех измерениях:



Хаотическим стал и мой маршрут. Сперва я направился на восток по Löpsinger Straße, однако до одноимённых городских ворот не дошёл, ограничившись снимком издалека:



Это 42-метровая башня Лёпзингер, маркирующая направление на Нюрнберг. Как и вся стена, она была сооружена в 14 веке, но затем снесена и построена заново в 1594-м. Внутри неё размещается музей городских стен.

За несколько кварталов до неё, я свернул на юг по улице Bei den Kornschrannen - "зерновых складов". На ней и правда стоят бывшие склады - длинные и не особо фотогеничные, поэтому заснял не их, а обычную застройку:



Из-за универмага, я принял этот дом за новодел, но это не так: пусть и сильно реновированный, он стоит здесь с 17 века. Не знаю почему, но фахверк очень быстро начинает мозолить глаза, и даже очень красивые здания перестают восприниматься. В результате, я прошёл метров 400 дальше на юг и ни разу не расчехлил объектив. Теперь мы уже к югу от Рынка и городской кирхи, на очередной площади имени какого-то рынка - Schäfflesmarkt (гугль такого слова даже не знает). Площадь треугольной формы, и на ней, кроме вездесущего фахверка, обнаруживается намёк на барокко:



Цепочка площадей-рынков продолжается площадью Brettermarkt (на ней торговали досками). Эта площадь одна из самых больших, к тому же, редкое в городе место без фахверка. А вот рождественская ёлка, похоже, торчит тут круглый год:



На крайнем юге стоит второй большой храм в городе - католическая приходская церковь св.Сальватора, построенная в начале 15 века монахами кармелитского монастыря. Как и францисканцы, кармелиты покинули город с утверждением лютеранства, и не вернулись даже после победы контрреформаторов. Церковь и постройки возвратили католикам только в 19 веке. Кельи - типичный ренессанс:



А вот сама церковь готическая:



Местный пористый строительный камень после шлифовки становится каким-то безликим и похожим на папье-маше; вспомните, насколько лучше выглядел необработанное резное крыльцо ратуши. А фасад так и вовсе ошеломил полным отсутствием декора. Вроде бы пуристы стиля среди католиков не водятся, или я неправ?



Рядом с кирхой наконец нашлась постройка нового времени, но вместо модерна здесь, видимо, просто имитировали старый стиль. Догадались бы, что это здание 1905 года?



А в обратную сторону (на северо-восток), та же улица Lange Gasse содержит рядовую жилую застройку без фахверка и лишнего декора - от центра далековато, и туристы сюда не заглядывают:



К городской стене выходим в её самой южной точке, в районе башни Feilturm (говорят, в ней раньше размещалась долговая тюрьма):



С внешней стороны, ров давно засыпан и превратился в парк, но мы пойдём дальше не по аллее, а прямо по верху стены. Нёрдлинген, кажется, единственный город, который можно полностью обойти таким способом. Периметр стены составляет 2600 метров, и прогулка по ней заняла у меня 45 минут притом, что останавливался я нечасто и шёл довольно быстрым шагом. Стена связывает 5 городских ворот, 11 промежуточных башен и один бастион. Пройдём по крытой галерее по часовой стрелке и посмотрим на город с ракурсов на уровне крыш.

Между башнями Файль и Бергер (что на дальнем плане), к стене лепятся какие-то фавеллы:



Интересно было бы заглянуть и оценить, как живёт немецкая городская беднота:



Зайти внутрь богатых домов я бы тоже не отказался, но никто не приглашал. Остаётся заглядывать на чердаки, на которых живут всякие печные тролли:



С тыла удалось увидеть, как выглядит пресловутый фахверк до реставрации, так сказать, в своём первозданном виде:



Крыши только что виденного комплекса св.Сальватора подобраны по высоте так, что образуют сплошное оранжевое пятно:



А на северо-западе обнаружился настоящий городской пивзавод:



Судя по количеству тары, продукция "Золотого якоря" пользуется хорошим спросом:



Штабеля стоят вплоть до стен старого госпиталя:



В северную часть города мы даже не заглянули, а напрасно: там есть несколько интересных объектов, например, водяная мельница. А за этим фахверковым гаражом находится музей кратера Рис:



До башни Лёпзингер я всё-таки дошёл, но не по улицам, а по стенной галерее:



С неё открывается замечательная перспектива на колокольню Даниила. Улица Лёпзингер плавно извивается, обходя выступающие фасады домов:



Несмотря на такое обилие красивых и стильных домов, Нёрдлинген в целом показался несколько однообразным, сонным и скучноватым - может быть поэтому здесь на порядок меньше туристов, чем в похожем на него Ротенбурге. Тем не менее, рекомендую посетить Нёрдлинген по пути, хотя бы ради прогулки по городской стене.

малые города, заводы, ренессанс, церкви протестантские, площади, Германия, исторические центры, Швабия, Бавария, брамы, фахверк, старинные здания, крепостные стены, церкви католические, ратуши

Previous post Next post
Up